Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 22:41, контрольная работа
Понятие «персонал предприятия». Персонал как объект предприятия. Понятие трудовых ресурсов. Качество трудовых ресурсов. Трудовой потенциал.
Профессиональное образование персонала ( обучение ) и повышение квалификации. Понятие, сущность. Направления и формы профессионального обучения: на рабочем месте, внепроизводственное обучение. Характеристика методов обучения.
Вопрос № 1
Понятие «персонал предприятия». Персонал как объект предприятия. Понятие трудовых ресурсов. Качество трудовых ресурсов. Трудовой потенциал.
Ответ:
Персонал предприятия – это совокупность
физических лиц, состоящих с фирмой как
юридическим лицом в отношениях, регулируемых
договором найма. Он представляет собой
коллектив работников с определенной
структурой, соответствующей научно-техническому
уровню производства, условием обеспечения
производства рабочей силой и установленным
нормативно-правовым требованиям. Категория
«персонал предприятия» характеризует
кадровый потенциал, трудовые и человеческие
ресурсы производства. Она отражает совокупность
работников различных профессионально-
Персонал предприятия как
Любое промышленное
предприятие, будучи целостной производственно-
Хотя элементы управления внутренне присуще любому процессу труда, лишь на определенной ступени развития производства управления выделяется самостоятельную функцию, самостоятельный вид деятельности. Первоначально необходимость управления возникла с появлением разделения труда, что потребовало кооперирования деятельности специализированных производителей. Еще при простой кооперации в мануфактурном производстве выделилась особая функция управления, направленная на координацию трудовых усилий работников, занятых совместной деятельностью. С развитием производства и экономических связей в обществе управление усложнилось и стало организующим началом в развитии общественного производства.
В результате сейчас на предприятии одна часть работников занимается непосредственным трудом по производству материальных благ, другая – управлением. Между этими двумя группами людей возникают определенные отношения, которые могут быть охарактеризованы как отношения между субъектом и объектом управления в процессе производственно - кооперированного труда.
Объект управления - это отдельный работник или некая их совокупность, выступающая как трудовой коллектив. Совокупность работников может включать как весь персонал предприятия, на который распространяются управленческие решения общего характера, так и персонал структурного подразделения ( отдела, цеха ) или производственной ячейки ( бригада ) .
Субъект управления – это органы управления всех уровней по отношению к своим объектам, а так же руководителей всех рангов по отношению к своим подчиненным.
При этом коллективы предприятия и их структурных подразделений представляют собой единство двух подсистем: управляющей и управляемой ( субъекта и объекта управления ).
1
Вид управленческой деятельности, объектом которого являются люди, коллективы работников, получил название управление персоналом. Сложность современного производства и многоступенчатость структуры управления приводят к тому, что отношения управления персоналом подразделяются на следующие организационные виды:
- между ступенями управления ( например, между аппаратами управления участков, цехов и предприятия ), то есть вертикальные связи;
- между звеньями
управления каждой ступени ( например,
между аппаратами управления
различных цехов, между
- между одноименными,
функциональными звеньями
3. Отношения между
4. Отношения между
Трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств, способна производить материальные блага и услуги.
Необходимые для осуществления полезной деятельности психофизиологические и интеллектуальные качества человека зависят от возраста, который выступает своего рода критерием, позволяющим выделить из своего населения собственно трудовые ресурсы. Согласно сложившейся статистической практике трудовые ресурсы состоят из трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте.
В настоящее время в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации нижней границей трудоспособного возраста считается 16 лет, а верхней, определяемой правом на получение пенсии – 54 года для женщин и 59 лет для мужчин. Однако для некоторых видов профессиональной деятельности, связанных с высокими психофизиологическими нагрузками на организм человека, пенсионная планка заметно ниже – на 5-10, а то и более лет. Это касается производств с неблагоприятными, тяжелыми условиями труда ( например, добыча угля, выплавка металла и др.), а также тех профессиональных занятий, глее с годами утрачивается возможность поддержать нужную «трудовую форму» ( например, балет ). В реальной жизни многие из «льготных пенсионеров» продолжают трудиться в прежнем качестве или на другой работе и поэтому остаются в составе трудовых ресурсов. Неработающие исключаются из их состава.
Определенную часть людей трудоспособного возраста составляют те, кто никогда не работал или перестал работать из-за плохого здоровья. Речь идет об инвалидах 1 и 2 групп, которых государство обеспечивает пенсией. Однако некоторые из этой группы населения, особенно в случаях, когда на производствах создаются приемлемые условия, трудятся. Поэтому к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте относятся граждане этого возраста, за исключением неработающих инвалидов 1 и 2 групп.
Статус в занятости определяется для той части трудовых ресурсов, которая участвует в общественно-полезной деятельности. К ней относится группа людей, которые предлагают рабочую силу для производства товаров и услуг с целью получения дохода, так и та группа населения, которая участвует в общественно полезной деятельности, не приносящей прямого денежного дохода, либо приносящей доход, непосредственно не связанный с производством товаров и услуг. В первую группу входят граждане, занятые в государственном секторе экономики, в кооперативах, в частном секторе. Во вторую группу входят учащиеся с отрывом от производства, служащие Российской армии.
Часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, составляет экономически активное население ( рабочую силу ). Его численность измеряется по отношению к определенному периоду и включает занятых и безработных.
Качество трудовых ресурсов
Под качеством трудовых ресурсов подразумевается совокупность различных показателей образования, профессиональной квалификации тех, кто работает, их здоровья, эмоционального настроения, добросовестного отношения к работе, желания и способности производительно трудиться.
Влияние способностей людей к труду особенно возрастает при применении в производстве Машин механизации и особенно автоматизации производства.
Казалось бы, когда вместо человека работают машины, его роль должна уменьшаться. Однако машины сами работать не могут, человек «заводит» их, составляет и контролирует программы их работы. Чем больше машины заменяют труд человека, тем больший объем производимой продукции зависит от того, как человек этими машинами управляет. Поэтому его влияние на производство увеличивается.
В настоящее время качество трудовых ресурсов рассматривается как наиболее важный фактор для развития производства. Затраты на поддержание и совершенствование качества трудовых ресурсов называют вложением в человеческий капитал. Затрачиваются огромные средства на создание благоприятных условий работы, профессионального роста работников, укрепления их здоровья и организацию отдыха.
Качество трудовых ресурсов зависит, прежде всего, от общего образования и профессиональной подготовки работников. Между увеличением знаний и развитием производства существует прямая связь. Подсчитано, что для увеличения производительности труда в 2 раза необходимо увеличить знания своих работников в 4 раза. В экономически развитых странах 25-30% прироста объемов производства в промышленности достигает за счет роста образования и профессиональной подготовки работающих. Практика показала, что деньги, затраченные на эти цели, приносят предприятиям не меньшую прибыль, чем затраты на улучшение их технического состояния.
Техническое
вооружение производства, использование
в нем новейших технологий изменяет
представление о производстве и
условиях, необходимых для его
выполнения. Все чаще производственный
процесс протекает уже не в
стенах завода, не связан с крупным
оборудованием и многочисленным
коллективом. Нередко он выполняется
в тиши библиотек или даже дома.
Рабочее место при этом оснащено
лишь персональным компьютером, включенным
в интегрированные
Производство непрерывно повышает требования к качеству трудовых ресурсов. Современный работник должен обладать знаниями, обеспечивающими взаимодействие со сложной техникой и новейшими технологиями. Основы таких знаний закладываются в школьных классах. Ключевые теги: качество, ресурсы, трудовые, производство.
Трудовой потенциал работника – это совокупность физических и духовных качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности, способность достигать в заданных условиях определенных результатов, а также совершенствоваться в процессе труда.
Основными компонентами трудового потенциала работника являются:
- психофизиологическая
составляющая: состояние здоровья,
работоспособность,
- социально-демографическая составляющая: возраст, пол, семейное положение и др.;
- квалификационная
составляющая: уровень образования,
объем специальных знаний, трудовых
навыков, способность к
- личностная составляющая: отношение к труду, дисциплинированность, активность, ценностные ориентации, мотивированность, нравственность и др.
- Трудовой
потенциал работника не
3
Но они могут снижаться при ужесточении режима работы, ухудшения здоровья и т. п.
Важной, но до конца не решенной является проблема оценки трудового потенциала, с помощью которой можно измерять и интенсивно использовать личный трудовой потенциал. На практике применяются следующие методы измерения трудового потенциала.
Количественная оценка производится, как правило, лишь в отношении таких характеристик, как пол, возраст, стаж, уровень образования, состояние здоровья.
Балльная оценка ( по 7-10 балльной шкале) применяется в отношении показателей, характеризующих возраст, здоровье, подготовку работника, его интеллектуальный, творческий, и инновационный потенциал. Такой метод оценки доступен для использования в каждой организации, но он недостаточно объективно отражает степень использования трудового потенциала.
Информация о работе Контрольная работа по "Управление персоналом предприятия"