Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 22:41, контрольная работа
Понятие «персонал предприятия». Персонал как объект предприятия. Понятие трудовых ресурсов. Качество трудовых ресурсов. Трудовой потенциал.
Профессиональное образование персонала ( обучение ) и повышение квалификации. Понятие, сущность. Направления и формы профессионального обучения: на рабочем месте, внепроизводственное обучение. Характеристика методов обучения.
Система служебно-профессионального продвижения – совокупность средств и методов должностного продвижения персонала, применяемых в различных организациях. Различают два вида должностного продвижения: продвижения специалиста и продвижение руководителя (функциональных и линейных руководителей).
Продвижение персонала состоит из следующих процедур:
Деловая карьера представляет собой продвижения работника по ступеням служебной иерархии или последовательную смену занятий на протяжении его трудовой жизни.
В практике управленческой деятельности встречается множество определений понятия карьеры.
Карьера – это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.
9
Карьера – это субъективно осознанные собственные суждения о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом, это последовательность профессиональных ролей, статусов и видов деятельности в жизни человека.
Карьера – это процесс профессионального роста человека, роста его влияния, власти, авторитета, статуса в среде, выраженный в его продвижении по ступеням иерархии, квалификационной лестницы, вознаграждения, престижа.
На формирование карьеры влияют две группы условий: объективные – не зависящие от человека, и субъективные.
Объективные условия формирования карьеры можно разделить на:
Субъективные условия зависят от самого человека. Так, например, Джон Л. Голланд считает, что выбор карьеры есть самовыражение личности, а не случайное событие, где играет роль «шанс», достижения человека в том или ином виде карьеры зависят от соответствия между его личностью и обстановкой работы.
Цель карьеры проявляется в причине, по которой человек хотел бы иметь конкретную работу, занимать определенную ступеньку на иерархической лестнице должностей.
При планировании карьеры различают три типа целей:
Личные. Они отвечают на вопрос: почему я это собираюсь делать?
Предметные. Они отвечают на вопрос: что именно человек хочет совершить, чтобы осуществить свои личные цели?
Инструментальные. Они отвечают на вопрос: как и устанавливают пути достижения.
Можно выделить конкретные цели карьеры:
Формирование
целей карьеры процесс
Самооценка. Отражает уверенность человека в своих профессиональных и личных силах, его самоуважение и адекватность происходящему, объективная оценка своих возможностей и способностей. Заниженная самооценка приводит к «выученной беспомощности» - человек заранее опускает руки перед трудностями и проблемами, поскольку «все равно ни на что не способен». Завышенная самооценка чревата чрезмерными претензиями на внимание к своей персоне и опрометчивыми решениями.
Уровень притязаний. Высокий уровень притязаний указывает на то, что хочет много достичь в жизни, подняться по профессиональной или социальной лестнице, завоевать свое место под солнцем. Он готов для этого рисковать и браться за трудные задачи. Но реальных результатов он достигнет в том случае, если ему есть на что опереться. Низкий уровень притязаний бывает у людей, предпочитающих синицу в руках, для них важнее не потерять достигнутое и избежать неудачи.
10
Локус контроля. Это показатель ответственности человека. Люди с внешним локусом контроля ищут объяснения всего происходящего в стечении обстоятельств и поступках других людей. В крайних вариантах безответственны, всегда себя оправдывают и не стесняются свалить вину за свои ошибки на окружающих. Внутренний локус контроля говорит об ответственности за свои поступки и способности делать выводы из собственных ошибок, что иногда приводит к склонности к самообвинениям.
В реальной жизни наиболее часто встречаются шесть типов подходов к построению карьеры.
1. Альпинист – сознательная карьера, не склонен к резким необдуманным решениям; проходит ступени снизу доверху; следующий шаг, только хорошо закрепившись и подстраховавшись. Полон решимости дойти до вершины и будет ее штурмовать до победы.
2. Иллюзионист – предпочитает казаться, чем «быть»; хорошо умеет его эксплуатировать внешние признаки имиджа успешного человека; ждет самую высокую волну, которая подняла бы его наверх; может манипулировать окружающими, не склонен брать на себя большую ответственность; уйдет к конкуренту при более выгодном предложении.
3. Мастер – интересно осваивать новые области, главное – интересная насыщенная жизнь, ощущение движения вперед (а не вверх). Может принимать неожиданные для окружающих решения об уходе или смене деятельности.
4. Муравей – работает строго по конкретным задачам из-за боязни совершить ошибку, исполнителен, боится ответственных решений; четкие инструкции, отсутствие свободы выбора и похвала руководства будут ему лучшей наградой.
5. Коллекционер – хочет достичь вершин, но слишком долго готовиться начать профессиональную деятельность, имеет несколько образований, но реального опыта почти не имеет; туманно представляет себе свой карьерный путь, денежные притязания выше его реальной стоимости.
6. Узурпатор – надеется в жизни в основном на себя, движется по карьерной лестнице, погоняемый самолюбием, ориентирован на вертикальную карьеру, авторитарный стиль управления. Чувствует себя ответственным, старается контролировать свою работу и работу соседних подразделений, часто произвольно расширяя свои полномочия. Неуверенность заставляет его примыкать к сильным группам, но недоверие не дает использовать открывающиеся возможности.
Для современной России характерны несколько типов карьеры, которые определяют организационное поведение руководителей.
Ситуационная карьера. Особенность этого вида карьеры состоит в том, что поворотами в карьере человека распоряжается его величество Случай.
Карьера «от начальника» - модификация предыдущей, акцентируется внимание на начальнике – лице, принимающем решение, называют «зависимой» карьерой, «подхалимской» , «угоднической».
Карьера в зависимости «от развития объекта». Бывают условия и ситуации, когда карьера человека находится как бы в его собственных руках, ведущую роль играют личные способности по развитию объекта и поддержка со стороны руководства.
Собственноручная – человек собственными усилиями и стараниями добивается определенного положения в организации.
Карьера «по трупам» - карьерные интересы сильно превалируют, что не останавливается ни перед чем в желании пройти наиболее короткий путь к нужной должности. «Трупный карьерист» использует различные методы и приемы уничтожения их, кто мешает ему
на «карьерной дороге».
Системная карьера. Данный вид считается важнейшим признаком современного уровня кадрового менеджмента. Системная карьера требует более качественных информационных, организационных, социальных, социально-психологических и психологических технологий. Ее главные идеи заключаются в том, чтобы:
- соединить
в единое целое различных
- создать организационный фундамент для планирования карьеры;
11
- не поддаваться
влиянию случайных факторов, противопоставив
им системный подход и
- обучить
работников кадровых служб для
квалифицированной разработки
На практике существует большое многообразие вариантов карьеры, которые базируется на четырех основных моделях:
Различают несколько видов карьеры:
По среде рассмотрения карьеру традиционно делят на профессиональную и организационную (внутриорганизационная и межорганизационная).
Профессиональная карьера – сотрудник в процессе профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных способностей, наконец, уход на пенсию. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной профессии, выбранной в начале деятельности) или транспрофессионализации (овладение другими, смежными областями знаний и навыков).
Внутриорганизационная карьера – охватывает последовательную смену стадий развития работника в рамках одной организации.
Внутриорганизационная карьера по направленности бывает:
- вертикальная
– именно с этим направлением
часто связывают само понятие
карьеры, так как в этом
- горизонтальная
– перемещение в другую
12
- центростремительная – движение к центру, руководству организации (приглашение работника на не доступные ему ранее встречи, совещания как формального, так и неформального характера; получение доступа к неформальным источникам информации; доверительные обращения; отдельные важные поручения руководства).
- ступенчатая
– осуществляется посредством
чередования вертикального
- специалиста
– ориентирована на
- управленца
– должностной рост в
Межорганизационная – в процессе своей профессиональной деятельности работник проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию – последовательно работая в разных организациях на различных должностях. Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной (разнопрофильная).
Информация о работе Контрольная работа по "Управление персоналом предприятия"