Корпоративная этика и социальные основы ее формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

В своей курсовой работе я намерена подробно остановиться на этике трудовых отношений как важном инструменте корпоративного управления. Корпоративная этика является ключевым элементом, объединяющим людей — участников производственного процесса на предприятии — в единый социальный организм (человеческое сообщество). Под воздействием корпоративной этики деятельность работников организуется не столько на основе приказов или компромиссов, сколько за счет внутренней согласованности ориентиров и стремлений сотрудников. Организация, построенная на единстве мировоззрения и ценностных установок ее членов, становится наиболее гармоничной и динамичной формой производственного сообщества.

Файлы: 1 файл

Корпоративная этика и социальные основы ее формирования.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

Введение.

В своей  курсовой работе я намерена подробно остановиться на этике трудовых отношений как важном инструменте корпоративного управления. Корпоративная этика является ключевым элементом, объединяющим людей — участников производственного процесса на предприятии — в единый социальный организм (человеческое сообщество). Под воздействием корпоративной этики деятельность работников организуется не столько на основе приказов или компромиссов, сколько за счет внутренней согласованности ориентиров и стремлений сотрудников. Организация, построенная на единстве мировоззрения и ценностных установок ее членов, становится наиболее гармоничной и динамичной формой производственного сообщества.

Российское  деловое сообщество формируется  и развивается в глобальной среде: процессы и тенденции, оказывающие влияние на мировой бизнес, влияют на деятельность российских компаний.

Обращение к вопросам корпоративной этики  в современной России особенно актуально. Ни для кого не секрет, что в трудовой сфере широко распространены теневые отношения: наем без официального оформления, зарплата «в конвертах», несоответствие формальных условий найма фактическим и т.п. Такие методы позволяют работодателю самым неприкрытым образом игнорировать социальные нормы трудоустройства и благодаря этому экономить на издержках, связанных с оплатой труда и соответствующими отчислениями в бюджет.

Корпоративная этика, социальная ответственность  бизнеса, корпоративное управление и устойчивое развитие – эти концепции  постепенно, но уверенно внедряются в практику передовых российских компаний.

Влияние различных групп внутри и за пределами  компании ставит достижение стратегических целей бизнеса – постоянное развитие и рост рыночной стоимости – в  зависимость от грамотного внедрения  и практического использования механизмов и инструментов управления социальной ответственностью.

В свою очередь бизнес во всем мире становится инициатором и активным участником прозрачных механизмов функционирования корпорации, социального диалога  и правил социально ответственного поведения.

Этику и мораль обычно относят к сфере  приватного, того, что имеет мало общего с функционированием общественных институтов. В бизнесе этику часто  воспринимают даже как помеху или  излишнюю нагрузку.

Время доказало несостоятельность этой точки  зрения. Там, где этические основания общественной жизни остаются непроясненными, общественные механизмы начинают работать, по меньшей мере, ущербно. Отсутствие доверия оборачивается повышением стоимости трансакций, ненадежность партнеров ведет к провалу сделок и проектов, недостаток ясных правил игры приводит к хаотизации экономической жизни. В современном обществе, где экономика требует сложных и тонких производственных цепочек, высокоорганизованных систем сбыта, в которые включены сотни партнеров, игнорирование этического измерения является недопустимой роскошью. В правильно организованном обществе и при хорошо работающей конкуренции нечестные участники рынка должны неминуемо гибнуть.

Моя задача в данной курсовой работе  - показать, что этика и мораль составляют основание человеческого поведения, в особенности экономического, хозяйственного поведения людей.  В современном обществе они являются необходимой предпосылкой благосостояния и функционирования социальных институтов и систем…

Сказанное в особенности касается того, что мы называем корпоративной этикой. Корпоративная этика является смазкой для важнейших элементов экономики. Она помогает кооперации крупных предприятий и государственных институтов, помогает достичь гармонии и эффективности в работе, улучшить имидж и социальный капитал фирм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Из истории корпоративной этики.

Ситуация  в области трудовой морали и этики  в современной России имеет сегодня  свои особенности. Старые нормы советской  трудовой морали разрушены, в средствах  массовой информации ведется широкая пропаганда западных ценностей либерального толка, широкое распространение получили нормы криминальной субкультуры. О существовании национальной идеи, которая объединила бы россиян и служила им ценностно-нормативным ориентиром, в том числе в хозяйственной жизни, пока говорить не приходится.

Существующее вокруг нас сегодня ценностное многообразие заставляет отдельные предприятия  и предпринимательское сообщество в целом проявлять собственную  инициативу в этическом плане. При  этом ни в коем случае нельзя сказать, что формирование деловой этики начинается с нуля. В генетическом коде нации сохранились традиции дореволюционного предпринимательства. Общенациональные принципы ведения в виде морального кодекса российского предпринимателя были официально декларированы еще в 1912 году, а газета деловых кругов «Биржевые ведомости» выходила в дореволюционной России под лозунгом «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли». Не следует забывать и о том, что в советское время существовала своеобразная этика предприятия, в которой существовали понятия «трудового коллектива», «социальной ответственности руководителя», «общественной значимости труда», «участия трудящихся в управлении» и т. п.

Первые ростки на поле деловой этики в современной  России стали пробиваться в 90-х годах. Был принят ряд профессиональных этических кодексов, среди которых следует упомянуть: Кодекс чести банкира (1992), Правила добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участников фондового рынка (1994), Кодекс чести членов Российской гильдии риэлторов (1994), Кодекс профессиональной этики членов российского общества оценщиков (1994). Сегодня профессиональные этические кодексы уже приняты или находятся в процессе обсуждения в большинстве сфер предпринимательства.

Проблема этики  осознана и на уровне всего российского  делового сообщества. Переломным здесь  можно считать 1995 год, когда Второй Всероссийский конгресс промышленников и предпринимателей принял Хартию бизнеса  России. Координационный комитет  всероссийского объединения предпринимательских союзов и организаций, так называемый «Круглый стол бизнеса России», поставил одной из своих задач борьбу за соблюдение предпринимательской этики, обратившись к российскому деловому сообществу со следующими словами: «В российской деловой среде уже созрело понимание того факта, что отечественному бизнесу нужны некие этические рамки, за пределами которых — беззаконие, попрание прав личности и в конечном счете крах экономики как системы цивилизованного обмена товарами, услугами и информацией»[1]. В этой связи объединениям предпринимателей пришлось распрощаться с рядом своих бывших участников, не соблюдающих элементарные этические нормы. В том же 1995 году Торгово-промышленная палата России объявила развитие деловой культуры предпринимателей одним из приоритетных направлений своей деятельности и инициировало разработку проекта под общим названием «Российская деловая культура».

На  уровне отдельных предприятий все большее распространение получает практика принятия корпоративных кодексов. Естественно, в авангарде идут крупные компании: в 1998 году приняла кодекс корпоративного управления Сибнефть, в 2000 — Ленэнерго, в 2001 — «ЮКОС»[2].

 

2. Корпоративная этика – определяющий  ориентир.

Этику и мораль обычно относят к сфере  приватного, того, что имеет мало общего с функционированием общественных институтов. В бизнесе этику часто  воспринимают даже как помеху или излишнюю нагрузку.

Время доказало несостоятельность  этой точки зрения. Там, где этические  основания общественной жизни остаются непроясненными, общественные механизмы  начинают работать, по меньшей мере, ущербно. Отсутствие доверия оборачивается повышением стоимости трансакций, ненадежность партнеров ведет к провалу сделок и проектов, недостаток ясных правил игры приводит к хаотизации экономической жизни. В современном обществе, где экономика требует сложных и тонких производственных цепочек, высокоорганизованных систем сбыта, в которые включены сотни партнеров, игнорирование этического измерения является недопустимой роскошью. В правильно организованном обществе и при хорошо работающей конкуренции нечестные участники рынка должны неминуемо гибнуть.

Этика и мораль составляют основание человеческого поведения, в особенности экономического, хозяйственного поведения людей.  В современном  обществе они являются необходимой  предпосылкой благосостояния и функционирования социальных институтов и систем…

Сказанное в особенности  касается того, что мы называем корпоративной  этикой. Корпоративная этика является смазкой для важнейших элементов  экономики. Она помогает кооперации крупных предприятий и государственных  институтов, помогает достичь гармонии и эффективности в работе, улучшить имидж и социальный капитал фирм.

 

Культура и этика  корпорации не являются изолированным  феноменом. В последнее время  объектом пристального внимания стали  межстрановые различия в характере  трудовых отношений и корпоративной этике. Особенно успешной следует признать японскую практику. В США и европейских странах даже возник особый феномен, прозванный «японизацией (тойотизацией) менеджмента». И трудно найти такую развитую западную страну, где бы не пытались внедрить японские «кружки качества». Мода на японский стиль управления не прошла и по сей день. Но наступил период некоторого отрезвления, выявилась ограниченность механического перенесения форм организации трудовых отношений на инородную почву. Это в полной мере касается и России, имеющей свои цивилизационные особенности.

Необходимость этики в России (при действующих законах) вызвана тем, что любой закон несовершенен и его можно обойти. Этика выступает дополнительным регулятором бизнеса, гарантирующим прежде всего участникам рынка, определенные рамки и порядок поведения, в частности, что не будет массового игнорирования законодательства или его неисполнения.

К первоочередным задачам по улучшению  культурного и этического уровня отечественных предпринимателей относятся:

- систематическое научное изучение современного состояния российской деловой культуры, как в общенациональных масштабах, так и в регионах;

- обеспечение российских  предпринимателей необходимой информацией  о нормах делового поведения,  принятых в международном  деловом сообществе;

- обучение предпринимателей  навыкам групповой работы, ведения  переговоров, разрешения конфликтов;

- организация коллективных  обсуждений ключевых проблем  российской деловой культуры  на национальном и международном  уровне;

- целенаправленное формирование позитивного образа российского предпринимателя у российской и международной общественности.

Особенно важно на современном  этапе развития российского предпринимательства  в достаточно короткие сроки перейти  от теоретических разработок в области корпоративной этики и ценностного маркетинга к проверке их на практике.

 

 

 

 

 

3. Формирование здоровой корпоративной  этики.

3.1. Роль  руководителя организации.

Прежде  всего, следует сказать о важной роли руководителей организации на стадии формирования корпоративной этики. Сначала высшие управленческие посты и лидирующее положение в разработке проблем управления занимали инженеры, стремившиеся максимально рационализировать и механизировать производство. На смену им пришли экономисты и финансисты, видевшие главную задачу в получении максимума прибыли за счет правильного использования экономических законов и эффективного управления капиталом. В настоящее время управляющими высшего ранга и разработчиками глобальных проблем социального управления становятся выходцы из структур кадрового менеджмента, т.е. «персоналоведы», ставящие в центр современной концепции управления человека[3].

Современное управление персоналом требует от руководителя новых качеств. Он одновременно должен быть дальновидным стратегом, авторитетным лидером, социальным партнером, смелым новатором, духовным наставником[4]. Хорошего руководителя от плохого, сильного  - от слабого и отличает, по мнению К.Ходжкинсона, профессора Оксфордского университета, способность регулировать ценностные конфликты, анализировать информацию, выявлять побудительные мотивы деятельности и своей, и подчиненных, определять ценностные приоритеты и учитывать их при принятии управленческих решений, полагаясь не только на свою интуицию, но и на логический анализ[5]. Поведение руководителя и стиль управления в значительной степени определяют мотивацию и достижения его подчиненных. На основе деятельности руководителя подчиненные делают выводы о том, какие достижения вознаграждаются, а какие — нет, и что следует из каждого способа деятельности. Очевидно, что именно ценностные представления самого руководителя в основном определяют этические нормы и организационную культуру предприятия.

Создавая  положения о корпоративной этике, руководитель должен исходить из уровня развития коллективных отношений. Если коллектив новый, в нем преобладает формальная сторона отношений, сотрудники присматриваются и друг к другу, и к руководителю. Это самый подходящий момент для руководителя, чтобы установить свои собственные традиции и законы. Если же руководитель пришел в уже сложившийся коллектив, то нельзя сразу все ломать. Необходимо продумать путь постепенного исправления просчетов и ошибок прежнего руководителя, привлекая при этом лидеров данного коллектива.

Для того чтобы добиться максимальной отдачи от работников в процессе труда, современный руководитель должен предстать в их глазах как авторитетный лидер. Должность формально создает для руководителя необходимые предпосылки быть лидером коллектива, но автоматически таковым его не делает. Можно быть первым лицом в организации, но не являться фактическим лидером, так как он не утверждается приказом, а психологически признается окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей и показать выход из казалось бы безвыходных ситуаций. Характер действий лидера принципиально иной, чем у обычного менеджера-администратора. Он не управляет, не командует, а ведет за собой остальных, при этом они выступают по отношению к нему не подчиненными, а последователями[6].

Информация о работе Корпоративная этика и социальные основы ее формирования