Корпоративная этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 09:51, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение роли корпоративной этики как важного инструмента в системе управления трудовыми отношениями на российском предприятии.
Поставленная цель обусловила основные задачи исследования, состоящие в следующем:
1. Изучить теоретические аспекты корпоративной этики как элемента организационной культуры;
2. Дать характеристику корпоративному кодексу, определить степень его влияния на развитие предприятия/организации;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОРПОРАТИВНАЯ ЭТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 5
1.1. Понятие корпоративной этики 5
1.2. Нормативные и законодательные основы корпоративной этики 8
1.3. Цивилизационные основы и историческая эволюция корпоративной этики в России 13
ГЛАВА 2. КОРПОРАТИВНЫЙ КОДЕКС КАК СПОСОБ ВНЕДРЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ 20
2.1. Основные характеристики корпоративного кодекса как основного документа внутренних коммуникаций организации 20
2.2. Подходы к созданию этических корпоративных кодексов 25
2.3.Влияние корпоративного кодекса и корпоративной культуры на развитие предприятия 27
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 31
3.1. Ограничения и основные проблемы корпоративной этики в современных российских компаниях 31
3.2. Принципы корпоративной этики организации на примере коммерческого банка «Евростандарт» 37
3.3. Основные направления совершенствования корпоративной этики 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 50

Файлы: 1 файл

Формирование корпоративной этики.docx

— 109.10 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1.  КОРПОРАТИВНАЯ  ЭТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ  КУЛЬТУРЫ 5

1.1. Понятие  корпоративной этики 5

1.2. Нормативные  и законодательные основы корпоративной этики 8

1.3. Цивилизационные  основы и историческая эволюция  корпоративной этики в России 13

ГЛАВА 2. КОРПОРАТИВНЫЙ  КОДЕКС КАК СПОСОБ ВНЕДРЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ  ЭТИКИ 20

2.1.  Основные  характеристики корпоративного  кодекса как основного документа  внутренних коммуникаций организации 20

2.2. Подходы  к созданию этических корпоративных  кодексов 25

2.3.Влияние  корпоративного кодекса и корпоративной   культуры на развитие предприятия 27

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ  ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ  НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 31

3.1. Ограничения  и основные проблемы корпоративной  этики в современных российских  компаниях 31

3.2. Принципы  корпоративной этики организации  на примере коммерческого банка  «Евростандарт» 37

3.3. Основные  направления совершенствования  корпоративной этики 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 50

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Понятие корпоративной этики  прочно входит в нашу жизнь. Для этого  в обществе сложились все предпосылки. Экономические преобразования, совершаемые в России столкнулись с существенной проблемой. Она связана с отсутствием системы моральных и нравственных ориентиров, декларируемых от имени государства, к которой все привыкли за годы советской власти. Прошлого не вернуть, а без морали и нравственности не прожить. Одними из первых очевидность этого обнаружили руководители крупных, средних и мелких предприятий различных форм собственности. Именно в эту сферу вовлечено наибольшее количество людей, составляющих трудовые коллективы (корпорации). Именно в сфере экономики сейчас так остро возникают вопросы, связанные с человеческим фактором.

Актуальность темы исследования определяется как общемировой тенденцией возрастания роли корпоративной этики в системе современного корпоративного управления, так и особенностями формирования этой системы на российских предприятиях.

Выделение корпоративной  этики в актуальную проблему управленческих отношений обусловлено рядом причин, а именно:

  • возрастанием роли трудовых ресурсов и «человеческого капитала» как решающего фактора производства в современном рыночном хозяйстве;
  • приоритетной ролью социального менеджмента в системе управления предприятием;
  • эволюцией понятия «корпоративная этика», в содержании которой центральным звеном становятся трудовые отношения;
  • возможностью и необходимостью использования корпоративной этики в качестве эффективного инструмента регулирования трудовых отношений на уровне хозяйствующего субъекта.

Изучение корпоративной  этики на российских предприятиях имеет  особую значимость в связи со следующими обстоятельствами: слабой этической основой российского предпринимательства и гипертрофированными, масштабами теневых процессов в сфере трудовых отношений; новым этапом социально-экономического развития России (выход из продолжительного экономического кризиса, признание России страной с рыночной экономикой, принятие нового Трудового кодекса и т.п.); необходимостью адаптации общих закономерностей корпоративной этики к социокультурным особенностям России и национальному менталитету.

Целью работы является изучение роли корпоративной этики как важного инструмента в системе управления трудовыми отношениями на российском предприятии.

Поставленная цель обусловила основные задачи исследования, состоящие в следующем:

    1. Изучить теоретические аспекты корпоративной этики как элемента организационной культуры;
    2. Дать характеристику корпоративному кодексу, определить степень его влияния на развитие предприятия/организации;
    3. определить особенности формирования корпоративной этики на современном этапе.

Объектом исследования являются этические аспекты формирования корпоративной этики на уровне предприятия (организации), предмет исследования - корпоративная этика как инструмент управления 
трудовыми отношениями.

Методология исследования основана на историко-цивилизационном, системном, сравнительном подходах.

Работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка используемой литературы.

 

 

ГЛАВА 1. КОРПОРАТИВНАЯ ЭТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1. Понятие корпоративной  этики

 

Корпоративная этика – это система  ценностей, регулирующая этические отношения в данной организации. В отличие от универсальной корпоративная этика обусловлена особенностями деятельности и целями данной организации, а также сложившимися стереотипами поведения в данной организации. Корпоративная этика является ключевым элементом, объединяющим людей - участников производственного процесса на предприятии - в единый социальный организм (человеческое сообщество) [9, C. 86].

Под воздействием корпоративной этики  деятельность работников организуется не столько на основе приказов или компромиссов, сколько за счет внутренней согласованности ориентиров и стремлений сотрудников. Организация, построенная на единстве мировоззрения и ценностных установок ее членов становится наиболее гармоничной и динамичной формой производственного сообщества.

Корпоративная этика выступает  как форма общественного сознания, присущая как предпринимателям, так  и наемным работникам, которых  объединяют общие цели их профессиональной деятельности. В этом понимании она существенно отличается от интерпретации социальных отношений. Не случайно в конце XIX века она была выдвинута католической церковью как способ решения так называемого «рабочего вопроса» и возвращения корпоративной системе европейского средневековья, напоминавшей дружную, крепкую семью [17, C. 34]. Она является результатом осознания профессиональных интересов как со стороны предпринимателей, менеджеров, так и со стороны наемных работников. В начале XXI века идеология корпоративизма стала вновь актуальной в связи с ужесточением конкуренции и необходимостью объединения усилий всех членов корпорации независимо от их статуса в борьбе за выживание и развитие.

В основу современной корпоративной  этики, по мнению большинства ученых, должны быть положены три важнейшие положения:

- создание материальных  ценностей во всем многообразии  форм рассматривается как изначально важный процесс;

- прибыль и другие доходы  производства рассматриваются как  результат достижения различных общественно значимых целей;

- приоритет в разрешении  проблем, возникающих в деловом  мире, должен отдаваться интересам  межличностных отношений, а не  производству продукции.

Современное управление персоналом требует  от руководителя новых качеств. Он одновременно должен быть дальновидным стратегом, авторитетным лидером, социальным партнером, смелым новатором, духовным наставником [13, C. 38]. Поведение руководителя и стиль управления в значительной степени определяют мотивацию и достижения его подчиненных. На основе деятельности руководителя подчиненные делают выводы о том, какие достижения вознаграждаются, а какие - нет, и что следует из каждого способа деятельности. Очевидно, что именно ценностные представления самого руководителя в основном определяют этические нормы и организационную культуру предприятия.

Выполнение сотрудниками организации  норм и правил этики деловых отношений  становится ее «визитной карточкой» и определяет во многих случаях тот факт, захочет ли внешний партнер или клиент иметь дело с данной организацией в дальнейшем, и насколько успешно будут строиться их взаимоотношения.

Использование норм и правил этики  корпоративных отношений воспринимается окружающими благожелательно в любом случае, даже если человек не обладает достаточно отработанными навыками применения правил этики. Эффект восприятия усиливается многократно, если этичное поведение становится естественным и ненарочитым.В зарубежной управленческой практике выработан ряд специальных мероприятий и методов, направленных на формирование здоровой этической основы трудовых отношений [16, C. 106-107]:

- корпоративные кодексы,  представляющие собой свод принципов  и правил делового поведения,  являются центральным элементом  корпоративной этики. Сегодня их имеют почти все крупные корпорации и около половины мелких фирм;

- «карты этики» - набор  этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс корпорации для каждого сотрудника компании. Они содержат также имя и телефон консультанта компании по этическим вопросам. Данный метод активно применяется в японских компаниях;

- комитеты (или отдельные  специалисты) по этике призваны  вырабатывать этическую политику организации, а также решать конкретные этические проблемы, возникающие в ходе повседневной практики;

- обучение сотрудников  и руководителей этичному поведению  проводится, как правило, на базе семинаров и краткосрочных курсов. Этическая проблематика также активно интегрируется в систему высшего образования. Так, крупный бизнесмен и бывший посол США в Нидерландах Дж. Шэд дал 20 млн. долларов Гарвардскому университету на создание программы по этике бизнеса. Ее цель он видел в том, чтобы выпускники, прослушавшие курс, обладали такими моральными убеждениями, которые обращали бы их профессиональные знания на благо общества, а не в ущерб ему. Для этого, считал Шэд, надо: во-первых, отсеивать кандидатов с искаженными моральными устоями уже на стадии приема в университет; во-вторых, сделать этическую проблематику неотъемлемой частью каждой дисциплины, не ограничиваясь одним курсом по этике [24, C. 23];

- этическая экспертиза  представляет собой всесторонний  анализ конкретного аспекта деятельности организации или отдельного проекта. Результатом такой экспертизы становится система предложений, направленных на улучшение морального климата в организации, ее имиджа в глазах общественности, внесение коррективов в деятельность организации. Когда по тем или иным причинам проблемы организации не могут быть решены собственными силами, приглашаются независимые консультанты по этике со стороны.

 

1.2. Нормативные и законодательные  основы корпоративной этики

 

Следует отметить возрастающее значение общенациональных и международных регуляторов деловой этики и трудовых отношений. Международные своды правил ведения бизнеса приняты Организацией Объединенных Наций, Международной торговой палатой и Организацией экономического сотрудничества и развития. Прообраз мировой системы этических стандартов можно увидеть в «Принципах ведения бизнеса» «Круглого стола Ко». Они были приняты в 1994 году в швейцарском городке Ко лидерами бизнеса Японии, Западной Европы и Соединенных Штатов и к сегодняшнему дню завоевали всеобщее признание в международном деловом сообществе. В нем предпринята попытка выработать единый кодекс поведения для бизнесменов двух существенно различающихся систем делового поведения: западной и восточной (азиатской) [2, C. 120].

В преамбуле «Принципов бизнеса», в частности, говорится: «Законы  и движущие силы рынка являются необходимым, но не достаточным руководством к действию. Фундаментальными принципами являются: ответственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе. Разделяемые всеми ценности, включая обязательство о содействии всеобщему процветанию, так же важны для мирового сообщества, как и для общин меньшего масштаба».

В качестве главных принципов международного бизнеса выделены следующие:

- ответственность бизнеса: от  блага акционеров к благу его  ключевых партнеров; 

- экономическое и социальное  влияние бизнеса на развитие  прогрессивных процессов в мировом сообществе;

- этика бизнеса: от буквы закона  к духу доверия; 

- уважение правовых норм;

- поддержка многосторонних торговых  отношений; 

- забота об окружающей среде; 

- отказ от противозаконных действий [2, C. 121].

Указанные принципы определяют характер взаимоотношений между макросубъектами  социальной и экономической структуры  общества, т.е. между организациями, государством, обществом в целом. Макроуровневый подход особенно значим для экономик переходного периода, когда происходит трансформация основных экономических институтов.

Несоблюдение этических принципов  на макроуровне, как правило, приводит к бесполезной трате усилий на решение частных этических проблем на уровне трудового коллектива.

В Декларации предложены также ключевые принципы взаимоотношений на микроуровне, т.е. организации с покупателями, владельцами (инвесторами), персоналом, поставщиками, конкурентами.

Так, в основу взаимоотношений организации  с покупателями должны быть положены ключевые принципы. Они предполагают:

- обеспечивать своих клиентов  товарами и услугами высшего  качества в соответствии с  их требованиями;

- обходиться с ними честно  во всех аспектах коммерческой  деятельности компании, обеспечивая высокий уровень обслуживания, удовлетворяя потребности клиентов;

- принимать необходимые усилия  для гарантии того, что товары  и услуги будут поддерживать  или улучшать здоровье и безопасность  клиентов, а также состояние окружающей  среды; 

- гарантировать уважение человеческого  достоинства, предлагая товары, занимаясь маркетингом и рекламой; уважать целостность культуры клиентов.

Информация о работе Корпоративная этика