Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 09:51, курсовая работа
Целью работы является изучение роли корпоративной этики как важного инструмента в системе управления трудовыми отношениями на российском предприятии.
Поставленная цель обусловила основные задачи исследования, состоящие в следующем:
1. Изучить теоретические аспекты корпоративной этики как элемента организационной культуры;
2. Дать характеристику корпоративному кодексу, определить степень его влияния на развитие предприятия/организации;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОРПОРАТИВНАЯ ЭТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 5
1.1. Понятие корпоративной этики 5
1.2. Нормативные и законодательные основы корпоративной этики 8
1.3. Цивилизационные основы и историческая эволюция корпоративной этики в России 13
ГЛАВА 2. КОРПОРАТИВНЫЙ КОДЕКС КАК СПОСОБ ВНЕДРЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ 20
2.1. Основные характеристики корпоративного кодекса как основного документа внутренних коммуникаций организации 20
2.2. Подходы к созданию этических корпоративных кодексов 25
2.3.Влияние корпоративного кодекса и корпоративной культуры на развитие предприятия 27
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 31
3.1. Ограничения и основные проблемы корпоративной этики в современных российских компаниях 31
3.2. Принципы корпоративной этики организации на примере коммерческого банка «Евростандарт» 37
3.3. Основные направления совершенствования корпоративной этики 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 50
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОРПОРАТИВНАЯ
ЭТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ
1.1. Понятие корпоративной этики 5
1.2. Нормативные и законодательные основы корпоративной этики 8
1.3. Цивилизационные
основы и историческая
ГЛАВА 2. КОРПОРАТИВНЫЙ КОДЕКС КАК СПОСОБ ВНЕДРЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ 20
2.1. Основные
характеристики корпоративного
кодекса как основного
2.2. Подходы
к созданию этических
2.3.Влияние
корпоративного кодекса и
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 31
3.1. Ограничения
и основные проблемы
3.2. Принципы
корпоративной этики
3.3. Основные направления совершенствования корпоративной этики 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 50
Понятие корпоративной этики прочно входит в нашу жизнь. Для этого в обществе сложились все предпосылки. Экономические преобразования, совершаемые в России столкнулись с существенной проблемой. Она связана с отсутствием системы моральных и нравственных ориентиров, декларируемых от имени государства, к которой все привыкли за годы советской власти. Прошлого не вернуть, а без морали и нравственности не прожить. Одними из первых очевидность этого обнаружили руководители крупных, средних и мелких предприятий различных форм собственности. Именно в эту сферу вовлечено наибольшее количество людей, составляющих трудовые коллективы (корпорации). Именно в сфере экономики сейчас так остро возникают вопросы, связанные с человеческим фактором.
Актуальность темы исследования определяется как общемировой тенденцией возрастания роли корпоративной этики в системе современного корпоративного управления, так и особенностями формирования этой системы на российских предприятиях.
Выделение корпоративной этики в актуальную проблему управленческих отношений обусловлено рядом причин, а именно:
Изучение корпоративной этики на российских предприятиях имеет особую значимость в связи со следующими обстоятельствами: слабой этической основой российского предпринимательства и гипертрофированными, масштабами теневых процессов в сфере трудовых отношений; новым этапом социально-экономического развития России (выход из продолжительного экономического кризиса, признание России страной с рыночной экономикой, принятие нового Трудового кодекса и т.п.); необходимостью адаптации общих закономерностей корпоративной этики к социокультурным особенностям России и национальному менталитету.
Целью работы является изучение роли корпоративной этики как важного инструмента в системе управления трудовыми отношениями на российском предприятии.
Поставленная цель обусловила основные задачи исследования, состоящие в следующем:
Объектом исследования являются
этические аспекты формирования
корпоративной этики на уровне предприятия
(организации), предмет исследования -
корпоративная этика как инструмент управления
трудовыми отношениями.
Методология исследования основана на историко-цивилизационном, системном, сравнительном подходах.
Работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка используемой литературы.
Корпоративная этика – это система ценностей, регулирующая этические отношения в данной организации. В отличие от универсальной корпоративная этика обусловлена особенностями деятельности и целями данной организации, а также сложившимися стереотипами поведения в данной организации. Корпоративная этика является ключевым элементом, объединяющим людей - участников производственного процесса на предприятии - в единый социальный организм (человеческое сообщество) [9, C. 86].
Под воздействием корпоративной этики деятельность работников организуется не столько на основе приказов или компромиссов, сколько за счет внутренней согласованности ориентиров и стремлений сотрудников. Организация, построенная на единстве мировоззрения и ценностных установок ее членов становится наиболее гармоничной и динамичной формой производственного сообщества.
Корпоративная этика выступает
как форма общественного
В основу современной корпоративной этики, по мнению большинства ученых, должны быть положены три важнейшие положения:
- создание материальных
ценностей во всем
- прибыль и другие доходы
производства рассматриваются
- приоритет в разрешении
проблем, возникающих в
Современное управление персоналом требует от руководителя новых качеств. Он одновременно должен быть дальновидным стратегом, авторитетным лидером, социальным партнером, смелым новатором, духовным наставником [13, C. 38]. Поведение руководителя и стиль управления в значительной степени определяют мотивацию и достижения его подчиненных. На основе деятельности руководителя подчиненные делают выводы о том, какие достижения вознаграждаются, а какие - нет, и что следует из каждого способа деятельности. Очевидно, что именно ценностные представления самого руководителя в основном определяют этические нормы и организационную культуру предприятия.
Выполнение сотрудниками организации норм и правил этики деловых отношений становится ее «визитной карточкой» и определяет во многих случаях тот факт, захочет ли внешний партнер или клиент иметь дело с данной организацией в дальнейшем, и насколько успешно будут строиться их взаимоотношения.
Использование норм и правил этики
корпоративных отношений
- корпоративные кодексы,
представляющие собой свод
- «карты этики» - набор
этических правил и
- комитеты (или отдельные
специалисты) по этике
- обучение сотрудников
и руководителей этичному
- этическая экспертиза
представляет собой
Следует отметить возрастающее значение общенациональных и международных регуляторов деловой этики и трудовых отношений. Международные своды правил ведения бизнеса приняты Организацией Объединенных Наций, Международной торговой палатой и Организацией экономического сотрудничества и развития. Прообраз мировой системы этических стандартов можно увидеть в «Принципах ведения бизнеса» «Круглого стола Ко». Они были приняты в 1994 году в швейцарском городке Ко лидерами бизнеса Японии, Западной Европы и Соединенных Штатов и к сегодняшнему дню завоевали всеобщее признание в международном деловом сообществе. В нем предпринята попытка выработать единый кодекс поведения для бизнесменов двух существенно различающихся систем делового поведения: западной и восточной (азиатской) [2, C. 120].
В преамбуле «Принципов бизнеса», в частности, говорится: «Законы и движущие силы рынка являются необходимым, но не достаточным руководством к действию. Фундаментальными принципами являются: ответственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе. Разделяемые всеми ценности, включая обязательство о содействии всеобщему процветанию, так же важны для мирового сообщества, как и для общин меньшего масштаба».
В качестве главных принципов
- ответственность бизнеса: от блага акционеров к благу его ключевых партнеров;
- экономическое и социальное влияние бизнеса на развитие прогрессивных процессов в мировом сообществе;
- этика бизнеса: от буквы
- уважение правовых норм;
- поддержка многосторонних
- забота об окружающей среде;
- отказ от противозаконных
Указанные принципы определяют характер
взаимоотношений между
Несоблюдение этических
В Декларации предложены также ключевые принципы взаимоотношений на микроуровне, т.е. организации с покупателями, владельцами (инвесторами), персоналом, поставщиками, конкурентами.
Так, в основу взаимоотношений организации с покупателями должны быть положены ключевые принципы. Они предполагают:
- обеспечивать своих клиентов товарами и услугами высшего качества в соответствии с их требованиями;
- обходиться с ними честно во всех аспектах коммерческой деятельности компании, обеспечивая высокий уровень обслуживания, удовлетворяя потребности клиентов;
- принимать необходимые усилия
для гарантии того, что товары
и услуги будут поддерживать
или улучшать здоровье и
- гарантировать уважение