Корпоративная этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 09:51, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение роли корпоративной этики как важного инструмента в системе управления трудовыми отношениями на российском предприятии.
Поставленная цель обусловила основные задачи исследования, состоящие в следующем:
1. Изучить теоретические аспекты корпоративной этики как элемента организационной культуры;
2. Дать характеристику корпоративному кодексу, определить степень его влияния на развитие предприятия/организации;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОРПОРАТИВНАЯ ЭТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 5
1.1. Понятие корпоративной этики 5
1.2. Нормативные и законодательные основы корпоративной этики 8
1.3. Цивилизационные основы и историческая эволюция корпоративной этики в России 13
ГЛАВА 2. КОРПОРАТИВНЫЙ КОДЕКС КАК СПОСОБ ВНЕДРЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ 20
2.1. Основные характеристики корпоративного кодекса как основного документа внутренних коммуникаций организации 20
2.2. Подходы к созданию этических корпоративных кодексов 25
2.3.Влияние корпоративного кодекса и корпоративной культуры на развитие предприятия 27
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 31
3.1. Ограничения и основные проблемы корпоративной этики в современных российских компаниях 31
3.2. Принципы корпоративной этики организации на примере коммерческого банка «Евростандарт» 37
3.3. Основные направления совершенствования корпоративной этики 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 50

Файлы: 1 файл

Формирование корпоративной этики.docx

— 109.10 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итогом представленной работы является концепция возрастающей роли корпоративной этики в современной  системе управления трудовыми отношениями  на российских предприятиях, состоящая  из нескольких взаимообусловленных блоков теоретических положений, которые и выносятся на защиту.

На основе проведенного анализа  исторической эволюции трудовых отношений  были выявлены универсальные причины  возрастания роли корпоративной этики на современном предприятии. Эти причины носят многофакторный характер, охватывая различные сферы общественных отношений, теснейшим образом связанных с внешней и внутренней средой предприятия:

  • экономические причины в основном связаны с ужесточением конкуренции и утверждением квалифицированного труда в качестве ключевого фактора конкурентоспособности;
  • социальные причины связаны с улучшением условий труда и жизни работников, а также изменением их трудовой мотивации, включающей сегодня в качестве непременной составляющей потребность в самореализации и уважении человеческого достоинства;
  • политико-институциональные факторы связаны со становлением «социального партнерства» как механизма согласования интересов различных субъектов производственного процесса и «социального государства», регулирующего социальные отношения на макроуровне.

Повышение роли этических  аспектов в современной системе  трудовых отношений позволяет рассматривать корпоративную этику как важный инструмент эффективного социального менеджмента. В этом качестве корпоративная этика имеет ряд особенностей:

  • корпоративная этика, объединяет всех участников деятельности предприятия и этим принципиально отличается от классовой идеологии;
  • если до последнего времени основные этические нормы на предприятии единолично устанавливались его хозяином, то сейчас к разработке корпоративной этики все чаще привлекается персонал;
  • формы корпоративной этики весьма многообразны и во многом зависят от национальных и региональных особенностей, специфики сферы экономической деятельности, отрасли, самого предприятия;
  • корпоративная этика не лишена внутренних противоречий: абсолютизация корпоративных интересов может привести к корпоративному эгоизму, противопоставлению интересы отдельной корпорации интересам общества и государства;
  • корпоративная этика требует довольно длительной разъяснительной и воспитательной работы среди объектов ее воздействия;
  • характерной чертой корпоративной этики является то, что ее субъекты (участники разработки), становятся одновременно и объектами ее воздействия.

Следует отметить возрастающее значение общенациональных и международных регуляторов деловой этики и трудовых отношений. Международные своды правил ведения бизнеса приняты Организацией Объединенных Наций, Международной торговой палатой и Организацией экономического сотрудничества и развития.

Существенное влияние на формирование корпоративной этики оказывают стандарты, выработанные Международной организацией труда (МОТ) и во многом воспринятые на национальном уровне государственным законодательством.

Нет сомнения в том, что нормальный бизнес может развиваться только в правовом государстве, на основе развитого законодательства. Однако даже самое совершенное правовое государство не снимет проблемы этических основ бизнеса.

Практически все направления корпоративной  этики имеют правила, соответствующие  морально – этическим нормам поведения  в широком смысле. Кроме того, все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики. К ним можно отнести уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальную ответственность за их психологическую защищенность и т.п.

Принципы этики корпоративных  отношений - обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном  сознании общества, которые указывают  на нормы поведения участников деловых  отношений.

Существующее вокруг нас сегодня  ценностное многообразие заставляет отдельные предприятия и предпринимательское сообщество в целом проявлять собственную инициативу в этическом плане. На уровне отдельных предприятий все большее распространение получает практика принятия корпоративных кодексов. Корпоративные кодексы могут быть различными по форме изложения и рубрикации. Это зависит от специфики конкретных отраслей, регионов, предприятий, предпочтений руководства и т.п.

На основе вышесказанного стало возможным провести сравнительный  анализ универсальных (всеобщих) закономерностей  эволюции корпоративной этики с особенностями ее формирования на российских предприятиях. Сложность проблемы заключается в том, что в любой национальной корпоративной этике теснейшим образом переплетаются объективные и субъективные факторы, универсальные черты сочетаются с национальными особенностями системы трудовых отношений и спецификой регионального менталитета.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абрамов И., Джонс К. Деловая этика: Руководство по управлению ответственным предприятием в развивающейся рыночной экономике / Пер. на рус. язык. Вашингтон: Министерство торговли США; Управление международной торговли, 2005. - 358 с.
  2. Барсукова С. Теневой и фиктивный рынки труда в современной России // Pro et Contra. 2000. Т. 5. № 1. - 420 с.
  3. Ботавина, Р.Н. Этика менеджмента: учебник / Р.Н. Ботавина; - М.: Финансы и статистика, 2001.  – 266 с.
  4. Вогель, Д.Д. Этика деловых отношений: прошлое и настоящее / Уроки организации деловых отношений. - СПб., 1994. – 382 с.
  5. Герчикова И.Н. Деловая этика и регулирование международной коммерческой практики. М.: Консалтбанкир, 2002. – 254 с
  6. Глобализация и профсоюзное движение в России в XXI веке. Материалы научно практической конференции 29-30 января 2002 г. М.: Академия труда и социальных отношений, 2002. – 436 с.
  7. Джордж Р. Деловая этика. М.; СПб., 2001. Т. 2. - 980 с.
  8. Иноземцев В. Цели и структура корпорации как основы ее конкурентоспособности. // Проблемы теории и практики управления. 2001. №3.-46с.
  9. Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений : учебник / Д.К. Захаров,В.Г. Коновалова ; под ред. А.Я. Кибанова; М. : ИНФРА-М, 2002. -186 с.
  10. Костин JI.A. Международная организация труда. М., 2002. – 368 с.
  11. Кудюкин П.М. Неформальные трудовые отношения в России: сущность, формы проявления, общественные последствия // Трудовые отношения и коллективные действия в современной России: политические, правовые и социальные аспекты / Отв. ред. А.М. Кацва, П.М. Кудюкин, С.В. Патрушев. М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 264 с.
  12. Куликов В.В. Достигнут ли баланс интересов работников и работодателей? (К оценке принятого Трудового кодекса РФ) // Российский экономический журнал. 2002. – 86 с.
  13. Мартиросян А.В. Какие таланты нужны руководителю? // Человек и труд. 1999. №3. – 120 с.
  14. Масютин С.А. Механизм корпоративного управления. – М.: Финстатинформ. –  2002. – 364 с.
  15. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. – М.: Дело, 2002. – 702 с.
  16. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. - М.: Дело, 2000. – 206 с.
  17. Попов Ю.Н. Христианское учение и социальные отношения // Труд и социальные отношения. 1994. №3.; Предприятие в контексте христианского социального учения. // Человек и труд. 1995. №5. – 68 с.
  18. Портер Ф. Съесть или быть съеденным. Эффективные приемы внутрикорпоративной борьбы. СПб: Питер, 2001. -
  19. Психология и этика делового общения / под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ЛАНА, 2001. – 482 с.
  20. Рудык Э. Управление трудом в России: к вопросу о применении японского опыта. // Российский экономический журнал. 2002. – 126 с.
  21. Томчук О.Д. Правовое пространство рынка труда: социальный аспект. // Труд и социальные отношения. 2000. №4. – 54 с.
  22. Хофман К., Бломе-Дрез Ф. Экономическая и предпринимательская этика. // Политическая и экономическая этика. М.: Фаир-Пресс, 2001. 356 с.
  23. Шадрин В.В. Жизнедеятельность предпринимательского слоя. Опыт системного анализа. // Труд и социальные отношения. 2000. №4. – 72 с.
  24. Шихирев П.Н. Возможна ли этика бизнеса? // Общественные науки и современность. 1997. №6. – 98 с.
  25. Штопов Б. Деловая этика и менеджмент: современные подходы. // Проблемы теории и практики управления. 2002. №1. – 120 с.
  26. Экономика труда: Социально-трудовые отношения. / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одеговой. М., 2002. – 460 с.
  27. Этические принципы ведения дел в России / Под общей ред. С.А. Смирнова. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 86 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Основные виды корпоративных  кодексов

 

Кодекс

Профессиональный

Декларативный

Развернутый

Пример

Альфа-банк,

Северная торгово-промышленная палата.

Johnson & Johnson, Panasonic.

BP Amoco,

P&G.

Характеристики организации

Профессионально однородные организации.

Крупные, профессионально  неоднородные организации.

Содержание

Описывает профессиональные этические дилеммы, нормы и стандарты поведения. Может содержать идеологическую часть.

Описывает идеологию и общие правила поведения.

Описывает политики в отношении ключевых групп. Регламентирует поведение сотрудников. Может содержать идеологическую часть.

Основные функции

Может реализовывать все три функции: репутационную, управленческую и функцию развития корпоративной культуры.

Реализует в основном функцию развития корпоративной культуры, частично - управленческую.

Реализует репутационную и управленческую функции.

Кому адресован

Всем сотрудникам

Всем сотрудникам

Преимущественно менеджменту

Формат

Профессиональный язык, большой  объем

Понятный текст, небольшой объем

Специальная терминология, большой  объем


 


Информация о работе Корпоративная этика