Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 09:51, курсовая работа
Целью работы является изучение роли корпоративной этики как важного инструмента в системе управления трудовыми отношениями на российском предприятии.
Поставленная цель обусловила основные задачи исследования, состоящие в следующем:
1. Изучить теоретические аспекты корпоративной этики как элемента организационной культуры;
2. Дать характеристику корпоративному кодексу, определить степень его влияния на развитие предприятия/организации;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОРПОРАТИВНАЯ ЭТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 5
1.1. Понятие корпоративной этики 5
1.2. Нормативные и законодательные основы корпоративной этики 8
1.3. Цивилизационные основы и историческая эволюция корпоративной этики в России 13
ГЛАВА 2. КОРПОРАТИВНЫЙ КОДЕКС КАК СПОСОБ ВНЕДРЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ 20
2.1. Основные характеристики корпоративного кодекса как основного документа внутренних коммуникаций организации 20
2.2. Подходы к созданию этических корпоративных кодексов 25
2.3.Влияние корпоративного кодекса и корпоративной культуры на развитие предприятия 27
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 31
3.1. Ограничения и основные проблемы корпоративной этики в современных российских компаниях 31
3.2. Принципы корпоративной этики организации на примере коммерческого банка «Евростандарт» 37
3.3. Основные направления совершенствования корпоративной этики 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 50
Итогом представленной работы
является концепция возрастающей роли
корпоративной этики в
На основе проведенного анализа исторической эволюции трудовых отношений были выявлены универсальные причины возрастания роли корпоративной этики на современном предприятии. Эти причины носят многофакторный характер, охватывая различные сферы общественных отношений, теснейшим образом связанных с внешней и внутренней средой предприятия:
Повышение роли этических аспектов в современной системе трудовых отношений позволяет рассматривать корпоративную этику как важный инструмент эффективного социального менеджмента. В этом качестве корпоративная этика имеет ряд особенностей:
Следует отметить возрастающее значение общенациональных и международных регуляторов деловой этики и трудовых отношений. Международные своды правил ведения бизнеса приняты Организацией Объединенных Наций, Международной торговой палатой и Организацией экономического сотрудничества и развития.
Существенное влияние на формирование корпоративной этики оказывают стандарты, выработанные Международной организацией труда (МОТ) и во многом воспринятые на национальном уровне государственным законодательством.
Нет сомнения в том, что нормальный бизнес может развиваться только в правовом государстве, на основе развитого законодательства. Однако даже самое совершенное правовое государство не снимет проблемы этических основ бизнеса.
Практически все направления корпоративной этики имеют правила, соответствующие морально – этическим нормам поведения в широком смысле. Кроме того, все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики. К ним можно отнести уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальную ответственность за их психологическую защищенность и т.п.
Принципы этики корпоративных отношений - обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на нормы поведения участников деловых отношений.
Существующее вокруг нас сегодня ценностное многообразие заставляет отдельные предприятия и предпринимательское сообщество в целом проявлять собственную инициативу в этическом плане. На уровне отдельных предприятий все большее распространение получает практика принятия корпоративных кодексов. Корпоративные кодексы могут быть различными по форме изложения и рубрикации. Это зависит от специфики конкретных отраслей, регионов, предприятий, предпочтений руководства и т.п.
На основе вышесказанного стало возможным провести сравнительный анализ универсальных (всеобщих) закономерностей эволюции корпоративной этики с особенностями ее формирования на российских предприятиях. Сложность проблемы заключается в том, что в любой национальной корпоративной этике теснейшим образом переплетаются объективные и субъективные факторы, универсальные черты сочетаются с национальными особенностями системы трудовых отношений и спецификой регионального менталитета.
Основные виды корпоративных кодексов
Кодекс |
Профессиональный |
Декларативный |
Развернутый |
Пример |
Альфа-банк, Северная торгово-промышленная палата. |
Johnson & Johnson, Panasonic. |
BP Amoco, P&G. |
Характеристики организации |
Профессионально однородные организации. |
Крупные, профессионально неоднородные организации. | |
Содержание |
Описывает профессиональные этические дилеммы, нормы и стандарты поведения. Может содержать идеологическую часть. |
Описывает идеологию и общие правила поведения. |
Описывает политики в отношении ключевых групп. Регламентирует поведение сотрудников. Может содержать идеологическую часть. |
Основные функции |
Может реализовывать все три функции: репутационную, управленческую и функцию развития корпоративной культуры. |
Реализует в основном функцию развития корпоративной культуры, частично - управленческую. |
Реализует репутационную и управленческую функции. |
Кому адресован |
Всем сотрудникам |
Всем сотрудникам |
Преимущественно менеджменту |
Формат |
Профессиональный язык, большой объем |
Понятный текст, небольшой объем |
Специальная терминология, большой объем |