Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 09:51, курсовая работа
Целью работы является изучение роли корпоративной этики как важного инструмента в системе управления трудовыми отношениями на российском предприятии.
Поставленная цель обусловила основные задачи исследования, состоящие в следующем:
1. Изучить теоретические аспекты корпоративной этики как элемента организационной культуры;
2. Дать характеристику корпоративному кодексу, определить степень его влияния на развитие предприятия/организации;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОРПОРАТИВНАЯ ЭТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 5
1.1. Понятие корпоративной этики 5
1.2. Нормативные и законодательные основы корпоративной этики 8
1.3. Цивилизационные основы и историческая эволюция корпоративной этики в России 13
ГЛАВА 2. КОРПОРАТИВНЫЙ КОДЕКС КАК СПОСОБ ВНЕДРЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ 20
2.1. Основные характеристики корпоративного кодекса как основного документа внутренних коммуникаций организации 20
2.2. Подходы к созданию этических корпоративных кодексов 25
2.3.Влияние корпоративного кодекса и корпоративной культуры на развитие предприятия 27
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 31
3.1. Ограничения и основные проблемы корпоративной этики в современных российских компаниях 31
3.2. Принципы корпоративной этики организации на примере коммерческого банка «Евростандарт» 37
3.3. Основные направления совершенствования корпоративной этики 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 50
Отношения организации с владельцами (инвесторами) должны строиться на определенных принципах. В основу этих принципов положена необходимость:
- обеспечивать профессиональный и тщательный менеджмент для гарантирования справедливой и конкурентоспособной прибыли на капитал владельцев и инвесторов;
- гарантировать владельцам и инвесторам открытый доступ к информации, ограниченный только рамками закона и условиями конкуренции;
- сохранять, защищать и
- относиться со вниманием к их требованиям, предложениям, резолюциям.
Отношения организации с персоналом рекомендуется строить на следующих принципах:
- обеспечивать работников
- создавать условия труда для работников, не наносящие ущерба их здоровью и человеческому достоинству;
- быть честным в общении со
своими работниками и
- прислушиваться и по
- участвовать в случае
- избегать дискриминационной
- обеспечивать охрану труда
во избежание несчастных
- поощрять работников и
Общепринятыми этическими принципами как для организаций, так и для отдельных руководителей считаются также следующие:
- в рамках служебного положения
никогда не допускать по
- авансирование доверием (в коллективе
создаются благоприятные
- право на свободу служебного
поведения, поступков,
- справедливость в приобретении полномочий, ответственности, права распоряжаться ресурсами различных видов, в определении сроков выполнения работы и т.п. (в той степени и до тех границ, пока эти полномочия, права и обязанности не касаются, не задевают, не ослабляют прав, ответственности, полномочий других менеджеров, не выходят за рамки организации);
- справедливость при передаче средств и ресурсов, а также прав, привилегий и льгот (этичным считается добровольная передача менеджером всего перечисленного, неэтичным - грубый нажим по отношению к сотруднику, требования нарушить нормы универсальной этики или закона);
- максимум прогресса (действия менеджера или организации в целом этичны, если они способствуют развитию организации или ее отделов, не нарушая при этом существующих этических норм);
- терпимое отношение менеджера к моральным устоям, укоренившимся в менеджменте других стран и регионов;
- разумное сочетание
- постоянство воздействия,
Общие корпоративные этические принципы могут быть использованы для выработки любой организацией и руководителями собственных этических систем.
Существенное влияние на формирование корпоративной этики оказывают стандарты, выработанные Международной организацией труда (МОТ) и во многом воспринятые на национальном уровне государственным законодательством. Сейчас насчитывается около двухсот международных конвенций и рекомендаций, которые в качестве международных трудовых норм нацелены на гуманизацию и демократизацию мира труда, социальную защищенность и создание благоприятных условий труда. В Европе соответствующие основные демократические нормы зафиксированы в виде «Хартии основных социальных прав трудящихся» («Социальная хартия ЕС»).
Обращение к вопросам корпоративной этики в современной России особенно актуально. Ни для кого не секрет, что в трудовой сфере широко распространены теневые отношения: найм без официального оформления, зарплата «в конвертах», несоответствие формальных условий найма фактическим и т.п. [11, C. 127] Такие методы позволяют работодателю самым неприкрытым образом игнорировать социальные нормы трудоустройства и благодаря этому экономить на издержках, связанных с оплатой труда и соответствующими отчислениями в бюджет.
В качестве одного из объяснений такого положения выдвигается тезис о чрезмерной зарегулированности трудовой сферы действовавшим до самого последнего времени КЗОТом. Едва ли вызывает сомнение, что Кодекс законов о труде 1971 года, который изначально был призван регулировать трудовые отношения совершенно в иной системе, где существовал, по сути, один работодатель (государство) и один профсоюз (ВЦСПС), а само предприятие являлось не субъектом рыночных отношений, а объектом централизованного государственного планирования, был адекватен в корне изменившейся ситуации. Однако проблема, по нашему мнению, значительно сложнее, и вряд ли стоит строить иллюзии о выходе трудовой сферы из тени в результате принятия в декабре прошлого года нового Трудового кодекса [2, C. 125].
Хозяйственная культура той или иной нации представляет собой совокупность ценностей и норм, являющихся регуляторами хозяйственной жизни и ориентирующих ее субъектов на те или иные формы экономической активности. Хозяйственная культура реализуется в менталитете человека, формируя у него определенную «картину мира» – особый взгляд на мир хозяйства. Важным элементом этой картины мира является отношение к труду или трудовая этика [23, C. 18].
Многие черты хозяйственной культуры имеют сквозной исторический характер, так как наблюдаются практически на всех этапах его развития. Именно их мы и называем цивилизационными основами. Они оказывают сильное влияние на хозяйственное развитие в целом.
Несомненный интерес представляет характеристика культуры под углом зрения ее соотнесенности с факторами экономического успеха. Существуют страны, где на человека, создавшего собственное дело, смотрят с одобрением. В США, например, к человеку, который сам себе хозяин, имеет собственное дело, добился успеха и делает деньги, всегда относились с большим уважением. Но есть страны, где культурные традиции как бы «бросают тень» на человека, занимающегося бизнесом. К таким странам можно отнести и Россию.
В отличие от протестантизма, поощрявшего личную предприимчивость, православие практически не уделяло внимания мирской жизни человека в целом, и ее хозяйственной составляющей в частности. В результате для россиян характерен приоритет духовного начала над материальным.
Характерной чертой российского менталитета следует считать и негативное отношение к личному обогащению и неуважение частной собственности. В отличие от Европы, где было много государств, но общей «матрицей» европейской цивилизации было христианство, в России бок о бок жили различные этнические группы, исповедовавшие различные религии: христианство, ислам, буддизм и др. Объединяющим началом для всех народов было единое российское государство [27, C. 36].
Отметим, что российское предпринимательство с первых шагов своего существования зависело от государства. При Петре I в чрезвычайно сжатые сроки за счет казны были построены многие предприятия и прежде всего металлургические и суконные, которые должны были удовлетворить возросшие потребности государства, связанные с постоянными войнами. Казенные заводы строились и позже, и государственный сектор в российской экономике всегда занимал значительное место. Российское государство стремилось крепко держать в своих руках монополию на торговлю алкоголем, солью, пушниной, табаком и др. В то же время, государство оказывало существенную поддержку частному капиталу в самых различных формах: значительные субсидии, льготные кредиты, явно выраженная протекционистская политика в отношении импортных товаров и т. д.
Для России была также характерна жесткая государственная регламентация деловых отношений. Начиная с Соборного Уложения 1649 г., российское государство ограничивало предпринимательскую деятельность строгими рамками и условиями. Как правило, эта регламентационная система носила разрешительный характер и чаще всего тормозила процесс развития свободного предпринимательства в России.
Характер власти верховной (государственной) определяет и характер власти вообще, отличительными чертами которой в России являются ее персонифицированность и авторитарность, ориентация на социальный патернализм. Еще одной особенностью является присущее россиянам долготерпение и способность адаптироваться к чрезвычайно сложным условиям, что они не раз демонстрировали. Однако когда это терпение подходит к концу, на свет является русский бунт «бессмысленный и беспощадный». На формирование российского менталитета оказали влияние и природно-географические факторы.
В дореволюционной России предприниматель был довольно одинокой фигурой, не пользующейся симпатией со стороны общества. В то же время сам русский народ никогда не был буржуазным, не имел буржуазных черт в психологии и не исповедовал буржуазных норм и добродетелей. Предпринимательская деятельность оказалась непрестижной и воспринималась как эксплуатация народа. Для российского предпринимательства был характерен комплекс вины и неполноценности перед неимущим населением, проявляющийся в щедрой благотворительности, доходящей до чрезмерного нищелюбия, и своеобразной социально-политической активности, направленной на поддержание генетической связи с народом [27, C. 37].
Увеличение количества лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также сосредоточение в их руках все больших капиталов обусловили необходимость специальных объединений, которые могли бы представлять и защищать интересы торговцев и промышленников. В конце XIX века стали возникать предпринимательские организации: горнопромышленников, железозаводчиков, биржевиков и др. Однако деятельность этих объединений находилась под строгим контролем российского правительства. В целом российское предпринимательство в организационном отношении оказалось неподготовленным к событиям 1917 г. За короткий период между февральской и октябрьской революциями российское предпринимательство не сумело закрепить свое политическое влияние и создать для себя широкую социальную базу в стране.
Многие вышеперечисленные многовековые российские традиции были закреплены догмами официальной советской идеологии, которой детально определялись цели и мотивы, которым должна следовать, трудовая деятельность. Идеи всеобщности труда и благотворности трудового воспитания воплощались в стремлении не просто к полной, но к максимальной занятости, когда работу имеют не только все те, кто хочет трудиться, но и те, кто этого вовсе не желает.
Идеалом являлась полная (штатная) занятость работника в одном единственном месте. Не желающих трудиться и часто меняющих работу регулярно высмеивала советская сатира. Предпринимательство не считалось видом трудовой деятельности, более того связывалось с эксплуатацией труда. Отрицательное отношение к предпринимательству распространялось и на его мелкие и индивидуальные формы. Доходы, полученные от такой деятельности, именовались нетрудовыми доходами, с ними велась постоянная борьба [6, C. 236].
В советской идеологической модели трудовой морали отдавалось явное предпочтение общественно направленным мотивам трудовой деятельности перед личными, и духовным мотивам – перед материальными. Причем в число личных интересов включалась забота человека не только о себе, но и о материальном благополучии своей семьи. Философия управления основывалась на тейлористско-фордистских принципах, дополненных идеологической риторикой. Советское государство проводило политику сохранения низкой заработной платы, что консервировало трудоемкие формы производства, тормозило освоение новой техники и повышение квалификации. Жестко централизованная тарифная система (система ставок заработной платы) препятствовала увязке заработной платы с результатами труда, что ослабляло ее стимулирующую роль.
Недостаток стимулов к высокопроизводительному труду стал одним из главных пороков командно-административной системы. Стимулы идеологического характера, связанные с провозглашавшимися «общественным характером производства», «трудом на общую пользу», находились в явном противоречии с действительностью и со временем становились все менее эффективными. В 70-е – 80-е годы реальное состояние ценностного сознания в сфере труда фиксировало наличие объективных предпосылок кризиса. Несмотря на господствовавшую официальную идеологию, многим советским рабочим была практически безразлична общественная полезность труда, что объясняется неэквивалентностью обмена между работником и государством как монопольным работодателем [6, C. 238].