Корпоративная этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 09:51, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение роли корпоративной этики как важного инструмента в системе управления трудовыми отношениями на российском предприятии.
Поставленная цель обусловила основные задачи исследования, состоящие в следующем:
1. Изучить теоретические аспекты корпоративной этики как элемента организационной культуры;
2. Дать характеристику корпоративному кодексу, определить степень его влияния на развитие предприятия/организации;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОРПОРАТИВНАЯ ЭТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 5
1.1. Понятие корпоративной этики 5
1.2. Нормативные и законодательные основы корпоративной этики 8
1.3. Цивилизационные основы и историческая эволюция корпоративной этики в России 13
ГЛАВА 2. КОРПОРАТИВНЫЙ КОДЕКС КАК СПОСОБ ВНЕДРЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ 20
2.1. Основные характеристики корпоративного кодекса как основного документа внутренних коммуникаций организации 20
2.2. Подходы к созданию этических корпоративных кодексов 25
2.3.Влияние корпоративного кодекса и корпоративной культуры на развитие предприятия 27
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 31
3.1. Ограничения и основные проблемы корпоративной этики в современных российских компаниях 31
3.2. Принципы корпоративной этики организации на примере коммерческого банка «Евростандарт» 37
3.3. Основные направления совершенствования корпоративной этики 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 50

Файлы: 1 файл

Формирование корпоративной этики.docx

— 109.10 Кб (Скачать файл)

Российские консультанты в сфере  бизнеса весьма настороженно относятся к данной практике и для работы с этическими вопросами и проблемами рекомендуют использовать уже имеющиеся в организации структуры, должности, линии коммуникации, в частности отделы управления персоналом, корпоративной (организационной) культуры, юридическую службу и службу безопасности, и их соответствующим образом обученных сотрудников. Настороженность консультантов и практиков объясняется целым рядом причин. Среди них существенное отличие российского законодательства от американского, имеющего прецедентный характер и базирующегося в целом на ситуативной этике, специфическое восприятие россиянами термина «этика» как понятия, отражающего сугубо личностные, глубинные, духовные смыслы и не ассоциирующегося с «безопасностью», «правом», «контролем», «оценкой», что характерно для американской корпоративной традиции.

Одно из направлений, принятых в  зарубежных компаниях и вызывающее значительное сопротивление в российской бизнес-практике, — информирование о нарушениях.

Проблемой для наших компаний может  стать осуществление обратной связи с заинтересованными сторонами, особенно с сотрудниками компании, по вопросам стандартов, процедур, ожиданий и функционирования предприятия. Честная, открытая, своевременная реакция сотрудников на все происходящие в организации события — это то, что позволяет компании выжить, и то, во что ее руководители готовы инвестировать средства и внимание, лишь бы это было сделано с наименьшими моральными потерями, без агрессии и тотального недоверия.

Базовым ограничением внедрения этических  норм в российские организации является невозможность их прямого административного регулирования. Область индивидуальных нравственных установок является слишком деликатной для непосредственного вмешательства с помощью директивных рычагов. Поэтому, как правило, кодекс не предусматривает юридической ответственности за его неисполнение.

Тренинги по бизнес-этике пока слабо распространены в российских компаниях. Они имеют очень сложную структуру, подбираются под конкретную страну или регион. Тренеры стремятся обеспечить работников соответствующими ресурсами, которые помогут добраться до сути возникающих проблем, большая часть которых сосредоточена в так называемой «серой» зоне.

Но, несмотря на хорошую подготовку сценария и ведущих, эти тренинги зачастую не пользуются среди сотрудников популярностью, воспринимаясь как «промывка мозгов» и «обязаловка».

Таким образом, этика становится неотъемлемым элементом практики ведения бизнеса. При этом единый «шаблон» морального стандарта отсутствует: у каждого человека есть свое понимание этических норм, а компании «конструируют» концепции собственной этичности, которые необходимо согласовывать как с внешними, так и с внутренними заинтересованными группами. Этический менеджмент в организации — это прежде всего диалог по поводу ценностей. Внутри компании — это диалог между компанией и сотрудниками по поводу общих правил и норм взаимодействия, ценностей и принципов развития, который становится условием формирования сильной внутренней корпоративной идентичности.

3.2. Принципы корпоративной этики организации на примере коммерческого банка «Евростандарт»

 

Банк был образован  в  январе 1995 года  под патронажем «ОНЭКСИМ-БАНКа».  В последующем  Банк  был переименован  в КБ «Евростандарт» (ЗАО) и продолжает свою деятельность до настоящего времени, ориентирован на обслуживание самого перспективного и быстроразвивающегося сегмента российской экономики - малого и среднего частного бизнеса.

Банк имеет свой корпоративный  кодекс, цель которого – закрепить принятые  в Банке единые нормы и ключевые принципы деятельности и поведения сотрудников, направленные на достижение высокого качества профессиональной деятельности путем установки этических норм отношений как внутри Банка, так и в отношении с внешней средой (клиенты, СМИ, органы государственной власти и пр.).

Среди главных принципов  корпоративной этики банка можно  выделить следующие:

  • высокая лояльность - действовать преданно и честно, исключив возможность высказываний негативного характера, касающихся деятельности Банка, его руководства, сотрудников, внутренней организации труда, предлагаемых продуктов и услуг;
  • профессиональный рост -  повышать уровень квалификации, самостоятельно изучать нормативные акты Центрального Банка Российской Федерации, быть в курсе последних изменений законодательства Российской Федерации и доводить их до сведения клиентов Банка,  предоставлять всем заинтересованным сторонам только достоверную информацию;
  • планирование работы, координация действий с коллегами своего подразделения, и при необходимости, смежных подразделений;
  • немедленное устранение причин и условий, которые затрудняют или препятствуют выполнению возложенных на сотрудника должностных обязанностей;
  • исключение действий, влекущих за собой причинение ущерба Банку, его имуществу и финансам;
  • содействие максимальному поддержанию интересов Банка;
  • обращение к коллегам по работе в вежливой форме, недопущение поведения, способного нанести ущерб имиджу Банка;
  • сохранение банковской и коммерческой тайны.

Основные положения профессиональной этики во взаимоотношениях сотрудников Банка с клиентами включают в себя обязанности и ответственность сотрудников банка. Сотрудник Банка обязан:

  • предложить помощь и консультирование;
  • осознавать важность соответствия своего внешнего вида и поведения, формирующего представление клиента о Банке;
  • предоставлять клиенту как можно более полную информацию о Банке и услугах, быть внимательными к потребностям клиента, стараться предложить те услуги, которые могут его заинтересовать;
  • максимально удовлетворять запросы клиента;
  • проявлять при общении с клиентом доброжелательность и вежливость, а при возникновении конфликтных ситуаций - корректность и терпимость, принимая все меры для урегулирования ситуации всеми возможными способами и недопущения развития конфликта;
  • ссылаться при проявлении клиентом настойчивости на законодательство Российской Федерации в первую очередь, и на политику Банка в данном вопросе консультативно;
  • устанавливать длительные партнерские взаимоотношения с клиентом;
  • гарантировать клиенту сохранность банковской тайны, конфиденциальной информации о клиенте и его коммерческой тайне.

Сотрудник несет ответственность  за содержание своего рабочего места в надлежащем порядке. Все сотрудники Банка должны ознакомиться с правилами делопроизводства, принятыми в Банке.

Кодексом корпоративной  этики банка устанавливаются  также правила общения между  сотрудниками.  В Банке приветствуется открытый, доброжелательный климат общения между сотрудниками, основными признаками которого являются конструктивность, равенство, обратная связь, бесконфликтность, приветливость.

Что касается вопроса взаимоотношений руководителей и подчиненных, то руководитель организует работу подчиненных, с учетом их должности/профессии, знаний, специальности и квалификации, своевременно определяет основные задачи и обеспечивает загрузку на протяжении всего рабочего дня; развивает у подчиненных чувство сопричастности к достижению Банком высоких результатов, создавая коллектив единомышленников, нацеленный на достижение поставленных стратегических задач; поддерживает и поощряет инициативность и изобретательность как при выполнении обычных функций и обязанностей, так и при решении нестандартных заданий; уважает личное достоинство подчиненного, и не позволяет себе яркой эмоциональной оценки его действий; принимает соответствующие меры, если сотрудник не выполнил распоряжение, с целью обеспечения выполнения в дальнейшем всех распоряжений и заданий.

 

3.3. Основные направления совершенствования корпоративной этики

 

В сердцевине проблемы социальной ответственности находятся личные ценности как общие убеждения относительно добра и зла. Люди, полагающие, что «организации должны максимизировать прибыль, подчиняясь закону», скорее всего, придадут высокую ценность максимизации прибыли, эффективности и жесткому следованию закону и низкую ценность — альтруизму. Такие люди считают, что организация ведет себя правильно и является социально ответственной, пока ее действия отвечают данной системе ценностей. Чтобы сделать выбор в пользу правильного поведения, важно иметь начальное представление об этике. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение.

Однако этика бизнеса  затрагивает не только проблему социально  ответственного поведения. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения управляющих и управляемых. Более того, в фокусе ее внимания — и цели, и средства, исполь¬зуемые для их достижения теми и другими.  
К причинам расширения неэтичной практики ведения дел руководители предприятий относят:

  1. конкурентную борьбу, которая оттесняет на обочину этические соображения;
  2. усиливающееся стремление указывать уровень прибыльности каждые 3 месяца, т.е. в квартальных отчетах;
  3. неудачи с обеспечением должного вознаграждения руководителей за этичное поведение;
  4. общее снижение значения этики в американском обществе, что исподволь извиняет неэтичное поведение на рабочем месте;
  5. нажим со стороны организации на рядовых работников с целью нахождения ими компромисса между собственными личными ценностями и ценностями управляющих [15, с. 152].

Организации предпринимают  разные меры в целях повышения характеристик этичности поведения руководителей и рядовых работников. К таким мерам относятся:

Этические нормативы - описывают систему общих ценностей и правила этики, которых, по мнению организации, должны бы придерживаться ее работники. Этические нормативы разрабатываются с целью описания целей организации, создания нормальной этичной атмосферы и определения этических рекомендаций в процессах принятия решений. К вариантам поведения, обычно запрещаемым этическими нормативами, относятся взятки, вымогательство, подарки, выплата соучастнику части незаконно полученных денег, конфликт на почве столкновения интересов, нарушение законов в целом, мошенничество, раскрытие секретов компании, использование информации, полученной в доверительной беседе от членов «своей» группы, незаконные выплаты политическим организациям, противоправное поведение ради интересов фирмы. Обычно организации доводят этические нормативы до своих работников в виде печатных материалов, хотя некоторые создают рабочие группы по этическим нормативам. При разработке этических нормативов применительно к бизнесу в многонацио¬нальных организациях компании-инициатору следует учитывать преобладающее отношение к взятке и подарку в других культурах.

Комитеты по этике. Некоторые организации создают постоянные комитеты для оценки повседневной практики с точки зрения этики. Почти все члены таких комитетов — руководители высшего уровня. Некоторые организации не создают таких комитетов, но нанимают специалиста по этике бизнеса, называемого адвокатом по этике. Роль такого адвоката — выработка суждения по этическим вопросам, связанным с действиями организации, а также выполнение функции «социальной совести» организации.

Социальные ревизии предложены для оценки и составления отчетов о социальном влиянии действий и программ организации. Сторонники социальной ревизии полагают, что отчеты такого типа могут свидетельствовать об уровне социальной ответственности организации. Хотя некоторые компании пытались воспользоваться принципами социальной ревизии, но проблемы измерения прямых издержек и выгод от реализации социальных программ пока не решены.

Обучение этичному поведению. Еще один подход, используемый организациями для повышения показателей этичности поведения, — обучение этичному поведению руководителей и рядовых сотрудников. При этом работников знакомят с этикой бизнеса и повышают их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть. Встраивание этики как предмета в курсы обучения бизнесу на университетском уровне является еще одной формой обучения этичному поведению, благодаря чему обучающиеся начинают лучше понимать эти проблемы. При этом ежедневные газеты изобилуют примерами неэтичного и противоправного поведения работников организаций любого типа; однако, мы полагаем, что сами организации не испытывают недостатка в противопо¬ложных примерах этичных действий своих сотрудников. Продолжая внедрять различные программы и методы, описанные выше, и добиваясь, чтобы руководители высокого уровня служили ролевыми моделями надлежащего этичного поведения, организации должны иметь возможность повысить свои этические стандарты [15, с. 154].

Таким образом, по итогам главы можно  сделать вывод о том, что проведенный анализ богатого зарубежного опыта демонстрирует возрастающее значение этики в хозяйственной деятельности. При этом в корпоративной этике намечается сдвиг от деловой этики, которая направлена на внешнюю среду предприятия (клиенты, деловые партнеры, властные структуры, общественность и т.п.) к этике трудовой, сосредоточенной на внутрифирменных отношениях между собственниками, менеджерами и рядовыми работниками. Этика становится неотъемлемым элементом практики ведения бизнеса. При этом единый «шаблон» морального стандарта отсутствует: у каждого человека есть свое понимание этических норм, а компании «конструируют» концепции собственной этичности, которые необходимо согласовывать как с внешними, так и с внутренними заинтересованными группами. Этический менеджмент в организации — это, прежде всего диалог по поводу ценностей. Внутри компании — это диалог между компанией и сотрудниками по поводу общих правил и норм взаимодействия, ценностей и принципов развития, который становится условием формирования сильной внутренней корпоративной идентичности.

Информация о работе Корпоративная этика