Корпоративная культура, как решающий фактор повышения эффективности бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Тема корпоративной культуры на предприятии в современных условиях является актуальной для любого предприятия. Эта тема особенно актуальна потому, что:
1) Постепенно бизнес легализируется, в том числе, при решении вопросов кадровой, мотивационной и социальной политики, а это требует формирования общих ценностей, единообразных и адекватных правил взаимодействия между всеми его участниками.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Корпоративная культура, как решающий фактор повышения эффективности бизнеса ………………………………………………………………………………...5
1.1.Цели и задачи корпоративной культуры……………………………………….5
1.2.Уровни и виды корпоративной культуры………………………………………9
1.3.Элементы и этапы развития корпоративной культуры………………………15
1.4. Влияние корпоративной культуры на эффективность функционирования организации……………………………………………………………………….…20
Глава 2. Корпоративная культура на примере предприятия «Тамбовфармация»...25
2.1 Цели и задачи корпоративной культуры на предприятии «Тамбовфармация»....................................................................................................25
2.2. Уровни и виды корпоративной культуры на предприятии «Тамбовфармация»…………………………………………………………………29
2.3. Элементы и этапы развития корпоративной культуры на предприятии «Тамбовфармация»…………………………………………………………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….38
Список использованных источников………………………………………………40

Файлы: 1 файл

Курсовая Чернышовой Светланы!!!.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

- способность к самостоятельному обучению;

- умение работать в команде;

- готовность к командировкам.

В большинстве случаев  наличие или отсутствие этих качеств определяет возможность для человека перенимать ценности и нормы корпоративной культуры и работать на данном предприятии. Власть на предприятии «Тамбовфармация» распространяется, в основном, на директора, но при решении задач коллективом она имеет тенденцию переходить от одного сотрудника к другому в зависимости от рассматриваемой области, где степень

 

компетенции работников различается. За директором в этом случае лишь функция координации, если он сам  не выступает профессионалом в анализируемой области.

      Предприятию «Тамбовфармация» свойственен высокий уровень неформальных отношений. Личные отношения характеризуются высокой степенью открытости и доверительности. Сотрудники за долгие годы совместной работы очень хорошо узнали друг друга, и их взаимоотношения напоминают взаимоотношения семьи.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     2.2. Уровни и виды корпоративной культуры на предприятии «Тамбовфармация».

     Для анализа структурных элементов корпоративных культур предприятия «Тамбовфармация» были использованы следующие методы исследования:

1) Наблюдение;

2)  Опрос членов производственной группы;

3) Анализ производственной документации, отражающей характер активности и результаты деятельности группы.

     Таким образом, были выделены и проанализированы следующие уровни корпоративной культуры данного предприятия:

     1. Поверхностный (то, что воспринимается человеческими чувствами). Здесь в наибольшей степени применяется метод наблюдения, особенно первичного. [22;396с.] На поверхностном уровне можно отметить следующие характеристики корпоративной культуры предприятия «Тамбовфармация»:

- непосредственные и легкие взаимоотношения между сотрудниками;

- универсальный молодежно-деловой стиль одежды (джинсы, свитера и рубашки);

- харизматичная и располагающая к себе личность директора предприятия, создающего впечатление простого в общении человека и высоко эрудированного профессионала;

- демократический стиль руководства;

- относительно свободный график работы.

     2. Подповерхностный (верования и ценности, сознательно разделяемые членами организации). Для анализа этого уровня использовались все вышеперечисленные методы исследования корпоративной культуры и выявлялись следующие ценности и верования, присущие корпоративной культуре. В корпоративной культуре предприятия «Тамбовфармация» такими ценностями и верованиями являются:

 

 

- уважение достоинства и умений каждого за счет поощрения высокого уровня производительности и совместной работы;

- поощрение свободного обмена информацией, высокой ответственности руководителей за развитие своих подчиненных;

- поощрение инициативы и оправданного риска каждого работника, поддержка взаимного уважения и человеческого достоинства;

- стимулирование индивидуальных способностей через надлежащее обучение и повышение квалификации, распределение ответственности;

- обеспечение равных условий для развития и вознаграждения работников;

- уважение прав личности;

- широкие внутрифирменные связи;

- честность;

- идентификация с фирмой;

- простота организационного устройства.

3. Глубинный (скрытые, бессознательно принимаемые на веру предположения и атрибуты поведения). На предприятии «Тамбовфармация» в рамках корпоративной культуры предусмотрены следующие верования и предположения данного уровня:

-лидер, который доверяет другим и в которого верят;

-особое внимание уделяется людям и производительности;

-особое чувство удовлетворенности и принадлежности, присущее всем;

-общий эмоциональный подъем, касающийся работы и будущего;

-чувство удовлетворения, связанное с исполнительским мастерством, вложенными в общее дело усилиями и вознаграждением.  

     Корпоративная культура предприятия «Тамбовфармация» преимущественно принадлежит к культуре задачи. В виду относительно большого штата сотрудников и специфики деятельности предприятия (проектная направленность) корпоративная культура данного предприятия ориентирована на решение задач.

  

      Сотрудники предприятия «Тамбовфармация» отличаются высоким профессионализмом (это дипломированные специалисты с опытом работы), что обуславливает эффективность деятельности организации. При решении определенной задачи каждый сотрудник предприятия делает, свой профессиональный вклад на различных этапах решения задачи, становясь посредством этого временным лидером команды. Директор предприятия в процессе решения задачи выполняет роли информатора, координатора действий других сотрудников, контролера за соблюдением правил и процедур и становится непосредственным лидером при внесении своего профессионального вклада в рамках областей своей эрудиции. При осуществлении контроля директором предприятия групповые нормы корпоративной культуры никогда не бывают существенно затронуты: контроль носит хоть и постоянный, но поверхностный и ненавязчивый характер. Большинство решений принимаются совместно.

     Результат деятельности предприятия «Тамбовфармация» при выполнении проекта зависит от коллективных усилий, поэтому коллективные интересы на предприятии всегда важнее личных. Основное внимание в корпоративной культуре предприятия уделяется скорому завершению работы. Успешность деятельности предприятия от способности коллектива повысить эффективность работы и объединить личные цели сотрудника с целями организации. Все действия директора предприятия организационного характера направлены на:

     1) обеспечение более эффективного объединения людей для достижения общей цели через рациональную организацию коммуникаций;

     2) обеспечение условий, необходимых для раскрытия трудового и личностного потенциала сотрудников;

     3) создание условий для проявления инициативы.

     Оценка деятельности сотрудников зависит от общего результата и личного вклада сотрудника. Значительное увеличение вклада любого из работников не останется незамеченным директором предприятия. Организация обладает

 

высокой адаптивностью, так как каждая группа содержит все необходимые элементы, позволяющие принимать решения. Корпоративная культура предприятия «Тамбовфармация» характеризуется продуктивными и лёгкими отношениями между сотрудниками, причём взаимоуважение основано на способностях, а не на поле и возрасте.

     Корпоративная культура предприятия «Тамбовфармация» также имеет свойства, негативно сказывающиеся на деятельности предприятия:

     1) Трудности управления подвижной организацией.

Если ресурсы станут менее доступны, директор начнет испытывать необходимость контролировать работу и результаты, негативно влияя при этом на ценности корпоративной культуры. Мораль группы в этом случае будет падать, работа - приносить меньше удовлетворения, и сотрудники начнут действовать в своих личных интересах. Это сделает необходимым установление определенных правил и процедур работы. В этом случае у корпоративной культуры предприятия «Тамбовфармация» может возникнуть тенденция перехода от культуры задачи к ролевой культуре или культуре власти.

     2) Трудности достижения и поддержания профессионализма.

В этой связи директором предприятия организуются различного рода семинары по разнообразным тематикам, проводимым как на своей территории с приглашением внешнего тренера, так и на территории обучающих центров. Особая роль отведена самостоятельному образованию сотрудников, что требует от них определенных качеств и навыков, а также обеспечения условий для самостоятельного образования (с этой целью на всех компьютерах в офисе предприятия «Тамбовфармация» установлена сеть Internet, а также имеется небольшая библиотека). Корпоративная культура предприятия «Тамбовфармация», в рамках которой делается акцент на коллектив, возможности специалистов, вознаграждение по результату и объединение личных и групповых целей, согласуется с современными тенденциями к

 

изменениям и адаптации, индивидуальной свободе и низкому  различию статуса, хотя данная культура и не является универсальной.

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     2.3. Элементы и этапы развития корпоративной культуры на предприятии «Тамбовфармация».

     Рассмотрим различные элементы на предприятии «Тамбовфармация»:

     1. Символ - это объект, действие или событие, доносящее до людей важнейшие ценности организации. На предприятии «Тамбовфармация» зарегистрирован в соответствующих органах фирменный знак и печать, способствующие идентификации сотрудников с организацией и, в связи с этим, поддержанию корпоративной культуры. [14;25с.] Данные символы носят официальный характер и необходимы для успешной деятельности предприятия, в целом. Примерами менее формальных символов, в большей степени отражающих ценности корпоративной культуры предприятия «Тамбовфармация», являются разработанные для размещения рекламы в будущем буклеты, ориентированные на развитие внешних элементов корпоративной культуры и символизирующие возможности быстрого и качественного оказания услуг предприятиям малого и среднего бизнеса.

     2. Предания - это основанные на происходивших в компании реальных событиях, часто повторяемые повествования, известные всем сотрудникам организации. На предприятии «Тамбовфармация» имеют место определенные истории, ставшие легендами, которые, в основном, носят комический характер. Подобные истории, как правило, не характеризуются значительной ценностной ориентацией, поэтому это можно отметить, как определенный пробел в построении корпоративной культуры. [29;318с.]

     3. Герой - человек, олицетворяющий собой дела, подвиги, характер или атрибуты корпоративной культуры. Образцом для подражания на предприятии «Тамбовфармация» является директор, сочетающий в своей личности большинство ценностей, провозглашенных в рамках корпоративной культуры. Это наиболее образованный и эрудированный человек на предприятии. Кроме того, директор предприятия «Тамбовфармация» обладает набором личностных качеств, позволяющих эффективно согласовывать действия сотрудников

 

предприятия для достижения общей цели. Факт его высокого авторитета на предприятии «Тамбовфармация» является неоспоримым.

     4. Девиз  - это предложение, в котором кратко формулируется основная ценность корпоративной культуры. Корпоративная культура предприятия «Тамбовфармация» предполагает наличие множества ценностей, внедрявшихся преимущественно на интуитивном, неявном уровне. Определенным образом сформулированных и активно внедряемых в корпоративную культуру лозунгов или девизов в настоящее время на предприятии «Тамбовфармация» не существует.

     5. Корпоративные  церемонии - это особые плановые мероприятия, проводимые для того, чтобы привести сотрудникам предприятия наиболее яркие примеры выражения корпоративных ценностей. Как таковых, корпоративных церемоний на предприятии «Тамбовфармация» нет.

      6. Корпоративные мероприятия - необходимы для налаживания отношений между сотрудниками. На предприятии «Тамбовфармация» достаточно активно проводятся корпоративные мероприятия, которые обычно организуются спонтанно и несистемно. Инициатива подобных мероприятий, как правило, исходит снизу (дни рождения или просто приятное завершение рабочего дня). Корпоративные мероприятия помимо траты времени, денег и здоровья способствуют укреплению коммуникаций между сотрудниками предприятия, и, как следствие, способствуют поддержанию корпоративной культуры, в целом.

     И в заключении, я бы хотела внести свои рекомендации для более эффективного развития корпоративной культуры на предприятии «Тамбовфармация»

     1. Ролевое моделирование, выражающееся в ежедневном поведении руководителя. На предприятии «Тамбовфармация» руководитель должен стать примером делового стиля одежды, организовать ремонт офисного помещения и обеспечить поддержание в нем порядка сотрудниками, регулировать график работы и выдавать задания со строго ограниченными сроками выполнения, регулировать эффективность отношений сотрудников, выражать свою любовь к организации и пропагандировать подобное отношение у персонала.

     2. Внешние символы и мифы, включающие систему поощрения, статусные символы, критерии, лежащие в основе кадровых решений. Для формирования необходимых элементов корпоративной культуры и поддержания, имеющихся предприятиям необходимо разработать соответствующие символы и мифы, отображающие ценности предприятия. В символах и мифах должны быть продемонстрированы динамичность предпринимательской среды, готовность к оказанию услуг, свободный дух молодых специалистов, блистательные перспективы предприятия в будущем, принцип работы в команде и другое. После создания символов, они должны быть распространены в офисе организации, у каждого из сотрудников (в виде календарей, медалей предприятия, визиток) и, возможно, в рекламных кампаниях предприятия. Мифы, в свою очередь, должны передаваться из уст в уста, закрепляя на подсознательном уровне сотрудников ценности организации.

     3. Разработка и использование директором предприятия девизов и лозунгов, включающих миссию и задачи организации, правила и принципы. Для предприятия «Тамбовфармация» возможны следующие лозунги:

- каждый сотрудник - лицо организации; деловой вид - часть деловой репутации;

Информация о работе Корпоративная культура, как решающий фактор повышения эффективности бизнеса