Корпоративная культура организации: ее основные элементы и особенности функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
- рассмотреть организационную культуру организации, ее формирование, основные элементы и принципы;
- рассмотреть особенности и уровни функционирования корпоративной культуры.

Содержание работы

Введение………………………………………………….……………….……..3
1. Сущность корпоративной культуры…….…………………………….……..4
1.1 Понятие корпоративной культуры……...……………………..…….……..4
1.2 Основные элементы корпоративной культуры………………..…….….....9
1.3 Принципы корпоративной культуры....…………………………….……..15
2Формирование корпоративной культуры.… ……..........…...……………….18
2.1 Принципы формирования корпоративной культуры…………………….18
2.2 Этапы формирования корпоративной культуры...…………………. ……21
3. Функционирование корпоративной культуры………………......................26
3.1 Особенности функционирования корпоративной культуры..………...… 26
3.2 Функционирование корпоративной культуры на примере зарубежных и отечественных компаний ……..……………………………………....………..32
Заключение……………….………………………………………………..……37
Список литератур…………………………….………………………………... 39

Файлы: 1 файл

курсовая ТМ.docx

— 75.46 Кб (Скачать файл)

3. Разработка плана. Необходима  разработка плана мероприятий  по внедрению новых ценностей  и правил поведения. Каждый  из топ-менеджеров должен взять  на себя ответственность за  организацию и проведение того  мероприятия, которое кажется  ему наиболее интересным. При проведении изменений, главный помощник - постоянное информирование всего коллектива о происходящем и разъяснение, зачем все это нужно и к чему приведет. Эта задача возлагается на менеджера по персоналу и специалиста по связям с общественностью. Коллектив воспримет изменения позитивно, если активные рядовые работники будут привлечены к разработке альтернатив решений и станут союзниками топ-менеджеров.     

Не  нужно забывать праздновать даже маленькие победы. Наглядная демонстрация полученных результатов снимает психологические барьеры, уменьшает сопротивление нововведениям, вызывает доверие со стороны коллектива, и вдохновляет на новые трудовые подвиги. Поощрение работников, которые с энтузиазмом приняли новые правила, подкрепляет нужное поведение.      

Корпоративная культура, как и всякая система, имеет  свой жизненный цикл, то есть проходит все этапы от зарождения до ликвидации (исчезновения, замены):     

1) Зарождение корпоративной культуры  обычно происходит с возникновением  новой хозяйствующей организации  и в определенном смысле отдельные  элементы этой культуры могут  бросить вызов устоявшимся в  обществе представлениям и настроениям. На этой стадии к зарождающейся  культуре преобладает либо пассивно-снисходительное, либо отрицательное отношение. Возможны  даже всеобщее осуждение и  санкции. Однако, именно новая культура является базой для формирования предпосылок дальнейшего развития общества в целом и хозяйственных связей в частности. Естественно, речь идет о таких культурных новациях, которые лежат в русле закономерностей исторического развития.       

2) Стабилизация корпоративной культуры  может быть констатирована, когда  этой культуры придерживается  подавляющее большинство, когда  она становится органичной средой  существования и развития общества. Причем, речь идет как о бытовом  проявлении этой культуры (одежде, досуге и т.п.), так и о духовной  составляющей (мировоззрении, предпочтении, мотивах и т.п.).      

3) История корпоративной культуры  при переходе на уровень классики. Основные элементы культуры обобщаются, обрастают мифами и легендами. Этот уровень становится плацдармом  для дальнейшего развития общества  и культуры в широком смысле. То есть культура выходит за  рамки собственно корпоративной  и становится межкорпоративной  культурой, а затем и культурой  бизнеса в целом.      

В условиях, когда для реализации проектов ресурсов одной компании зачастую не хватает и менеджменту приходится переходить на уровень межкорпоративной культуры, то есть оперативно корректировать систему ценностей, норм, форм коммуникаций и т.п. Все это способствует развитию тенденции перехода от конкуренции к партнерству.  

 

3. Функционирование корпоративной культуры

3.1. Особенности функционирования  корпоративной культуры     

Большинство функций культуры важны как для  организации, так и для каждого  её члена. Корпоративная культура является весьма сложной и многофункциональной  системой, приоритетность и значимость отдельных функций которой может  меняться в зависимости от её типа, целей, этапа развития:

    • "Познавательная, через осуществление  различных форм познавательной  деятельности;
    • Смыслообразующая, через установление  смыслов и значений определенных  практик и явлений;
    • Коммуникационная, обеспечивающая обмен продуцированными и репродуцированными духовными ценностями в процессе взаимодействия участников культурного процесса;
    • Социализации, через предлагаемые  носителю культуры нормы, образцы  и алгоритмы жизнедеятельности;
    • Общественной памяти, через создание способов и средств сохранения и накопления опыта духовной деятельности;
    • Рекреативная, через создание  способов и учреждений духовного  восстановления;
    • Создания целостного пространства  духовных ценностей, через их  продуцирование, накопление и гармонизацию;
    • Оценки деятельности, через  нормативизацию целей, средств  и действий;
    • Целеполагания, через Разработку  содержания целей и их типизацию."

Специфические культурные ценности  организации могут касаться следующих  вопросов:

    • предназначение организации и её "лицо" (высшее качество, лидерство в своей отрасли, дух новаторства);
    • старшинство и власть (полномочия, присущие должности или лицу, уважение старшинства и власти);
    • значение различных руководящих  должностей и функций (полномочия отдела кадров, важность постов различных вице-президентов, роли разных отделов);
    • обращение с людьми (забота  о людях и их нуждах, уважение  к индивидуальным правам, обучение  и возможности повышения квалификации, справедливость при оплате, мотивация  людей);
    • процессы принятия решений  (кто принимает решения, с кем  проводятся консультации);
    • распространение и обмен  информацией (сотрудники информированы  хорошо или плохо)
    • критерии выбора на руководящие  и контролирующие должности;
    • организация работы и дисциплина;
    • стиль руководства и управления (авторитарный, консультативный или  стиль сотрудничества, использование  комитетов и целевых групп);
    • характер контактов (предпочтение  личным или письменным контактам,  возможность контактов с высшим  руководством);
    • характер социализации (кто  общается с кем во время,  и после работы, особые условия,  такие как отдельная столовая);
    • пути решения конфликтов (желание  избежать конфликта или идти  на компромисс, участие высшего  руководства);
    • оценка эффективности работы (тайная или открытая, кем осуществляется, как используются результаты);
    • отождествление с организацией (лояльность и целостность, дух  единства, удовольствие от работы  в организации). 

Ценность корпоративной культуры  для организации состоит в  том, что она усиливает организационную сплочённость и порождает согласованность в поведении сотрудников. Для сотрудников культура организации служит своеобразным ориентиром для выбора правильного типа поведения, необходимого для успешной работы в организации.

Однако не следует игнорировать  некоторые её негативные аспекты,  которые во многом влияют на  достижение организационных целей,  то есть корпоративная культура  иногда может приходить в противоречие  с окружающими организацию условиями  среды. Так, если окружающая среда подвержена быстрым изменениям, то выработанная годами культура организации перестаёт соответствовать этим изменениям, и тогда компании, вынужденной приспосабливаться к новым внешним условиям, приходится формировать новую культуру и пересматривать систему регулирования трудовых отношений в организации.     

Также по отношению к организации культура выполняет ряд важных функций:     

• Охранная функция состоит в создании барьера от нежелательных внешних  воздействий. Она реализуется через  различные запреты, «табу», ограничивающие нормы.     

• Интегрирующая функция формирует  чувство принадлежности к организации, гордости за нее, стремление посторонние  лиц включиться в нее, что чрезвычайно  важно для решения кадровых проблем.     

• Регулирующая функция поддерживает необходимые правила и нормы поведения членов организации, их взаимоотношений, контактов с внешним миром, что является гарантией стабильности, уменьшает возможность нежелательных конфликтов.     

• Адаптивная функция облегчает взаимное приспособление людей друг к другу и к организации. Она реализуется через общие нормы поведения, ритуалы, обряды, с помощью которых осуществляется также воспитание сотрудников.     

• Ориентирующая функция культуры направляет деятельность организации  и ее участников в необходимое  русло.     

Мотивационная функция создает для этого необходимые стимулы. Известно, например, что великие цели пробуждают в людях активность, стремление к их достижению, самореализации.      

• Функция формирования имиджа организации, то есть ее образа в глазах окружающих. Этот образ является результатом непроизвольного синтеза людьми отдельных элементов культуры организации в некое неуловимое целое, оказывающее, тем не менее, огромное воздействие как на эмоциональное, так и на рациональное отношение к ней.     

Культура  пронизывает процесс управления и организации от начала до конца, играет огромную роль в организации общения, обусловливая логику мышления, восприятие и интерпретацию (придание индивидуального смысла наблюдениям и установление связи между ними) информации.     

Методы  поддержания корпоративной культуры      

Существуют  методы  поддержания  корпоративной  культуры,  которые  не сводятся только к  найму  нужных  и  увольнению  ненужных  людей.  Основными группами методов являются следующие:

- Усиление существующей мотивации  [ менеджеров], борьба  с  тем,  что работать просто надоело.  Участники  должны  «добрать»  необходимое  им  для высокой мотивации

- Поддержка и ограничение инициатив

- Канализация энергии конфликта.  Две важные  позитивные  стороны конфликта - стремление к изменениям и высокая энергетика позволяют компании лучше достигать своих целей.

-Раскрытие способностей сотрудников, нахождение путей  самореализации

-Тренинг может служить для   диагностики  проблем  подразделения   или организации в целом.

- Причем  важно  данный  процесс   не  смешивать  с  процессом   оценки персонала.

- «Можно побывать в чужой шкуре». В  процессе  тренинга  в   различных ролевых ситуациях наш руководитель сможет побыть в роли подчиненного,  и  на себе почувствовать разницу  между  давлением,  манипуляцией  и  равноправным стилем общения. Именно эта разница позволит начать необходимые  изменения  в собственной организации.

- Создание теплой творческой  деловой атмосферы

- Тренинг может стать фактическим подтверждением таких норм  как:  «в нашей организации каждый может быть услышан», «в нашей организации  можно  и нужно  проявлять  инициативу»,  «в  нашей  организации  можно   работать   с удовольствием».

-  Поэтому  самое  важное,  что  должен  сделать  менеджер,  желающий сформировать корпоративную культуру - это сформулировать для  себя  основные ценности организации.

- Осознание существующей культуры.

-  Соответствие  корпоративной   культуры   культуре   потенциального сотрудника.

-Адаптация новых сотрудников к корпоративной культуре  организации.

- Формирование к.к. - длительный и  сложный процесс. Это материал  для отдельной  статьи.  Отметим   лишь   основные   шаги:   определение   миссии организации, определение основных базовых ценностей

-Выбор конкретного стиля (в  какой одежде лучше ходить  и т.д.)

Способы передачи культуры

В дополнение к очевидной ориентации  и программам  обучения  культура передается  работникам  и  другими способами.  Самые эффективные   -   этоинформация, традиции, символы и язык.

Информация  содержит  описание  событий,  связанных  с  образованием организации; ключевых решений, которые определяют  стратегию  организации  в будущем; высшего  звена управления.  Она позволяет соизмерять  прошлое с настоящим,  обеспечивает  объяснение   текущей   практической   деятельности организации.  

Традиции. Соблюдение сложившихся   традиций  является  средством   для передачи  культуры,  так  как  с   традициями   связаны   главные   ценности организации.

Символы. Дизайн и планировка  территории  и  зданий,  мебели,  стиль руководства, одежда являются  материальными  символами,  которые  передаются работникам.  Важна  и  степень  равноправия  в  организации,  обеспечиваемая высшим  менеджментом,  виды  и  типы   поведения   (т.   е.   рискованность, консерватизм,   авторитарность,   участие,   индивидуализм,   социальность), которые считаются приемлемыми. 

Язык. Многие организации и   их  подразделения  используют  язык  как способ идентификации членов организации с  ее  культурой  или  субкультурой.

Изучая  его,  члены  организации  свидетельствуют  о  своем  принятии   этой культуры и  таким  путем  помогают  ее  сохранять.  Принятая  в  организации терминология действует как  общий  знаменатель,  который  объединяет  членов организации на основе признанной культуры или субкультуры. 

 

3.2. Функционирование корпоративной  культуры на примере зарубежных  и отечественных компаний.

Западная  корпоративная культура начинается с обстановки внутри компании: с культуры взаимоотношений персонала разных уровней между собой и с руководством, с уважительного отношения начальников к своим подчиненным, с признания компанией их заслуг и поощрения за достижения.

Процесс управления корпоративной культурой делится на два ключевых момента:   
- Представление и согласие - главное руководство должно четко сформулировать свое представление о том, какой бы оно хотело видеть культуру организации. Затем оно должно продемонстрировать свою готовность работать в соответствии с оговоренным представлением;  
-  Общение - сотрудникам необходимо осмыслить и обсудить логическое обоснование изменений культуры.

Один  из ярких примеров изменения культуры - опыт компании British Airways. По словам Николаса Георгиадиса, бывшего управляющего людскими ресурсами British Airways, культура компании содержала в себе много бюрократических элементов. Управление British Airways решило, что главная сфера изменений культуры - это обслуживание пассажиров и что ключ к успеху в этом деле - дать почувствовать работникам уверенность в себе и своей компании. Забота о пассажирах потребовала формирования у работников British Airways новых навыков, которые прежде не развивались.   
Программу изменения культуры разделили на три части:      

Информация о работе Корпоративная культура организации: ее основные элементы и особенности функционирования