Корпоративная культура организации: ее основные элементы и особенности функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
- рассмотреть организационную культуру организации, ее формирование, основные элементы и принципы;
- рассмотреть особенности и уровни функционирования корпоративной культуры.

Содержание работы

Введение………………………………………………….……………….……..3
1. Сущность корпоративной культуры…….…………………………….……..4
1.1 Понятие корпоративной культуры……...……………………..…….……..4
1.2 Основные элементы корпоративной культуры………………..…….….....9
1.3 Принципы корпоративной культуры....…………………………….……..15
2Формирование корпоративной культуры.… ……..........…...……………….18
2.1 Принципы формирования корпоративной культуры…………………….18
2.2 Этапы формирования корпоративной культуры...…………………. ……21
3. Функционирование корпоративной культуры………………......................26
3.1 Особенности функционирования корпоративной культуры..………...… 26
3.2 Функционирование корпоративной культуры на примере зарубежных и отечественных компаний ……..……………………………………....………..32
Заключение……………….………………………………………………..……37
Список литератур…………………………….………………………………... 39

Файлы: 1 файл

курсовая ТМ.docx

— 75.46 Кб (Скачать файл)

1. Двухдневный интенсивный семинар,  предназначенный для персонала,  осуществляющего контакт с пассажирами.  Цель семинара - настроить людей  на то, чтобы они думали о  важности обслуживания пассажиров. На семинаре рассматривались  такие проблемы, как: насколько важна взаимопомощь сотрудников для хорошего обслуживания пассажиров, в чьем ведении находятся проблемы пассажиров, насколько важен язык жестов и мимики при межличностных контактах и т.д. Эту программу изучили все 40000 служащих;      

2. Один день - однодневное мероприятие, посвященное тому, чтобы помочь  всему персоналу осознать свою  зависимость в работе друг  от друга. Это мероприятие посетило  приблизительно 30000 человек;     

3. В первую очередь - управление  людьми - мероприятие для менеджеров, рассчитанное на пять с половиной дней. Менеджеры должны были усвоить следующие понятия:

  • Безотлагательность. Этот термин означает, что руководитель своими действиями должен опережать события, не реагировать на происходящее пассивно;
  • Видение, что означает иметь в голове картину всего здания в тот момент, когда только замешивается цемент. Иными словами, менеджеры должны работать здесь и сейчас, когда они замешивают цемент, удерживая в фокусе внимания последствия, образно говоря, всего процесса стройки;
  • Мотивация, что означает управление, ориентированное на ожидаемые результаты. Необходимо уметь увлекать людей работой, чтобы они эффективно выполняли поручаемые им задания;
  • Доверие. Оно придает человеку уверенности, когда он работает один, и воодушевляет группу, когда люди работают вместе, открывает сотрудникам возможность принимать собственные решения;
  • Ответственность за сделанную работу. Кроме того, в British Airways была введена новая схема оценки работы, основанная на системе наставничества, выдвинувшая в центр внимания работу управляющего.

Другой  пример изменения корпоративной  культуры - опыт корпорации ICL. Программа  изменений культуры ICL была вызвана  к жизни новым менеджером, который  сказал: «Я постепенно осознал, что  у меня нет рычагов, чтобы вложить  мои стратегические взгляды в души и умы членов организации таким образом, чтобы они разделяли их обязательность. Я был совершенно разочарован - сотни людей, все старательно работают, и никто не подчиняется указаниям». После этого выступления направление работы компании было существенно изменено. Вскоре ICL превратилась в самого крупного в Европе производителя информационных технологий, сосредоточилась на специфических рынках, приобрела известность в качестве системного интегратора с репутацией, обеспечивающей высокий уровень качества. Вот основные принципы, которым она следовала:      

1)   Обеспечение открытости системы  - предоставление потребителям большей  свободы выбора производителей  и создание гарантий на будущее;      

2) Организационная гибкость - способность  реагировать на быстроменяющийся рынок;      

3) Сосредоточение на системах и  решениях, направленных на удовлетворение  запросов потребителя с тем,  чтобы создавать реальную добавленную  стоимость;      

4)  Изменение образа мышления людей,  в результате которого они  научились принимать самостоятельные решения.      

Между прочим, практически все элементы современного понятия "корпоративной  культуры" применялись в советскую  эпоху и у нас: субботники с  музыкой, песнями, овощные базы, майские  демонстрации и поездки за город,  "на картошку" и т.п., где, помимо обязательного для всех и каждого спортивного отдыха, не менее принудительны были "политпросветительские" лекции... Все, казалось бы, вполне объяснимо по тем временам, иногда даже разумно, но формально - ради галочки в райкоме. Цели те же, что и у капиталиста Форда: повысить качество и интенсивность труда, привязать к месту работы. Даже в соответствии с критериями корпоративной культуры перед людьми ставились задачи, но в разрез с ней - задачи абсолютно нереальные: догнать и перегнать все ту же Америку, от каждого по способностям - каждому по потребностям.      

Обратимся к опыту формирования корпоративной  культуры в двух организациях, работающих в России. Первая из них - международная  компания по авиа-доставке посылок DHL, в России она работает уже 15 лет. Как говорят ее менеджеры по работе с персоналом, главное для компании, чтобы каждый сотрудник чувствовал себя частью команды, работал на общий успех компании, который важно для людей, чем признание начальства. Спорт тоже не забыт. В каждом филиале DHL в разных странах есть своя футбольная команда, играют в ней сотрудники: кто может и хочет, без принуждения. Регулярно в Голландии проводится чемпионат команд компании. Однажды чемпионом DHL стала российская сборная! На соревнования футболисты-любители приезжают с собственными группами поддержки. Это девушки-коллеги. Они должны не только обзавестись соответствующими флажками, но и подготовить оригинальную программу для выступления в конкурсе болельщиков. Неудивительно, что в московском филиале DHL уже образовались семейные пары. Кстати, каждый Новый год компания устраивает вечеринки для своих сотрудников и отдельно - праздники для их детей. На одном из детских конкурсов первое место завоевал рисунок Деда Мороза, развозящего подарки на фирменной машине DHL. Рисунок посчитали лучшим признанием в любви к компании. А еще у многих детей есть желание "когда вырасту" работать рядом с папой или мамой. Сотрудникам-родственникам в DHL препятствий не чинят. При одном условии: они не должны подчиняться друг другу. И очень ценится, если сотрудник вырос в компании. Нынешний Генеральный директор российского филиала, новозеландец, начинал работать в DHL в качестве курьера.     

Благоприятная атмосфера внутри компании помогает людям легче перенести и внешние  невзгоды, общие сегодняшние трудности в стране. Это, что касается морального духа. Теперь о материальном. Компания DHL имеет высокий престиж на мировом рынке, в России работает не менее успешно, так что и к своим сотрудникам не имеет права относиться по заниженным меркам. В социальный пакет фирмы входят горячие обеды и медицинская страховка - на сегодняшний день немалое подспорье для семейного бюджета. Надо сказать, фирма не отказалась от них даже в сложное, после августовского кризиса, время. Конечно, такие моменты, как служебная машина и зарплата - четко дифференцированы, но в компании также разработана система бонусов и вознаграждений за отличную работу: человеку прямо дают понять, что он нужен. А такой сотрудник уважает себя и своих коллег, что само по себе сводит к минимуму производственные конфликты. Опять же экономия для компании - подсчитано, что они обходятся фирме в десятки тысяч долларов. Психолог-консультант DHL Марина Баранофф называет корпоративную культуру экологией внутри компании. А экология должна быть чистой.     

Вторая  организация - крупнейший российский производитель  молочной продукции и соков компания "Wimm-Bill-Dann", - здесь существует многое из того, что есть в DHL. Спортивные состязания и своя футбольная команда, совместные праздники и поездки с семьями за город, программы обучения и развития персонала, стажировки за границей, помощь психолога. Кстати, если дети сотрудников приходят трудиться на предприятия WBD, это тоже приветствуется. А недавно здесь стали издавать собственную газету. Сначала думали выпускать для каждого из 8 заводов компании отдельную многотиражку, но поняли, что нужна общая для всех газета, потому что главное для корпорации - соединить патриотические чувства людей к своему предприятию в единый дух одной большой команды.  

 

 

Заключение     

Корпоративная культура представляет собой большую  область явлений материальной и  духовной жизни коллектива: доминирующие в нем моральные нормы и  ценности, принятый кодекс поведения  и укоренившиеся ритуалы, традиции, которые формируются с момента  образования организации и разделяются большинством ее сотрудников.     

Корпоративная культура все еще слишком зыбкий термин для описания всего, что лежит  под рациональной, измеряемой поверхностью организации. Однако большинство теоретиков соглашаются с тем или иным вариантом базового определения: корпоративная культура - это воплощение отношения работника компании к ключевым ценностям, убеждениям и традициям в характерных моделях. Культура материализуется в корпоративных преданиях, церемониях, праздновании успехов, обычаях. А также - в целях, стратегии, процессе управления, структуре, методах распределения ресурсов компании.     

В этой курсовой работе мы попытались рассмотреть  основные положения, принципы и составные  элементы корпоративной культуры, особенности ее формирования и функционирования.      

И можно сделать вывод, что если организация не занимается процессом  формирования организационной культуры, не придает ей должного значения, то она обречена на провал, так как  выжить в современных рыночных условиях компания может только с сильной сплоченной командой всего персонала, то есть с эффективной корпоративной культурой.      

Но, в то же время, вряд ли кто станет спорить с тем, что сплоченная и стремящаяся к единой цели команда, способна решать поставленные перед  ней задачи с гораздо большим энтузиазмом и, как следствие, эффективностью, чем разрозненный коллектив работников.     

Эффективная корпоративная культура - самый действенный  способ разгрузить руководителя. Она, лучше при участии коллектива, задает долговременную цель существования организации, создает корпоративные стандарты, которых необходимо придерживаться для эффективного достижения этой цели, убеждает в правильности этих целей и стандартов сотрудников организации     

Человек составляет основу организации, ее сущность и ее основное богатство. Однако с позиций управления нельзя говорить о человеке вообще, так как все люди разные. Люди ведут себя по-разному, у них различные способности, различное отношение к своему делу, к организации, к своим обязанностям; люди имеют различные потребности, их мотивы к деятельности могут существенно отличаться. Наконец, люди по-разному воспринимают действительность окружающих их людей и самих себя в этом окружении. Все это говорит о том, что управление человеком в организации исключительно сложное, но, в то же время, исключительно ответственное и важное для судьбы организации дело. Менеджер должен очень много знать о людях, с которыми он работает, для того чтобы пытаться успешно управлять ими. 

 

 

Список  литературы      

 

  1. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломонидина Т.О. Организационное поведение. М.: Инфра-М, 2000.
  2. Кузнецов Игорь. Корпоративная культура: Учебное пособие М.: Книжный дом, 2006
  3. Спивак В.А. Корпоративная культура: теория и практика / В.А. Спивак. М. [и др.]: Питер, 2001.
  4. Управление персоналом. / Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. - М., ЮНИТИ, 1998.
  5. Кузнецов. И.Н. Формирование и поддержание корпоративной культуры в организации
  6. Голубева Е. Корпоративная культура: экология внутри компании // ELLE бизнес.2002. №5;
  7. Глухов В.В. Основы менеджмента. - С.-Петербург.: «Спец. литература», 1995;
  8. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: «Триада, ЛТД», 1997;
  9. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: 2000;
  10. Комаров М.А.  «Менеджмент», ЮНИТИ,1998г;
  11. Максимцов М.М, Игнатьева А.В., Менеджмент, М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998;
  12. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001.
  13. Занковский А.Н. «Организационая психология»: издание 2-е; Издательство МПСИ; 2008 г.
  14. Мескон М.Х., Хедоури Ф., Альберт М. «Основы менеджмента»: - М.: «Дело», 2008 г.
  15. Э.Шейн «Организационная культура и лидерство» - С.-Пб.: «Питер», 2008 г.

 

1 Э.Шейн «Организационная культура и лидерство» - С.-Пб.: «Питер», 2008 г.

2 Кузнецов Игорь. Корпоративная культура: Учебное пособие М.: Книжный дом, 2006

3 Спивак В.А. Корпоративная культура: теория и практика / В.А. Спивак. М. [и др.]: Питер, 2001.

 

 


Информация о работе Корпоративная культура организации: ее основные элементы и особенности функционирования