Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 20:03, курсовая работа
Целью этой работы является, выявить средства и методы в формировании корпоративной культуры организации.
Для достижения этой цели потребуется решение следующих задач:
1) дать общую характеристику корпоративной культуры и ее содержанию;
2) раскрыть роль корпоративной культуры в управлении предприятием, а также методы формирования корпоративной культуры;
3) проанализировать корпоративную культуру на примере …
4) привести рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры в …
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Сущность корпоративной культуры…………………………………....5
Понятие корпоративной культуры, выявление её основных элементов..5
Структура и содержание корпоративной культуры……………………..12
Виды культуры организации……………………………………………...18
Элементы корпоративной культуры……………………………………...22
Исследование корпоративной культуры ОАО « МТС» …………...…27
Краткая характеристика организации………………………………...27
Анализ элементов корпоративной культуры ОАО «Мобильные Теле Сети»……………………………………………………………………29
Оценка влияния корпоративной культуры на деятельность компании……………………………………………………………….36
3. Рекомендации по формированию корпоративной культуры ………..38
Заключение………………………………………………………………….40
Приложения ………………………………………………………………...42
Список литературы…………………………………………………………43
1.2 Структура и содержание корпоративной культуры
В настоящее время стало уже традиционным выделять три уровня корпоративной культуры:
1) поверхностный (символический)
уровень – это все, что
2) подповерхностный уровень
– объединяет ценности и нормы,
3) базовый (глубинный)
уровень – базовые
Некоторые исследователи предлагают более дробную структуру корпоративной культуры, выделяя следующие компоненты:
Мировоззрение –
Корпоративные ценности, т.е. предметы и явления организационной жизни, существенно важные, значимые для духовной жизни работников. Ценности выступают связующим звеном между культурой организации и духовным миром личности, между корпоративным и индивидуальным бытием. Личностные ценности отражаются в сознании в виде ценностных ориентации, которые включают в себя также широкий круг социальных ценностей, признаваемых личностью, но не всегда принимаемых ею в качестве собственных целей и принципов.
Стили поведения, характеризующие
работников конкретной организации. Сюда
также относятся специфические
ритуалы и церемонии, язык, используемый
при общении, а также символы,
которые обладают особым смыслом
именно для членов данной организации.
Важным элементом может стать
какой-либо персонаж, обладающий характеристиками,
в высшей степени ценными для
данной культуры и служащий ролевой
моделью поведения для
Нормы – совокупность формальных
и неформальных требований, предъявляемых
организацией по отношению к своим
сотрудникам. Они могут быть универсальными
и частными, императивными и
Психологический климат в организации, с которым сталкивается человек при взаимодействии с ее сотрудниками. Психологический климат представляет собой преобладающую и относительно устойчивую духовную атмосферу, определяющую отношения членов коллектива друг к другу и к труду.
Ни один из этих компонентов в отдельности не может быть отождествлен с культурой организации. Однако в совокупности они могут дать довольно полное представление о корпоративной культуре.
Существует много подходов к анализу содержательной стороны той или иной корпоративной культуры. Ф. Харрис и Р. Моран предложили выделить десять содержательных характеристик, свойственных любой корпоративной культуре:
Указанные характеристики культуры организации в совокупности отражают и придают смысл концепции корпоративной культуры.
Содержание корпоративной культуры определяется не простой суммой ожиданий и реального положения вещей по каждой характеристике, а тем, как они связаны между собой и как они формируют профили определенных культур. Отличительной чертой той или иной культуры является приоритетность формирующих ее базовых характеристик, указывающая на то, какие принципы должны превалировать в случае возникновения конфликта между ее разными составляющими.
1.3 Виды культуры организации
Корпоративная культура в компании формируется на основе таких факторов, как личность руководителя, сфера бизнеса и этап развития компании. Американский социолог Ч.Ханди на основе анализа ряда крупнейших американских компаний предложил типологию, в основе которой лежит распределение власти и связанные с ней ценностные ориентации личности, которые обусловливают специфический характер отношения индивида и организации, структуру организации и характер ее деятельности на различных этапах ее эволюции.
По этому критерию Ч.Ханди выделяет четыре типа организационной культуры (в виде метафорического выражения). Причем автор подчеркивает, что культура не статична, а проходит все эти стации в процессе своего формирования.
1.Силовая культура («культура Зевса»).
Силовая культура формируется главным образом тогда, когда директор является не просто руководителем, но и хозяином. Этот человек должен обладать личностной силой, быть неизменным лидером. Чаще всего у такого руководителя есть рядом некоторое количество особо приближенных сотрудников. Лейтмотив отношений в коллективе - власть и жесткий контроль.
Многие компании на этапе
формирования имеют именно такую
структуру. Отличительная особенность
такой культуры состоит в том,
что компания очень мобильна и
легко приспосабливается к
Проблема такой структуры состоит в том, что существует лимит роста компании. Дело в том, что человек, стоящий во главе зачастую не желает делегировать свои полномочия. Если контролировать деятельность 30-60 человек более или менее возможно, то при большем количестве сотрудников это становится нереальным. Таким образом, стремление сохранить власть в одних руках производит к сдерживанию роста организации.
В такой ситуации часто наблюдается большая текучка среди менеджеров среднего звена. В отношении этих работников не наблюдается соответствия их обязанностей и полномочий. Многие работники могут участвовать в формировании решения по тому или иному вопросу, но принимает решение все равно один человек. Единственный выход для такой компании - создать холдинг. При этом во главе каждого сформировавшегося звена также будет стоять лидер, сильная личность.
2. Ролевая (бюрократическая) культура («культура Апполлона»).
Наиболее характерна для
больших компаний, работающих на достаточно
стабильном рынке и занимающих твердые
позиции на нем. Отличительная особенность
такой структуры в том, что
все права и обязанности
Такая культура жестко ограничивает человека. При подборе работников учитываются не столько их профессиональные способности, сколько вероятность того, насколько хорошо они подойдут под конкретные должностные инструкции. Такая структура гарантирует постепенный карьерный рост, однако реализация амбиций сотрудников окажется невозможной, а проявление излишней инициативы будет неуместным. Более того, сотрудник, не вписавшийся в эту строго регламентированную структуру, отторгается.
Проблема в том, что в ситуации резких перемен на рынке, где работает компания, ей будет тяжело адаптироваться к новым условиям. Люди, которые подбираются в такие компании, чаще всего просто не способны справляться с непредвиденными обстоятельствами и не могут настраиваться на выполнение каких-то других, не знакомых им обязанностей и привыкли следовать конкретным должностным инструкциям.
3. Личностная культура («культура Диониса»).
Этот вид встречается довольно редко. Его отличие состоит в том, что весь коллектив состоит из людей высокопрофессиональных. Они вообще могут работать как без руководителя, так и друг без друга. Просто по каким-то причинам на данный момент им удобнее находиться вместе.
Чаще всего такую структуру имеют адвокатские конторы, консалтинговые фирмы, архитектурные бюро. Такая корпоративная культура рассчитана на удовлетворение личных амбиций, личных интересов. Иногда она формируется не в самой организации, а в каком-то ее отделе или подразделении. Такая культура не может существовать долго. Чаще всего в ней выделяется лидер, и она переходит в силовую.
4. Целевая культура («культура Афины»).
Целевая культура формируется в компаниях, деятельность которых направлена на решение конкретных задач. Они приспособлены для работы в условиях динамично развивающегося рынка (интернет-рынке, например). Структура таких организаций чаще всего довольна размытая. Чтобы избежать превращения рабочего коллектива в "тусовку", обычно существует жесткая форма отчетности и контроля.