Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 22:51, курс лекций
Корпоративное управление — это управление организационно-правовым оформлением бизнеса, оптимизацией орга¬низационных структур, построение внутри- и межфирменных отноше¬ний компании в соответствии с принятыми целями.
Выделяя корпоративное управление в особый тип, осо¬бенности которого обусловлены спецификой корпорации в качестве объекта управления, его определяют как «управление, построенное на приоритетах интересов акционеров и их роли в развитии корпора¬ции, управление, учитывающее реализацию прав собственности, пре¬дусматривающее взаимодействие акционеров (корпоративные комму¬никации), построенное на стратегии развития корпорации в целом (интересы фирмы подчинены общим интересам), наконец, это управ¬ление, которое рождает корпоративную культуру, то есть комплекс общих традиций, установок, принципов поведения».
3) круговая порука в разворовывании ресурсов предприятия.
V тип: «хуторское хозяйство» - корпоративная культура, основанная на обособлении деятельности и прав на ее результаты. Каждый работник «возделывает свой участок», а вкладом в общее дело является отработка (обязательное задание) или оброк (отчисления от доходов). Пример – адвокатское бюро (каждый адвокат отрабатывает на родную контору необходимый минимум, и сам ищет себе работу – клиентов); риэлторские фирмы (сотрудники пользуются общей базой данных, юридической помощью, маркой фирмы, но находят своих клиентов сами и получают процент от сделки).
Основные признаки:
1) минимальная внутрифирменная кооперация;
2) непосредственная связь с клиентами – зарабатывает тот, кто умеет налаживать контакты;
3) внутренняя конкуренция (борьба за клиентов).
VI тип: «феодальный социализм» - корпоративная культура, основанная на жесткой иерархии и соподчинении всех исполнителей. Разделение труда и кооперация сочетаются с перманентным торгом по вертикали и горизонтали относительно условий взаимодействия.
Основные признаки:
1) сильная инерция сложившейся системы отношений – большая часть отношений носит характер воспроизводства сложившихся рутин;
2) ритуальный характер подчинения;
3) множественность интриг – постоянно меняющиеся коалиции интересов.
VII тип: «корпорация» - корпоративная культура, основанная на кооперации деятельности с четким разделением «зон ответственности». В основе взаимодействия лежит жесткий регламент, устанавливающий функции, права и обязанности каждого исполнителя, а также процедуры принятия решений и согласования интересов. Тип характерен для крупных компаний.
Основные признаки данной культуры:
1) индивидуалистический стиль поведения;
2) контрактный характер отношений работник – предприятие;
3) максимальное совпадение формальных и реальных, общественно-санкционированных норм поведения.
Отметим, что иногда в одной и той же компании сосуществуют и взаимодействуют несколько типов корпоративных культур. В то же время есть абсолютно несовместимые (например, «колхоз» и «колония»).
Культура, как институциональная характеристика компании, предполагает способы согласования интересов, методы разрешения конфликтов, формы корпоративных усилий.
71
[*] этим символом обозначены материалы проекта IFC «Корпоративное управление в России».
[1] Шеин В., Жуплев А. Российские акционерные компании: парадоксы развития// Журнал для акционеров. - 2003. - №1. - с.36.
[2] И.А. Храброва. Корпоративное управление: вопросы интеграции. Аффилированные лица, организационное проектирование, интеграционная динамика: - М.: ИД «Альпина», 2000. – 198с.
[3] Д. Вавулин. Раскрытие информации с использованием Интернета// Журнал для акционеров. - №2. – 2004. – с. 16-21.
[4] Корпоративные конфликты. Причины их возникновения и способы преодоления. Под ред. А.С. Семенова
и Ю.С. Сизова. – М.:Едиториал УРСС, 2002. – с. 11-13.
[5] Бочаров В.В. Корпоративные финансы. СПб: Питер. – 256 с.
[6] Е.Устюжанина. Корпоративная культура// Журнал для акционеров. - №1. – 2004. – с. 35-42.