Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 14:55, реферат
Корпоративный контроль определяется, как возможность субъектов акционерных отношений обеспечивать постоянное влияние на принятие стратегических управленческих решений.
В широком смысле корпоративный контроль — это вся совокупность возможностей извлечь выгоду от деятельности корпорации, которая тесно связана с таким понятием, как «корпоративный интерес».
Введение 1
Глава 1
1.1. Система управления персоналом на предприятии 6
1.2. Задачи и цели корпоративного управления 7
1.3. Контроллинг как инструмент управления корпорацией 8
1.4. Специфика российской модели корпоративного управления 10
1.5. Особенности корпоративного контроля в переходной
экономике России 13
1.6. Основания для установления контроля 16
1.7. Модели корпоративного управления 17
1.8. Типы корпораций 18
Глава 2
2.1. Организационные основы реформирования естественных
монополий 20 2.2. Структурные реформы в РАО «ЕЭС России» 22
2.3. Российский ТЭК в глобальном контексте 26
Заключение 28
Список литературы 29
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1
экономике России
Глава 2
2.1. Организационные основы реформирования естественных
монополий
2.3. Российский ТЭК
в глобальном контексте
Заключение
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Корпоративный контроль
определяется, как возможность субъектов
акционерных отношений
В широком смысле корпоративный контроль — это вся совокупность возможностей извлечь выгоду от деятельности корпорации, которая тесно связана с таким понятием, как «корпоративный интерес». Корпоративное управление представляет собой постоянное, преемственное обеспечение корпоративных интересов и выражается в отношениях корпоративного контроля.
Корпоративное управление технически сводится к трем важнейшим направлениям, а именно:
1) управлению собственно капиталом и собственностью;
2) управлению технологическим
процессом, включая сбыт
3) управление денежными потоками, оборотным капиталом, пассивами.
Именно такое корпоративное управление выводит корпорацию на уровень экономических отношений.
Для современного российского общества трудно найти более актуальную задачу, чем добиться решающих успехов в экономике.
В свою очередь успешное развитие экономики и её хозяйствующих субъектов в решающей степени определяется адекватностью той институциональной среды или институционального контекста, в котором разворачиваются экономические процессы в конкретной стране.
Работа посвящена исследованию корпоративизации российской экономики, то есть развития и распространения корпоративных форм организации производства.
Любые развивающиеся организации, а тем более крупные промышленные корпорации, никогда не бывают в статистическом состоянии, в процессе совершенствования различны по характеру и масштабам изменения происходят непрерывно, одно изменение порождает другое.
Причиной изменения может служить давление извне организации или внутри неё, при этом изменения могут быть как планируемыми, так и непредсказуемыми.
Менеджеры среднего звена несут ответственность не только за управление собственно изменениями, но и за людей, на чью трудовую жизнь и повседневную практику оказывают глубокое влияние эти изменения.
Для руководителя важно понимать, что то или иное изменение вызывает у людей противоречивые чувства и реакции. Можно одобрять изменения в принципе, но приходить в состояние крайней тревоги, когда начинаешь думать о том, к чему это приведёт на практике. Многое зависит от степени контроля над изменениями и активной вовлечённости работников в этот процесс.
Общемировые тенденции свидетельствуют, что экономика развитых государств базируется на крупных и крупнейших корпоративных структурах. Мощные промышленные компании акционерно взаимосвязаны с такими же мощными финансово-кредитными организациями (банками, инвестиционными и пенсионными фондами, страховыми институтами), научно-техническими, торговыми и информационными фирмами.
Корпоративный сектор обладает значительным экономическим потенциалом, огромными производственными и финансовыми ресурсами. Этот сектор тесно связан с малыми и средними предприятиями, которые привлекаются для выполнения производственных, научно технических, сбытовых задач. По отношению к малому и среднему бизнесу крупные корпорации играют роль проводников экономической, промышленной политики. Национальные экономики благодаря эффективному корпоративному сектору приобретают прочные хозяйственные позиции, укрепляют свои конкурентные преимущества и повышают динамизм развития на прогрессивных научно-технических направлениях.
Экономическая роль корпорации самым существенным образом зависит от уровня управления им. Решающее значение при этом имеет, прежде всего, вид корпоративной структуры. За годы экономических реформ в России сложилась определённая законодательная основа становления и функционирования корпораций рыночного типа. Вместе с тем сам термин «корпорация», широко используется в хозяйственной практике, в законодательство пока не введён.
В корпоративном управлении важно правильно организовать учёт интересов всех связанных с деятельностью корпорации сторон, сформировать комплекс отношений между акционерами, правлением акционерных обществ, их исполнительными органами. Структурными подразделениями, а так же деловыми партнерами.
Решающая роль в принятии управленческих решений принадлежит владельцам контрольного пакета акций (физическим лицам, семьям, альянсам, другим корпорациям). Институциональные инвесторы, являющиеся собственниками акций, так требуют, чтобы считались с их мнением при принятии управленческих решений. В определённой мере, установленной законом, индивидуальные и миноритарные акционеры также участвуют в управленческих процедурах, требуя. Чтобы владельцы контрольного пакета акций, администрация корпорации действовали справедливо по отношению к ним. Кредиторы в свою очередь могут воздействовать на управление, осуществлять внешний контроль над деятельностью корпораций. Важный вклад в достижение высоких результатов вносят и наёмные работники. Правительство каждой страны определяет общие рамки управления и условия хозяйственной деятельности организаций.
Роль каждого из участников корпоративного управления, их взаимодействие различны в разных странах, регулируются правовыми нормами, рыночными механизмами, традициями.
Вопрос ответственности «агентов» — совета директоров и менеджеров, которым акционеры делегируют полномочия по управлению своей собственностью, — является ключевым для корпоративного управления и получил название «агентской проблемы». Ее основной источник — существующее в странах с развитыми фондовыми рынками разделение управления и собственности. Когда акционерная собственность распылена, прямое управление корпорацией акционером становится экономически нецелесообразным. В результате почувствовавшие ослабление контроля менеджеры могут начать преследовать собственные цели, которые не обязательно будут соответствовать интересам акционеров. Поэтому в качестве своего агента акционеры выбирают совет директоров и наделяют его значительными правами и полномочиями в принятии решений от своего имени.
Эффективная
система корпоративного управления
должна обеспечивать выполнение советом
директоров и менеджментом своей
основной обязанности — следить
за соблюдением интересов
Классический способ решения агентской проблемы — создание в компании системы сдержек и противовесов. Как показывает практика, такая система базируется на следующих четырех принципах:
Другой
важный вопрос — соблюдение баланса
между независимостью и профессионализмом
членов совета директоров. Для обеспечения
объективной оценки работы менеджеров
акционеры часто стремятся
Но найти независимого директора, который обладал бы достаточным опытом и знаниями для эффективного участия в управлении и мог бы адекватно оценить действия и планы менеджмента, нелегко даже на Западе. Поиск одновременно независимых и профессиональных директоров в России требует еще больших усилий.
Большого внимания требуют вопросы компенсации и мотивации. Как построить систему оплаты труда членов совета директоров, стимулирующую их к работе с наибольшей ответственностью? Как увязать мотивацию менеджмента с интересами акционеров, особенно учитывая, что интересы отдельных групп акционеров могут различаться? Как обеспечить защиту миноритарных акционеров, если большинство в совете директоров принадлежит директорам, представляющим интересы крупных инвесторов?
Со второй половины 1990-х годов стали очевидными новые акценты проблемы - неразвитость взаимоотношений собственников и менеджеров, без совершенствования которых невозможно формирование эффективной модели корпоративного управления и контроля. Сверхвысокая концентрация акционерного капитала (в 2003 г. 60% крупнейших российских предприятий имели контролирующего акционера) и отсутствие механизмов контроля деятельности исполнительных органов корпораций, обусловленные слиянием функций менеджера и собственника, наряду с информационной закрытостью стали серьезным препятствием для роста эффективности, привлечения иностранных инвестиций, выхода на внешние рынки.
Заметим, что мы перечислили лишь небольшую часть проблем, которые можно решить только при наличии в компании действенной системы корпоративного управления. Ее создание невозможно без свода правил, четко определяющих взаимоотношения акционеров между собой, с советом директоров и менеджментом. Такой свод правил должен, как минимум, содержать перечень прав и обязанностей, структуру, условия членства и ключевые процедурные вопросы, относящиеся к работе ключевых органов управления акционерным обществом — общего собрания акционеров, совета директоров, правления.
Все более актуализируется
вопрос о качестве корпоративного управления
и контроля, так как сложившаяся
на российских предприятиях модель не
может быть признана
рациональной, вопросы корпоративного
права не находятся пока в центре внимания,
еще не стала нормой социальная ориентация
в развитии, правила корпоративного поведения
только начинают складываться. Необходимо
адаптировать богатый мировой опыт к условиям
российской действительности при учете
тех ценностных установок, которые характеризуют
российскую ментальность.
Корпоратизация ведет
к изменению системы
Актуальность проблемы
также обусловлена отсутствием
систематизированного знания о построении
и функционировании организационно-
Недостаточно изученными остаются многие аспекты корпоративного управления и контроля, особенно те из них, которые определяют их институционально-ценностную природу.
Предмет исследования – оценка эффективности, конкретные средства и способы их организации.
Объект исследования – коммуникативный процесс и корпоративные коммуникации.
Цель курсового исследования заключается в развитии теоретических основ и рассмотрению методологических положений по формированию эффективной системы корпоративного контроля российских компаний.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- выявить важнейшие особенности
становления российской системы корпоративного
управления в контексте ее сравнения с
моделями корпоративного управления в
зарубежной практике, определить характер
формирующейся в России системы корпоративного
управления;
- оценить достаточность отечественных
и зарубежных подходов к формированию
эффективных моделей корпоративного управления
для решения поставленной в работе проблемы;
- уточнить понятие корпоративного
управления, охарактеризовать основополагающие
позиции, которые учитываются в существующих
подходах к его определению, выделить
основные этапы построения модели корпоративного
управления;
- обозначить проблемы корпоративного
управления и выявить закономерности
развития внутрифирменных корпоративных
отношений в рамках корпоративного контроля;
- определить место внутреннего
корпоративного (управленческого) контроля
в системе функций современного менеджмента;
- определить структуру системы
управленческого контроля и механизм
его функционирования;
- выявить современные факторы
и сформулировать принципы формирования
системы управленческого контроля;
- рассмотреть корпоративную отчетность
как инструмент корпоративного контроля
и уточнить состав показателей, включаемых
в нее.