Корпоративный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 14:55, реферат

Описание работы

Корпоративный контроль определяется, как возможность субъектов акционерных отношений обеспечивать постоянное влияние на принятие стратегических управленческих решений.
В широком смысле корпоративный контроль — это вся совокупность возможностей извлечь выгоду от деятельности корпорации, которая тесно связана с таким понятием, как «корпоративный интерес».

Содержание работы

Введение 1
Глава 1
1.1. Система управления персоналом на предприятии 6
1.2. Задачи и цели корпоративного управления 7
1.3. Контроллинг как инструмент управления корпорацией 8
1.4. Специфика российской модели корпоративного управления 10
1.5. Особенности корпоративного контроля в переходной
экономике России 13
1.6. Основания для установления контроля 16
1.7. Модели корпоративного управления 17
1.8. Типы корпораций 18
Глава 2
2.1. Организационные основы реформирования естественных
монополий 20 2.2. Структурные реформы в РАО «ЕЭС России» 22
2.3. Российский ТЭК в глобальном контексте 26
Заключение 28
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

КОРПОРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                             1

 

Глава 1

    1.   Система управления персоналом на предприятии                            6
    2.   Задачи и цели корпоративного управления                                       7
    3.   Контроллинг как инструмент управления корпорацией                  8
    4.   Специфика российской модели корпоративного управления        10
    5.   Особенности корпоративного контроля в переходной

     экономике России                                                                                   13                                                                  

    1.   Основания для установления контроля                                            16     
    2.   Модели корпоративного управления                                                17      
    3.   Типы корпораций                                                                                18

 

Глава 2

2.1. Организационные основы реформирования естественных

     монополий                                                                                               20 2.2. Структурные реформы в РАО «ЕЭС России»                                  22

2.3.  Российский ТЭК в глобальном контексте                                        26

 

Заключение                                                                                                      28

 

Список литературы                                                                                        29

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Корпоративный контроль определяется, как возможность субъектов  акционерных отношений обеспечивать постоянное влияние на принятие стратегических управленческих решений.

В широком смысле корпоративный  контроль — это вся совокупность возможностей извлечь выгоду от деятельности корпорации, которая тесно связана с таким понятием, как «корпоративный интерес». Корпоративное управление представляет собой постоянное, преемственное обеспечение корпоративных интересов и выражается в отношениях корпоративного контроля.

Корпоративное управление технически сводится к трем важнейшим  направлениям, а именно:

1) управлению собственно  капиталом и собственностью;

2) управлению технологическим  процессом, включая сбыт продукции;

3) управление денежными  потоками, оборотным капиталом, пассивами.

Именно такое корпоративное  управление выводит корпорацию на уровень  экономических отношений.

Для современного российского  общества трудно найти более актуальную задачу, чем добиться решающих успехов  в экономике.

В свою очередь успешное развитие экономики и её хозяйствующих субъектов в решающей степени определяется адекватностью той институциональной среды или институционального контекста, в котором разворачиваются экономические процессы в конкретной стране.

Работа посвящена исследованию корпоративизации российской экономики, то есть развития и распространения корпоративных форм организации производства.

Любые развивающиеся  организации, а тем более крупные  промышленные корпорации, никогда не бывают в статистическом состоянии, в процессе совершенствования различны по характеру и масштабам изменения происходят непрерывно, одно изменение порождает другое.

Причиной изменения  может служить давление извне  организации или внутри неё, при  этом изменения могут быть как  планируемыми, так и непредсказуемыми.

Менеджеры среднего звена  несут ответственность не только за управление собственно изменениями, но и за людей, на чью трудовую жизнь  и повседневную практику оказывают  глубокое влияние эти изменения.

Для руководителя важно  понимать, что то или иное изменение вызывает у людей противоречивые чувства и реакции. Можно одобрять изменения в принципе, но приходить в состояние крайней тревоги, когда начинаешь думать о том, к чему это приведёт на практике. Многое зависит от степени контроля над изменениями и активной вовлечённости работников в этот процесс.

Общемировые тенденции  свидетельствуют, что экономика  развитых государств базируется на крупных  и крупнейших корпоративных структурах. Мощные промышленные компании акционерно взаимосвязаны с такими же мощными финансово-кредитными организациями (банками, инвестиционными и пенсионными фондами, страховыми институтами), научно-техническими, торговыми и информационными фирмами.

Корпоративный сектор обладает значительным экономическим потенциалом, огромными производственными и финансовыми ресурсами. Этот сектор тесно связан с малыми и средними предприятиями, которые привлекаются для выполнения производственных, научно технических, сбытовых задач. По отношению к малому и среднему бизнесу крупные корпорации играют роль проводников экономической, промышленной политики. Национальные экономики благодаря эффективному корпоративному сектору приобретают прочные хозяйственные позиции, укрепляют свои конкурентные преимущества и повышают динамизм развития на прогрессивных научно-технических направлениях.

Экономическая роль корпорации самым существенным образом зависит  от уровня управления им. Решающее значение при этом имеет, прежде всего, вид  корпоративной структуры. За годы экономических  реформ в России сложилась определённая законодательная основа становления и функционирования корпораций рыночного типа. Вместе с тем сам термин «корпорация», широко используется в хозяйственной практике, в законодательство пока не введён.

В корпоративном управлении важно правильно организовать учёт интересов всех связанных с деятельностью корпорации сторон, сформировать комплекс отношений между акционерами, правлением акционерных обществ, их исполнительными органами. Структурными подразделениями, а так же деловыми партнерами.

Решающая роль в принятии управленческих решений принадлежит владельцам контрольного пакета акций (физическим лицам, семьям, альянсам, другим корпорациям). Институциональные инвесторы, являющиеся собственниками акций, так требуют, чтобы считались с их мнением при принятии управленческих решений. В определённой мере, установленной законом, индивидуальные и миноритарные акционеры также участвуют в управленческих процедурах, требуя. Чтобы владельцы контрольного пакета акций, администрация корпорации действовали справедливо по отношению к ним. Кредиторы в свою очередь могут воздействовать на управление, осуществлять внешний контроль над деятельностью корпораций. Важный вклад в достижение высоких результатов вносят и наёмные работники. Правительство каждой страны определяет общие рамки управления и условия хозяйственной деятельности организаций.

Роль каждого из участников корпоративного управления, их взаимодействие различны в разных странах, регулируются правовыми нормами, рыночными механизмами, традициями.

Вопрос ответственности «агентов» — совета директоров и менеджеров, которым акционеры делегируют полномочия по управлению своей собственностью, — является ключевым для корпоративного управления и получил название «агентской проблемы». Ее основной источник — существующее в странах с развитыми фондовыми рынками разделение управления и собственности. Когда акционерная собственность распылена, прямое управление корпорацией акционером становится экономически нецелесообразным. В результате почувствовавшие ослабление контроля менеджеры могут начать преследовать собственные цели, которые не обязательно будут соответствовать интересам акционеров. Поэтому в качестве своего агента акционеры выбирают совет директоров и наделяют его значительными правами и полномочиями в принятии решений от своего имени.

Эффективная система корпоративного управления должна обеспечивать выполнение советом  директоров и менеджментом своей  основной обязанности — следить  за соблюдением интересов акционеров при принятии важнейших корпоративных  решений.

Классический способ решения агентской проблемы — создание в компании системы сдержек и противовесов. Как показывает практика, такая система базируется на следующих четырех принципах:

  1. Наличие в составе совета директоров независимых членов, не являющихся исполнительными директорами компании. В идеальном случае они должны иметь большинство в совете директоров.
  2. Настройка мотивации членов совета директоров и топ-менеджеров компании на соблюдение интересов акционеров. Традиционно такая мотивация базируется на компенсационных пакетах, основанных на опционах на акции компании.
  3. Максимально возможная финансовая и управленческая прозрачность компании.
  4. Равноправное и справедливое отношение ко всем акционерам. Особое внимание должно уделяться защите интересов миноритариев.

Другой  важный вопрос — соблюдение баланса  между независимостью и профессионализмом  членов совета директоров. Для обеспечения  объективной оценки работы менеджеров акционеры часто стремятся внедрить в совет директоров максимальное число независимых директоров, лояльных интересам акционеров и не зависящих от менеджмента.

Но  найти независимого директора, который  обладал бы достаточным опытом и  знаниями для эффективного участия  в управлении и мог бы адекватно  оценить действия и планы менеджмента, нелегко даже на Западе. Поиск одновременно независимых и профессиональных директоров в России требует еще больших усилий.

Большого  внимания требуют вопросы компенсации  и мотивации. Как построить систему  оплаты труда членов совета директоров, стимулирующую их к работе с наибольшей ответственностью? Как увязать мотивацию менеджмента с интересами акционеров, особенно учитывая, что интересы отдельных групп акционеров могут различаться? Как обеспечить защиту миноритарных акционеров, если большинство в совете директоров принадлежит директорам, представляющим интересы крупных инвесторов?

Со  второй половины 1990-х годов стали  очевидными новые акценты проблемы - неразвитость взаимоотношений собственников  и менеджеров, без совершенствования  которых невозможно формирование эффективной модели корпоративного управления и контроля. Сверхвысокая концентрация акционерного капитала (в 2003 г. 60% крупнейших российских предприятий имели контролирующего акционера) и отсутствие механизмов контроля деятельности исполнительных органов корпораций, обусловленные слиянием функций менеджера и собственника, наряду с информационной закрытостью стали серьезным препятствием для роста эффективности, привлечения иностранных инвестиций, выхода на внешние рынки.

Заметим, что мы перечислили лишь небольшую часть проблем, которые можно решить только при наличии в компании действенной системы корпоративного управления. Ее создание невозможно без свода правил, четко определяющих взаимоотношения акционеров между собой, с советом директоров и менеджментом. Такой свод правил должен, как минимум, содержать перечень прав и обязанностей, структуру, условия членства и ключевые процедурные вопросы, относящиеся к работе ключевых органов управления акционерным обществом — общего собрания акционеров, совета директоров, правления.

Все более актуализируется  вопрос о качестве корпоративного управления и контроля, так как сложившаяся  на российских предприятиях модель не может быть признана  
рациональной, вопросы корпоративного права не находятся пока в центре внимания, еще не стала нормой социальная ориентация в развитии, правила корпоративного поведения только начинают складываться. Необходимо адаптировать богатый мировой опыт к условиям российской действительности при учете тех ценностных установок, которые характеризуют российскую ментальность.

Корпоратизация ведет  к изменению системы экономических  и социальных отношений на всех уровнях  развития экономики. Именно поэтому  проблемы, связанные с развитием  корпоративного субсектора экономики, воспринимаются как особо актуальные.

Актуальность проблемы также обусловлена отсутствием  систематизированного знания о построении и функционировании организационно-управленческого  механизма корпоративного контроля, неопознанностью критериев его  эффективности. Становление, развитие на нынешнем этапе российской модели корпоративного управления и контроля заставляют все большее и большее число исследователей обращаться к глубинной сути происходящих в корпоративном секторе экономики процессов и явлений.

Недостаточно изученными остаются многие аспекты корпоративного управления и контроля, особенно те из них, которые определяют их институционально-ценностную природу.

Предмет исследования – оценка эффективности, конкретные средства и способы их организации.

Объект исследования – коммуникативный процесс и корпоративные коммуникации.

Цель курсового исследования заключается в развитии теоретических  основ и рассмотрению методологических положений по формированию эффективной системы корпоративного контроля российских компаний.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:  
   - выявить важнейшие особенности становления российской системы корпоративного управления в контексте ее сравнения с моделями корпоративного управления в зарубежной практике, определить характер формирующейся в России системы корпоративного управления;  
   - оценить достаточность отечественных и зарубежных подходов к формированию эффективных моделей корпоративного управления для решения поставленной в работе проблемы;  
   - уточнить понятие корпоративного управления, охарактеризовать основополагающие позиции, которые учитываются в существующих подходах к его определению, выделить основные этапы построения модели корпоративного управления;  
   - обозначить проблемы корпоративного управления и выявить закономерности развития внутрифирменных корпоративных отношений в рамках корпоративного контроля;  
   - определить место внутреннего корпоративного (управленческого) контроля в системе функций современного менеджмента;  
   - определить структуру системы управленческого контроля и механизм его функционирования;  
   - выявить современные факторы и сформулировать принципы формирования системы управленческого контроля;  
   - рассмотреть корпоративную отчетность как инструмент корпоративного контроля и уточнить состав показателей, включаемых в нее.

Информация о работе Корпоративный контроль