Корпоративный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 14:55, реферат

Описание работы

Корпоративный контроль определяется, как возможность субъектов акционерных отношений обеспечивать постоянное влияние на принятие стратегических управленческих решений.
В широком смысле корпоративный контроль — это вся совокупность возможностей извлечь выгоду от деятельности корпорации, которая тесно связана с таким понятием, как «корпоративный интерес».

Содержание работы

Введение 1
Глава 1
1.1. Система управления персоналом на предприятии 6
1.2. Задачи и цели корпоративного управления 7
1.3. Контроллинг как инструмент управления корпорацией 8
1.4. Специфика российской модели корпоративного управления 10
1.5. Особенности корпоративного контроля в переходной
экономике России 13
1.6. Основания для установления контроля 16
1.7. Модели корпоративного управления 17
1.8. Типы корпораций 18
Глава 2
2.1. Организационные основы реформирования естественных
монополий 20 2.2. Структурные реформы в РАО «ЕЭС России» 22
2.3. Российский ТЭК в глобальном контексте 26
Заключение 28
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

КОРПОРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

(табл. 1)

Для снижения электроёмкости ВВП, по мнению Минэнерго  РФ, прежде всего, необходимо провести реструктуризацию сферы электропотребления, предусматривающую осуществление  эффективного энергоснабжения в  целом в экономике, нормирование отпуска электроэнергии в жилищно-коммунальном секторе и реформирование (включая ликвидацию) малоэффективных с точки зрения энергопотребления промышленных предприятий.

Оживление экономического роста в России в  последние годы объективно ведёт  к повышению спроса экономических субъектов на электроэнергию. В то же время электроэнергетика и, в частности РАО «ЕЭС России»,  переживает кризис, который характеризуется существенным старением основных производственных фондов основной корпорации российской электроэнергетики. Износ фондов достиг критического уровня 55-60%8. При этом у компании существует проблема недостатка внутренних инвестиционных ресурсов.

Во  многом сложившаяся ситуация определяется тем, что в период экономического спада 90-х годов электроэнергетика  выполняла роль своеобразного системного стабилизатора. Эта роль осуществлялась за счёт относительного занижения тарифов на электроэнергию, уровень которых не позволял проводить политику не только расширенного, но и простого воспроизводства мощностей.

Инвестиционные  проблемы российской электроэнергетики имеют наряду с внутриотраслевыми общеэкономические причины. Прежде всего, это невысокая эффективность российских предприятий, их неспособность платить за электроэнергию по ценам, приближенным к мировым. Речь идёт о структурных деформациях в экономике, убыточности значительной части российских предприятий. При этом, в силу разных причин, в том числе и социального порядка, реструктурировать, а иногда попросту закрыть эти предприятия не представляется возможным, процесс преодоления таких структурных деформаций потребует значительного времени. Отсюда необходимость тщательного поиска инвестиционных ресурсов для развития электроэнергетики.

Что касается предполагаемых объёмов требуемых  ресурсов, то их оценка зачастую разнится на порядок. Выше всех, как нетрудно догадаться, оценивают необходимый объём инвестиций в отрасль специалисты РАО «ЕЭС России» - за период до 2010 года они оцениваются величиной порядка 50 млрд. долларов США (без учёта АЭС). В период 2011-2020гг., с их точки зрения, необходимо как минимум 80 млрд. долларов США (без учёта АЭС).9

Выбор стратегии и механизма реформирования электроэнергетики должен учитывать  как чётко заявленные цели, так  и рамки, выход за которые не допустимыми  потерями.

Среди целей реформы следует указать на следующее:

    • создание стимулов к эффективному производству электроэнергии, и рыночных механизмов ценообразования, способствующих стабилизации роста, а в дальнейшем – снижению цен на электроэнергию у конечного потребителя;
    • создания привлекательного инвестиционного климата в электроэнергетике, способного обеспечить приток инвестиций, необходимых для преодоления кризиса;
    • обеспечение возрастающих потребностей народного хозяйства в электроэнергии;
    • укрепления энергетической безопасности страны, необходимой для стабильного роста национальной экономики.

Что касается методов достижения указанных целей, то здесь имеются различные точки  зрения. Они нашли своё отражение  в целом ряде программ, предложенных на рассмотрение Рабочей группы Госсовета  РФ, под руководством Кресса10. Среди последних хотелось бы выделить программу реформирования электроэнергетики Минэкономразвития – МЭРТ (в конечном счёте положенной в основу реформирования отрасли), концепцию менеджмента РАО «ЕЭС России», близкую по содержанию правительственной программе, программу, разработанную рабочей группой Национального инвестиционного совета под руководством академика Д.С.Львова и, наконец, концепцию, разработанную специалистами Минэнерго.

Краткое описание этапов программы МЭРТ сводится к следующему:

    • Первый этап (полтора года) – основной его задачей является создание законодательной базы для всего рынка в целом и структурной базы для оптового рынка, в частности.

Создаётся сетевой холдинг, который будет  включать в себя Федеральную сетевую  компанию и региональные сетевые компании, созданные на базе нынешних распределительных сетей. На базе ЦДУ ЕЭС и региональных диспетчерских управлений создаётся единый Системный оператор, задача которого будет состоять в уравновешивании спроса и предложения в системе. Для организации оптового рынка создаётся Системный администратор. На базе крупнейших региональных ТЭЦ и ТЭЦ, принадлежащих РАО «ЕЭС России», создаются генерирующие компании.

    • Второй этап (два года) – вступают в силу рыночные правила игры, начинает функционировать оптовый рынок, прекращается перекрёстное субсидирование.
    • Третий этап (три-четыре года) – правительство и РАО «ЕЭС России» полностью выходят из генерации и сбыта, концентрируясь на контроле за сетью и рынком в целом.
    • Четвёртый этап – РАО «ЕЭС России» становится исключительно сетевой компанией или Системным Администратором.

Разработчики  концепции предполагают, таким образом, отделить монопольный сектор отрасли (диспетчеризация и передача энергии) от рыночного (производство и сбыт), а также, выделив независимых производителей, создать конкурентную среду и соответствующие ей рыночные механизмы ценообразования.

Необходимо  отметить, что важным недостатком  рассматриваемой программы является отсутствие в ней прогноза изменения  тарифов для различных групп  потребителей, а также прогноза социально-экономических последствий введения рыночного механизма установления тарифов.

 

 

    1. РОССИСКИЙ ТЭК В ГЛОБАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ

 

Крупнейшие  российские корпорации – прежде всего  относящиеся к топливно-энергетическому  комплексу служат не только основой жизнедеятельности и стабильности российской экономики, но и являются важными субъектами общемирового рынка. Экономико-ресурсный потенциал российского топливно-энергетического комплекса, резервы повышения эффективности его использования, необходимо анализировать на фоне глобального развития данной отрасли, с точки зрения конкурентоспособности корпораций российского ТЭК на мировых рынках.

Рынок энергоносителей имеет чрезвычайно  важное значение для функционирования мирового хозяйства в целом и для устойчивой работы экономики большинства промышленно развитых стран в частности. Этот рынок имеет высокий уровень монополизации со стороны крупнейших транснациональных корпораций (ТНК), а также регулируются рядом международных объединений, ассоциаций.

Основными факторами глобальной конкуренции  на рынке энергоносителей являются:

    1. наличие энергетических запасов того или иного носителя в стране, находящихся под контролем ТНК, а также у конкурирующих корпораций;
    2. экономические условия добычи запасов энергетических ресурсов;
    3. уровень цен и издержек.

Особое  значение имеют предприятия топливно-энергетического  комплекса для России. В настоящее  время именно они держат на плаву  нашу экономику. Не случайно в рейтинге эффективности различных отраслей промышленности, составленном агентством АК&М на основе данных Госкомстата, топливная промышленность занимает первое место (см. табл. 2)11.

 

 

Рейтинг эффективности отраслей российской промышленности

 

 

Отрасли промышленности

Интегрированный рейтинг

1

Топливная промышленность

525,66

2

Черная  металлургия

478,29

3

Цветная металлургия

455,94

4

Пищевая промышленность

392,25

5

Химическая  и нефтехимическая промышленность

358,72

6

Машиностроение  и металлообработка

345,83

7

Мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность

284,94

8

Промышленность  строительных материалов

221,80

9

Лёгкая  промышленность

220,87

10

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

220,40

11

Электроэнергетика

159,61


 

(табл. 2)

 

При составлении  рейтинга эффективность деятельности отрасли определялась не только показателем прироста объёмов произведённой продукции. Учитывался более широкий спектр параметров, в числе которых – производительность труда, рентабельность, состояние с заложенностями.

 

Чрезвычайно важное значение в конкурентной борьбе ведущих транснациональных компаний имеет достоверное прогнозирование цен на важнейшие виды энергоносителей и определение политики цен и ценообразования на продукт собственного производства.

Определение цен на энергоносители и в частности  на природный газ, как и на другие товары, относится к одной из сложных проблем регулирования рыночной экономики. При этом нужно учитывать тип рынка, на котором реализуется товар. Ценообразование на рынке природного газа характеризуется очень важными особенностями, которые необходимо учитывать при обосновании оптимальной политики как внутреннего рынка газа, так и экспортной, конкурентной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Для обеспечения  устойчивого динамичного роста  постсоциалистической экономики России, как нам представляется, необходимо учитывать перспективные тенденции социально-экономического развития современного общества. Среди таких тенденций – требование всемерного развития человеческого капитала в качестве важнейшего фактора экономического роста и, на этой основе постепенная трансформация традиционных для рыночной экономики отношений собственности, распределения доходов, моделей потребления.

Развитие  корпораций в современной российской экономике выступает одновременно как объект и как субъект институциональных преобразований, формирующий в ней адекватные институциональные формы. Корпоративизация как процесс формирования особого слоя структур российской экономики следует рассматривать в качестве самостоятельного направления экономических реформ, реструктуризации народного хозяйства, отраслей и предприятий, организационно-управленческих и институциональных трансформаций. При этом необходимо сохранить положительный организационно-экономический и технологический потенциал естественных монополий, который позволяет рассматривать их в качестве локомотивов, способных вытащить экономику страны из кризиса. Естественные монополии – ОАО «Газпром» и РАО «ЕЭС России» это те сегменты российской экономики, которые по своим экономическим, техническим и организационным характеристикам всё ещё находятся на уровне лучших мировых достижений, а по некоторым показателям их превосходят. По существу это хозяйственные структуры, которые, при разумном, должном к ним отношении могут не только вытянуть нашу экономику из сегодняшнего прорыва, но и позволить ей развиваться в наступившем веке как одной из передовых в мире.

В осуществлении  реформ необходимо соблюдение принципа преемственности в социально-экономической  развитии страны. Это предполагает наряду с освоением институциональных  инноваций, отвечающих общемировым  требованиям, предъявляемым к конкурентоспособной  экономике, также всемирное сохранение и развитие существующего научно-технического и социально-экономического потенциала страны, накопленного за предыдущий период, включая десятилетия строительства «реального социализма». Мы исходим из того, что советская экономика развивалась во многом «параллельным курсом» и по целому ряду параметров и достижений не уступала экономикам так называемых «цивилизованных» стран.

 

 

 

 

Список литературы

 

  • В.В. Глухов «Менеджмент» (3-е издание) СПб.: Питер, 2009.- 608с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»)
  • Томпсон-мл, Артур, А., Стрикленд 3,А.,Дж. Т56 «Стратегический менеджмент: концепции и ситуация для анализа», 12-е издание: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 928с.
  • Лукичёва Л.И. «Управление организацией»: Учебное пособие. – Л. 84 М.: Омега – Л. 2004. – 360с.
  • «Менеджмент» теория и практика в России»: Учебник / Под редакцией А.Г. Поршнева, М.Л. Разу, А.В. Тихомировой. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2003. – 528с.
  • «Технология корпоративного менеджмента». Учебное пособие. Под ред. И.В. Мишуровой, Н.Ф. Новосельской. Москва: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Изд. Центр «Март», 2004. – 544с. (Серия «Новые технологии»)
  • Афанасьев М., Кузнецов П., Фоминых А., «Корпоративное управление глазами директора // Вопросы экономики», 1997
  • Иноземцев В. «Цели и структура корпорации как основы её конкурентоспособности // Проблемы теории и практики управления», 2001
  • Лисов В.И. «Формирование крупных интегрированных корпоративных структур в российской экономике». – М.: Изд. МГУ, 2000.- 373с.
  • «Основные положения энергетической стратегии России»: Доклад министерства энергетики РФ.- М. 2000.
  • Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации // Российская газета. -2002.- 19 апреля.
  • http://www.vestnikmckinsey.ru
  • «Управление современной компанией»: Учебник / Под ред. Проф. Б.Мильнера и проф. Ф. Лиса. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 586с.
  • Уринсон Я. «Перспективы Российской электроэнергетики // Вопросы экономики». – М., 2000. – с. 71-82

 

 

Информация о работе Корпоративный контроль