Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 14:55, реферат
Корпоративный контроль определяется, как возможность субъектов акционерных отношений обеспечивать постоянное влияние на принятие стратегических управленческих решений.
В широком смысле корпоративный контроль — это вся совокупность возможностей извлечь выгоду от деятельности корпорации, которая тесно связана с таким понятием, как «корпоративный интерес».
Введение 1
Глава 1
1.1. Система управления персоналом на предприятии 6
1.2. Задачи и цели корпоративного управления 7
1.3. Контроллинг как инструмент управления корпорацией 8
1.4. Специфика российской модели корпоративного управления 10
1.5. Особенности корпоративного контроля в переходной
экономике России 13
1.6. Основания для установления контроля 16
1.7. Модели корпоративного управления 17
1.8. Типы корпораций 18
Глава 2
2.1. Организационные основы реформирования естественных
монополий 20 2.2. Структурные реформы в РАО «ЕЭС России» 22
2.3. Российский ТЭК в глобальном контексте 26
Заключение 28
Список литературы 29
ГЛАВА 1
1.1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Управление трудовыми ресурсами на любом предприятии включает два взаимосвязанных аспекта. С одной стороны, для предприятия необходимо, чтобы в его распоряжении имелось достаточное количество персонала соответствующей квалификации в нужное время и нужном месте. С другой стороны, работники заинтересованы в благоприятных условиях труда и высоких заработках.
Координацию и учёт этих интересов охватывает система управления персоналом. Она включает в себя следующие элементы:
На практике все эти мероприятия объединяются в оперативный план работы с персоналом.
Планирование потребности в трудовых ресурсах является начальной и важнейшей стадией процесса кадрового планирования. Ошибки на этом этапе могут дорого обойтись предприятию. Недостаток трудовых ресурсов может привести к уменьшению объёма выпуска продукции и услуг, в результате чего покупатели перейдут к другим производителям. В тоже время избыток рабочей силы повлияет на неоправданное увеличение затрат на заработанную плату и последующее сокращение персонала.
Далее разрабатывают прогноз численности персонала в соответствии со стратегическими и краткосрочными планами предприятия. При этом необходимо определить спрос на рабочую силу на данном предприятии. Другая сторона прогнозирования состоит в определении объёма предложения, то есть количества работников в определённом сегменте рынка.
Одной из важных задач планирования трудовых ресурсов является анализ профессиональных функций, который необходим для выяснения выполняемых работником задач, а так же профессиональных и личностных требований к ним.
Набор персонала требуемой для предприятия квалификации является лишь начальным этапом в процессе подбора, расстановки и использовании кадров.
Будучи принятым в штат организации, работник может обучаться на рабочем месте и вне него. Подготовка на рабочем месте тесно связана с предстоящей деятельностью.
Вне зависимости от категории работника одной из первых проблем, с которой он сталкивается на предприятии, является проблема социальной адаптации. В первое время происходит взаимное приспособление работник аи коллектива, основу которого составляет постепенное привыкание работника к новым требованиям и условиям труда.
Следующий этап – повышение квалификации разной категории работающих. Для повышения квалификации рабочих предприятие организует специальные курсы:
Оценка результатов деятельности необходима для реализации трёх функций:
Персонал предприятия не является неизменным ресурсом. Внутри предприятия постоянно происходит перемещение кадров, связанное с повышением сотрудников в должности, переводом их на другую работу. Кроме того, даже при самом эффективном управлении трудовыми ресурсами неизбежна текучесть кадров – увольнение по собственному желанию, по инициативе администрации или в связи с выходом на пенсию.
В связи с резким ростом
масштабов корпоративных
Особое внимание должно быть уделено следующим задачам корпоративного управления:
- маркетинга;
- стратегического планирования;
- снабжения ресурсами и сбыта продукции;
- логистики;
1.3. КОНТРОЛЛИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАЦИЕЙ
Контроллинг – межфункциональный инструмент управления, обеспечивающий обоснованность принимаемых руководителем решений. С помощью контроллинга методом сравнения «план - факт» выявляются отклонения и способы места по сферам ответственности. На их основе принимаются встречные меры по достижению целей деятельности.
Сферы задач контроллинга:
В задачи контроллинга входят сбор, систематизация и представление данных о деятельности предприятия и его внешнем окружении с ориентацией на выработку решений. Специальными исследованиями службы контроллинга являются:
Находясь на пересечении учёта, информационного обеспечения, контроля и координации, контроллинг занимает особое место в управлении предприятием: он связывает воедино все эти функции, интегрируя, координируя и направляя деятельность различных служб и подразделений предприятия на достижение оперативных и стратегических целей, причём не подменяет собой управление предприятием, а лишь переводит его на качественно новый уровень.
Необходимость появления контроллинга на современных предприятиях можно объяснить следующими причинами:
информационный бум
при недостатке релевантной (значимой)
информации требует построения специальной
системы информационного
Основная роль контроллинга – ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. Для этого контроллинг обеспечивает выполнение следующих функций:
Современный менеджмент разделяет цели предприятия на две группы: оперативные (краткосрочные) и стратегические (перспективные).
Цель оперативного контроллинга – создание системы управления достижением текущих целей предприятия, а так же принятие своевременных решений по оптимизации соотношения «затраты – прибыль».
Цель стратегического контроллинга – обеспечение выживаемости предприятия и «отслеживание» движения предприятия к намеченной стратегической цели развития.
Эта специфика во многом
связана с особенностями
Существенная особенность
российской корпоративной модели управления
состоит в сильно завышенной роли
исполнительных органов. В этом сказывается
влияние длительно
Характерно, что иностранные инвесторы, знакомые с российской хозяйственной практикой, приобретая в России предприятия, сразу же поднимают вопрос о том, чтобы в их уставе обязательно присутствовал раздел об ограничениях для исполнительного органа совершать сделки без ведома совета директоров. К сожалению, в уставах российских компаний такого раздела обычно не имеется. Генеральные директора по понятным причинам противятся появлению ограничивающих их положений в уставах общества.
Решение этой проблемы актуально и для акционерных обществ с участием государства. Обычно предлагается лишь усилить количество представителей государства в совете директоров, ужесточить порядок составления отчетов, инспекций и проверок, но не ставится вопрос о том, что в типовых уставах этих акционерных обществ должна быть статья, ограничивающая права исполнительного органа по совершению различных сделок.
Как показывает анализ опыта управления предприятием, у нас в стране сложилась модель «экономики инсайдеров» со специфической расстановкой сил и заинтересованными группами собственников. В этой связи возникает острая «необходимость поиска более устойчивого равновесия в организационной системе корпораций и путём перераспределения собственности и контроля»1
Ещё одна особенность российской модели корпоративного контроля заключается в том, что в ней сложилось не типичное для западных фирм соотношение крупных и мелких инвесторов, обусловленное процессами приватизации, проведение которой диктовалось политическими целями. Такой характер приватизации привёл к тому, что в акционерных обществах появилось множество мелких акционеров, получивших акции без собственных реальных инвестиций. Когда же произошло перераспределение акций в пользу крупных инвесторов, мелкие акционеры всё ещё продолжали верить, что создаваемые акционерные общества сделают всех работников бывших государственных предприятий их собственниками.
Практика же хозяйствования в российских акционерных обществах такова, что 90% из них не выплачивают дивиденды. Это результат и массовой убыточности российских предприятий, и один из способов уйти от высокого налогообложения доходов, и следствие корыстных действий управленцев и крупных акционеров, растаскивающих с выгодой для себя корпоративные ресурсы.
В странах с развитой рыночной экономикой акционеры обычно не только получают дивиденды, и выигрывают от роста рыночной курсовой стоимости акций, которая может многократно превышать их номинальную стоимость. В России же фондовый рынок находится в зачаточном состоянии, на нём продаются и покупаются акции лишь немногочисленных компаний. Курсовая стоимость акций большинства акционерных обществ не известна. Российские акционеры обычно не получают никакого дохода от продажи акций по возросшей курсовой стоимости.