Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 18:26, курсовая работа
Цель курсовой работы – комплексное изучение теоретических аспектов корпоративного менеджмента и анализ практической части данного менеджмента на примере ОАО «Кубаньэнерго» и ОАО «Ситроникс.
Объектом исследования являются открытое акционерное общество «Кубаньэнерго» и открытое акционерное общество «Ситроникс».
Предмет исследования – особенности корпоративного менеджмента ОАО «Кубаньэнерго» и ОАО «СИТРОНИКС».
Введение 3
Анализ состояния научных теорий корпоративного менеджмента и правовой базы 5
Основное содержание корпоративного менеджмента 5
Анализ содержания Закона РФ «Об акционерных обществах» 7
Анализ проблематики корпоративного менеджмента (на примере ОАО «Кубаньэнерго», ОАО «СИТРОНИКС») 10
1.4 Анализ американской модели корпоративного менеджмента 13
1.5 Анализ европейской модели корпоративного менеджмента 16
1.6 Анализ российской модели корпоративного менеджмента 18
2 Корпоративный менеджмент в условиях экономики переходного периода 21
2.1 Оценка стратегического менеджмента корпорации в условиях рынка 21
2.2 Специфика формирования корпоративных отношений 24
2.3 Инновационная политика корпоративного предпринимательства 26
Заключение 29
Список использованных источников 32
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)
Кафедра общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес - процессов
КУРСОВАЯ РАБОТА
КОРПОРАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
Работу выполнила __________________ Волкова Лидия Игоревна
(дата, подпись)
Факультет управления и психологии 2 курс
Направление подготовки 034700.62 Документоведение и архивоведение
Профиль «организационное
проектирование документационного
обеспечения управления », очная форма обучения
Учебная дисциплина « Теория управления»
Научный руководитель,
канд.экон.наук,
доцент________________________
(дата, подпись)
Нормоконтролер,
канд.экон.наук, доцент ___________________________ Д.В. Ланская
(дата, подпись)
Краснодар 2013
Введение 3
1.4 Анализ американской
модели корпоративного
1.5 Анализ европейской
модели корпоративного
1.6 Анализ российской
модели корпоративного
2 Корпоративный
менеджмент в условиях
2.1 Оценка стратегического
менеджмента корпорации в
2.2 Специфика
формирования корпоративных
2.3 Инновационная
политика корпоративного
Заключение 29
Список использованных источников 32
ВВЕДЕНИЕ
В XXI веке появляется множество примеров того, что эффективный корпоративный менеджмент способствует улучшению конкурентоспособности, облегчает для компаний доступ к рынкам капиталов и тем самым содействует развитию финансовых рынков и обеспечению экономического роста в целом.
Актуальность исследования поставленной проблемы обусловлена рядом обстоятельств: во-первых, распродажей государственной собственности, увеличением числа акционерных обществ и необходимостью защиты прав акционеров; во-вторых, появлением высокой степени свободы интеграционных процессов, ускорением формирования компаний, связанных экономическими интересами и собственностью и возлагающие функцию управления на центральные, головные компании.
Анализ литературы по теме исследования свидетельствует о том, что проблема корпоративного менеджмента и его особенностей находится в центре внимания не только высшего менеджмента предприятий, но и ученых. Данный вопрос нашел свое отражение в трудах таких исследователей, как: Винслав Ю.Б. [1], Фатхутдинов Р.А. [20], Ермоленко В.В. [16], Мазур И.И. [3], Шифрин М.Б. [14], Дж. Д. Хангер [15].
В работах этих авторов особый акцент делается на раскрытие таких проблем, как:
Цель курсовой работы – комплексное изучение теоретических аспектов корпоративного менеджмента и анализ практической части данного менеджмента на примере ОАО «Кубаньэнерго» и ОАО «Ситроникс.
Объектом исследования являются открытое акционерное общество «Кубаньэнерго» и открытое акционерное общество «Ситроникс».
Предмет исследования – особенности корпоративного менеджмента ОАО «Кубаньэнерго» и ОАО «СИТРОНИКС».
Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме корпоративного менеджмента, а также федеральный закон «Об акционерных обществах в РФ».
Эмпирическую базу исследования составили: материалы профессиональной периодической печати, ресурсов Internet, внутренние (локальные) акты и документы ОАО «Кубаньэнерго» и ОАО «Ситроникс».
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, два раздела, заключение и список использованных источников.
Во введении дается обоснование выбранной темы, ее актуальность, характеристика использованных источников и литературы.
В первом разделе рассматриваются теоретическая основа и правовая база корпоративного менеджмента. Анализируется проблематика корпоративного менеджмента на примере ОАО «Кубаньэнерго» и ОАО «Ситроникс». А также, проводится анализ моделей корпоративного менеджмента.
Второй раздел включает в себя особенности корпоративного менеджмента в условиях экономики переходного периода.
1 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ КОРПОРАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВОВОЙ БАЗЫ
1.1 Основное содержание корпоративного менеджмента
Единого определения корпоративного менеджмента, которое могло бы применяться ко всем ситуациям во всех странах, на сегодняшний день не существует. Все предлагаемые определения в той или иной степени зависят от разных факторов, таких как учреждение, автор, страна, а также правовая традиция.
Прежде всего, дадим определение корпорации. Винслав Ю.Б. [1] характеризует ее как акционерное общество, в силу чего предметом корпоративного регулирования выступают организационно-управленческие отношения по поводу формирования и использования акционерного капитала.
Итак, корпорация это организация, признанная юридическими лицами, основанная на объединенных капиталах, предусматривающая долевую собственность и характеризующаяся управлением на верхнем уровне иерархической структуры.
Рассмотрим несколько точек зрения относительно понятия корпоративный менеджмент.
По мнению ФКЦБ России, под корпоративным менеджментом следует понимать систему взаимоотношений органов управления и владельцев ценных бумаг, акционеров [2].
Корпоративный менеджмент – профессиональное руководство деятельностью корпорации в рыночных условиях, действующее в интересах акционеров, которые предоставили финансовые ресурсы [3].
Таким образом, корпоративный менеджмент это совокупность правил, культура, которая обеспечивает такое управление корпорацией, которое действует строго в интересах акционеров.
В корпоративном менеджменте, как типе управления, выделяют несколько отличительных признаков, представленных на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Признаки корпоративного менеджмента [3]
Следует понимать что, корпоративный менеджмент (corporate management) и корпоративное управление (corporate governance) –два разных термина. Менеджмент более узкое понятие и осуществляется только менеджментом компании (высшим руководящим звеном), в то время как корпоративное управление предполагает совместную деятельность всех органов управления ( совет директоров, генеральный директор и менеджмент)
Следовательно, возникает необходимость разработки и внедрения некого свода правил, благодаря которому, инвесторы получали бы полную и ясную картину о том, на основе каких управленческих принципов действует та или иная компания, кто является ее владельцем, какова эффективность ее работы, и решали, вкладывать в нее свои средства или нет. Совокупность таких правил и составляет основу системы корпоративного менеджмента. В развитых странах существуют эти правила, так называемые кодексы корпоративного менеджмента. Они включают в себя информацию о принимаемых стандартов и внутренних нормах, которые позволяют устанавливать и регулировать порядок корпоративных отношений и эффективно управлять корпорацией [3, C.20-23].
Винслав Ю.Б. выделяет следующие наиболее общие и важные постулаты корпоративного менеджмента, представленные в рисунке 1.2.
ПОСТУЛАТЫ КОРПОРАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА | ||
Цели и стратегия корпоративного собственника, а также механизмы их осуществления не должны противоречить общенациональным социально-экономическим интересам, общепринятым критериям общественного блага и права. Напротив, они призваны всемерно способствовать воплощению разделяемых большинством общества стратегических установок социально-экономического развития. |
Цели и стратегию надлежит реализовывать прежде всего посредством ответственных и компетентных действий корпоративных управляющих (исполнительных органов компаний при том, что должны эффективно задействоваться функции контроля последних со стороны собственников). |
Экономическое поведение отдельных компонентов корпоративной системы (юридических лиц-участников объединения) необходимо рационализировать с позиции отношений собственности и организационной иерархии (субординации) с целью достижения синергии совместной деятельности. |
Рисунок 1.2 – Постулаты корпоративного менеджмента [1]
Итак, исходя из вышесказанного, корпоративный менеджмент охватывает систему взаимоотношений между исполнительными органами акционерного общества, его советом директоров, акционерами и другими заинтересованными сторонами. Корпоративный менеджмент является основой для определения целей общества, определения средств достижения этих целей и механизмов контроля над его деятельностью со стороны акционеров и других заинтересованных лиц.
1.2 Анализ содержания Закона РФ «Об акционерных обществах»
Федеральный закон "Об акционерных обществах" наряду с другими федеральными законами является правовой основой формирования и регулирования корпоративных отношений в Российской Федерации.
С момента принятия в 1995 г. в Закон неоднократно вносились изменения и дополнения. За последние 10 лет принято значительное количество Федеральных законов "О внесении изменений в Федеральных закон "Об акционерных обществах". Такая тенденция говорит не только о постоянном совершенствовании практики правового регулирования корпоративных стандартов, но и о возрастающем внимании законодательства к проблемам предпринимательской деятельности хозяйственных обществ [4].
Федеральный закон «Об акционерных обществах» состоит из 14 глав и содержит 94 статьи. В таблице 1.1 представлены основные элементы корпоративного менеджмента и их отображение в ФЗ «Об акционерных обществах» от 18.07.2009 N 181-ФЗ.
Таблица 1.1 –Анализ ФЗ «Об АО» [5]
Элементы корпоративного менеджмента |
Отображение в Федеральном законе от 18 июля 2009 г. № 181-ФЗ «Об акционерных обществах» |
Одна акция – один голос |
По общему правилу действует один принцип «одна акция – один голос». Исключение составляют привилегированные акции, конвертируемые в обыкновенные акции. В этом случае одна такая акция предоставляет количество голосов, не превышающее количество голосов по обыкновенным акциям, в которые она может быть конвертирована. Кроме того, законодательством предусмотрена возможность создания «народных предприятий». В этом случае действует принцип «один акционер – один голос» (ст. 59) |
Общее собрание акционеров |
Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров (п.1 ст.47). К компетенции общего собрания акционеров относятся: внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции; реорганизация общества; определение количественного состава совета директоров (наблюдательного совета) общества, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий; утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества и др. (п.1 ст. 48). |
Квалифицированное большинство при принятии особо важных решений |
Решение по таким вопросам, как, например, внесение изменений в устав, реорганизация, ликвидация, совершение обществом крупных сделок и некоторым другим, принимается общим собранием акционеров большинством в голосов акционеров – владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (ст. 49, п. 4) |
Продолжение таблицы 1.1 [5]
Элементы корпоративного менеджмента |
Отображение в Федеральном законе от 18 июля 2009 г. № 181-ФЗ «Об акционерных обществах» |
Совет директоров |
Совет директоров (наблюдательный совет) общества осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных настоящим Федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров (п.1 ст.64). |
Создание совета директоров |
Создание совета директоров (наблюдательного совета) обязательно в обществе с числом акционеров – владельцев голосующих акций более 50 (ст. 64 п. 1) |
Досрочное прекращение полномочий членов совета директоров |
По решению общего собрания акционеров полномочия любого члена (всех членов) совета директоров (наблюдательного совета) общества могут быть прекращены досрочно. (ст.66 п.1) |
Участие независимых директоров в составе совета директоров |
Закон не содержит требования об обязательном вхождении в состав директоров так называемых директоров – лиц, не связанных с компанией деловыми отношениями. Законом установлено, что члены коллегиального исполнительного органа общества не могут составлять более в совете директоров общества. Однако данная квота является слишком большой и не защищает акционеров от сосредоточения власти в руках небольшого количества человек (ст.66 п.2) |
Преимущественное правило покупки акций |
Акционеры – владельцы голосующих акций общества имеют преимущественное право приобретения этих ценных бумаг в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им голосующих акций общества. Однако данное право должно быть предусмотрено уставом и действует только в случае размещения обществом посредством открытой подписки голосующих акций и ценных бумаг, конвертируемых в голосующие акции, с их оплатой деньгами. (ст. 40, п. 1) |
Раскрытие информации |
Закон содержит перечень документов, к которым акционерное общество обязано обеспечить доступ акционерам. Такими документами, в частности является устав общества, документы финансовой отчетности, представляемые в соответствующие органы; протоколы общих собраний акционеров общества, заседаний советы директоров (наблюдательного совета) общества, списки аффилированных лиц, заключения аудита общества. (ст. 91) |
Аудит |
Согласно Закону общества обязано привлечь для ежегодной проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его акционерами (ст. 86) |
Информация о работе Корпоративный менеджмент и его особенности