Корпоративный менеджмент и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – комплексное изучение теоретических аспектов корпоративного менеджмента и анализ практической части данного менеджмента на примере ОАО «Кубаньэнерго» и ОАО «Ситроникс.
Объектом исследования являются открытое акционерное общество «Кубаньэнерго» и открытое акционерное общество «Ситроникс».
Предмет исследования – особенности корпоративного менеджмента ОАО «Кубаньэнерго» и ОАО «СИТРОНИКС».

Содержание работы

Введение 3
Анализ состояния научных теорий корпоративного менеджмента и правовой базы 5
Основное содержание корпоративного менеджмента 5
Анализ содержания Закона РФ «Об акционерных обществах» 7
Анализ проблематики корпоративного менеджмента (на примере ОАО «Кубаньэнерго», ОАО «СИТРОНИКС») 10
1.4 Анализ американской модели корпоративного менеджмента 13
1.5 Анализ европейской модели корпоративного менеджмента 16
1.6 Анализ российской модели корпоративного менеджмента 18
2 Корпоративный менеджмент в условиях экономики переходного периода 21
2.1 Оценка стратегического менеджмента корпорации в условиях рынка 21
2.2 Специфика формирования корпоративных отношений 24
2.3 Инновационная политика корпоративного предпринимательства 26
Заключение 29
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 85.10 Кб (Скачать файл)

 

Проанализировав ФЗ «Об акционерных обществах» можно сделать вывод, что к числу бесспорных достоинств Закона "Об акционерных обществах" можно отнести, прежде всего, то, что он содержит большое число процедурных норм, подробно регулирующих отношения, которые возникают в процессе повседневной деятельности органов акционерного общества и лиц, занимающих должности в этих органах. В целом российское корпоративное законодательство развивается в русле мировых тенденций, основные из которых следующие: ужесточение требований к раскрытию информации, повышение роли контроля собственников за органами управления, усиление судебного контроля за деятельностью корпораций, развитие законодательства по защите прав мелких акционеров и кредиторов корпорации, ужесточение регламентации выпуска акций, изменения уставного капитала, повышения внимания к вопросам реорганизации корпораций.

 

 

1.3 Анализ проблематики  корпоративного менеджмента (на  примере ОАО «Кубаньэнерго», ОАО  «Ситроникс»)

 

 

Проблему корпоративного менеджмента, как правило, связывают с обособлением прав собственности от прав управления между участниками корпоративных отношений, менеджерами (администрацией, должностными лицами компании) с одной стороны, и владельцами (акционерами) с другой [6].

Проанализируем аспекты, с которыми связано использование управления с разделением правомочий на примере двух открытых  акционерных обществ, «Кубаньэнерго» и «Ситроникс». Открытое акционерное общество энергетики и электрификации Кубани (ОАО «Кубаньэнерго») — крупнейшая электросетевая компания на территории Краснодарского края и Республики Адыгея, осуществляющая передачу и распределение электрической энергии по сетям напряжением 110 кВ и ниже [7]. ОАО «СИТРОНИКС» - один из ведущих поставщиков решений в сфере телекоммуникаций, информационных технологий и микроэлектроники в России, странах СНГ, с растущим присутствием в Центральной и Восточной Европе, на Ближнем Востоке и Африке [8].

Первый аспект - преимущество менеджмента в информированности о возможностях использования ресурсов компании в собственных интересах и в ущерб интересам акционеров. Для уравнивания возможностей обеих сторон законодательством вводятся такие инструменты, как общее собрание акционеров и раскрытие информации [6]. Рассмотрим эти сферы корпоративного менеджмента на примере ОАО «Кубаньэнерго» и ОАО «СИТРОНИКС» в таблице 1.2.

 

Таблица 1.2 – Инструменты решения 1го аспекта проблемы [7], [8]

Наименование сфер корпоративного менеджмента

Наименование предприятия

ОАО «Кубаньэнерго»

ОАО «СИТРОНИКС»

Раскрытие информации

В положении об информационной политике ОАО «Кубаньэнерго» указано, что информационная политика Общества базируется на максимальной реализации прав акционеров и всех заинтересованных лиц на получение информации о деятельности Общества. Обязательными условиями при этом являются:

- защита информации, составляющей  коммерческую, государственную или  иную охраняемую законом тайну, в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

- соблюдение правил распространения  и использования инсайдерской  информации, установленных внутренними  документами Общества.

Согласно положению «Об информационной политике ОАО «Ситроникс», компания прилагает все усилия по предотвращению использования существенной непубличной (инсайдерской) информации о компании обладателями такой информации в личных целях. В этих целях Компания устанавливает механизм запрета инсайдерских сделок и  манипулирования рынком, устанавливает контроль над использованием инсайдерской

информации контрагентами и ведет списки лиц, имеющих постоянный или периодический доступ к Существенной непубличной инсайдерской) информации.

Общее собрание акционеров

В уставе ОАО «Кубаньэнерго» указано, что Общее собрание акционеров является высшим органом управления обществом. В уставе также прописано, что относится к компетенции акционерного общества.

Согласно Уставу ОАО «СИТРОНИКС» Общее собрание акционеров является высшим исполнительным органом управления. В уставе также прописаны обязанности и полномочия общего собрания акционеров.


Второй аспект – система контроля менеджмента со стороны акционеров. В случае сильного распыления прав собственности у каждого из акционеров может возникнуть стремление извлечь выгоду от действенного контроля над менеджментом. Мировая практика показывает, что наиболее эффективными решениями этой проблемы в данном случае являются механизмы внешнего и внутреннего контроля [6]. Данные механизмы контроля корпоративного менеджмента представлены в таблице 1.3.

 

Таблица 1.3 – Инструменты решения 2го аспекта проблемы [8], [9]

Наименование механизмов контроля корпоративного менеджмента

Наименование предприятия

ОАО «Кубаньэнерго»

ОАО «СИТРОНИКС»

Внешний контроль

Фондовый

рынок

Акции Кубаньэнерго допущены к торгам в секторе энергетика фондовой биржи ММВБ под тиккером «KUBE»

Акции СИТРОНИКС допущены к торгам в секторе рынка инноваций и инвестиций фондовой биржи ММВБ под тиккером «SITR»

Рынок корпоративного контроля

С 1 июля 2008 года ОАО «Кубаньэнерго» является зависимым обществом ОАО «Холдинг МРСК», получившего 49 % голосующих акций Общества в порядке правопреемства от ОАО РАО «ЕЭС России» в результате реорганизации последнего

ОАО «РТИ» инициировала предусмотренную российским законодательством процедуру принудительного выкупа обыкновенных акций СИТРОНИКС и стала владельцем 100% акций компании.

Внутренний контроль

Аудит

Эксперт-контролер проводит мероприятия по непосредственной оценке эффективности СВК и СУР, выявляет нарушения при выполнении контрольных процедур с представлением результатов Комитету по аудиту для осуществления им функций по оценке эффективности процедур СВК и т.д.

Комитет по аудиту Совета директоров оценивает эффективность принимаемых руководством мер в отношении обнаруженных по результатам проверок и расследований фактов несоблюдения законодательных норм, Кодекса корпоративного поведения и т.д.

Совет Директоров

Утверждает и вносит изменения в Политику

внутреннего контроля;

Обеспечение системы внутреннего контроля и т.д.


 

Проанализировав одну из основных проблем корпоративного менеджмента, ее аспекты и возможные методы решения на примере двух открытых акционерных обществах, можно сделать вывод, что оба Общества, как «Кубаньэнерго» так и «СИТРОНИКС», обеспечивают защиту прав акционеров и равное к ним отношение; своевременное и точное раскрытие информации по таким основным вопросам деятельности корпорации, как система управления, собственность, финансовое положение и результаты работы. А также осуществляют контроль за администрацией со стороны правления, а также его подотчетность компании и акционерам.

 

 

 1.4 Анализ американской модели корпоративного менеджмента

 

 

Для американской модели корпоративного менеджмента характерно наличие индивидуальных акционеров и постоянно растущее число независимых, т.е. не связанных с корпорацией акционеров («внешние» акционеры или «аутсайдеры»), а также четко разработанная законодательная основа, определяющей права и обязанности трех ключевых участников: управляющих, директоров и акционеров. Эта модель управления типична для США, Великобритании, Австралии, Канады и Новой Зеландии.

 Три ключевых участника американской модели – это менеджеры, директора и акционеры. Примером их взаимодействия между собой служит «треугольник корпоративного управления»,который представлен на рисунке 1.3


 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.3 – Треугольник корпоративного менеджмента [3]

 

Американская модель развивается в условиях свободного рынка и в наиболее крупных корпорациях  предполагает разделение владения и контроля. При таком разделении инвесторы, вкладывая свои средства и владения предприятием, не несут юридической ответственности за действия корпорации. Они передают функции управления своим менеджерам и платят им за это. Такая плата за разделение владения и контроля называется «агентскими услугами»[9, C.46-48].

Иногда интересы акционеров и менеджеров не совпадают и тогда вступает в действие корпоративное законодательство, действующее в странах, которые применяют американскую модель корпоративного менеджмента. Самый важный способ корпоративного законодательства урегулирования противоречий  - это избрание акционерами Совета директоров, который становится их доверенным лицом и действует в пользу акционеров, при осуществлении функций контроля за управлением.

Высшим органом управления корпорацией является общее собрание акционеров, которое проводится не реже одного раза в год. Однако, в связи с большой распыленностью акций собрание акционеров носит формальный характер, поскольку основным органом в данной модели корпоративного менеджмента является Совет директоров. Данная структура относится к однозвенной структуре менеджмента и схематично может быть представлена следующим образом на рисунке 1.4.


 

 

 

 

Рисунок 1.4 – Однозвенная структура корпоративного менеджмента [10]

 

Главная задача Совета директоров – защищать интересы акционеров и обеспечить такое качество корпоративного управления, которое гарантировало бы рост стоимости корпорации. Члены Совета директоров несут ответственность по всем делам корпорации и в случае банкротства могут привлекаться к административной и уголовной ответственности. Количественный состав совета директоров определяется исходя из потребности эффективного менеджмента конкретной корпорации, но минимальное число в соответствии с законами каждого штата может быть от одного до трех.

В состав совета директоров большинства корпораций США входят как «внутренние» члены («инсайдеры»), так и «аутсайдеры». Инсайдер – это человек, работающий в корпорации(менеджер, исполнитель или работник), либо тесно связанный с управлением корпорацией. Аутсайдер – это лицо, косвенно связанное с корпорацией или с ее управлением [9, С.49].

Важнейшим элементом американской модели корпоративного менеджмента является информационная открытость бизнеса, высокий объем обязательной ежеквартальной и годовой отчетности. Эти данные доступны не только правительственным ведомствам, акционерам и участникам рынка ценных бумаг, но и любому желающему [10].

 Итак, выделим основные преимущества и недостатки данной модели корпоративного менеджмента, которые представлены в таблице 1.4.

 

Таблица 1.4 –Анализ американской модели корпоративного менеджмента [10]

АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ КОРПОРАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Преимущества

  • Высокая степень мобилизации личных накоплений через фондовый рынок
  • Основная цель бизнеса – рост стоимости компании
  • Достаточно высокая информационная прозрачность компаний

Недостатки

  • Высокая стоимость привлеченного капитала (высокие дивиденды)
  • Значительные искажения реальной стоимости активов фондовым рынком
  • Отсутствие четкого разделения функций управления и контроля

 

 

1.5 Анализ европейской  модели корпоративного менеджмента

 

 

Европейская модель корпоративного менеджмента типична для стран Центральной Европы, таких как Германия, Австрия, Нидерланды, Скандинавские страны, Бельгия и Франция. Данную систему корпоративного менеджмента часто можно описать как закрытую, деятельность которой определяется банками, в отличие от американской, ориентированной на рынок. Для этой модели характерно наличие двух уровней в системе управления и четкое разделение наблюдательных (совет директоров) и распорядительных (правление) функций [10].

Высшим органом управления является собрание акционеров. Он решает важнейшие вопросы деятельности организации, но не оказывает практического влияния на текущие дела. Основные функции собрания акционеров представлены на рисунке 1.6.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.6 – Основные функции собрания акционеров [11]

 

Европейская модель корпоративного менеджмента предусматривает двухпалатный cовет, состоящий из правления (исполнительного совета, состоящего из чиновников корпорации, т.е. внутренних членов) и наблюдательного совета (представители сотрудников и акционеров) [9, C.64].

Исполнительный орган (правление) состоит исключительно из сотрудников корпорации и непосредственно руководит компанией и несет ответственность за результаты своей деятельности.

Наблюдательный совет занимается вопросами хозяйственной деятельности компании. В него входят представители акционеров и сотрудники компании. В совет могут также входить представители банков, инвестиционных структур и других компаний, имеющие тесные связи с данной компанией. Главной задачей Наблюдательного совета является подбор менеджеров компании и контроль за их деятельностью. Совет также занимается разработкой стратегических вопросов  по управлению корпорации [10].

Ключевыми участниками отношений в данной модели корпоративного менеджмента являются банки и, в меньшей степени, корпорации. Банк играет несколько ролей: он является акционером и кредитором, эмитентом ценных бумаг и долговых обязательств, депозитарием и голосующим агентом на ежегодных общих собраниях акционеров. Корпорации также могут быть акционерами и имеют долгосрочные вложения в других неаффилированных корпорациях, т.е. корпорациях, не принадлежащих к определенной группе связанных (коммерчески или промышленно) между собой корпораций. В связи с тем, что ключевую роль в данной модели играют не финансовые рынки, а банковский сектор, она отличается очень низким уровнем враждебных действий (рейдерство,  грин-мейл и т.п.). Этому также способствует высокая концентрация собственности в немецких корпорациях. С 1995 в силу вступил «Кодекс о враждебном поглощении», а в рамках Немецкой биржи была создана Комиссия по поглощениям [11].

Итак, определим основные черты данной модели корпоративного менеджмента:

    • ключевая роль банков;
    • перекрестное владение акциями;
    • высокий уровень концентрации владения акциями;
    • относительно слабая ориентация на роль фондовых рынков и акционерную стоимость в корпоративном менеджменте.

В заключении выделим основные преимущества и недостатки европейской модели корпоративного менеджмента, которые представлены в таблице 1.5.

 

Таблица 1.5 – Анализ европейской модели корпоративного менеджмента [11]

ЕВРОПЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ КОРПОРАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Преимущества

  • Меньшая стоимость привлечения капитала
  • Ориентация инвесторов на долгосрочные цели
  • Высокий уровень устойчивости компаний
  • Четкое разграничение функций управления и контроля

Недостатки

  • Незначительная роль фондового рынка как внешнего инструмента контроля
  • Высокая степень концентрации капитала и недостаточное внимание к правам минотарных акционеров
  • Невысокая степень информационной прозрачности, что обуславливает сложность осуществления инвестиций

Информация о работе Корпоративный менеджмент и его особенности