Курс лекций по дисциплине "Теория менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 23:32, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Теория менеджмента".

Файлы: 1 файл

Теория менеджмента 2 курс 14.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

4.08.13 Организация как социально- экономическая система

  1. Типология организации
  2. Характеристика организации как системы
  3. Социальные и социально-экономические организации

 

  1. Типология организации

Исследования различных типов организации (технических, биологических, социальных, социально-экономических, политических, религиозных и тд.)

осуществляется в рамках дисциплин таких как систематология, теория управления, теория организации. Все принципы организации можно разделить на общие, частные и ситуационные. На основании системного подхода, рассматривал особенности организации, их можно разделить по сходным признакам, параметрам (классифицировать). Для того, чтобы выработать общие методы анализа их деятельности, совершенствовать управление и регулирование. По правовой формы, выделяют 4 типа организации:

  1. Юридическое лицо (имеет печать, расчетный счет в банке, обособленное имущество в собственности, отвечает по своим обязательствам этим имуществам, может от своего имени осуществлять имущественные права, имеет самостоятельный баланс, выполняет возложенные на него обязанности, зарегистрирован в органах власти. 
  2. Неюридические лица - это подразделение организации (часть юридического лица, не подлежащие регистрации)
  3. неюридическое лицо - предприниматель без образования юридического лица, подлежащий регистрации
  4. Неформальная организация - это объединение людей, несвязаннных между собой договоренностью ( не регестрируется в государственных организациях.

По всем этим формам организации присуще общие черты:

  1. Наличие хотябы одного сотрудника
  2. Наличие хотя бы одной общей цели, которое нарпавленно на удовлетворение интересов, потребностей человека, общества
  3. Получение прибавочного продукта в разных формах (знание, информация)

Классифицировать организации можно и по другим признакам, например:

  1. по отношению к власти: правительственные и не правительственными.
  2. По отношению к главной цели: общественные и хозяйственные
  3. По отношению к бюджету: бюджетные и не бюджетные
  4. По отношению к прибыли: коммерческие и не коммерческие
  5. По форме собственности: государственные, муниципальные и частные
  6. По уровню формализации: формальные и неформальные
  7. По отраслевой принадлежности: промышленные, транспортные, торговые и прочее
  8. По самостоятельности принятия решения: материнской, дочерний, зависимый.
  9. По размеру и численности членов организации: крупные, средние, малые

Формальные организации - это зарегистрированны в установленном порядке общественные и хозяйственные организации, объединение людей, связанные договорами о правах и обязанностях.

Неформальные организации - не зарегистрированы в государственных органах власти. Формируются на базе общих интересов.   

 

2) Характеристика организации  как системы

Системный подход по отношению к организации - это и способ мышления и управления ею.

Свойства организации как системы проявляются в следующих характеристиках:

  1. Система стремится сохранить свою структуру (закон самосохранения)
  2. Система нуждается в управлении
  3. В системе формируется сложная зависимости от свойств, входящих в нее подсистему. (Закон синэргии и закон эмерджентности)
  4. Организация представляет собой систему как совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность, и в то же время это сознательно координируемая социальная образование с границами с набором взаимоувязанных целей.

В любой организации реализуется 3 ключевых процесса:

  1. Получение ресурсов из внешней среды
  2. Трансформация ресурсов в готовый продукт
  3. Его передача во внешнюю среду

Организация - это открытая система, так как взаимодействует с внешней средой.

 

вход                         Преобразование                                       Выход

 


 

 

 

 

 

 

 

11.09.13

Организация как система координации поведения людей, обеспечивает процесс достижения целей, деятельность ее участников реализуется в рамках ее структуры и зависит от эффективности установленных между ними связей. Для того чтобы эффективно выполнять целевые функции, используют мотивацию, стимулирование, власть, лидерство, управление конфликтами, организационную культуру. Ресурсы - это используемые организацией энергия, капитал, материалы, информация, человеческие ресурсы.

Взаимодействие с внешней средой - одна из важнейших характеристик организации, поскольку она - открытая система. Организация зависит от внешней среды как в отношении ресурсов, так и в отношении жизнедеятельности(реализации своих продуктов). Внешняя среда включает экономические условия, законодательство, систему ценностей, уровень технологий, конкуренцию.

Внешняя среда никогда не бывает стабильной для предприятий, поэтому предприятие должно уметь приспособиться к изменениям внешней среды. Для предприятия характерно горизонтальное и вертикальное разделение труда. Степень разделения труда является важной характеристикой организации, поскольку от нее зависят масштаб и уровень специализации. Разделение всех видов деятельности организации на элементы работ называют горизонтальным разделением труда. Горизонтальное разделение труда направленно на выделение специфических функций организации (Планирование, контроль, координация и тд) или создание подразделений по технологическому признаку. Производство, сбыт, маркетинг. Подразделение - это входящий в состав организации структуры, который выполняют задание и имеют конкретные специфические цели.

Деятельность подразделений координируется для достижения общих целей организации.

Вертикальное разделение труда:

Деятельность организации направленна на иерархию управления, которая представляет собой управленческую подсистему организации. Деятельность одних людей по координированию работы других составляет сущность управления организации.

Для организации необходимо управление. Цель функционирования организации рассматривается в качестве ориентира, выравнивающая индивидуальное целепологание работников в процессе делегирования полномочий и ответственности.

Организация как процесс, как функция управления связанна с большим числом разнообразных видов деятельности. Например, формирование идеального состояния организации, разработка миссии стратегии, определение содержание стратегий в виде функциональных стратегий, стратегических проектов и программ.     Распределение функций производства и управления. Формирование подразделений, разработка сбалансированной системы показателей. Осуществлять стратегические изменения в организации. Разрабатывает сбалансированную систему показателей, которая обеспечивает реализацию стратегии. Обеспечивает управление внутренними процессами в организации. Люди - главный элемент любой организации - это сложные системы, которые управляются на основе адаптивных механизмов, поскольку предприятие, персонал - это сочетание различных типов личности, профессионально пригодных для достижения целей организации.

 3) Социальные и социально-экономические организации

Организация - это объединение людей.

 

18.09.13

Социально-экономические организации состоят из групп людей или коллективов.

Коллектив - это группа людей, объединенными общими целями и задачами. Люди объединяются в коллективы для достижения определенных целей получения защиты и помощи. Организация может заменить коллектив, но не одна организация не может существовать без коллектива. Организация как социальная система требует мотивации людей, членов организации, к достижению организационной цели. Для любого менеджера важным моментом является мотивация персонала организации. Человеком движут разные мотивы, мотивация возникает у человека из-за неудовлетворенных потребностей. А. Маслоу разработал теорию, объясняющий мотивацию человека, с точки зрения его потребностей. Все потребности человека он расположил в виде пирамиды потребностей, выделил первичные потребности (физиологические) и высшие потребности. Он утверждал, что потребности удовлетворяются снизу вверх, и что пока не удовлетворенны потребности нижнего уровня, неудовлетворяются потребности верхнего уровня.

Клейден Альдерфер разработал трехступенчатую пирамиду, на 1ой ступени у него физиологические потребности, на 2ой потребности социального типа, 3ей потребности в карьере, самосовершенствовании. Он считал что потребности удовлетворяются как снизу-вверх, так и всерху-вниз.  ОН заявлял что если у человека не получился каръерный рост, то он больше уделяет времени потребностям нижнего уровня.

Теория Маккелонда. Он считал что потребности нижнего уровня удовлетворенны в современном обществе. И человека мотивируют только высшие потребности.

2х факторная теория Ф. Герцберга. Он все потребности объединил в 2 группы: факторы здоровья и мотивирующие факторы. Он утверждал, что человек обращает внимания на факторы здоровья, если они находятся в неудовлетворительном состоянии. К факторам здоровья он отнес: отношение с начальством, отношения в коллективе, удовлетворение з/п. К мотивирующим факторам он отнес: интересная работа, реализация себе, саморазвитие, карьерный рост. Менеджеры важно определить что в данный момент будет мотивировать работника. Мотивация - не одноразовое действие, а серия действий, т.е. процесс. Процессы мотивированния человека рассматривались в теории Врума (т. ожиданий) и в теории справедливости. 

Теория П. Лоулера, которая называется комплексная теория мотивации) Он считал, что человек будет прикладывать усилия тогда, когда он уверен в успехе, но на результат его труда влияет личность человека, т.е. его профессиональные знания, умения, влияет оценка им своей роли в производстве, ценность вознаграждения, все это приводит к результату. Вознаграждение возникает внутреннее и внешнее, и только тогда возникает мотивация. Поскольку коллектив - это группа людей, то возникли проблемы с управлением этой группы, т.е. надо было вырабатывать групповые цели и организовывать людей для их достижения. В менеджменте возникают теории лидерства и управления группами. Существуют процессуальные теории лидерства, теории великих людей.

 

2.10.13 Основополагающие законы организации

Закон пропорциональности композиции - каждая организация стремится приобрести, создать или сохранить в своей структуре все необходимые ресурсы, которые находятся в заданной пропорции.

R->N->maxKi=Ri/(сумма)Ri

R - набор ресурсов

N - пропорциональность композиций 

K - коэффициент пропорциональности

Ri - конкретный ресурс

Закон пропорциональности обеспечивают положения:

  1. Каждая организация должна следить за стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносить соответствующие изменения в набор и пропорции ресурсов.
  2. Изменения содержания набора ресурсов и их пропорции не должны выходить за пределы нормативного уровня.
  3. В каждой организации должен быть обоснованный план деятельности и развития
  4. Набор ресурсов и их пропорции ограниченны рациональными рамками для их эффективного использования
  5. Каждая организация должна выполнять весь набор функций на своем участке деятельности вне зависимости от коллектива постоянных работников
  6. Планируемые к использованию ресурсы должны подходить друг к другу по всем характеристикам

Специфические законы социальной организации

  1. Закон своеобразия: для каждой организации существует специфическая наилучшая и только ей присущая структура производства и управления
  2. Закон социальной гармонии: в каждой организации развитие социальной сфере увеличивает производительность труда за счет повышения эмоционального уровня работников и активизации их трудовой деятельности
  3. Закон социальной загрузки: для каждого работника существует объем оптимальной загрузке работой, при котором в полной мере могут раскрыться его способности и возможности. Он может найти область эффективной деятельности методом определения квалификации по результатам работы
  4. Закон эффективности восприятия и запоминания информации. Процессы восприятия и запоминания работником реализуются наиболее эффективно, если они приближены к его мыслительному процессу  
  5. Закон эффективного осмысления. Эффективное осмысление нового возможно при наличии у работника большого объема знаний или информации по данной теме.
  6. Закон установки. Любой работник наиболее полно воспринимает ту информацию, на которую он настроился и к которой приготовился.
  7. Закон устойчивости информации. Первая информация о событии, поступившая работнику, является наиболее устойчивой чем повторное об этом же событии.
  8. Закон доходчивости информации. Доходчивость сообщения выше при одновременном использовании нескольких форм его подачи.

Частные законы организации.

  1. Закон соответствия разнообразия управляющей подсистемы разнообразию управляемой подсистемы.  Неопределенность поведения управляемого объекта может быть уменьшено за счет увеличения разнообразия форм управления. В социальном развии идет жеский отбор более совершенных организационных структур, обладающих свойствами адаптации
  2. Закон приоритета целого над частью. Во взаимодействии системы и подсистемы ведущей стороной является целое, которое активно влияем на части, причем они не существуют друг без друга. Части подчиняются целому и развиваются в его границах. Для стабильного функционирования социальная система должна иметь единую цель и ведущий субъект управления направляющий ее развитие.
  3. Закон учета системы потребностей. Действиями работников и интерессы, ведущих из которых являются социально-экономическими. Только учет этих потребностей позволяет организации быть эффективными.
  4. Закон состоятельности кадров управления. Означает что каждая организация должна иметь четкий механизм оценки и отбора управленческих кадров.  В соответствии с их реальными способностями.
  5. Закон дифференциации и универсальности функций. В организации действуют противоположно-направленные процессы: разделение труда, специализация функций и с другой стороны их интеграция, универсализация. В итоге происходит увеличение потенциала элементов системы и улучшаются результаты их взаимодействия.
  6. Закон непрерывности и ритмичности.  В движении производственных фондов. Ритмичность процесса производства, непрерывность снабжения и реализации готовой продукции, обновление основных производственных фондов позводяет достичь эффективности производства.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Теория менеджмента"