Курс лекций по дисциплине "Теория менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 23:32, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Теория менеджмента".

Файлы: 1 файл

Теория менеджмента 2 курс 14.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

в) Эффективности производства и экономичности. Для каждой орагнизации должно быть найдено соответствие между эффективностью и затратами то есть результат деятельности.

5.  Принцип оптимального сочетания  централизации и децентрализации  производства и управления. Необходим  для нахождения наилучшего сочетания  административных, технологических  и патронажных функций производства и управления. Этот принцип требует вовремя объединять или разъединять предприятия или подразделения.

6.  Принцип прямоточности - производственный  и информационный процессы должны  идти по кратчайшему пути во  избежание дополнительных затрат и искажения. Ценная информация, проделав долгий путь, может оказаться недостоверной.

7. Принцип ритмичности и синхронизации. Производственный и информационные  процессы должны идти заданным  уровнем равномерностей в течении  заданных временных интервалов для обеспечения согласованности производительности на различных участках технологического процесса.    

 

6.11.13 5) Частные и ситуационные принципы организации

Частные и ситуационные принципы имеют ограниченное применение и распространение в организации. Они, как правило, обусловленны складывающиеся ситуацией или особым характером деятельности. Среди них выделяют следующие группы:

  1. Применяемые в различных подсистемах общества (экономической, социальной, политической, семейно-бытовой),
  2. Применяемые в процессе различных видах деятельности (принципы государственной службы, принципы управления персоналом)
  3. Управление организацией (Американцы считают, что для управление предприятием рекомендуется следующие принципы: руководство осуществляется при помощи вопросов, а не ответов, обсуждаются ошибки, а не обвиняются работники.

Принципы состояния организации

  1. Принципы статитечеого состояния организации - это принцип приоритета цели, то есть наивысший приоритет имеет цель. При реструктуризации любой организации соблюдается следующая логическая цепочка. Цель-задачи-функции-структура-персонал

Приоритет целевой установки

Принцип приоритета функции над структурой. Наивысший приоритет имеет функция в схеме функция - структура

Принцип приоритета субъекта управления над объектом, то есть ркводство обладает приоритетом по отношению к работникам.

2. Принципы динамического состояния  организации.

Принцип приоритета персонала. Наивысший приоритет имеет персонал, лубая организация создается для людей и людьми, поэтому главное внимание должно уделяться персоналу, его стимулированию.

Принцип приоритета структуры над функцией. Наивысшим приоритетом является структура. Руководитель либо создает уникальную структуру организации, либо создает с образца. 

Принцип приоритета объекта управления над субъектом. Действующей организации при замене руководителя или организации, приоритет выбора будущего руководителя принадлежит коллективу.

 

Организационные структуры управления

  1. Системный подход к анализу организации
  2. Понятие организационной структуры и принципы её формирования
  3. Организационное проектирование
  4. Типы организационных структур
  5. Проектное управление

 

  1. Организационные системы постоянно меняются, так как меняются внешняя и внутренняя среда организации. Меняются связи между элементами организации и меняется сам субъект управления. При этом обычно выделяются следующие управленческие функции: определение целей управления развитием, разработка и принятие управленческих решений, контроль реализации решений. Различные организационно-экономические системы отличаются составом входящих элементов, типом межэлементных связей, характером и уровнем обмена с внешней средой. Общей для всех систем является взаимодействие с внешней средой, как при получении необходимых ресурсов, так и передачи во внешнюю среду продуктов жизнедеятельности. Системный подход к организации заключается в рассмотрении организации как единого целого, обособленного от остального мира и состоящего из взаимосвязанных между собой частей. Основные свойства ораганизационных систем: целенаправленность и достаточное упорядоченность, однако система обладают многофакторностью происходящих процессов, что не всегда позволяет составить описание системы с достаточной полнотой, это обычно объясняет потерю информации в системе. Графически структурная схема материальных потоков напомнинает сетевой граф, вершина графа -рассматриваемые элементы, а дуги - имитирую направление материальных потоков (имитируют связи)  (Граф -всегда ориентирован в определенном направлении).

Классификация структур может производиться по иерархическому признаку, по информационному признаку, территориальному, функциональному, и тд.

Классификация по функциональному признаку выглядит следующим образом:

  1. Производственные структуры - цехи, ачастки
  2. Технологические структуры - построение материально технических процессов (состав оборудование, взаимосвязь основного и вспомогательного оборудования)
  3. Экономические структуры - основные фонды, оборотные средства, баланс.
  4. Социально-кадровая структура - профессионально-квалификационный состав.
  5. Информационная структура - 

 

13.11.13

Таким образом конфигурация структуры организации может быть весьма разнообразна. Иногда классифицируют организации на формальные и не формальные. Существует еще одна классификация как поведенческая модель организации, органическая модель и модель организационной "туманности".

Поведенческая модель основывается на одновременном функционировании двух систем: технической и социальной, которая включает деятельность сотрудников приводящих в действие техническую систему.

Органическая модель имеет следующие характеристики: наличие небольшого числа правил, полная децентрализация, коллегиальность принятия решений, невысокий уровень разделения труда. Эти структуры быстро реагируют на внешнюю среду и характеризуются гибкостью. Кроме того выделяют коммерческие организации, которые в свою очередь делят по отраслевой принадлежности: промышленные, финансово-кредитные, торговые, инженеринговые и научно-исследовательские и так далее.  Таким образом, системных подход к анализу организации заключается в выполнение следующих указаний:

  1. Организация рассматривается как целое, но состоящее из обособленных подразделений. (технических, информационных, экономических, социальных и иных подсистем.
  2. Надо определить границы организации и её среды, чтобы понять их взаимодействие друг с другом.
  3. Рассматривать организацию, как многоцелевую систему, которая имеет неоднородные внешние и внутренние цели
  4. Рассматривать организацию, как полную систему, элементы структуры которой формируется на формальной основе.
  5. Изучать динамику организации, то есть исследовать проблемы организации для подготовки управленческих решений.

2) Структурный подход  к организации. Понятие организационной  структуры.

Структура организации создается для того, чтобы координировать и контролировать деятельность подразделений и работников. Структурный подход применяется в организации для обеспечения основных элементов деятельности и взаимосвязи между ними. Он предусматривает разделение труда, централизацию управления и выделение департаментов.

Структура организации - это фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации. Эту систему можно понимать как взаимодействие технологических элементов и персонала. Схема организации показывает состав отделов, подотделов, секторов и других единиц организации. Однако функционирование зависит от поведения персонала, поэтому рассматривается разделение труда вертикальная и горизонтальная, а также взаимодействие человека и организации. По их взаимодействию организации делятся на корпоративные и индивидуалисты. По взаимодействию с внешней средой организации делятся на механистические и адаптивные.

Именно разделение труда вертикальное и горизонтальное формирует иеррархию уровней управления. На основании вертикального разделение труда, делегирования задач и полномочий, формируется иерархия структур управления. Делегирование означает передачу задач и полномочий с верхнего уровня управления на нижний. Таким образом линейный и линейно - функциональной структуры управления. Со времени, в связи с усложнением задач для улучшений взаимодействия с внешней средой а также ростом величины организации. Возникают девизиональные структуры управления. Они строятся на основе департаминтализации, то есть выделение крупных департаментов, когда группировка идет либо вокруг продуктов, либо вокруг потребителей, либо по региональному принципу. Все эти типы структур можно отнести к механистическому типу организации. Механистические организации характеризуются следующими основными чертами: узкая специализация в работе, работа по четким правилам, четко распределены права и ответственность. Ясность в уровнях иерархии. Объективная система вознаграждения, объективные критерии отбора кадров, отношения в организации носят формальных характер. Эти организации эффективны при следующих условиях: окружение стабильно. Цели и задачи известны, задачи поддаются делению, задачи простые и ясные, власть руководителя признается законной.

Органические организации. Характеристика: широкая специализация в работе, мало правил и процедур, уровни управления размыты, субъективные системы вознаграждения, субъективные критерии отбора кадров, отношения носят неформальный личностный характер. Условия: сложное окружение.

 

20.11.13

Органические организации лучше взаимодействуют с внешней средой, быстрее адаптируется к окружающей среде, является более гибкой при перестройки структуры управления. Большинство специалистов считают что такого типа структуры более приспособлены и видят за ними будущее.

Органический тип организации эффективен в следующих условиях:

  1. Сложное, нестабильное окружение, неопределенность целей и задач.
  2. Задачи не имеют четких границ
  3. Задачи сложные
  4. Работу измерить сложно
  5. Сотрудников мотивируют потребностей 3его уровня
  6. Авторитет власти завоёвывается

Еще задачи принято депезировать по взаимодействию подразделение подразделение выделяют следующие типы:

1) Традиционные организации -  линейные, линейно-функциональные 

2) Девизиональные структуры управления, в которых выделяются дивизионы  или департаменты, крупные структурные подразделения. Девизионы могут быть построены по продуктовому типу, по регионам, по потребителям.

3) Матричный тип структуры управления (адаптивный), к ним относят програмно-целевые, проектные, конглумерантные.

Организации различают по взаимодействию с человеком.

По этому принципу различают организации корпоративные и индивидуалисткие. Корпорация представляет собой социальный тип организации как особая замкнутая группа людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющий себя другим социальным общностям. Корпорация преследует свои узкие корпоративные интересы. Корпоративная организация представляет собой следующее:

  1. Объединение людей, который имеет специализацию по профессиональному критерию.
  2. Результаты деятельность труда в организации стандартизированы
  3. Доминируют иерархические властные структуры
  4. Интересы коллективов согласовываются лидерами
  5. Существует централизация в распределении ресурсов
  6. Организация отвечает за человека, существует приоритет орагнизации над личностью
  7. Власть руководителя признается законной
  8. Решение в организации принимаются по старшинству или большинству (старший по должности принимает решение)
  9. Интересы производства предопределяют интересы самого человека
  10. Приветствуется лояльность к организации, человек существует для работы

Индивидуалисткая организация характеризуется следующим:

  1. Это свободное, открытое и добровольное объединение людей. В ней сочетаются  конкуренция и кооперация деятельности членов организации.
  2. Господствует принцип увязки интересов всех членов коллектива в рамках процесса участия.
  3. Обеспечивается поиск ресурсов поддерживаемых руководством.
  4. Главной целью организации является субъект интереса личности.
  5. Человек сам отвечает за себя, то есть приоритет отдается свободе личности перед организацией.
  6. При принятии решений приоритет отдается меньшинству или существует право вето.
  7. Интересы производства определяются интересами личности и воспроизводства одного человека
  8. Человек в такой организации проявляет прежде всего лояльность к своим убеждениям

 

Проектирования организационных систем

  1. Процесс проектирования организационных структур
  2. Методы проектирования организационных структур
  3. Оценка эффективности организационных проектов

Учебники: Мильнер "Теория менеджмента" Лапыгин "Теория менеджмента"

  1. Процесс проектирования организационных структур

Без развитие методов проектирования структур управления трудно совершенствовать управления производством и повышать его эффективность так как в новых условиях внешней среды нельзя использовать товарно-организационные формы, которые деформируют процесс управления. Важен комплексный подход к совершенствованию организационного механизма, который бы учитывал информатизацию и автоматизацию производственных процессов.   

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Теория менеджмента"