Курс лекций по дисциплине "Теория менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 23:32, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Теория менеджмента".

Файлы: 1 файл

Теория менеджмента 2 курс 14.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

Взаимосвязь законов организации.

Законы оказывают друг на друга как положительные так и отрицательные явления. Закон пропорциональности композиции связан с законом оптимальной загрузке. Каждому этапу жизненного цикла организации соответствуют максимальное или минимальное влияние законов. Например, закон самосохранения на стадиях спада и ликвидациях организации, а на этапе развития не оказывает никакого влияния.

 

Закон развития: Каждая организация стремиться достич наибольшего сумарного потенциала, при прохождении всех этапов жизненного цикла, т.е.

      n

Rj=E (Rij)->Rmax

     i=1

Rj- потенциальная система на j-ом  этапе

Rij- потенциальная i-ой области на j-ом этапе;

Rmax- запланированные результаты  по конкретным видам деятельности

Закон информированности - упорядочености

Чем большей информацией обладает организация, тем выше вероятность её успешного функционирования. Следствием ётого законя является то, что деятельность раблотника после достижения критического уровня  переходит в его компетентность.

Закон единства, анализа и синтеза.

Каждая организация стремиться настроиться на более экономичный режим деятельности за счет постоянного изменения своей структуры или выполняемых функций. Скорость и результат преобразований зависят от диапазона изменений внешней среды и внутренней среды.

  n                   n

[E (R1i+R2i)=EV1i+V2i]>=0

 i=1                i=1

R1,2= Внутрение и внешние созидательные  факторы

V1,2= Внутрение и внешние разрышительные  факторы

i= область в котором расположен  определенный фактор

Следствие закона - следствие положения:

  1. Если V1i+V2i<R1i+R2i , то значит отстутствуют ваня и внутриние возмущения и организации идет к полному истощению ресурсов, то есть отсутствует потребность в продукции организации или общество не информировано о его деятельности.

2)  Если V1i+V2i>R1i+R2i , то это значит что отсутствуют внешние и внутренние созидательные ресурсы и предприятие идет к банкротству.

3) Отсутствуют внешние созидательные  ресурсы и организация не занимается  общетсвенно-полезной деятельностью. (R1i>R2i)

4) Если R2i<R1i отсутствуют внутренние созидательные ресурсы, то организации требуются внешние субсидии или дотации.

5) Созидательные ресурсы организации  тратятся на преодоление внутренних  возмущений, например на компенсацию  ущерба, удовлетворения потребностей  сотрудников, созидательные ресурсы тратятся на преодоление внешних возмущений, например возмещение от внешних источников.

Закон пропорциональности композиций.

Каждая организация стремиться приобрести, создать или сохранить в своей структуре все необходимые ресурсы, которые находятся в заданной пропорции.

Закон пропорциональности обеспечивают следующие положения:

  1. Каждая организация должна следить за стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносить соответствующие изменения  в набор и пропорции ресурсов.
  2. Изменение содержание набора ресурсов и их пропорций не должно выходить за пределы нормативного уровня, то есть есть некие нормативы
  3. В каждой организации должен должен быть обоснованный план деятельности и развития
  4. Каждая организация должа выполнить весь набор функций на своем участке деятельности в независимости от количества постоянных работников.
  5. Набор ресурсов и их пропорции должны быть ограниченны рамками и их эффективному использованию.
  6. Планируемые к использованию ресурсы должны подходить друг к другу по всем характеристикам.

Специфические законы организации:

  1. Закон своеобразия. Для каждой организации существует специфическая, наилучшая и только ей присущая структура производства и управления
  2. Закон социальной гармонии. в каждой организации развитие социальной сферы   увеличивает производительность труда за счет повышение эмоционального уровня работника и активизации их трудовой деятельности. 

16.10.13

3) Закон социальной загрузки. Для  каждого работника существует  объем оптимальной загрузкой  работы, при котором в полной  мере могут раскрыться его  способности и возможности. Можно  найти область эффективной деятельности методом определения квалификации по результатам.

4) Закон эффективного восприятия  и запоминания информации гласит  процессы восприятия и запоминания  информации работником реализуется  наиболее эффективно если они  приближены к процессу его  мышления. 

5)  Закон эффективного осмысление. Эффективного осмысление нового  возможно при наличии у работника  большого объема знаний или  информации по данной теме.

6) Закон установки. Любой работник  наиболее полно воспринимает  ту информацию, на которую он  настроился или к которой приготовился.

7) Закон устойчивости информации.

 

 Жизненный цикл организации. Принципы действия организации.

  1. Жизненный цикл организации
  2. Статика и динамика организации
  3. Сущность принципов и их классификация
  4. Общие принципы организации
  5. Частные принципы организации

 

  1. Жизненный цикл организации.

Организация зарождается, развивается, добивается успеха и в конце концов прекращает свое существование. Поэтому часто говорят о жизненном цикле организации. Для того, чтобы предсказать ее изменения во времени. ЖЦО тесно связан с жизненным циклом ее продукции т.е. временными интервалами, которые включают в себя определенные стадии, характеризующиеся объемом производства во времени.

Жизненный цикл продукции включает создание, продолжительность выпуска и время эксплуатации изделия потребителями. Концепция жизненного цикла используется для обьсянения того, через какие этапы рождения и упадка проходит продукт. Жизненный этап организации за соответствующие период времени предусматривает следующие этапы:

  1. Этап предпринимательства - организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели еще не четкие, творческий процесс протекает свободно. Продвижение к следующему этапы требует стабильного обеспечения ресурсами.
  2. Этап коллективности - развиваются инновационные процессы предидущего этапа. Формируется миссии организации. Члены организации затрачивают много времени на развитие механических контактов и демонстрируют высокие обязательства.
  3. Формализация и управления. Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяющие процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими в организации. Процесс принятия решений становится более взвешенным и консервативным.
  4. Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск продукции, расширяет рынок. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решения децентрализован.
  5. Этап упадка. В результате конкуренции сокращаются рынки, организация сталкивается с уменьшением спроса на продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается ценность работников особенно ценных специальностей. Руководства предпринимает попытки сдержать тенденцию к упадку.

При выборе типа управления компанией главным критерием должно быть поддержание баланса между постоянством и новшеством. Осуществление эффективной деятельности в настоящем с одновременным планированием будущего. Зрелая организация всегда делает упор на эффективность инноваций и стабильность, старается расширить рынок. Концепция жизненного цикла указывает на наиболее характерные симптомы развала организации, которые проявляются на стадии упадка. К ним относят:

  1. Снижение спроса и ужесточение конкуренции
  2. Увеличивается конкурентная сила поставщиков
  3. Повышается роль цены и качества в конкурентной борьбе
  4. Возрастает сложность управления приростом производственных мощностей
  5. Усложняется процесс создания товарных инноваций. Снижается прибыль.
  6. Снижение прибыли

23.10.13

Стадии жизненного цикла могут описываться более детально:

1. Детство - опасный период, поскольку  наибольшее количество неудач  приходится на первые три года, после возникновения организации. Управление осуществляется деятельным  и подготовленным руководителем и его первоначальной командой.

2. Отрочество - в это время организация  растет, расширяется прием на  работу новых специалистов. Организационные  процедуры занимают место страсти  к успеху. Основатели организации  больше занимаются руководящей деятельностью, чем предпринимательской. Руководители проводят систематическое планирования, координацию, управление и контроль.

3. Ранняя зрелость - организация  занимается экспансией, возможно  деверсификацией своей деятельности, образуются структурные подразделения, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью.

4. Расцвет сил - на этом этапе  орагнизация ставит цель сбалансированного  роста, то есть стабильность, контроль, структура организации имеют  такое-же значение как инновации, совершенствования всех частей организации и децентрализация. Новая продукция, технология, рынки сбыта управляются квалифицированным управленческим персоналом.

5. Полная зрелость - имеется компетентное, но не всегда ответственное  руководство, темпы роста доходов замедляются

6. Старение - этот этап никогда  бы не наступил, если бы руководство  не занималось бы обновлениями. Бюрократическая волокита, конкуренты - все это подрывает жизненную  стойкость организации. Она должна  либо обновиться, либо погибнуть.

7. Обновление - организация может подняться из пепла как феникс, это могут сделать новая команда руководителей, уполномоченных на проведения реорганизации и осуществления плановой программы развития.

2) Статика и динамика  организации

Статика и динамика организации - это статическое и динамическое состояние организации определяется этапами жизненного цикла организации, которое можно разделить на 2 группы:

  1. Статика - это уравновешенное состояние организации, в котором оно находится от негативных или позитивных изменений, происходящих во внешней среде, при этом все параметры организации, отражающие ее деятельность остаются неизменными в течении длительного времени. Статическая организация стремиться к спокойной жизни без проблем. Такая организация в сложное современное время не сможет долго держаться на плаву.
  2. Динамика - развитие организации и ее поступательное движение вперед. Для динамически развивающийся организации характерно постоянное наращивания темпов развития, освоение новых технология, увеличение выпуска продукц, освоение новых рынков, увеличение прибыли.

В период динамики организация стремится к устойчивому равновесию. Динамическое состояние включает этапы рождения, роста, зрелости, старения и возрождения. Динамическая организация старается решать внешние и внутренние проблемы.

3) Сущность принципов и их классификация

На основе принципов осуществляется построение, функционирование и развитие организации.  

Принцип - это оптимальное правило (норма) сформулированная людьми, которая носит объективный характер.

Принципы организации являются отражением объективных закономерностей практики управления. Они определяют требования в конкретной системе, структуре и организации. Согласно им образуются органы управления, устанавливаются отношения между организацией и государством. Применяются те или иные методы управления.

Обычно выделяют принципы статического и динамического состояния организации, а также общие принципы организации, частные принципы организации и ситуационные принципы организации.

Общие принципы организации:

  1. Принцип обратной связи - все социально-экономические системы открыты и неравновесные. Их регулируют по принципу обратной связи. Любая система состоит из управляющей и управляемой подсистему. Между ними имеются разнообразные коммуникационные связи. Которые позволяют установить соотношения между информацией на входе и выходе управляемой системы. Сопоставление уровней информации позволяет оценить состояние управляемой подсистемы организации в целом.
  2. Принцип развития - это движения неравновестной системы к устойчивому состоянию. Оно обеспечивается благородя отклонением от средних значений на любом этапе жизненного цикла организации. Различают 2 формы развития: революционную и эволюционную.  Существуют также прогрессивное и регрессивное развитие, которые охватывают в начале не всю систему, а отдельные ее компоненты.

30.10.13

3.  Принцип конкурентоспособности - предусматривает, что организация  обеспечивает свою жизнеспособность  от того, на сколько эффективный  путь развития она выбирает

4.  Принцип дополнительности - амбивалентный  подход к раскрытию функционирования развития организации то есть сочетание в организации объективно-устойчивых тенденций, прогнозируемых начал, а с другой случайных, неустойчивых, стихийных, самопроизвольный, вероятностных непрогнозируемых начал. 

Три принципа соответствия:

а) Цели и ресурсов то есть ключевые цели должны быть обеспечены ресурсами. К данному принципу соответствует програмно-целевая технология процесса производства и разработки решений. Для реализации этого принципа необходимы следующие условия: штат работников, время выполнения задания, доступность и производственных ресурсов, разделение управленческого и производительного труда, выпуск серийной и массовой продукции (выпуск продукции должен осуществляться в течении длительного срока)

б) Принцип распорядительства и подчинения. У каждого работника должен быть один линейный и любое количество функциональных руководителей при выполнении конкретной работы.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Теория менеджмента"