Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 09:35, курс лекций
Теория подкрепления оставляет в стороне вопросы потребностей и мышления работников и привлекает внимание менеджмента к анализу взаимосвязей между поведением сотрудников организации и его последствиями. Приверженцы теории исследуют проблемы изменения или модификации поведения людей в процессе труда, адекватного использования немедленного вознаграждения и наказаний.
МЕНЕДЖМЕНТ. Р.Л. ДАФТ
Мотивационная теория подкрепления | |||||
ПОЗИТИВНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ.
Позитивное подкрепление представляет
собой вознаграждение желаемого
поведения сотрудников (похвала
за своевременное прибытие на рабочее
место, за перевыполнение рабочего задания).
Такого рода «приятные неожиданности»
стимулируют индивидов к | |||||
График подкрепления |
Природа подкрепления |
Влияние на поведение при подкреплении |
Влияние на поведение при отказе от подкрепления |
Пример | |
Постоянное |
Поощрение после каждого проявления желаемого поведения |
Быстрое обучение новому поведению |
Быстрое угасание |
Похвала | |
С фиксированным интервалом |
Поощрение через определенные промежутки времени |
Среднее и нерегулярное поведение |
Быстрое угасание |
Еженедельная оплата | |
С фиксированным уровнем |
Поощрение после получения
определенного результата |
Быстро приводит к очень эффективному и стабильному поведению |
Быстрое угасание |
Сдельная оплата труда | |
С переменным интервалом |
Поощрение через разные промежутки
времени |
Умеренно эффективное
и стабильное поведение |
Медленное угасание |
Оценка деятельности и вознаграждение через случайные промежутки времени | |
С переменным уровнем |
Поощрение после достижения
различных положительных |
Очень эффективное поведение |
Медленное угасание |
Бонусы продавцам, привязанные
к числу контактов с |
Один из примеров успешно
использующих теорию подкрепления небольших
компаний — деятельность Parsons Pine Products.
ПОЗИТИВНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ В PARSONS PINE PRODUCTS
В Parsons Pine Products работают всего 75 человек,
но компания является крупнейшим в мире
производителем планок для жалюзи. Для
мотивации и поощрения работников менеджеры
фирмы разработали специальные графики
позитивного подкрепления, включающие
в себя следующие моменты.
1. Премия за безопасность. Работник, в течение
месяца не попадавший в происшествия,
приведшие к потере рабочего времени,
получает премию в размере четырех почасовых
ставок оплаты труда.
2. Ретро-премия. Если в связи с отсутствием
инцидентов с рабочими компании удалось
сэкономить определенные денежные средства,
вся сумма направляется на премирование
сотрудников.
3. Премия за прилежность. Отсутствие прогулов
и опозданий в течение месяца вознаграждается
премией в размере восьми почасовых ставок.
4. Премия из прибыли. 4 % прибыли компании
после уплаты налогов направляются в распределяемый
между работниками премиальный фонд.
Данный план подкрепления правильного
поведения оказался крайне эффективным.
Когда-то число несчастных случаев в Parsons
Pine Products превышало средние по штату показатели
на 86 %; сегодня оно на 32 % ниже. Показатели
текучести кадров и опозданий на работу
минимальны, а прогулов не бывает вовсе.
Успеху плана способствует и то, что график
подкрепления выдерживается строжайшим
образом, безо всяких исключений. Владелец
компании Джеймс Парсонс говорит: «Как-то
раз мне позвонила женщина и сказала, что
на ее машину упало дерево и она не сможет
вовремя быть на работе. Она просила меня
сделать для нее исключение. Но если бы
я выполнил ее просьбу, я должен был бы
поступать так и впредь».
Программы подкрепления прекрасно работают
и в таких компаниях, как Campbell Soup, Emery Air
Freight, Michigan Belt и General Electric. Менеджмент четко
определяет и честно, не ущемляя ничьих
прав, распределяет заслуженное сотрудниками
за выполнение рабочих заданий вознаграждение.
Кроме того, менеджеры прекрасно понимают,
что если заслуги работников будут оставлены
без внимания, воздействие на их поведение
будет не менее сильным, но со знаком «минус».
Будь самим собой со всеми, кого ты встречаешь, но проявляй при этом самое лучшее, что в тебе есть.
С. Голдвин
Современные изменения в
окружающей среде, интернационализация
экономики, внедрение второго поколения
информационных технологий, управление
качеством с ориентацией на потребителя,
признание существующего
Индивид, пришедший на работу в организацию, принимает на себя целый ряд ограничений своего поведения, диктуемых регламентом, нормами этой организации, корпоративным кодексом поведения. В XX в. работодатель заключал с работником моральный контракт, в соответствии с которым в обмен на лояльность к организации и готовность выполнять инструкции работник получал гарантии занятости, карьерного роста, материального вознаграждения.
Сегодня работодателю знания
становятся намного нужнее, чем простая
исполнительская дисциплина. Умение
учиться начинает цениться выше преданности.
В результате появляется новый тип
организационного контракта, имеющий
характер коммерческого партнерства:
стороны обязуются
ОП как учебная дисциплина
представляет собой сложную область
знаний, исследующую различные явления
и процессы, охватывающие большой
объем специфических терминов и
понятий, связанных со многими общественными
и естественнонаучными
Несмотря на усложнение проблем на всех уровнях анализа – личностном, групповом и организационном, – сохраняется и будет развиваться в дальнейшем ориентация ОП на его практическое использование в управлении компаниями. Это означает разработку доступных, понятных и применимых методов, использование которых в управлении людьми позволит организации достигать своих целей с максимальной пользой.
Осознание того, что люди
– ценнейший ресурс организации,
приводит к изменению поведенческих
парадигм, к гуманистической ориентации
ОП, его социальной направленности.
Поведение организации
Сущность ОП заключается
в систематическом, научном анализе
поведения индивидов, групп, организаций
с целью понять, предсказать и
усовершенствовать
Итак, ОП:
• мультидисциплина;
• ориентирована на личность в организации;
• сфокусирована на результативности;
• учитывает воздействие внешней среды.
Предметом ОП выступает взаимосвязь системы управления на всех уровнях с ориентацией на разработку результативных методов управления в условиях конкурентной среды функционирования.
ОП изучает отношения в системе управления на всех уровнях с ориентацией на разработку результативных методов управления в условиях конкурентной среды.
При этом исследуются виды отношений:
• кооперации;
• власти и управления;
• собственности;
• непроизводственные.
Методы исследования ОП:
• опросы – интервью, анкетирование, тестирование – измерение уровня удовлетворенности трудом, организационным климатом коллектива, интервью могут проводиться и по телефону;
• сбор фиксированной информации – изучение документов, существующих в организации и регламентирующих деятельность работников и групп (устав организации, корпоративный кодекс поведения, контракты, должностные инструкции, положения о подразделениях);
• наблюдения – изучение обстановки, состояния рабочего места, внешнего облика сотрудников в соответствии с требованиями организационной культуры;
• эксперименты – проведение лабораторных или естественных экспериментов;
• использование Интернета.
Проводимые в настоящее время исследования в сети Интернет относятся к широкому кругу вопросов и областей, являются когнитивно ориентированными, т. е. касаются преимущественно познавательных процессов в различных сферах деятельности, в том числе и в ОП. Исследование ОП через Интернет имеет ряд преимуществ [2]:
1) экономия ресурсов при проведении обследования: времени, средств и др. ресурсов;
2) возможность обеспечить бо льшую точность за счет привлечения большего числа испытуемых;
3) легкость изменения
4) снижение влияния
5) использование дополнительного
программного контроля при
Однако эти преимущества сочетаются с определенными сложностями, особенно для ОП. Так, например, появляется полная анонимность пользователя, что может привести к снижению контроля за поведением испытуемого, искажению информации об отвечающем.
В целях снижения искажения данных используются следующие процедуры: одновременное проведение сравнений данных, полученных через сеть, с данными, полученными традиционным путем, а также с теоретическими представлениями.
Однако при проведении Интернет-исследований возможны искажения и ошибки:
• для участия в Интернет-
Интересный опыт
Всенародное радио «Шансон», как оно себя называет, проводит опрос слушателей в определении лучших песен и исполнителей по различным жанровым разделам. При завершении голосования полученные результаты обсуждаются в прямом эфире. На сайте радиостанции помещается анкета, которую просят заполнить, а ответы прислать по электронной почте в редакцию. Вопросы построены достаточно просто: предлагается назвать исполнителей, которые достойны быть названы первыми в наиболее популярных рубриках радиостанции, а также указать свои данные (по желанию отвечающего). Чтобы заинтересовать слушателей принять участие в голосовании, радиостанция предлагает первой 1000 человек, приславшим ответы, получить диски с автографами исполнителей песен1.
• неэффективна прямая рассылка приглашения принять участие в исследовании по электронной почте, так как оно может быть воспринято как спам;
• прежде чем рассылать приглашение об участии в исследовании, необходимо взвесить, как оно будет оценено и воспринято пользователями.
В качестве примера исследования, проводимого через Интернет с использованием и традиционных средств, приведем опрос слушателей, который достаточно регулярно проводит радио «Шансон». Перед опубликованием анкеты было сделано сообщение по радио для слушателей о начале такого голосования.
ОП как новая научная дисциплина начала развиваться в 50-е гг. XX в. Термин «ОП» возник, когда произошло объединение нескольких направлений научных дисциплин, занимающихся изучением процессов, происходящих в организации, между организациями, между внутренней и внешней средой. Таким образом, ОП вобрало в себя такие дисциплины, как производственный инжиниринг, социология труда, социальная психология, исследование бизнеса, теория управления и право.