Лекции по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 09:35, курс лекций

Описание работы

Теория подкрепления оставляет в стороне вопросы потребностей и мышления работников и привлекает внимание менеджмента к анализу взаимосвязей между поведением сотрудников организации и его последствиями. Приверженцы теории исследуют проблемы изменения или модификации поведения людей в процессе труда, адекватного использования немедленного вознаграждения и наказаний.

Файлы: 1 файл

Орг.пов. лекции.docx

— 1,000.01 Кб (Скачать файл)

Работник  – лицо, работающее по трудовому договору (контракту), подчиняющееся внутреннему трудовому распорядку организации, имеющее права (на условия труда; на возмещение ущерба, причиненного здоровью в связи с работой; на равное вознаграждение за равный труд; на отдых; на объединение в профессиональные союзы; на социальное обеспечение по возрасту; на судебную защиту своих трудовых прав) и обязанности (добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину, бережно относиться к имуществу организации, выполнять установленные нормы труда).

Как вы полагаете, терминологическое  единство может помочь студенту более  точно и ясно воспринимать учебный  курс, понимать поведение конкретных людей в организации? Понятия  и категории – это абстракции, схемы, конструкты, концепции. А что  определяет поведение конкретного  человека, отличающегося неповторимостью  и своеобразием? Для лучшего понимания  поведения людей в организации  обратимся к моделям, теориям  и концепциям ОП.

Для понимания поведения  конкретных людей в организации  необходимо исследовать их взаимодействие с различными факторами, с которыми они сталкиваются в данной организационной  среде. Индивидуальное поведение является функцией множества переменных. Наиболее важные из них представлены на рис. 2.1.1.

Внешняя окружающая среда  – совокупность политических, социокультурных, природно-климатических, правовых, научно-технических, коммуникационных и экономических условий, оказывающих прямое и косвенное воздействие на жизнедеятельность человека, организации.

 

Рис. 2.1.1. Основные переменные, влияющие на индивидуальное поведение

Внутренняя организационная  среда  – совокупность организационных условий трудовой совместной деятельности человека. Наиболее существенными и значимыми для восприятия являются: организационная политика, организационная структура, организационная культура, система поощрений и санкций, организация труда, роли работника, рабочая группа, организационный статус, лидерство, ресурсы организации.

Огромно число видов поведения, которое встречается в организации. Разнообразие лиц, взаимодействующих  с различными организационными средами, приводит к значительным вариациям  их поведения при соответствующих  обстоятельствах. Следовательно, чтобы  понять поведение людей в организациях, всем сотрудникам необходимы обширные теоретические сведения об индивидуальных различиях (восприятия, способностей, установок, мотивации и т. д.) и  знание механизмов их влияния на продуктивность выполнения функциональной роли в организации, на взаимоотношения с коллегами  в процессах совместной деятельности и на многое другое. Другими словами, сотрудники современных организаций  и особенно менеджеры должны обладать высокой социально-психологической  культурой, которая является неотъемлемой частью общей культуры. Социально-психологическая культура включает три необходимых элемента: познание себя, познание других людей и их объединений, умение общаться с людьми и регулировать свое поведение в совместной деятельности.

Поведение человека в организации, являясь результатом воздействия  большого числа переменных как личностных, так и организационного окружения, в свою очередь, является фактором, влияющим на поведение других людей  в трудовой совместной деятельности. Влияние на организационное поведение  включенности человека в «паутину»  трудовых отношений в организации  в условиях турбулентной среды демонстрирует  рис. 2.1.2 (см. врезку «Рекомендации менеджеру»). Особая роль в этом процессе отводится  восприятию личности, поскольку именно образ мира, Я-образ и образ социальной ситуации в организации, в их личностном смысле, являются главными факторами актуального поведения личности.

Чем сложнее, неопределеннее становится окружающая нас среда, тем  больше мы полагаемся на наши собственные  приемы поддержания адекватности нашего процесса восприятия. В настоящее  время восприятие поведения в  организациях в сложных, неопределенных и постоянно изменяющихся условиях (турбулентной среде) сильно искажается, что увеличивает риск принятия ошибочного решения. Недостаток ясности ведет  к тому, что человек начинает воспринимать только вещи, относящиеся к нему.

Рекомендации менеджеру

Обратная связь  в нелинейных системах в условиях турбулентной среды

Человек в организации  и как индивид, и как член «паутины»  рабочих отношений имеет возможность  выбора реакции на происходящие события  или на попытку оказания влияния  на его поведение, которая, в свою очередь, определяет следующую реакцию, начиная процесс обратной связи. На рис. 2.1.2 данный процесс рассматривается на примере трех индивидов X, Y и Z. Если мы посмотрим на ситуацию на рис. 2.1.2 с точки зрения X, то увидим, что он находится в среде, состоящей из У и Z. Предположим, X узнает, чем занимаются Y и Z, определяет свою реакцию и начинает действовать. Его поступки несут определенные последствия для Y и Z, которые, в свою очередь, принимают решения о своем поведении в изменившихся условиях, что сказывается на положении X, начинающем ответные действия. Данный процесс повторяется снова и снова. Каждое действие X означает возникновение обратной связи, определяющей ответы Y и Z. По мере взаимодействия индивидов создается система обратной связи – и то, что верно для отдельных людей, изображенных на рис. 2.1.2, справедливо для отношений трех групп или трех (и более) организаций. Понимание данной концепции взаимодействия предполагает осознание основного ее элемента – различий между тем, что называется «линейной» и «нелинейной» системами. Линейная система – это система, в которой определенное действие приводит к предсказуемой реакции. Если вы зажигаете в комнате камин, установленный в ней термостат «отдаст приказ» на отключение центрального отопления. Нелинейные системы – это системы, в которых результаты предпринятых действий менее предсказуемы. Если компания принимает решение о снижении цены на товар, будет весьма странно, если объемы продаж в будущем периоде полностью совпадут с ожиданиями ее менеджеров, так как невозможно достаточно точно предсказать реакцию конкурентов, изменения во вкусах потребителей или появление товаров-субститутов. В нелинейных системах сложность обратной связи означает, что результаты весьма чувствительны к незначительным различиям в первоначальных условиях. Незначительные воздействия посредством ряда акций и реакций могут быть усилены так, что конечный эффект окажется несоизмерим с первоначальными изменениями. Это так называемый «эффект бабочки» фантаста Рэя Брэдберри.

Рис. 2.1.2. Обратная связь в нелинейных системах (по: Parker, Stacey, 1994)

 

Н. Глэсс, утверждая, что современный  деловой мир более всего связан с нелинейным миром, отмечает: «Образ мышления и образ действий менеджеров достаточно различны: кто-то воспринимает мир как находящуюся в равновесном  состоянии систему, другие считают, что им приходится упорядочивать  вселенский хаос… Первые постоянно предпринимают усилия по возвращению в заранее запланированное состояние, вторые также имеют конкретные цели, но находятся в постоянном поиске положительного усиления, которое, возможно, принесет экстраординарные результаты»3.

Воспринимаемый мир –  это субъективный мир, но это единственный мир, действительно доступный воспринимающему  его человеку. Индивидуальные различия каждого человека во многом являются результатом специфики когнитивных (познавательных) процессов, особенно процессов восприятия. Процесс восприятия формирует уникальную интерпретацию (понимание) ситуации и ответное поведение человека и поэтому имеет прямое отношение к изучению ОП. Эти процессы изучаются поведенческими науками, но многие полученные результаты исследований не используются в сфере ОП, практике менеджмента и бизнеса. Продемонстрируем различия в понимании ситуации и последующих действий на следующем эпизоде.

Дарья Сапова поступила  на работу в страховую компанию. После своего первого рабочего дня  она вернулась домой и описала  свои впечатления от работы своему мужу: «Это был долгий день. Мне он не понравился. Девушки были недружелюбны. Когда я вошла в офис, они  таращились на меня, словно я какое-то странное создание. Только одна девушка  во всем офисе подошла ко мне поздороваться  и пригласила присоединиться к ней  в обед. Босс показал мне место  работы и представил меня работникам в офисе. Девушки были очень смешливы и с плохими манерами. Мне просто противно идти туда опять завтра».

Андрей Бетков, который также был новым работником в этой страховой компании,реагировал на ту же ситуацию совсем по-другому: «Мне понравилась работа. Люди очень дружелюбны. Когда я вошел в офис, они приветствовали меня улыбками. Один парень даже подошел, поздоровался и пригласил присоединиться к нему в обед. С такими живыми и милыми людьми мне приятно работать. Мне кажется, что я сдружусь с ними!!»

Дарья и Андрей восприняли по-разному одну и ту же ситуацию. Можно допустить, что персонал в  офисе различно реагировал на обоих  из-за различий в их внешности. Может, Андрей был любезным, улыбающимся  человеком, в то время как у  Дарьи был унылый вид. Возможно, что  реакция служащих была одинакова  в обоих случаях, но поскольку  новые сотрудники восприняли ситуацию по-разному, то и отреагировали соответственно. Разница в восприятии могла быть обусловлена разницей в характеристиках  личностей, установках, личных представлениях. Дарья, возможно, была обеспокоена и не уверена в себе и восприняла ситуацию в наиболее неблагоприятном свете. Андрей же мог быть весьма уверенным в себе человеком и иметь склонность видеть окружающее в благоприятном свете. Следовательно, характеристики воспринимающего, как и характеристики воспринимаемого влияют на то, как люди видят окружающий их мир.

Восприятие оказывает  влияние на отношение каждого  менеджера к определенным людям  и событиям, а также на его ответную реакцию. В свою очередь эти люди также составляют свое впечатление  о менеджере в соответствии со своим пониманием его поведения  в тех или иных ситуациях. Признание  разницы восприятия мира между работником, менеджером и реальной ситуацией  в организации очень важно  в понимании ОП. Поэтому менеджеру  необходимо понять, каким образом  реальные события могут быть искажены восприятием и каким образом это может повлиять на работу.

Остановимся подробнее на сущности восприятия, рассмотрим свойства и процесс восприятия, механизмы  селекции восприятия, внутренние и  внешние факторы, которые влияют на них, изучим принципы организации  восприятия, особенности социального  восприятия и эффекты атрибуции.

Сенсорные процессы (ощущение и восприятие) служат для отражения  объективной реальности в форме  конкретных чувственных образов. Ощущение обеспечивает отражение отдельных качеств объектов: цвет, яркость, звук, температура, запах, вкус, величина образов, перемещение в пространстве, двигательные и болевые реакции и т. д. Восприятие отражает целостные образы объектов – человека, животных, растений, технических объектов, кодовых знаков, вербальных стимулов, рисунков, схем, музыкальных образов и т. п. Восприятие (перцепция) является важным и сложным опосредующим когнитивным процессом, с помощью которого человек придает значение элементам и явлениям окружающей среды. Восприятие можно рассматривать как своеобразный информационный экран или фильтр, через который личность динамично взаимодействует и воспринимает ощущаемые стимулы, существующие в воспринимаемом мире. Стимул (любое событие, любое происшествие, любое изменение в событии, в предмете, любой образ восприятия или понятие, внутреннее или внешнее) – нечто, возбуждающее организм или приводящее его в состояние готовности, т. е. воздействующее на организм так, что его поведение изменяется некоторым заметным образом. Необходимо, однако, отметить, что нет относительно однозначного ни определения, ни общепризнанного способа употребления термина «стимул».

Мы видим, как солнце восходит на востоке и заходит на западе, но на самом деле оно никогда не восходит и не заходит. Известно, что  очевидцы часто совершенно по-разному  «видят» сцену преступления и, соответственно, дают различные показания. Данные феномены восприятия иллюстрируют тот факт, что воспринимаемый мир – не реальный мир, тем не менее – это мир, который мы знаем и на который  мы соответственно реагируем. Воспринимаемый мир есть чувственное отражение  реального. Это ощущение так сильно, что мы редко задаемся вопросом, что мы видим. Вообще говоря, когда другие люди воспринимают вещи не так, как это делаем мы, мы часто полагаем, что они либо неразумны, либо не правы. Воспринимаемый мир – это фрагмент реального, воспринимаемый человеком с помощью пяти органов чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния, которые имеют существенные физические ограничения, предохраняющие от переизбытка информации и позволяющие поэтому лучше воспринимать необходимую информацию. Табл. 2.1.1 дает представление о природной ограниченности наших органов чувств. Работая в качестве фильтра, восприятие позволяет человеку отобрать и увидеть только те элементы внешней среды, которые относятся к данной ситуации, т. е. фокусируя и определенным образом организуя часть элементов внешней среды в ситуацию.

Таблица 2.1.1

Абсолютные пороги4

Сенсорные процессы играют важную роль в профессиональном обучении, деятельности, а уровень их сформированности у людей определяет важные профессиональные способности как узнавания, так и различения объектов разнообразных модальностей, т. е. воздействующих на различные анализаторы. Например, опытный водитель на слух определяет неполадки в двигателе, а опытный сотрудник ДПС по визуальным и звуковым сигналам определяет аварийную ситуацию. Поэтому необходим профессиональный отбор людей для специфических видов деятельности, где нужны способности к безошибочному восприятию различных сигналов (световых, звуковых и др.), а также к созданию объективных условий для надежности восприятия сигналов (например, важен учет законов контраста пороговых характеристик зрения и слуха человека) при определении уровня яркости, величины, окраски, громкости и других параметров сигналов, предъявляемых человеку в различных видах деятельности. Рис. 2.1.3 демонстрирует наиболее важные факторы, ограничивающие воспринимаемый мир человека и влияющие на его поведение в данной ситуации. Особую роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной стимул, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, например, в восприятии реального мира задействованы внимание и направленность – в данном случае желание.

Рис. 2.1.3. Роль восприятия в поведении человека

2.2. Свойства и процесс  восприятия

Восприятие правильнее всего  обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является образ5 как целостное психологическое представление о стимуле (предмете, событии и т. д.), с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.

Свойства восприятия. К основным свойствам восприятия как когнитивного (познавательного) социально-психологического процесса следует отнести следующие: предметность, структурность, активность, апперцептивность, контекстность, осмысленность.

Предметность (образность) восприятия – это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора несвязанных друг с другом ощущений (отдельных характеристик стимулов), а в форме отдельных целостных (взаимосвязанных свойств стимулов) образов конкретных предметов. Эти образы обладают относительным постоянством некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия (изменение освещенности, величины, формы, интенсивности и т. д.). Это объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования, что позволяет человеку ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"