Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 13:58, курс лекций
ЧТО ТАКОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ЕГО ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА
КАК ПРИНИМАЮТ РЕШЕНИЯ
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА В БИЗНЕСЕ
ЗАЧЕМ НУЖЕН ПРОГНОЗ
МЕНЕДЖЕР – КАКОЙ ОН
ИЗ КОГО СОСТОИТ ПЕРСОНАЛ ФИРМЫ
И ПОЧЕМУ ОН НЕОБХОДИМ
КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ
Автор –составитель Рыбакова Н.А.
Здесь вы найдете ответы на следующие вопросы:
ЛЕКЦИЯ 1
Каждое утро все вы ходите в школу, а ваши родители на работу в институт или на завод, или на какое – то предприятие; недалеко от вашего дома есть булочная или аптека; всем известно, что компьютеры делает, например, фирма IBM, а лечиться надо в поликлинике или в больнице… и т.д. Все эти разные объекты – школа, завод, больница и т. п. – на самом деле имеют одну существенную общую черту: все это организации.
Организация и ее цели
Ученые считают, что организация
– это такая группа людей, деятельность
которых сознательно
Поскольку любая организация состоит, по крайней мере, из нескольких человек, то для выполнения перед ней поставленной задачей нужно, чтобы кто – то координировал ее работу, т. е. управлял.
Зачем нужна координация
Любое производство, как известно, есть деятельность, направленная на преобразование ресурсов в необходимые всем нам товары и услуги, или, проще говоря, есть процесс создания товаров и услуг. Мы уже знаем, что в основе любого производства лежит разделение труда. Последнее означает, что люди, работающие в организации, выполняют разные функции. Например, в ближайшей от вас булочной есть и продавцы, которые вас обслуживают, и кассир, который принимает и считает деньги, и уборщица, следящая за чистотой в помещении, и грузчик, который разгружает приезжающие машины с хлебом. Каждый из названных рабочих выполняет свою конкретную задачу. Для того чтобы в каждой булочной хлеб продавался каждый день без перебоев, нужно координировать деятельность людей, выполняющих на работе абсолютно разные функции. (Небезынтересно отметить, что функции грузчика в булочной и грузчика на мебельной фабрике практически одинаковы, а функции кассира и грузчика в одной и той же булочной – разные).
Деятельность по координированию работы других людей составляет сущность управления. |
В современной экономике, чтобы производить товары или оказывать услуги, необходимо как минимум:
В реальной жизни получить заказ, или, как говорят, сформировать портфель заказов, очень не просто: для этого необходимо искать заказчика, организовать рекламу своей продукции, т.е. активно заниматься маркетингом. Получение денег в действительности есть нечто более сложное: это и учет платежей клиентов, и финансовый контроль, и прочие операции, которые относятся к бухгалтерскому делу (табл. 1.1.)
Предприятия |
Маркетинг |
Производство |
Финансовый учет и контроль |
Кафе |
Реклама в местной печати |
Приготовление пищи. Мытье посуды. Уход за оборудованием. |
Оплата счетов за продукты. Сбор денег с клиентов. Оплата аренды. Выплата зарплаты |
Автомобильный завод |
Реклама по радио и телевидению. Поддержка автогонок |
Разработка автомобиля. Производство основных узлов. Сборка автомобиля. |
Оплата счетов поставщиков. Выплата зарплаты. Разработка бюджета. Оплата кредита. Выплата дивидендов. |
Университет |
Распространение информации о курсах. Связь со школами |
Лекции. Практические занятия. Исследования |
Выплата зарплаты. Сбор денег за платные услуги. Оплата счетов за свет и т.п. |
Как видно из приведенного выше примера, практическую деятельность столь разных видов организации – кафе, автомобильного завода и университета – сближает реализация одних и тех же функций, а именно функции управления.
Основная задача управления
Понятно, что каждое подразделение организации имеет свою функцию. Возьмем, например, автомобильный завод. На нем есть отдел снабжения. Его функция – обеспечить завод комплектующими изделиями. Есть сборочные цеха. Их функции – сборка готовых автомобилей. Есть инженерные службы. Их функции – разрабатывать новые модели автомобилей. В чем же состоит основная задача управления? Если ответить на этот вопрос коротко, то основной задачей управления является повышение эффективности работы организации в целом. В этом смысле можно смело утверждать, что управление является одним из факторов производства и экономическим ресурсом, а искусство в управлении состоит в умении реализовать все возможности для достижения максимальной эффективности производства. Именно это и делает управление необходимой частью любой организации.
Основной задачей управления является повышение эффективности работы организации в целом. |
Чем заняты менеджеры
Известно, что 75 – 80% своего рабочего времени руководитель находится в контактах с людьми, общении с подчиненными, коллегами, вышестоящим руководством. Вся практическая деятельность менеджера связана с человеческими отношениями. В силу этого можно сказать, что управление есть постоянное общение с людьми.
Вместе с тем, общаясь с людьми, менеджеры выполняют свои, присуще только им функции. Понятно, что, чем больше организация, тем сложнее управление. Тем не менее, вне зависимости от масштаба организации менеджеры осуществляют следующие функции:
Данные функции составляют цикл менеджмента
ЛЕКЦИЯ 2
КАК ПРИНИМАЮТ РЕШЕНИЯ
Менеджеры – это люди, принимающие решения. Для того, чтобы реализовать цели, стоящие перед компанией, менеджеры должны знать, как принимаются решения и какими методами они подготавливаются. Ведь не секрет, что успех или неудача компаний в значительной степени зависят от качества принятия решений.
Этапы принятия решений
Решения, принимаемые нами, бывают правильными (хорошими) и неправильными (плохими). Чем отличаются первые от вторых?
«Правильные» решения
принимаются, как правило, после
всестороннего анализа
В теории принятия решений есть еще 2 немаловажных аспекта: степень риска и степень неопределенности при принятии решений. Учет этих моментов порождает следующие 3 модели:
«Дерево» решений
Один из наиболее распространенных способов подготовки и принятия решений является метод построения «дерева» решений. Он хорош тем, что его применение не зависит ни от сложности самого решения, ни от изощренности методов его разработки: менеджеры чаще всего имеют дело с решением альтернативных вариантов и неопределенностью внешних условий. Например, директор леспромхоза рассматривает возможность строительства завода по производству шпал. Реализация этого проекта потребует строительства или большого, или небольшого завода. При этом рынок сбыта готовой продукции – шпал – может быть благоприятным и неблагоприятным. При благоприятных рыночных условиях строительство большого завода принесет леспромхозу 100 млн. р. прибыли; при неблагоприятных условиях – 90 млн. р. чистых убытков. Аналогичные расчеты при строительстве небольшого завода – 50 млн. р. прибыли и 10 млн. р. чистых убытков. Само собой разумеется, у леспромхоза есть еще одна альтернатива – ничего не делать, а, следовательно, не иметь ни прибыли, ни убытков. Дерево решений для такой гипотетической ситуации выглядит так, как это показано на рис. 1.1.
Рис. 1.1. «Дерево» решений.
ЛЕКЦИЯ 3
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА В БИЗНЕСЕ
Ни одна из всех известных фирм – ни «Форд», ни «Сони», ни «МакДональдс» - не достигла бы признания и долгих позиций в мире бизнеса, если бы не имела стратегии своего развития. Следовательно, наличие стратегии – ключевой элемент управления абсолютно любой фирмой. Что же такое стратегия в бизнесе? В принципе, стратегия есть план достижения цели фирмы. Например, основной целью такой компании, как «Форд», являются достижение мирового лидерства в области автомобилестроения и смежных областях экономики, постоянное повышения качества товаров и услуг, оказываемых компанией своим клиентам, что обеспечит процветание фирмы и доходы акционеров компании.
К числу важнейших стратегических решений относятся: определение предлагаемых фирмой рынку товаров и услуг, выбор технологии производства и местонахождения предприятия.
В рыночных условиях ни одна компания не сможет выжить, если она не будет предлагать новые товары и услуги. И это естественно: неумолимые законы конкуренции подталкивают производителя к производству все новых и новых товаров и услуг. К тому же меняются вкусы и предпочтения людей, колеблется уровень их доходов, не стоит на месте технология производства модифицируется политика государства, меняются рыночные условия (тарифы, государственные и международные стандарты и т.п.).
Каковы же в этом отношении функции менеджера? Прежде всего, менеджер отвечает за организацию «команды», которая занимается селекцией идей и научных разработок, оценкой их «реализуемости», созданием образцов, определением финансовой целесообразности их производства, подготовкой документации и некоторыми другими работами. Ну а если говорят, как говорят, товар на рынке «пошел», то менеджер держит под постоянным наблюдением качество выпускаемых товаров и занимается снижением издержек его производства.
Есть еще и другая сторона
этой проблемы – сами товары, как
вы знаете, рождаются, живут и умирают.
У одних товаров жизнь
Предположим, что в результате принятого менеджером стратегического решения фирма выбрала товар, с которым она собирается выходить на рынок. Теперь необходимо решить не менее важный вопрос – как произвести его, т.е. на базе какой технологии организовать производство новой продукции. В чем состоит сложность решения этой задачи?
Существуют как бы два технологических
«полюса» - мелкосерийное производство
широким ассортиментом