Лекции по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 13:58, курс лекций

Описание работы

ЧТО ТАКОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ЕГО ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА
КАК ПРИНИМАЮТ РЕШЕНИЯ
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА В БИЗНЕСЕ
ЗАЧЕМ НУЖЕН ПРОГНОЗ
МЕНЕДЖЕР – КАКОЙ ОН
ИЗ КОГО СОСТОИТ ПЕРСОНАЛ ФИРМЫ

Файлы: 2 файла

часть 2.doc

— 198.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

часть1.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

ЧТО ТАКОЕ МЕНЕДЖМЕНТ

И ПОЧЕМУ ОН НЕОБХОДИМ

 

КРАТКИЙ КУРС  ЛЕКЦИЙ

  1. ЧТО ТАКОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ЕГО ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА

  1. КАК ПРИНИМАЮТ РЕШЕНИЯ
  2. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА В БИЗНЕСЕ
  1. ЗАЧЕМ НУЖЕН ПРОГНОЗ

  1. МЕНЕДЖЕР  –  КАКОЙ ОН

 

 

Автор –составитель  Рыбакова Н.А. 

 

 

 

Здесь вы найдете ответы на следующие вопросы:

  1. Что собой представляет управление и каковы его основные функции?
  2. Зачем нужно координировать работу организации?
  3. Как принимают решения?
  4. Как разработать стратегию?
  5. Зачем нужен прогноз?
  6. Каким должен и каким не должен быть руководитель?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 1

ЧТО ТАКОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ЕГО ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА

 

Каждое утро все вы ходите в школу, а ваши родители на работу в институт или на завод, или на какое –  то предприятие; недалеко от вашего дома есть булочная или аптека; всем известно, что компьютеры делает, например, фирма IBM, а лечиться надо в поликлинике или в больнице… и т.д. Все эти разные объекты – школа, завод, больница и т. п. – на самом деле имеют одну существенную общую черту: все это организации.

 

Организация и ее цели

 

Ученые считают, что организация  – это такая группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Вы сразу  добавите, что организация может  быть формальной и неформальной. Это  так. Любая, например, дружеская компания, которая собирается для совместного отдыха, или группа вкладчиков МММ, объединившихся с целью получения своих денег, и т.д. представляют собой неформальные организации. В отличие от дружеской компании формальная организация создается по заранее намеченному плану, сознательно и целенаправленно. Однако общей их чертой является то, что та и другая создаются для достижения каких – то общих целей.

Поскольку любая организация состоит, по крайней мере, из нескольких человек, то для выполнения перед ней поставленной задачей нужно, чтобы кто – то координировал ее работу, т. е. управлял.

 

Зачем нужна координация

 

Любое производство, как известно, есть деятельность, направленная на преобразование ресурсов в необходимые всем нам  товары и услуги, или, проще говоря, есть процесс создания товаров и услуг. Мы уже знаем, что в основе любого производства лежит разделение труда. Последнее означает, что люди, работающие в организации, выполняют разные функции. Например, в ближайшей от вас булочной есть и продавцы, которые вас обслуживают, и кассир, который принимает и считает деньги, и уборщица, следящая за чистотой в помещении, и грузчик, который разгружает приезжающие машины с хлебом. Каждый из названных рабочих выполняет свою конкретную задачу. Для того чтобы в каждой булочной хлеб продавался каждый день без перебоев, нужно координировать деятельность людей, выполняющих на работе абсолютно разные функции. (Небезынтересно отметить, что функции грузчика в булочной и грузчика на мебельной фабрике практически одинаковы, а функции кассира и грузчика в одной и той же булочной – разные).

 

 

Деятельность по координированию  работы других людей составляет сущность управления.


 

В современной экономике, чтобы производить товары или  оказывать услуги, необходимо как  минимум:

      • иметь заказ или, по крайней мере, знать о наличии спроса на производимую продукцию;
      • произвести товар или оказать услугу;
      • получить деньги за реализованную продукцию и рассчитаться с поставщиками.

 

В реальной жизни получить заказ, или, как говорят, сформировать портфель заказов, очень не просто: для этого необходимо искать заказчика, организовать рекламу своей продукции, т.е. активно заниматься маркетингом. Получение денег в действительности есть нечто более сложное: это и учет платежей клиентов, и финансовый контроль, и прочие операции, которые относятся к бухгалтерскому делу (табл. 1.1.)

Таблица 1.1
Функции, которые  типичны для любого предприятия

 

Предприятия

Маркетинг

Производство

Финансовый учет и  контроль

Кафе

Реклама в местной печати

Приготовление пищи. Мытье посуды. Уход за оборудованием.

Оплата счетов за продукты. Сбор денег  с клиентов. Оплата аренды. Выплата  зарплаты

Автомобильный завод

Реклама по радио и телевидению. Поддержка автогонок

Разработка автомобиля. Производство основных узлов. Сборка автомобиля.

Оплата счетов поставщиков. Выплата  зарплаты. Разработка бюджета. Оплата кредита. Выплата дивидендов.

Университет

Распространение информации о курсах. Связь со школами

Лекции. Практические занятия. Исследования

Выплата зарплаты. Сбор денег за платные услуги. Оплата счетов за свет и т.п.


 

 

Как видно из приведенного выше примера, практическую деятельность столь разных видов организации  – кафе, автомобильного завода и  университета – сближает реализация одних и тех же функций, а именно функции управления.

 

Основная  задача управления

 

Понятно, что каждое подразделение  организации имеет свою функцию. Возьмем, например, автомобильный завод. На нем есть отдел снабжения. Его  функция – обеспечить завод комплектующими изделиями. Есть сборочные цеха. Их функции – сборка готовых автомобилей. Есть инженерные службы. Их функции – разрабатывать новые модели автомобилей. В чем же состоит основная задача управления? Если ответить на этот вопрос коротко, то основной задачей управления является повышение эффективности работы организации в целом. В этом смысле можно смело утверждать, что управление является одним из факторов производства и экономическим ресурсом, а искусство в управлении состоит в умении реализовать все возможности для достижения максимальной эффективности производства. Именно это и делает управление необходимой частью любой организации.

 

 

Основной задачей  управления является повышение эффективности  работы организации в целом.


 

 

Чем заняты менеджеры

 

Известно, что 75 – 80% своего рабочего времени руководитель находится в контактах с людьми, общении с подчиненными, коллегами, вышестоящим руководством. Вся практическая деятельность менеджера связана с человеческими отношениями. В силу этого можно сказать, что управление есть постоянное общение с людьми.

Вместе с тем, общаясь  с людьми, менеджеры выполняют  свои, присуще только им функции. Понятно, что, чем больше организация, тем  сложнее управление. Тем не менее, вне зависимости от масштаба организации  менеджеры осуществляют следующие  функции:

    • планирование и организация: менеджеры занимаются постановкой задач и целей развития организации, разработкой планов и программ, а также процедурой их реализации, подготавливают процесс производства, объединяют усилия отделов и подразделений, налаживают их взаимодействие, упорядочивают работу всей структуры предприятия;
    • руководство и контроль: менеджеры руководят соответствующими отделами и подразделениями, наблюдают за их работой, контролируют выполнение поставленных ими задач;
    • мотивация: менеджеры побуждают своих подчиненных к труду для достижения основной цели организации.

 

Данные функции составляют цикл менеджмента

 

ЛЕКЦИЯ 2

 

 КАК ПРИНИМАЮТ  РЕШЕНИЯ

 

Менеджеры – это люди, принимающие решения. Для того, чтобы  реализовать цели, стоящие перед  компанией, менеджеры должны знать, как принимаются решения и какими методами они подготавливаются. Ведь не секрет, что успех или неудача компаний в значительной степени зависят от качества принятия решений.

 

Этапы принятия решений

 

Решения, принимаемые  нами, бывают правильными (хорошими) и неправильными (плохими). Чем отличаются первые от вторых?

«Правильные» решения  принимаются, как правило, после  всестороннего анализа внутренних («эндогенных») и внешних («экзогенных») условий функционирования фирмы. Они  основываются на логике и учитывают всю имеющуюся информацию и альтернативы. Специалисты в области управления считают, что принятие решений должно состоять из нескольких шагов:

    • постановка задачи: определение сути проблемы и ее взаимосвязи с другими задачами, которые параллельно решаются на предприятии. Во многих случаях это самая важная и вместе с тем трудная часть работы менеджера;
    • установление зависимости между целью и средствами: поскольку на предприятиях решаются многие задачи, очень важно четко понять, как решение центральной задачи зависит от решения других, второстепенных задач;
    • поиск альтернативных решений: в реальной жизни, как правило, существует несколько вариантов решения проблемы (отметим, кстати, что поиск альтернатив – это наиболее творческая часть в механизме принятия решений);
    • выбор лучшего решения из альтернативных: «лучшая альтернатива» и есть, собственно, конечный результат процесса принятия решений; она должна в наибольшей степени соответствовать поставленной цели.

 

В теории принятия решений  есть еще 2 немаловажных аспекта: степень риска и степень неопределенности при принятии решений. Учет этих моментов порождает следующие 3 модели:

    1. принятие решений в условиях определенности есть такая ситуация, когда менеджер определенно знает все последствия от принятого им решения;
    2. принятие решений в условиях риска есть такая ситуация, когда менеджер знает вероятность последствий от принятого им решения;
    3. принятие решений в условиях неопределенности есть такая ситуация, когда менеджер не знает вероятности последствий от принятого им решения.

 

 

«Дерево»  решений

 

Один из наиболее распространенных способов подготовки и принятия решений  является метод построения «дерева» решений. Он хорош тем, что его  применение не зависит ни от сложности  самого решения, ни от изощренности методов его разработки: менеджеры чаще всего имеют дело с решением альтернативных вариантов и неопределенностью внешних условий. Например, директор леспромхоза рассматривает возможность строительства завода по производству шпал. Реализация этого проекта потребует строительства или большого, или небольшого завода. При этом рынок сбыта готовой продукции – шпал – может быть благоприятным и неблагоприятным. При благоприятных рыночных условиях строительство большого завода принесет леспромхозу 100 млн. р. прибыли; при неблагоприятных условиях – 90 млн. р. чистых убытков. Аналогичные расчеты при строительстве небольшого завода – 50 млн. р. прибыли и 10 млн. р. чистых убытков. Само собой разумеется, у леспромхоза есть еще одна альтернатива – ничего не делать, а, следовательно, не иметь ни прибыли, ни убытков. Дерево решений для такой гипотетической ситуации выглядит так, как это показано на рис. 1.1.

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.1. «Дерево» решений.

 

ЛЕКЦИЯ 3

 

  СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА В БИЗНЕСЕ

 

Ни одна из всех известных фирм – ни «Форд», ни «Сони», ни «МакДональдс» - не достигла бы признания и долгих позиций в мире бизнеса, если бы не имела стратегии своего развития. Следовательно, наличие стратегии – ключевой элемент управления абсолютно любой фирмой. Что же такое стратегия в бизнесе? В принципе, стратегия есть план достижения цели фирмы. Например, основной целью такой компании, как «Форд», являются достижение мирового лидерства в области автомобилестроения и смежных областях экономики, постоянное повышения качества товаров и услуг, оказываемых компанией своим клиентам, что обеспечит процветание фирмы и доходы акционеров компании.

К числу важнейших стратегических решений относятся: определение  предлагаемых фирмой рынку товаров  и услуг, выбор технологии производства и местонахождения предприятия.

Предлагать  новые товары и услуги

 

В рыночных условиях ни одна компания не сможет выжить, если она не будет  предлагать новые товары и услуги. И это естественно: неумолимые законы конкуренции подталкивают производителя к производству все новых и новых товаров и услуг. К тому же меняются вкусы и предпочтения людей, колеблется уровень их доходов, не стоит на месте технология производства модифицируется политика государства, меняются рыночные условия (тарифы, государственные и международные стандарты и т.п.).

Каковы же в этом отношении функции  менеджера? Прежде всего, менеджер отвечает за организацию «команды», которая  занимается селекцией идей и научных  разработок, оценкой их «реализуемости», созданием образцов, определением финансовой целесообразности их производства, подготовкой документации и некоторыми другими работами. Ну а если говорят, как говорят, товар на рынке «пошел», то менеджер держит под постоянным наблюдением качество выпускаемых товаров и занимается снижением издержек его производства.

Есть еще и другая сторона  этой проблемы – сами товары, как  вы знаете, рождаются, живут и умирают. У одних товаров жизнь измеряется часами, как, например, у газеты. У  других – годами, как, например, у  радиоприемника или телевизора, а у иных и десятками лет, как, например, у мебели или добротных автомобилей. В силу этого выбор нового товара или услуги, с которой компания выдает на рынок, - задача далеко не из легких. Согласно оценкам специалистов по управлению, из 2000 идей, способных реализоваться в новые товары, только 500 удовлетворяют критерию финансовой и экономической целесообразности, 25 доходят до стадии внедрения в производство и только первый имеет рыночный успех.

Выбор технологии производства

 

Предположим, что в результате принятого менеджером стратегического решения фирма выбрала товар, с которым она собирается выходить на рынок. Теперь необходимо решить не менее важный вопрос – как произвести его, т.е. на базе какой технологии организовать производство новой продукции. В чем состоит сложность решения этой задачи?

Существуют как бы два технологических  «полюса» - мелкосерийное производство широким ассортиментом продукции, и крупносерийное производство –  часто с непрерывным циклом –  с незначительным ассортиментом, например производство удобрений, стекла или бумаги. У каждого «полюса» есть свои преимущества и недостатки. Так мелкосерийное производство, как правило, связано с использованием недорогого универсального оборудования, что снижает капитальные удельные затраты, т. е. Затраты  капитала на единицу продукции. Однако для него характерны относительно более высокие затраты на рабочую силу и громоздкое управление. Крупносерийное производство отличается капиталоемкостью, т. е. Использованием относительно более дорогого специального оборудования, но при этом оно требует меньших удельных затрат труда – затрат труда на единицу продукции – и легче в управлении. Задачи менеджера заключается в том, чтобы найти такую комбинацию технологических решений, которая бы в максимальной степени обеспечила производство, как широкого ассортимента продукции, так и терпимые издержки ее производства.

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"