Привычные способы поведения
руководителя с подчиненными, а именно реагирование на различные конфликтные ситуации, постановка
и решение производственных задач в коллективе, принятие ответственных
решений, отношение к инициативе
членов коллектива, формируют определенный стиль
руководства.
Стили руководства
Когда говорят о той
линии поведения, которой руководитель
придерживается во взаимоотношениях со своими подчиненными,
подразумевают так называемые «стили
руководства». В классическом варианте
выделяют три основных стиля: автократический
(или авторитарный), демократический (или
коллегиальный), и невмешательский (или
попустительский).
- При автократическом стиле руководитель действует по отношению к подчиненным жестко, властно, не давая возможности проявлять инициативу, высказывать собственное мнение. Он самостоятельно принимает решения и доводит их до подчиненных, отдавая деловые краткие распоряжения, не позволяет членам группы обсуждать и дискутировать.
- При демократическом стиле управления руководитель получает от группы обратную связь, принимает решение только после обсуждения проблемы в группе, поддерживает инициативу подчиненных.
- При попустительском стиле руководства руководитель фактически передает всю полноту принятия решений в руки подчиненных, самоустранясь при этом от активного управления.
Какой стиль
руководства эффективнее
Встает вопрос, какой
же стиль руководства наиболее эффективен? В ранних исследованиях
американцев были установлены определенные
преимущества демократического стиля.
При нем наблюдалась наивысшая степень
удовлетворенности членов группы, стремление
к творчеству и наиболее благоприятные
взаимоотношения с лидером. Однако показатели
продуктивности оказались самыми высокими
в условиях автократического лидерства,
а наиболее низкими – при попустительском
стиле.
Следует иметь в виду,
что нельзя назвать единственный
эффективный стиль руководства
и считать, что он обеспечит успех в любой ситуации. На
самом деле многое зависит от той деятельности
и специфики той ситуации, в которой находится
коллектив, а также от специфики самого
коллектива и от личностных особенностях
руководителя. Например, генерал не
может руководить дивизией, обсуждая каждый
приказ с солдатами и вырабатывая общее
мнение; но с другой стороны, директор
школы, который не будет прислушиваться
к мнению педагогического коллектива
и учащихся, видимо, в конце концов, потерпит
фиаско со своими подчиненными. Действительно,
дальнейшее изучение стилей руководства
привело к пониманию, что все стили руководства
обладают определенными преимуществами
и порождают свои проблемы. В целом основная
черта эффективного руководителя – гибкость. В зависимости
от специфики ситуации руководитель должен
уметь использовать все положительные
моменты, свойственные тому или иному
стилю, и нейтрализовать его слабые стороны.
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ
- Организация – это такая группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Организация
может быть формальной и неформальной.
В отличие от неформальной организации
формальная организация создается по
заранее намеченному плану, сознательно
и целенаправленно. Общей чертой обеих
организаций является то, что та и другая
создаются для достижения каких – то общих
целей.
- Деятельность по координированию работы других людей составляет сущность управления. Это делает управление необходимой частью любой организации.
- Основной задачей управления является повышение эффективности работы организации в целом. На производстве менеджеры выполняют свои, присущие только им функции. Вне зависимости от масштаба организации менеджеры осуществляют функции планирования и организации, руководства, контроля и мотивации персонала. Менеджеры – это люди, принимающие решения, которые по своему масштабу бывают стратегическими и тактическими. Стратегические решения связаны с реализацией долгосрочных планов или причастны к долгосрочным проектам. К стратегическим решениям относится решения о выборе товаров, с которыми фирма выходит на рынок, о технологическом способе производства товаров, о месторасположении производственных мощностей и компании в целом.
- Кроме стратегических решений менеджеры постоянно связаны с принятием тактических решений. Тактические решения оказывают воздействие на развитие компании в короткий промежуток времени, как правило, в период до года.
- Принятие решений должно состоять из следующих шагов: постановка задачи, установление зависимости между целью и средствами, поиск альтернативных решений, выбор лучшего решения из всех альтернативных.
- Результативность руководителя любого ранга находится в зависимости от следующих факторов: опыт работы в качестве руководителя; соответствующее образование; личные качества; умение эффективно взаимодействовать с людьми.
- Существует ряд качеств, отличающих эффективного руководителя от неэффективного. Наиболее распространенными показаниями к руководящей деятельности являются такие свойства личности, как агрессивность; пониженный самоконтроль; индивидуализм и корыстолюбие; непомерное тщеславие и властолюбие; чрезмерно завышенный или заниженный уровень собственного достоинства, большая неуверенность в себе; завышенные притязания.
- Для эффективного руководителя характерны такие качества личности, как интеллект, инициатива, уверенность в себе, способность широко мыслить, воспринимать ситуацию в более широком контексте, подниматься над частностями.
- Главная ошибка многих руководителей, работающих с подчиненными, состоит в том, что они ориентируются только на «дело» и забывают о человеке, с которыми общаются, - его состоянии, чувствах мотивах, личностных особенностях. Игнорирование собеседника - одна из причин развития разрушительных конфликтов.
- Конфликт – это столкновение противоположных направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов. Долгое время конфликты представлялись как ненормальные и неестественные ситуации. Это приводило к тому, что руководители всеми силами старались избежать конфликтных ситуаций или подавить их силой. Однако, конфликты не возможно подавить силой, а уход от их решения лишь ухудшает ситуацию. На самом деле в любом обществе, организации, семье есть проблема, а значит, и возникают конфликты. Они неизбежны, хотим мы того или нет. И отличаются эффективные руководители от неэффективных тем, что у них нет конфликтов, а тем, как они разрешаются.
- «Стиль руководства» - это та линия поведения, которой руководитель придерживается во взаимоотношениях со своими подчиненными. Выделяют три основных стиля: автократический (или авторитарный), демократический (или коллегиальный), и невмешательский (или попустительский).
- В природе нет универсального эффективного стиля руководства. В реальной жизни многое зависит от той деятельности и специфики той ситуации, в которой находится коллектив, а также от специфики самого коллектива и от личностных особенностях руководителя. Все стили руководства обладают определенными преимуществами и порождают свои проблемы. В целом основная черта эффективного руководителя – гибкость. В зависимости от специфики ситуации руководитель должен уметь использовать все положительные моменты, свойственные тому или иному стилю, и нейтрализовать его слабые стороны.
Контрольные вопросы и задания
- Что такое организация?
- В чем смысл координации работы других людей?
- В чем вы видите основную задачу управления?
- Дайте краткую характеристику функциям менеджера.
- Как принимают решения?
- В чем различие между стратегическими и тактическими решениями?
- Зачем нужен прогноз?
- Какими свойствами личности обладают эффективные руководители?
- Какие свойства личности противопоказаны менеджеру?
- Какими бывают стили руководства?