Лекции по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 13:58, курс лекций

Описание работы

ЧТО ТАКОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ЕГО ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА
КАК ПРИНИМАЮТ РЕШЕНИЯ
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА В БИЗНЕСЕ
ЗАЧЕМ НУЖЕН ПРОГНОЗ
МЕНЕДЖЕР – КАКОЙ ОН
ИЗ КОГО СОСТОИТ ПЕРСОНАЛ ФИРМЫ

Файлы: 2 файла

часть 2.doc

— 198.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

часть1.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

 

Привычные способы поведения  руководителя с подчиненными, а именно реагирование на различные конфликтные ситуации, постановка и решение производственных задач в коллективе, принятие ответственных решений, отношение к инициативе членов коллектива, формируют определенный стиль руководства.

 

Стили руководства

 

Когда говорят о той  линии поведения, которой руководитель придерживается во взаимоотношениях со своими подчиненными, подразумевают так называемые «стили руководства». В классическом варианте выделяют три основных стиля: автократический (или авторитарный), демократический (или коллегиальный), и невмешательский (или попустительский).

    • При автократическом стиле руководитель действует по отношению к подчиненным жестко, властно, не давая возможности проявлять инициативу, высказывать собственное мнение. Он самостоятельно принимает решения и доводит их до подчиненных, отдавая деловые краткие распоряжения, не позволяет членам группы обсуждать и дискутировать.
    • При демократическом стиле управления руководитель получает от группы обратную связь, принимает решение только после обсуждения проблемы в группе, поддерживает инициативу подчиненных.
    • При попустительском стиле руководства руководитель фактически передает всю полноту принятия решений в руки подчиненных, самоустранясь при этом от активного управления.

 

Какой стиль  руководства эффективнее

 

Встает вопрос, какой  же стиль руководства наиболее эффективен? В ранних исследованиях американцев были установлены определенные преимущества демократического стиля. При нем наблюдалась наивысшая степень удовлетворенности членов группы, стремление к творчеству и наиболее благоприятные взаимоотношения с лидером. Однако показатели продуктивности оказались самыми высокими в условиях автократического лидерства, а наиболее низкими – при попустительском стиле.

Следует иметь в виду, что нельзя назвать единственный  эффективный стиль руководства  и считать, что он обеспечит успех в любой ситуации. На самом деле многое зависит от той деятельности и специфики той ситуации, в которой находится коллектив, а также от специфики самого коллектива и от личностных особенностях руководителя. Например, генерал не может руководить дивизией, обсуждая каждый приказ с солдатами и вырабатывая общее мнение; но с другой стороны, директор школы, который не будет прислушиваться к мнению педагогического коллектива и учащихся, видимо, в конце концов, потерпит фиаско со своими подчиненными. Действительно, дальнейшее изучение стилей руководства привело к пониманию, что все стили руководства обладают определенными преимуществами и порождают свои проблемы. В целом основная черта эффективного руководителя – гибкость. В зависимости от специфики ситуации руководитель должен уметь использовать все положительные моменты, свойственные тому или иному стилю, и нейтрализовать его слабые стороны.

 

 

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

 

    1. Организация – это такая группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Организация может быть формальной и неформальной. В отличие от неформальной организации формальная организация создается по заранее намеченному плану, сознательно и целенаправленно. Общей чертой обеих организаций является то, что та и другая создаются для достижения каких – то общих целей.
    2. Деятельность по координированию работы других людей составляет сущность управления. Это делает управление необходимой частью любой организации.
    3. Основной задачей управления является повышение эффективности работы организации в целом. На производстве менеджеры выполняют свои, присущие только им функции. Вне зависимости от масштаба организации менеджеры осуществляют функции планирования и организации, руководства, контроля и мотивации персонала. Менеджеры – это люди, принимающие решения, которые по своему масштабу бывают стратегическими и тактическими. Стратегические решения связаны с реализацией долгосрочных планов или причастны к долгосрочным проектам. К стратегическим решениям относится решения о выборе товаров, с которыми фирма выходит на рынок, о технологическом способе производства товаров, о месторасположении производственных мощностей  и компании в целом.
    4. Кроме стратегических решений менеджеры постоянно связаны с принятием тактических решений. Тактические решения оказывают воздействие на развитие компании в короткий промежуток времени, как правило, в период до года.
    5. Принятие решений должно состоять из следующих шагов: постановка задачи, установление зависимости между целью и средствами, поиск альтернативных решений, выбор лучшего решения из всех альтернативных.
    6. Результативность руководителя любого ранга находится в зависимости от следующих факторов: опыт работы в качестве руководителя; соответствующее образование; личные качества; умение эффективно взаимодействовать с людьми.
    7. Существует ряд качеств, отличающих эффективного руководителя от неэффективного. Наиболее распространенными показаниями к руководящей деятельности являются такие свойства личности, как агрессивность; пониженный самоконтроль; индивидуализм и корыстолюбие; непомерное тщеславие и властолюбие; чрезмерно завышенный или заниженный уровень собственного достоинства, большая неуверенность в себе; завышенные притязания.
    8. Для эффективного руководителя характерны такие качества личности, как интеллект, инициатива, уверенность в себе, способность широко мыслить, воспринимать ситуацию в более широком контексте, подниматься над частностями.
    9. Главная ошибка многих руководителей, работающих с подчиненными, состоит в том, что они ориентируются только на «дело» и забывают о человеке, с которыми общаются, - его состоянии, чувствах мотивах, личностных особенностях. Игнорирование собеседника - одна из причин развития разрушительных конфликтов.
    10. Конфликт – это столкновение противоположных направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов. Долгое время конфликты представлялись как ненормальные и неестественные ситуации. Это приводило к тому, что руководители всеми силами старались избежать конфликтных ситуаций или подавить их силой. Однако, конфликты не возможно подавить силой, а уход от их решения лишь ухудшает ситуацию. На самом деле в любом обществе, организации, семье есть проблема, а значит, и возникают конфликты. Они неизбежны, хотим мы того или нет. И отличаются эффективные руководители от неэффективных тем, что у них нет конфликтов, а тем, как они разрешаются.
    11. «Стиль руководства» - это та линия поведения, которой руководитель придерживается во взаимоотношениях со своими подчиненными. Выделяют три основных стиля: автократический (или авторитарный), демократический (или коллегиальный), и невмешательский (или попустительский).
    12. В природе нет универсального эффективного стиля руководства. В реальной жизни многое зависит от той деятельности и специфики той ситуации, в которой находится коллектив, а также от специфики самого коллектива и от личностных особенностях руководителя. Все стили руководства обладают определенными преимуществами и порождают свои проблемы. В целом основная черта эффективного руководителя – гибкость. В зависимости от специфики ситуации руководитель должен уметь использовать все положительные моменты, свойственные тому или иному стилю, и нейтрализовать его слабые стороны.

 

 

Контрольные вопросы и задания

 

    1. Что такое организация?
    2. В чем смысл координации работы других людей?
    3. В чем вы видите основную задачу управления?
    4. Дайте краткую характеристику функциям менеджера.
    5. Как принимают решения?
    6. В чем различие между стратегическими и тактическими решениями?
    7. Зачем нужен прогноз?
    8. Какими свойствами личности обладают эффективные руководители?
    9. Какие свойства личности противопоказаны менеджеру?
    10. Какими бывают стили руководства?

 

 




Информация о работе Лекции по "Менеджменту"