Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 00:17, курсовая работа
Описание работы
Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с руководством.
Содержание работы
Введение......................................................................................................... 3 1 Лидерство как регулятор управленческой деятельности 5 1.1 Основа и сущность лидерства...................................................................... 5 1.2 Стили руководства........................................................................................ 8 1.3 Значение лидера в управлении организацией........................................... 18 1.4 Современные модели лидерства................................................................ 24 2 Исследование влияния выраженности лидерских качеств на выбор стиля руководства организации…………………………………………………………….30 2.1 Характеристика управления операционного анализа (УОА)…………….…30 2.2 Анализ лидерских качеств руководителя управления………………………35 3 Пути совершенствования стиля управления……………………………………42 3.1 Предложения по совершенствованию стиля управления……………………42 Заключение................................................................................................. 48 ПЕРЕЧЕНЬ ссылок...................................................................................... 50 ПРИЛОЖЕНИЯ………………….…………………………………………………………...
В отделе анализа вспомогательных
цехов 2 ведущих экономиста: Бутенко Наталья
Александровна, 1966 года рождения и Петров
Анатолий Иванович, 1972 года рождения. В
отделе еще есть 6 экономистов 1-й категории
и 3 экономиста 2-й категории.
В отделе оперативной управленческой
отчетности один ведущий экономист Титаренко
Сергей Викторович, 1969 года рождения, 2
экономиста 1-й категории и один экономист
2-й категории.
2.2 Анализ лидерских
качеств руководителя управления
Исследование о лидерских качествах
и стилях руководства проводилось на предприятии
в г. Мариуполь «ОАО МК Азовсталь». Опрос
проводился в управлении операционного
анализа (УОА) среди 10 работников управления,
которые обеспечивают выполнение работ
по осуществлению экономической деятельности
цехов и служб комбината, осуществляют
выполнение экономического анализа хозяйственной
деятельности цехов и служб комбината,
принимают участие в рассмотрении разработанных
производственно-хозяйственных планов,
осуществляют процесс ежемесячного анализа
выполнения плана производства, себестоимости
продукции. Средний возраст опрошенных
30-45 лет. Опрос проводился на бланковой
основе. Исследованию подверглись лидерские
качества и стиль руководства.
Определение степени выраженности
лидерских качеств определялось по тесту
(Приложение А). Эта методика предназначена
для того, чтобы оценить способности человека
быть лидером. В данной методике испытуемый
отвечает на 30 вопросов, и по его ответам
на эти вопросы делается вывод о том, обладает
ли он персональными психологическими
качествами, необходимыми лидеру. Из трех
предложенных вариантов ответа на каждый
вопрос необходимо выбрать и отметить
только один.
Определение стиля руководства
определялось по тесту (Приложение Б).
Эта методика предназначена для того,
чтобы определить какой стиль руководства
выбрал менеджер в своей управленческой
деятельности. В данной методике испытуемый
отвечает на 27 вопросов, в каждом из которых
нужно выбрать наиболее подходящий вариант
для характеристики деятельности руководителя.
Результат опороса на определение
степени выраженности лидерских качеств.
Таблица 2.1 - Степень выраженности
лидерских качеств
№ опрошенного
Степень выраженности
лидерских качеств
1
Лидерские качества выражены
средне
2
Лидерские качества выражены
сильно
3
Лидерские качества выражены
средне
4
Лидерские качества выражены
средне
5
Лидерские качества выражены
средне
6
Лидерские качества выражены
слабо
7
Лидерские качества выражены
средне
8
Лидерские качества выражены
средне
9
Лидерские качества выражены
средне
10
Лидерские качества выражены
сильно
Обобщённые результаты опроса
можно отобразить в столбчатой диаграмме.
Рисунок 2.1 – Степень выраженности
лидерских качеств
В результате опроса было выявлено,
что у двоих испытуемых сильная выраженность
лидерских качеств. По итогам теста эти
испытуемые набрали от 46 до 60 баллов из
60. Это свидетельствует о том, что они прирожденные
лидеры. Но им обязательно нужно подобрать
себе удачные "кадры" в качестве заместителей
и главных помощников. Желательно максимально
уменьшить нетерпеливость и категоричность,
максимализм и прямолинейность, отчаянность
и агрессивность, импульсивность и задиристость,
экстравагантность и сумасбродство, упрямство
и чрезмерную педантичность. Очень полезно
развивать интуицию и проницательность,
дипломатичность и психологическую гибкость,
терпение и терпимость к чужим недостаткам
и слабостям.
У семерых испытуемых выявлена
средняя выраженность лидерских качеств.
Они набрали от 21 до 45 баллов. У них хорошие
задатки лидера. Они в равной степени могут
успешно выполнять поручения начальства
и быть руководителем небольшого отдела.
Если они хотят стать явными лидерами,
то лучше еще поработать над собой в развитии
решительности и настойчивости, целеустремленности
и организованности, энергичности и оптимизма,
дипломатичности и самостоятельности,
умении производить необходимое впечатление
на окружающих и убеждать партнера в своей
правоте легко и непринужденно. Лучше
продвигаться по жизни и служебной лестнице
постепенно, а не резкими скачками. Это
повысит вероятность успеха на каждой
следующей ступеньке вверх и даст возможность
лучше адаптироваться на каждом новом
месте.
У одного из испытуемых выявлена
слабая выраженность лидерских качеств.
Он набрал от 1 до 20 баллов. Он явно не лидер
и удачным большим начальником скорее
всего не будет. Ему следует основательно
поработать над собой, чтобы быть более
уверенным человеком. Если он мечтает
о должности начальника, то он должен успокоить
свои амбиции, потому что дополнительная
ответственность за других людей может
вызвать у него слишком большое психологическое
напряжение, создать сильный душевный
дискомфорт, который постепенно расшатает
его психическое и физическое здоровье.
И тогда уже ничто не будет ему в радость.
Его комплексы неполноценности будут
изрядно прогрессировать в своем развитии
и влиянии на свою самооценку, что может
снизить его адаптированность в жизни
вообще.
Результат опроса на определение
стиля руководства.
Таблица 2.2 – Стиль руководства
№ опрошенного
Стиль руководства
1
Авторитарный стиль руководства
2
Авторитарный стиль руководства
3
Либерально попустительский
4
Авторитарный стиль руководства
5
Либерально попустительский
6
Демократический стиль руководства
7
Авторитарный стиль руководства
8
Авторитарный стиль руководства
9
Авторитарный стиль руководства
10
Авторитарный стиль руководства
Обобщённые результаты оттого
опроса можно отобразить в столбчатой
диаграмме.
Рисунок 2.2 – Стили руководства
После проведения опроса по
определению стиля руководства было выявлено
семь человек с авторитарным стилем руководства
(директивный), двое испытуемых с либеральным
стилем руководства и один с демократическим
(коллегиальным) стилем руководства.
При авторитарном стиле руководитель
требует, чтобы о всех делах докладывали
именно ему, единолично принимает решения
или отменяет их. К мнению коллектива не
прислушивается, все решает за коллектив
сам. Преобладающими методами управления
являются приказы, наказания, замечания,
выговоры, лишение различных льгот. Контроль
очень строгий, детальный, лишающий подчиненных
инициативы. Интересы дела ставятся значительно
выше интересов людей, в общении преобладают
резкость и грубость. Авторитарный стиль
руководства отрицательно сказывается
на морально-психологическом климате,
ведет к значительному снижению инициативности,
самоконтроля и ответственности работников
Демократический стиль управления
характеризуется распределением полномочий,
инициативы и ответственности между руководителем
и заместителями, руководителем и подчиненными.
Руководитель демократического стиля
всегда выясняет мнение коллектива по
важным производственным вопросам, принимает
коллегиальные решения. Регулярно и своевременно
проводится информирование членов коллектива
по важным для них вопросам. Общение с
подчиненными проходит в форме просьб,
пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений
за качественную и оперативную работу,
доброжелательно и вежливо; по необходимости
применяются приказы. Руководитель стимулирует
благоприятный психологический климат
в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.
Либеральный стиль управления
характеризуется отсутствием активного
участия руководителя в управлении коллективом.
Такой руководитель «плывет по течению»,
ждет или требует указаний сверху или
попадает под влияние коллектива. Предпочитает
не рисковать, «не высовываться», увиливает
от разрешения назревших конфликтов, стремится
уменьшить свою персональную ответственность.
Работу пускает на самотек, редко ее контролирует.
Такой стиль руководства предпочтителен
в творческих коллективах, где сотрудники
отличаются самостоятельностью и творческой
индивидуальностью.
На основе проведённого исследования
в управлении операционного анализа прослеживается
зависимость. Авторитарный стиль управления
преобладает у тех опрошенных, у которых
наиболее выражены лидерские качества.
У начальника управления выявлены сильная
выраженность лидерских качеств, а стиль
руководства – демократичный.
Из этого можно сделать вывод,
что демократичный стиль руководителя
управления операционного анализа имеет
как положительные, так и отрицательные
моменты.
Положительные моменты:
1. Стимулирует творческую
деятельность;
2. Снижает недовольство
сотрудников от принятых решений,
так как они принимаются совместно;
3. Повышает мотивацию
труда;
4. Улучшает психологический
климат на предприятии и удовлетворенность
от выполненной работы.
Отрицательные моменты:
1. Не осуществляется жесткого
централизованного контроля;
2. Ответственность за
выполнение может долго перекладываться;
3. Затягивается процесс
принятия решений и их выполнения.
В результате проведения опроса
было выявлено, что у двоих испытуемых
лидерские качества выражены сильно. Это
может негативно отразиться на деятельности
управления и предприятия в целом. Поэтому
стоит принять меры. Например, одному из
них стоит попробовать изменить стиль
управления или перейти в другой отдел.
3 Пути совершенствования
стиля управления
3.1 Предложения по
совершенствованию стиля управления
Вступающий в должность руководитель
должен, с одной стороны, учитывать стиль
руководства, используемый его начальством,
а с другой стороны, выработать собственный
стиль руководства, способствующий его
эффективному взаимодействию с подчиненными.
Способность к какому-либо стилю
руководства зависит в большой степени
от личностных качеств руководителя. Однако,
при желании можно развивать способность
к осуществлению определенного стиля
руководства. Руководителю среднего звена,
только что вступившему в должность, рекомендуется
стремиться к демократическому стилю
руководства. Такой стиль руководства
обеспечивает уважение подчиненных к
новому руководителю и вызывает наименьшее
число конфликтов в коллективе.
Стиль руководства в большой
степени влияет на формирование у подчиненных,
и не только у них, представления о руководителе,
т.е. на его имидж. Одной из составляющих
процесса совершенствования имиджа может
быть корректировка стиля руководства
или его полная замена
Как показало исследование,
проведенное во второй главе данной работы,
для совершенствования стиля управления
необходимо совершенствовать функции
и методы управления.
На основании проведенного
анализа и сделанных выводов в работе
рассмотрим основные рекомендации по
улучшению организации планирования:
1. Необходимо совершенствовать
систему планирования (на ряду
с системой планирования «сверху
вниз» внедрить систему планирования
«снизу вверх») – это даст более сбалансированный
механизм планирования;
2. Необходимо постоянно
проводить рост профессионализма
персонала, более широко использовать
компьютерную технику, внедрить
систему стимулирования разработчиков
и исполнителей планов – это
повысит четкость принимаемых
решений, исключит дублирование
и повысит точность планирования;
3. Необходимо активно
участвовать в формировании нормативных
документов касающихся магазина – действенная
нормативная база 50% успеха работы на рынке;
4. Необходима четкая проработка
разделов бизнес-плана – а
именно плана маркетинга –
это позволит найти новых поставщиков
и т.п.;
5. Необходимо четкое планирование
нужд в инвестициях – это
позволит более рационально использовать
денежные средства (меньше расходов
больше прибыли);
Предложения по совершенствованию
функции контроля:
1. Усилить контроль за
деятельностью сотрудников для
выявления фактов недобросовестного
отношения к своим должностным
обязанностям;
2. Разработать более детальный
опросник посетителей. Для более
качественной оценки уровня сервиса;
3. Постоянно доводить
до работников изменения в
законодательстве и других аспектах
их работы;
Проведенный выше анализ стилей
руководства показывает, что руководитель
должен уметь применять различные стили
в различных ситуациях, чтобы обеспечить
эффективность руководства решением различных
задач.
До сих пор не доказано, какой
стиль руководства (авторитарный, демократический,
либеральный) является лучшим. Каждый
стиль руководства имеет плюсы и минусы.
Авторитарный стиль руководства позволяет
получить результат в более короткие сроки.
Но качество жизни при этом – хуже. А демократический
и либеральный (попустительский) стили
руководства обеспечивают более высокое
качество жизни (процесс), но результат
достигается за более длительный период
времени (теряется время на согласование
решений). При этом либеральный стиль руководства
возможен, как правило, в творческих коллективах,
где высока роль личности и талант исполнителей
(например, в коллективе программистов,
в рекламном отделе предприятия, в оркестре,
в театральной труппе, в команде футболистов).
Начальник может применять
разный стиль руководства по отношению
к разным менеджерам-исполнителям, в зависимости
от этапа эволюции менеджера (этап эволюции
характеризуется компетенцией и мотивацией
исполнителя).
Исходя из вышесказанного, лучшим
во всех ситуациях может быть только адаптивный
стиль, то есть стиль, ориентированный
на конкретную реальность, определяемую
внешней средой, возможностями подчиненных,
особенностями решаемой задачи, ресурсами
и возможностями организации.