Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 16:48, курсовая работа
Целью нашей работы является рассмотрение различных аспектов такого понятия, как «лидерство в системе менеджмента», и как следствие поиск ответа на вопрос: "Как современному менеджеру стать лидером?"
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЛИДЕРСТВО И МЕНЕДЖМЕНТ 5
1.1 Природа и определение лидерства в современном менеджменте 8
1.1.1 Понятие менеджера 12
1.1.2 Лидер, лидерство: лидерами становятся или рождаются? 13
2. ОТ РУКОВОДИТЕЛЯ ДО ЛИДЕРА: ШАГИ ПО СТАНОВЛЕНИЮ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ЛИДЕРА 17
2.1 Принципы «выращивания» лидеров Джона Адаира 18
2.2 Характеристики эффективного лидерства 23
2.3 Российский и зарубежный опыт лидерства 26
2.3.1 Принципы управления Суворова: опыт военачальника для начальника 26
2.3.2 Джек Уэлч – прообраз XXI века 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 39
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»
Институт информационных технологий
Кафедра мировой экономики
Лидер и менеджер: взаимодополняющие системы в управлении.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Современные проблемы менеджмента»
Исполнитель:
студентка гр. _________
Матющенко Н.В.
Научный руководитель:
____________________
Семенко .
Екатеринбург
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 39
ВВЕДЕНИЕ
Ведите и вдохновляйте
людей. Не пытайтесь управлять и манипулировать
людьми. Можно управлять инвентарём, но
людей нужно вести.
Росс Перо.
Лидерство — понятие, издавна привлекавшее внимание людей. Правда, до начала XX в. чаще всего речь шла о политических лидерах. Знаменитая книга Н.Макиавелли «Государь», написанная в XVI в., по сути была книгой о лидерстве и власти лидера. Не случайно в наши дни некоторые теоретики менеджмента пытаются применить идеи Макиавелли к объяснению феноменов власти и лидерства в деловых организациях.
Изменения, которые происходят в наши дни в России и во всем современном мире, побуждают нас пересмотреть свое отношение и взгляды на дилемму «менеджер или лидер». Одним из исследователей лидерства сформулирована, ставшая знаменитой максимума: “Менеджеры это люди, которые всё делают правильно, а лидеры, это люди которые делают правильные вещи” (Уоррен Беннис «Как стать лидером») . Но времена меняются, и сейчас довольно сложно ощутить те грани различий между менеджером и лидером. И вопрос: « Должен ли руководитель быть лидером?», который в области менеджмента обсуждается уже довольно давно, снова выходит на первый план. Мы все понимаем, что любому бизнесу или предприятию нужен не просто грамотный и ответственный руководитель, умеющий управлять административными процессами, но и своего рода управленец-мечтатель, человек-энтузиаст, которому важны результаты последователей, руководитель, который сможет смело смотреть в будущее, планировать новое и в тоже время «не забывать» про сегодняшний день. Отсюда и следует актуальность исследуемого вопроса, ведь такие менеджеры-лидеры нужны во многих сферах любого современного государства: и в политике, и в экономике, и в других значимых областях. А значит, именно сейчас, когда нас окружают объёмные потоки информации, многочисленные идеи, различные инновации и бесконечно растущая конкуренция, современный мир «требует и ждет», чтобы менеджер обладал качествами лидера. Следовательно, понимание лидерского мышления и знание этапов лидерского поведения являются актуальными задачами для менеджеров, стремящихся к успеху и продуктивности.
Однако, многие современные ученые и их предшественники считают, что лидерство и менеджмент в компании — две отдельные, но дополняющие друг друга системы действий. Действительно ли лидер является тем, кто вдохновляет, а менеджер всего лишь проверяет и решает проблемы?
Целью нашей работы является рассмотрение различных аспектов такого понятия, как «лидерство в системе менеджмента», и как следствие поиск ответа на вопрос: "Как современному менеджеру стать лидером?"
Задачи работы следующие:
1. Охарактеризовать особенности
современного понимания
2. Рассмотреть соотношение современного лидерства и менеджмента .
3. Установить разницу между менеджером и лидером в организации .
4. Изучить сходство двух понятий: менеджмент и лидерство.
5. Изучить исторические и современные примеры менеджеров — лидеров.
6. Ответь на вопрос: Лидерами рождаются или становятся?
Объект исследования нашей курсовой работы – определение лидерства в современном менеджменте. Предметом исследования является дилемма «менеджер или лидер».
При написании данной курсовой работы были использованы материалы научных книг по указанной проблематике, учебных изданий, статей из периодической печати, справочная литература и база данных сети Интернет.
Лидерство и менеджмент — разные вещи, но различия между ними не таковы, какими их представляют себе большинство людей.
В лидерстве нет ничего мистического и загадочного. Оно никак не связано с харизмой и другими экзотическими свойствами личности. Это ни в коем случае не удел избранных. Нельзя также сказать, что лидерство лучше менеджмента или может заменить его.
Лидерство и менеджмент — это две разные, но взаимодополняющие системы действия. У каждой из них есть свои функции и характерные проявления. Они одинаково необходимы для достижения успеха в сложной и постоянно меняющейся бизнес-среде.
В большинстве компаний сегодня слишком много менеджмента и явно не хватает лидерства. Между тем им совершенно необходимо, чтобы лидерства было больше. Успешные корпорации не сидят, сложа руки в ожидании героя, они активно ищут людей с лидерскими задатками и строят их карьеру так, чтобы развить имеющийся потенциал. Естественно, при тщательном отборе, соответствующем обучении и адекватном поощрении бизнес-лидерами могут стать очень многие.
Но, совершенствуя лидерские качества, компании должны помнить, что сильное лидерство в сочетании со слабым менеджментом не лучше, а порой даже хуже, чем слабое лидерство и сильный менеджмент. Таким образом, основная проблема — объединить сильное лидерство и сильный менеджмент и использовать достоинства каждого механизма для компенсации недостатков другого. Конечно же, не любой человек способен быть одновременно хорошим лидером и хорошим менеджером: кто-то становится прекрасным менеджером, но не может быть столь же сильным лидером, у кого-то — отличные лидерские качества, но по тем или иным причинам ему не дано стать сильным менеджером. Дальновидные компании ценят людей обоих типов и всеми силами стараются заполучить в свою команду и тех и других.
Но едва речь заходит о подготовке руководителей высшего звена, компании отказываются (и совершенно справедливо) от расхожего мнения, что человек не может быть одновременно управленцем и лидером. Осознавая принципиальную разницу между лидерством и менеджментом, они пытаются воспитать лидера-менеджера (табл. 1.1) [2].
Менеджмент — это умение справляться со сложностями. Методы и процедуры менеджмента сформировались в результате появления крупных компаний, одного из самых значительных достижений XX века. Без хорошего управления сложную производственную структуру ждет неминуемый хаос, несущий угрозу самому ее существованию.
Лидерство связано с переменами. Мир бизнеса становится все более конкурентным и изменчивым, и именно поэтому роль лидерства сейчас особенно велика. Быстрое развитие технологий, усиление международной конкуренции, дерегуляция, избыток мощностей в капиталоемких отраслях, нестабильность нефтяных картелей, наличие на рынке множества бросовых облигаций и изменения демографической структуры рынка труда — вот далеко не полный перечень факторов, обусловливающих изменчивость современного бизнеса. Результат вполне закономерен: если ты работаешь как вчера и даже на 5% лучше, чем вчера, это уже не является гарантией успеха. Для выживания и успешной конкуренции в этом новом мире необходимы перемены. А чем больше перемен, тем выше потребность в лидерстве.
Возьмем простую аналогию из военной сферы. В мирное время армия вполне может существовать при наличии на всех уровнях хороших администраторов и управленцев и сильных лидеров на самом верху. В военное время армии необходимы лидеры на всех уровнях. До сих пор никто не знает, как заставить людей идти в бой, кто-то должен вести их за собой.
Для выполнения разных функций — управления проблемами и управления переменами — требуются разные системы действий. И в той и в другой системе необходимо решить, что делать, создать структуру, которая будет осуществлять задуманное, и, наконец, попытаться заставить людей делать свою работу. Но выполняются эти задачи в каждой системе по-своему.
Решение проблем компании начинают с планирования и составления бюджета: они ставят цели (обычно на ближайший месяц или ближайший год), разрабатывают последовательность шагов для достижения этих целей, а затем выделяют ресурсы для выполнения планов. Перемены в компании осуществляются совсем по-другому — все начинается с выработки направления: первым делом формируется видение будущего (часто очень отдаленного) и разрабатываются стратегии осуществления изменений, необходимых для реализации этого видения.
Менеджмент достигает своих целей, организуя процесс и подбирая кадры: создаются оргструктура и рабочие места для выполнения запланированной работы; подбираются квалифицированные исполнители; их вводят в курс дела и делегируют им ответственность за выполнение той или иной части плана. Лидеры действуют иначе: их цель — мотивировать и ориентировать людей.
И последнее. Как отмечает Джон Коттер [10] менеджеры обеспечивают выполнение плана, осуществляя контроль и решая возникающие проблемы. Они сопоставляют результаты деятельности с пунктами плана, выявляют отклонения и разрабатывают новые планы. В распоряжении менеджеров есть формальные и неформальные средства: доклады, встречи и т. п. Лидеры должны вдохновлять людей действовать во имя достижения поставленной цели, и, несмотря на возможные препятствия, обеспечивать движение в нужном направлении. Лидеры воздействуют на основополагающие сущности, которым часто не уделяется должного внимания, то есть потребности, ценности, эмоции.
Руководитель достигает блестящих успехов, но далеко не всегда ведет за собой народ. Он талантливо покупает рабочую силу, в то время как лидер вдохновляет на подвиги одним только словом.
Феномен лидерства встречается на любом уровне социальной организации общества. Оно существует везде, где есть коллективная деятельность и организация. Любая совместная деятельность нуждается в упорядочении поведения индивидов, в выработке общих целей и определении путей и способов их достижения. Важность феномена лидерства осознавалась уже в глубокой древности. Внимание многих поколений политических мыслителей прошлого было приковано к личности великих правителей. Проблема «идеального правителя» занимала одно из центральных мест в истории политической мысли, начиная с эпохи античности и вплоть до конца ХIХ века. Яркими представителями героической концепции истории, рассматривающими историю как результат деятельности выдающихся личностей, являлись Т.Карлейль и Р.Эмерсон. Глубокое влияние на современные теории лидерства оказали теории Ф.Ницше, З.Фрейда, Г.Тарда, Г.Лебона.
До недавнего времени даже в сфере рабочих, деловых и бизнес отношений под лидерством мы подразумевали некий потенциал человека, набор его личностных качеств. Критерием их наличия было, например, то, что окружающие слушали такого лидера, разделяли его идеи, «заряжались» от его присутствия. Английское слово leadership на русский язык можно переводить и как «лидерство», и как «руководство». Лидерство здесь – это направление и побуждение других действовать с максимальной самоотдачей для решения какого-то круга задач.
Вопрос определения феномена лидерства до сих пор является открытым. Эта тема актуальна и по сей день, так как лидерство лежит в основе межличностных взаимоотношений людей. Этот термин уже пытались обосновать и с точки зрения социально - психологических и с точки зрения политических аспектов, но до сих пор однозначного понимания лидерства нет.
Информация о работе Лидер и менеджер: взаимодополняющие системы в управлении