Лидер и менеджер: взаимодополняющие системы в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является рассмотрение различных аспектов такого понятия, как «лидерство в системе менеджмента», и как следствие поиск ответа на вопрос: "Как современному менеджеру стать лидером?"

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЛИДЕРСТВО И МЕНЕДЖМЕНТ 5
1.1 Природа и определение лидерства в современном менеджменте 8
1.1.1 Понятие менеджера 12
1.1.2 Лидер, лидерство: лидерами становятся или рождаются? 13
2. ОТ РУКОВОДИТЕЛЯ ДО ЛИДЕРА: ШАГИ ПО СТАНОВЛЕНИЮ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ЛИДЕРА 17
2.1 Принципы «выращивания» лидеров Джона Адаира 18
2.2 Характеристики эффективного лидерства 23
2.3 Российский и зарубежный опыт лидерства 26
2.3.1 Принципы управления Суворова: опыт военачальника для начальника 26
2.3.2 Джек Уэлч – прообраз XXI века 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 39

Файлы: 1 файл

курсач лидерство.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

В 1995 году Джек Уэлч начал борьбу за качество продукции, для чего разработал программу Six Sigma («шесть знаков», или «шесть букв»).«Мы против старой системы контроля качества, поскольку она не учитывает человеческий фактор. Теперь это работа менеджера, руководителя, каждого сотрудника, качество — дело каждого», — безоговорочно утверждает Уэлч. И это возымело действие — доходы компании выросли с 27,24 до 79,18 млрд. долларов!

Много времени Уэлч тратит на налаживание контактов с людьми, выясняя их чаяния и нужды. Соль администрирования в том и заключается, чтобы печься не о своей карьере, а о карьере людей, находящихся в твоем подчинении. Только тогда тебя можно назвать поистине великим менеджером. Джек определил также критерий успеха в работе — доля своей продукции на рынке. Поэтому помимо производства компания занялась обслуживанием, финансами и информацией, укладывая в долевой пирог не одно только качественное производство, но и высокий уровень сервиса. Это позволяет как получать жирный кусок на рынке, так и быть первым.

Говорят, Джек управлял огромной корпорацией, как маленькой лавкой.  Многие успешные руководители считают, что в этом и есть искусство хорошего управления -  руководить большим, как малым.

Формулы успеха Джека Уэлча:

  • Не бойтесь разрушать традиции, которые мешают двигаться вперед
  • Разбюрократизируйте систему управления
  • Освобождайтесь от лишнего, в том числе от тех звеньев производства, которые требуют дополнительных расходов и тем самым съедают прибыль.
  • Распрощайтесь с неэффективными работниками, а перспективным помогайте продвигаться по карьерной лестнице.
  • Предоставьте руководителям подразделений больше инициативы.
  • Создайте дружескую и доверительную атмосферу в компании.
  • Будьте открыты новым идеям.
  • Делайте все возможное, чтобы потребитель был доволен, боритесь за качество предоставляемых товаров или услуг.
  • Продавайте не только продукт, но и решения.
  • Возьмите за правило проводить обучение во всей организации.
  • Формируйте кадровый резерв.

Как выглядит современный менеджер -лидер?

Современные теоретики в области менеджмента однозначно высказывают точку зрения, согласно которой успешным руководитель будет только в том случае, если он является лидером. Причем лидерство и руководство взаимно дополняются одно другого, а не пересекаются. Лидерство — это качество личности, которая влияет на поведение людей с помощью своего влияния. Руководство — это должностное полномочие, когда влияние на подчиненных оказывается с помощью формальной власти.

Согласно Питеру Друкеру, [6,с.40,с.256]отвечая на вызовы новой экономики, менеджер 21-го века должен освоить две новые функции.

  • Систематический и хорошо организованный метод сбора информации о месте бизнеса фирмы в общей экономической среде, на ее целевом рынке и среди ее конкурентного окружения.
  •     Интеграция воедино ранее отдельных процедур – анализ создаваемой ценности, анализ процессов, управление качеством и ценообразованием.

Задача менеджера по отношению к людям – быть лидером. Цель менеджера – сделать продуктивными специфические знания и сильные стороны каждого человека.

По мнению Джека Уэлча , легендарного бывшего руководителя GE, реалии современного бизнеса таковы, что исполнительный директор должен и обладать энергией сам, и быть способным заряжать ею других. Эта работа не для слабохарактерных. «В наше время исполнительный директор знает, что назначение на должность — лишь начало карьеры, что главные битвы еще впереди. Нельзя приходить на работу и сидеть сиднем в своем кабинете. Нельзя думать лишь о политике. Ты должен быть в действии постоянно, день за днем. И ты должен уметь заряжать своей энергией других». Он не любил слово "менеджер". Он считал, что все сотрудники компании должны быть лидерами.

Джек Уэлч дает революционное определение нового типа менеджера для XXI столетия: они «забывают о своем эго, растворяют свою индивидуальность в команде и работают на благо компании».

Под лидерством Уэлча топ-менеджеры имели достаточно свободы [17], чтобы выращивать свои GE бизнес-единицы в предпринимательском стиле, а сотрудники наделены широкими полномочиями. Твердо настроенный развить и использовать скрытые резервы коллективной мощи сотрудников GE, Джек Уэлч определил по-новому отношения между начальником и подчиненным. Он писал: "Каждый человек – это фонтан творчества и инноваций, и мы боремся за то, чтобы все наши люди приняли непривычную для многих истину, что часто лучший способ управлять людьми – это уйти с их дороги. Только путем высвобождения энергии и огня наших сотрудников мы можем достичь решительного и постоянного улучшения продуктивности, которое даст нам свободу конкурировать и побеждать в любом бизнесе в любой точке земного шара."

 

Идеальный руководитель глазами сотрудников.

Портал SuperJob.ru по просьбе Slon.ru провел опрос 2 500 работников для того, чтобы выяснить, какими качествами должен обладать идеальный руководитель. Исследование опиралось на критерии лидерских качеств, предложенные компанией McKinsey.

В ходе опроса выяснилось, что образ настоящего лидера, ставящего четкие задачи, умеющего убеждать и вдохновлять сотрудников, не является таким уж привлекательным для российских работников. Все, что им нужно от своего шефа, - чтобы он четко ставил задачу и не смешивался в процесс ее выполнения.( рис. 4)[15]

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

"Эффективные  менеджеры живут сегодня, но фокусируются на будущем". Кальвин Кулидж

 

         На основании исследованного  материала можно сделать следующие выводы:

1. На сегодняшний день  не существует конкретного  определения лидерства или менеджмента, каждый автор дает свое собственное определение;

2. Лидерство и управление  должны присутствовать  везде, где  существует власть, организация и структура;

3. Современный руководитель - это лидер, который умеет достигать поставленных целей, используя для этого возможности постоянно изменяющегося мира.

4. Проанализировав черты  и характеристики  лидерства и  руководства , а также рассмотрев  различия и сходства  между  ними, можно сказать, что  эффективное руководство  должно содержать в себе лидерство.

 В современном мире, для корпоративного роста нужно уметь пропорционально сочетать в себе оба понятия: и лидерство  и эффективный менеджмент, потому как лидер создает  почву для новых возможностей, а менеджер превращает их в ощутимые результаты. Как менеджер, вы должны следить за тем, чтобы работа была сделана в срок и по всем правилам а, и как лидер, вы должны заботиться о тех  людях, которые ее делают.

Руководитель-лидер – это основной стержень, который приводит компанию или фирму к успешным и явным сдвигам. Лидеры направляют  своих подчиненных в таком русле, чтобы они могли внести максимальный  вклад в достижение цели. Современные менеджеры - лидеры , достигают поставленных целей , вдохновляя людей, и создают гармоничные отношения с партнерами, путем исследования  системы отношений между  сотрудниками , которая служит общей цели.

Чем бы Вы ни руководили в сегодняшнее время  – магазином, большой компанией  или даже целой страной – вы должны прежде всего сами себе задавать  правильные вопросы, искать правильный путь.

Сегодня, руководитель-лидер должен избегать проявления колебаний или сомнений, однако по возможности прислушиваться к своей команде. Конечно, иногда руководителю приходится принимать индивидуальные  решения, независимо от того, какое решение  было принято его командой или группой подчиненных. Например, это  может быть ситуация, в которой требуется немедленная реакция или лидер может лично принять решение, базируясь на собственном опыте. Также, мы выяснили, что лидер должен уметь поощрять сотрудничество в группе без какого-либо ущерба качеству решений.  
        Отвечая на вопрос: «Как стать лидером?», мы увидели, что лидером является  не только тот, кто рожден с теми или иными качествами лидерства, но еще и тот человек, который уверен в себе и своих силах, тот, кто желает постичь  все навыки лидерства.

Исходя из вышеизложенного материала, в качестве резюме можно сформулировать основные шаги по становлению руководителя как лидера:

- ищите сторонников среди коллег, превратите сотрудников в союзников;

- постоянно информируйте ваших подчиненных и старайтесь получать от них информацию и советы;

- старайтесь часто общаться  с командой, чтобы видеть, прогресс или же наоборот, назревающий конфликт;

- устраняйте конфликты, как только они зарождаются;

- не торопитесь сразу получать ответы, дайте команде время на осмысление Ваших идей и предложений;

- старайтесь смотреть на картину в целом;

- завоюйте доверие и старайтесь оправдывать доверие других к Вам;

- будьте создателем мотивации для окружающих;

 - старайтесь наглядно показывать преимущества вашей стратегии;

- подчеркивайте достоинства аудитории, к которой вы обращаетесь;

- при разговоре с сотрудниками старайтесь давать критику к поощрению в пропорции 1:3;

 - демонстрируйте уверенность в том, что ваш персонал способен решить любые проблемы;

 - не забывайте напоминать вашей команде, как важна их работа для компании в целом;

 - развивайте навыки лидерства в подчиненных.

 Не забывайте: стать лидером не просто, но это под силу каждому! 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Вебер М. Типы легитимного порядка: условия и право// Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990. —. С. 638—643)

[2] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. -4-е изд.,перераб. И дополн.– М.: Экономистъ, 2005. – С. 464

[3] Жеребова Н. С. Исследование лидерства в "малых группах" буржуазными социологами США // Философские науки. 1968. - №5. - С. 43-55.

[4] Парыгин Б. Д Руководство и лидерство // Руководство и лидерство: Сб. / ЛГПИ. — Л., 1973.

[5] Парыгин Б.Я. Основы социально-психологической теории. М., 1971. 

[6] Питер Ф.Друкер. Эффективный управляющий. Москва, 1994.-40 c.,256 с.

 

 Сборники

[7] Лопатин В.С. Лопатин.Суворов А.В. Письма / Изд. подгот. В.С. Лопатин; отв. ред. В.А. Самсонов. — М.: Наука, 1986.

Статьи из сборника статей

[8] «Не числом, а уменьем». Военная система А.В. Суворова // Российский  военный сборник. — Вып. 18. — М., 2001.

Интернет-ресуры

[ 9] Ишутина Е .Джек Уэлч — прообраз менеджера ХХI века // http://khabarovsk.zarplata.ru/a-id-7264.html

[10] Коттер Дж.Лидерство и менеджмент: разумное равновесие. // электронный архив журнала  "Harvard Business Review - Россия",август  2005 - Режим доступа к журналу: http://www.hbr-russia.ru/issue/10/592/

[11] Летуновский В. "Опыт полководца, или Управленческая система Суворова" //  Научный и общественно-просветительский журнал «Инициативы XXI века» - Режим доступа к журналу: http://www.executive.ru/knowledge/announcement/1241221/

[12.1] Мацковская М.  Три круга Адаира // Журнал КАДРОВИК.РУ, номер 1-2008//Режим доступа к журналу: http://www.kadrovik.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=11212

[12.2]Мацковская М.  Три круга Адаира // Журнал КАДРОВИК.РУ, номер 1-2008//Режим доступа к журналу: http://www.kadrovik.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=11212

[13] Мужицкая Т.,  Белашева И.Совет да компромисс// журнал "Эгоист generation".- Режим доступа к журналу: http://www.protocolonline.ru/108-liderstvo.html

[14]Тихонов А.К. Ключевые качества современного лидера // журнале Вестник НЛП №31.- Режим доступа к журналу: http://www.vestniknlp.ru/index.php?sid=250&did=933

[15] Блог о развитии личности и личностнои росте// Режим доступа к журналу: http://www.mindspace.ru/blog_id=278.html

[16] Интернет-библиотека онлайн.  XServer.ru  // http://www.xserver.ru/user/menim/3.shtml

[17]Центр предпринимательского творчества и системных инноваций //Режим доступа : http://www.cecsi.ru/coach/cs_jack_welch.html

 

 

 

 

Приложение 1

 

Таблица 1 - «Отличие менеджера от лидера»

Менеджер

Лидер

Администратор

Инноватор

Поручает

Вдохновляет

Работает по целям других

Работает по своим целям

План — основа действий

Видение — основа действий

Полагается на систему

Полагается на людей

Использует доводы

Использует эмоции

Контролирует

Доверяет

Поддерживает движение

Дает импульс движению

Профессионален

Энтузиаст

Принимает решения

Превращает решения в реальность

Делает дело правильно

Делает правильное дело

Уважаем

Обожаем


 

Источник: Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. -4-е изд.,перераб. И дополн.– М.: Экономистъ, 2005. – С. 464

 

Приложение 2

 

 

Таблица 2 -  «12 основных лидерских качеств»

 


     

 

 

 

 

 

Источник: Тихонов А.К. Ключевые качества современного лидера // Статья опубликована в журнале Вестник НЛП №31.// ссылка на статью http://www.vestniknlp.ru/index.php?sid=250&did=933

Информация о работе Лидер и менеджер: взаимодополняющие системы в управлении