Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:16, курсовая работа
Цель курсовой работы – Определить лидерские способности руководителя
организации и сформировать рекомендации по изменению стиля его руководства,
поведения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить, что такое лидерство в организации.
2. Выяснить, какие бывают лидеры (поведенческий и ситуационный подход).
3. Определить, что такое системный подход к управлению организацией,
каковы его признаки.
4. Рассмотреть роль лидера в организации при системном подходе к
управлению.
5. Протестировать руководителя организации с целью выявления наличия у
него лидерских качеств.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Лидер в организации…………………………………………………..4
1.1 Поведенческий подход к лидерству………………………………………….5
1.2 Ситуационные подходы к эффективному руководству…………………….8
Глава 2. Системный подход и роль лидера в организации…………………...10
Глава 3. Руководитель – лидер в организации………………………………....19
Заключение…………………………………………………………………………..21
Список литературы…………………………………………………………………
Введение
Принято говорить, что на предприятии есть лидеры и есть управленцы.
Дело в том, что ключевые задачи, мероприятия, сами действия управленцев и
лидеров отличаются друг от друга. Человек может быть прекрасным лидером и
отвратительным менеджером и наоборот. Проблема возникает тогда, когда
организации смешивают эти две роли. Конечно, есть редкие исключения, когда
люди блестяще соединяют в себе и те, и другие качества.
Работа любого предприятия во многом зависит от руководства и
применяемых им технологий управления. Для грамотного руководства
современному руководителю важно исходить из системного мышления в вопросах управления организацией и людьми в ней.
Цель курсовой работы – Определить лидерские способности руководителя
организации и сформировать рекомендации по изменению стиля его руководства,
поведения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить,
что такое лидерство в
2. Выяснить, какие бывают лидеры (поведенческий и ситуационный подход).
3. Определить, что такое системный подход к управлению организацией,
каковы его признаки.
4. Рассмотреть роль лидера в организации при системном подходе к
управлению.
5. Протестировать
руководителя организации с
него лидерских качеств.
Предмет исследования – теория лидерства.
Объект исследования – системный подход и роль лидера в организации.
Глава 1. Лидер в организации
Лидерство ( это способность влиять на индивидуумов и группы людей,
чтобы побудить их работать для достижения целей. Имеется множество средств,
с помощью которых можно оказывать влияние на других и вести людей за
собой.[1] Какие средства влияния и стили поведения показали себя наиболее
эффективными для направления усилий людей на достижение целей организации?
Согласно
личностной теории лидерства,
лучшие из руководителей
определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль,
можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли
бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными
руководителями. Некоторые из этих изученных черт ( это уровень интеллекта
и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность,
социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в
себе.
Однако, изучение личных качеств продолжает давать противоречивые
результаты. Лидеры, как правило, отличаются интеллектом, стремлением к
знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и
социально-экономическим статусом. Но в разных ситуациях эффективные
руководители обнаруживали разные личные качества. Учеными был сделан вывод,
что “человек не становится руководителем только благодаря тому, что он
обладает некоторым набором личных свойств”.[2]
Поведенческий подход создал основу для классификации стилей
руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом и полезным
инструментом понимания сложностей лидерства. Этот подход к изучению
лидерства сосредоточил свое внимание на поведении руководителя. Согласно
поведенческому подходу, эффективность определяется не личными качествами
руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным.[3]
Ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли
выявить логического соотношения между личными качествами или поведением
руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой. Это не означает,
что личные качества и поведение не имеют значения для руководства.
Наоборот, они являются существенными компонентами успеха. Однако более
поздние исследования показали, что в эффективности руководства решающую
роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы
включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания,
требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя
информацию.[4]
1.1. Поведенческий подход к
Важный
вклад поведенческого подхода
в теорию лидерства
том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей
руководства. Стиль руководства в контексте управления ( это привычная
манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на
них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до
которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые
им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде
всего, о выполнении задачи ( все отражает стиль руководства,
характеризующий данного лидера.[5]
Каждая организация представляет собой уникальную комбинацию
индивидов, целей и задач. Каждый управляющий ( это уникальная личность,
обладающая рядом способностей.
отнести к какой-то конкретной категории. По традиционной системе
классификации стиль может быть автократичным (это одна крайность) и
либеральным (другая крайность) или это будет стиль, сосредоточенный на
работе, и стиль, сосредоточенный на человеке.
Автократичный лидер в управлении авторитарен. Автократичный
руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю
исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому.
Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих
подчиненных, исходя из предположения, что это тот самый уровень, на котором
они оперируют. Поэтому позиция автократа такова:
1. Люди
изначально не любят трудиться
и при любой возможности
работы.
2. У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от
ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.
3. Больше всего люди хотят защищенности.
4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать
принуждение, контроль и угрозу наказания.[6]
На основе таких исходных предположений, автократ обычно как можно
больше централизует полномочия, структурирует работу подчиненных и почти не
дает им свободы в принятии решений. Автократ также плотно руководит всей
работой в пределах его компетенции и, чтобы обеспечить выполнение работы,
может оказывать психологическое давление, как правило, угрожать.
Когда автократ избегает негативного принуждения, а вместо этого
использует вознаграждение, он получает название благосклонного автократа.
Хотя он продолжает оставаться авторитарным руководителем, благосклонный
автократ проявляет активную заботу о настроении и благополучии подчиненных.
Он может даже пойти на то, чтобы разрешать или поощрять их участие в
планировании заданий. Но он сохраняет за собой фактическую власть принимать
и исполнять решения. И как бы благосклонен ни был этот руководитель, он
простирает свой автократический стиль дальше, структурируя задания и
навязывая неукоснительное соблюдение огромного количества правил, которые
жестко регламентируют поведение сотрудника. [7]
Представления демократичного руководителя о работниках отличаются от
представлений автократичного руководителя:
1. Труд ( процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не
только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней.
2. Если люди приобщены к организационным целям, они будут
использовать самоуправление и самоконтроль.
3. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с
достижением цели.
4.
Способность к творческому
интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.[8]
Благодаря этим предположениям, демократичный руководитель предпочитает
такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого
уровня: потребности в принадлежности, высокой цели, автономии и
самовыражении. Настоящий демократичный руководитель избегает навязывать
свою волю подчиненным.
Организации, где доминирует демократичный стиль характеризуются
высокой степенью децентрализации полномочий. Подчиненные принимают активное участие в принятии решений и пользуются широкой свободой в выполнении заданий. Довольно часто, объяснив цели организации, руководитель позволяет подчиненным определить свои собственные цели в соответствии с теми, которые он сформулировал. Вместо того, чтобы осуществлять жесткий контроль за подчиненными в процессе их работы, низовой руководитель обычно ждет, когда работа будет выполнена до конца, чтобы провести ее оценку. Руководитель действует как связующее звено, обеспечивая соответствие целей производственной группы целям организации в целом и заботясь о том, чтобы группа получала необходимые ей ресурсы.[9]
Поскольку
демократичный лидер
потребностями более высокого уровня ( в социальном взаимодействии, успехах
и самовыражении, ( он пытается сделать обязанности подчиненных более
привлекательными. В некотором смысле он старается создать ситуацию, в
которой люди до некоторой степени сами мотивируют себя, потому что их
работа, по природе своей, сама является вознаграждением. Он также
способствует тому, чтобы подчиненные понимали, что им предстоит решать
большую часть проблем, не ища одобрения или помощи. Но руководитель
вкладывает много усилий в создание атмосферы открытости и доверия с тем,
что если подчиненным и понадобится помощь, они, не стесняясь, могли бы
обратиться к руководителю. Чтобы добиться этого, руководитель организует
двухстороннее общение и играет направляющую роль.
Можно понять, почему и автократичный подход, и подход с позиций
человеческих отношений завоевали много сторонников. Но сейчас уже ясно, что
и те, и другие сторонники грешили преувеличениями, делая выводы, не вполне
подтверждающиеся фактами. Имеется множество хорошо документированных
ситуаций, где благосклонно - автократичный стиль зарекомендовал себя как
весьма эффективный.
У демократического
стиля есть свои
недостатки. Безусловно, можно было бы решить многие организационные
проблемы, если бы совершенствование человеческих отношений и участие
трудящихся в принятии решений всегда вели бы к большей удовлетворенности и
более высокой производительности. К сожалению, этого не происходит. Ученые
встречали ситуации, где трудящиеся участвовали в принятии решений, но, тем
не менее, степень удовлетворенности была низкой, а также ситуации, где
удовлетворенность была высокой, а производительность низкой.[10]
Совершенно очевидно, что соотношение между стилем руководства,
удовлетворенностью и
производительностью можно
1.2. Ситуационные подходы к
Выделяется три фактора, влияющие на поведение руководителя. Этими
факторами являются:
1. Отношения
между руководителем и членами
лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие к своему руководителю и
привлекательность личности руководителя для исполнителей.
2. Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, четкость ее
формулировки и ее структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность.
3. Должностные полномочия. Это ( объем законной власти, связанной с
должностью руководителя,
которая позволяет ему
а также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная
организация.[11]
Потенциальные преимущества ориентированного на задачу стиля
руководства (это быстрота действия и принятия решения, единство цели и
строгий контроль за работой подчиненных. Таким образом, для успешности
производства автократичный стиль изначально является эффективным
инструментом достижения целей организации при условии, что исполнители
охотно сотрудничают с руководителем. В этой ситуации самым подходящим будет
стиль руководства, ориентированный на задачу, потому что отношения между