Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:16, курсовая работа
Цель курсовой работы – Определить лидерские способности руководителя
организации и сформировать рекомендации по изменению стиля его руководства,
поведения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить, что такое лидерство в организации.
2. Выяснить, какие бывают лидеры (поведенческий и ситуационный подход).
3. Определить, что такое системный подход к управлению организацией,
каковы его признаки.
4. Рассмотреть роль лидера в организации при системном подходе к
управлению.
5. Протестировать руководителя организации с целью выявления наличия у
него лидерских качеств.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Лидер в организации…………………………………………………..4
1.1 Поведенческий подход к лидерству………………………………………….5
1.2 Ситуационные подходы к эффективному руководству…………………….8
Глава 2. Системный подход и роль лидера в организации…………………...10
Глава 3. Руководитель – лидер в организации………………………………....19
Заключение…………………………………………………………………………..21
Список литературы…………………………………………………………………
руководителем и подчиненными уже хорошие. Поэтому руководителю не нужно
тратить много времени на поддержание этих отношений. Кроме того, поскольку
руководитель имеет значительную власть, а задача имеет рутинный характер,
подчиненные повинуются указаниям руководителя и почти не нуждаются в
помощи. Поэтому роль руководителя в этой ситуации состоит в том, чтобы
говорить, что нужно сделать.[12]
Стили
руководства, ориентированные
эффективны в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях. В таких
ситуациях у руководителя нет достаточной власти, чтобы обеспечить полное
сотрудничество подчиненных. Но, в противоположность неблагоприятной
ситуации, здесь подчиненные активно не ищут любого повода для возмущения. В
большинстве случаев исполнители в целом склонны делать то, чего хочет от
них руководитель, если им объяснить, для чего это делается и предоставить
возможность выполнить его желание. Если руководитель уж слишком
сосредоточен на задаче, он рискует вызвать антагонизм исполнителей и тем
самым способствовать проявлению потенциальных недостатков этого стиля.
Такая сосредоточенность
на задаче снижает влияние руководителя.[
Стиль
руководства, ориентированный
всего, расширит возможности руководителя оказывать влияние. Проявление
заботы о благополучии подчиненных на деле улучшило бы отношения между
руководителем и подчиненными. При условии, что подчиненные мотивированы
потребностями более высокого уровня, использование такого стиля руководства
может дать возможность руководителю стимулировать личную заинтересованность
исполнителей в конкретной работе. Это было бы идеально, потому что
самоуправляемая рабочая сила уменьшает необходимость в плотном, строгом
надзоре, и к тому же минимизирует риск потери контроля.[14]
Глава 2. Системный подход и роль лидера в организации
Как
известно, существует несколько
типов организационных
Первый, и наиболее распространенный тип - когда доминируют
вертикальные управленческие связи, есть строгая иерархия подчиненности и
почти вся коммуникативность сводится к доведению до подчиненных указаний и
распоряжений главного управляющего и обратная связь в виде отчетов и
докладов к установленному сроку.
Руководитель
в этом случае использует
а также власть поощрения и наказания. Очевидны недостатки такого
управления, и главный из них - отсутствие творчества и ограничение
инициативы всего коллектива. [15]
Такая структура представляет собой цепочку хорошо отлаженных
механизмов передач с единым рычагом управления. Руководитель, как правило,
использует автократические методы воздействия на весь структурный организм
и, если совершена ошибка на самом верху, она неизбежно умножится в конечном
результате.
Имеет ли право такое управление на существование?
Да, несомненно, особенно в наше тяжелое время экономического кризиса,
когда разрушены старые внешние связи и почти не созданы новые, когда люди
растеряны и часто еще не готовы к адекватным действиям в сложной,
незнакомой и быстроменяющейся обстановке.
Это тот случай, когда стоит одна единственная задача - задача
выживания через болезненный процесс приспособления к новой среде, через
психологическую и профессиональную переподготовку кадров, через наведение
организационного порядка. Люди, как правило, на этом этапе склонны к
сопротивлению изменениям, им легче жить и работать привычными и
апробированными способами.
Задача руководителя - переломить ситуацию, часто ценой принятия
тяжелых решений, особенно кадровых, а также вопросов по оценке труда и
многих других.
Возможен ли успех такого руководителя почти в одиночку?
Да, если он обладает двумя важными талантами. Первый, если он лидер по
натуре и обладает рядом необходимых качеств. Это - уверенность в себе,
быстрая реакция, желание достигнуть намеченную цель, ориентация на
выполнение поставленной задачи, ответственность за выполнение целей,
решительность.
Второй - обширные и твердые знания, способность их переноса на
подчиненных, ясность мысли и речи.
Он, как бы, "локомотив" всего дела. Очевидно, что таких людей не так
уж и много, способных к подобному напряжению, но они есть, их надо выявлять
и смело, предлагая общее руководство, наделять широкими полномочиями. [16]
При огромном заряде скептицизма в обществе нельзя не признать, что с
каждым годом, все больше и больше предприятий, не только выживших, но и
довольно уверенно стоящих на ногах. Естественно, что в таких организациях
несколько другая задача - повышение эффективности производства и, как
следствие, его управления.
Это тот случай, когда на первый план выходит поиск, новаторство,
генерирование идей всем коллективом, обязательно заинтересованным в
конечном результате.
Наиболее полно таким функциям отвечает матричный тип организационной
структуры или близкий к ней, когда преобладают горизонтальные
управленческие связи на всех этапах производственного цикла, а отчасти и
финансового.
Руководитель в такой организации скорее координатор, нежели "большой
начальник". Люди, как правило, знают, что делать, хотя бы в рамках текущего
месяца, года, способны самостоятельно реагировать на текущие изменения, им
делегированы достаточно большие полномочия. Это саморегулирующаяся система
и все, казалось бы, хорошо. Но есть или может быть один существенный
недостаток - фактор появления самоуспокоенности, возможность упущенной
выгодной инновации и, как следствие, потеря со временем позиции на рынке.
[17]
Одним словом, нужно нечто или некто, мешающее спокойно жить. То есть
необходим человек - эксперт, отслеживающий весь процесс деятельности,
нацеленный на постоянную неудовлетворенность существующим положением дел.
Как правило, он не должен быть загружен текущей работой, например,
подготовкой обязательных отчетных документов. Его задача - анализ.
выявление недостатков, слабых мест и организация всей команды на выработку
взвешенных рекомендаций по изменениям с их предложением затем высшему
руководству.
Это
неформальный лидер в
основанной на личных знаниях, качествах, вызывающих уважение. Ему должны
быть делегированы неограниченные полномочия по сбору информации,
возможность привлекать к своей работе тех или иных специалистов,
естественно, не в ущерб основной деятельности. С некоторым допущением его
можно назвать "серым кардиналом". Такому лидеру должны быть присущи такие
личностные черты, как: оригинальность, целостность, этичное поведение,
творчество, способность привлекать к делу других, популярность,
престижность, общительность, умение в сфере межличностного общения,
тактичность, дипломатичность.
Ясно, что подобная деятельность трудно осязаема, ее результаты нельзя
увидеть сразу, и график работ здесь неуместен. Есть опасность изображения
работы, объяснение своей необходимости, что мы часто видим во многих
учреждениях. Каковы же критерии-оценки в данном случае? Наверное, он один -
в коллегиальном согласии как руководителя, так и подчиненных в важности
поиска. И такая оценка возможна лишь в том случае, если каждый член команды
твердо знает, что рост
эффективности предприятия
благосостояния. На каком-то этапе, хотя бы даже в избежании потери рабочих
мест.
Нельзя не отметить, что подобная форма сотрудничества может иметь
место лишь в том случае. если информация об организации внутри ее доступна
каждому работнику, за исключением, может быть, незначительной ее части,
носящей, например, очень специфический или деликатный характер. Особенно
важна открытость в оценках труда, вне зависимости от занимаемой должности.
Малейшее возникновение недоверия друг к другу способно свести на нет всю
мотивацию к успеху.
Стоит ли руководству жалеть денег на подобную работу?
Думается, нет. И более того, она должна поощряться. Ничто не обходится
так дорого для любой организации в условиях рынка, как положение
догоняющего или, того хуже, стоящего на месте.
В заключение следует отметить, что лидерство в той или иной форме
нельзя привнести
такие условия в организации, которые обязательно выделят таких людей, они
есть. Не исключена даже ротация функций лидера в команде. [18]
Допустим, несомненно, и союз двух форм лидерства. Все зависит от
конкретной ситуации, целей и, конечно, личных черт руководителя.
На различных стадиях организационного развития культура выполняет
разные функции, а потому изменение на каждой стадии происходит по-своему.
На этапе формирования организации культура, как правило, положительно
влияет на рост компании, и поэтому требует совершенствования, конкретизации
и четкого доведения до работников. На стадии среднего возраста организации
культура становится все более разнообразной: в ней формируется множество
субкультур. в этой связи одной из сложнейших стратегических задач лидеров
становится определение
нуждающихся в изменении
времени у лидеров имеется уже гораздо больше рычагов для преобразования
представлений. На стадиях зрелости и упадка культура нередко становится
частично дисфункциональной и может быть изменена при помощи более
интенсивных мер, таких как скандалы и преобразования.
Процесс изменения должен включать в себя некие размораживающие силы,
состоящие из противоречащей информации, создания чувства беспокойства или
вины и ощущения психологической безопасности. Для когнитивного пересмотра -
формирования новых представлений - в размороженной организации также должны действовать определенные механизмы. Процесс изменения завершается замораживанием, когда новые культурные представления стабильно используются для решения проблем или уменьшения чувства тревоги. [19]
Выводов для руководства отсюда можно сделать много. Самое главное:
именно лидеры начинают процесс изменения. Это предполагает ряд различных
функций, которые многими лидерами порой не осознаются. Прежде всего, нужно
найти и предоставить организации противоречащую информацию, что инициирует процесс изменения. Для создания мотивации к изменению лидер должен вызвать чувство беспокойства или вины. Что еще важнее, одновременно с этим нужно найти способ, как обеспечить достаточную психологическую безопасность, чтобы члены организации согласились с необходимостью преобразований и начали процесс обучения, который нередко оказывается весьма болезненным.
Современные авторы очень много говорят о важности наличия у лидеров видения
нового состояния организации, а также навыков, необходимых для его
реализации. Думается, такое внимание к видению является отражением той
огромной роли, которую оно играет в выполнении ключевых психологических
функций, а именно, в опровержении старых представлений и создании
достаточной психологической безопасности для обучения новым. видение
необязательно должно быть совершенно четким или законченным. Оно должно
указывать путь и процесс обучения, чтобы убедить членов организации в
потенциальной возможности конструктивных изменений.
Рассмотренные механизмы изменения культуры представлены с точки зрения
лидера. Изменения культуры также происходят вследствие появления новых
людей с опытом и представлениями, отличными от существую щих в разных
частях организации. в целях нашего анализа мы ограничимся лишь наблюдением,
что с течением времени в результате данных изменений в организации
появляются разнообразные субкультуры. важно отметить, что во власти лидеров
стимулировать формирование и разнообразие этих субкультур или, посредством
избирательного продвижения, уменьшать их количество и тем самым определять
единое направление культурной эволюции организации. [20]
Принцип
системного мышления
мире образовано системами, и сам мир вокруг нас также является системой. Мы