Лидер в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – Определить лидерские способности руководителя
организации и сформировать рекомендации по изменению стиля его руководства,
поведения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить, что такое лидерство в организации.
2. Выяснить, какие бывают лидеры (поведенческий и ситуационный подход).
3. Определить, что такое системный подход к управлению организацией,
каковы его признаки.
4. Рассмотреть роль лидера в организации при системном подходе к
управлению.
5. Протестировать руководителя организации с целью выявления наличия у
него лидерских качеств.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Лидер в организации…………………………………………………..4
1.1 Поведенческий подход к лидерству………………………………………….5
1.2 Ситуационные подходы к эффективному руководству…………………….8
Глава 2. Системный подход и роль лидера в организации…………………...10
Глава 3. Руководитель – лидер в организации………………………………....19
Заключение…………………………………………………………………………..21
Список литературы…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая организационное поведение.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

сами системы. Взаимодействуя, мы тоже  формируем  системы:  семьи,  команды.

При взаимодействии системы  семей и команд формируются еще  большие системы  - организации,  сообщества,  национальные  культуры.  Все   системы   являются

элементами еще большей системы. Таким образом,  системы  состоят  из  групп,

взаимовлияющих друг на друга. Один из принципов системного  подхода  состоит

в том, что все влияет на все остальное. Когда мы взаимодействуем  с  другими

людьми, стимулы исходят  не  только  от  нас:  существуют  обратные  стимулы,

обратная связь, которую  мы получаем от оппонентов. Этот  принцип  прост  для

понимания. Но сложен анализ, построенный на его  основе,  поскольку  в  этом

случае мы должны  учитывать  взаимовлияние  всех  систем.  Необходимо  иметь

определенные навыки, чтобы подходить ко всему происходящему  системно.

      Системный  подход направлен на  увеличение  зрелости  и  функциональных

способностей   каждого   члена   организации,   восстановление   связей    и

использование потенциала.

      По внедрении в организацию элементов системного  подхода необходимо

учитывать   несколько    важных    переменных    величин,    характеризующих

взаимоотношения людей.

      Первая  переменная величина – борьба  за то, чтобы быть самими собой, и,

с другой стороны, - борьба за  то,  чтобы  оставаться  соединенными  и  быть

вместе с другими. Поскольку  мы созданы для отношений в  системе,  мы  всегда

находимся в состоянии  непрекращающегося беспокойства, поскольку  разрываемся

между этими противоположными целями. Как нам оставаться самими  собой,  быть

верными самим себе, когда  мы соединены с другими и нас  постоянно  оценивают?

Для этого  есть  целый  ряд  возможностей,  которые  заложены  изначально  в

системе семейного воспитания.  Поэтому  некоторые  люди  в  зрелом  возрасте

отличаются большей  эффективностью и зрелостью, чем  другие. На это  в  первую

очередь  влияет  процесс  отделения,  дифференциации  одного  поколения   от

другого. Например, молодежи необходимо  начать  отделение  от  семьи,  чтобы

самостоятельно устраивать свою жизнь. Но легкость  или  сложность  подобного

отделения  зависит  от  семейных  традиций.  Есть  семьи,  от  которых  дети

длительное время не могут отойти, у них отсутствует  процесс  дифференциации.

Семья слишком сильно  притягивает их,   не   дает   возможности   создать

собственное отдельное  существование. Подобные явления характерны  не  только

для семьи, но и для  организаций  и  целых  обществ.  Люди  или  сгуживаются,

становятся слишком  близки друг к другу  и  теряют  возможность  быть  самими

собой, или слишком  дистанцируются, вследствие чего утрачивают  свои  сильные

стороны. Необходимо сохранить баланс – оставаться самим  собой  и  в  то  же

время быть зависимым.

      Вторая  переменная величина – явление  гомеостаза, стремления системы   к

равновесию. С одной  стороны, система старается быть устойчивой,  неизменной.

С другой стороны –  система должна  изменять  для  того,  чтобы  выжить.  При

попытке изменить что-либо на предприятии гомеостаз  системы  будет  нарушен.

На  предприятии  возникнут  силы  сопротивления,  которые   будут   пытаться

сохранить  неизменность.  Это   поведение   естественно   для   человеческих

отношений, оно дает иллюзию  стабильности. Идея саботажа связана  с  тем,  как

люди системы вокруг нас работают в петлях  обратной  связи  для  поддержания

системы в прежнем  виде. И это происходит даже тогда, когда  кто-то  начинает

прилагать усилия, чтобы изменить эту систему.

      Третья  переменная величина – изменение  функционирования в  системе.  В

обычной жизни мы редко  рассматриваем  проблемы  с  точки  зрения  системного

подхода.  Когда  что0либо  происходит  в  семье  или  на работе,  мы   ищем

виноватого, но, как  правило,  не  рассматриваем  случившееся  в  целом.  Мы

замечаем лишь того, кто  делает что-либо не так, как  мы  хотим.  Мы  занятий

изменением его  поведения.  Мы  преследуем  его,  а  в  результате  получаем

бесконечную игру в догонялки – мы преследуем и убегаем,  а  система  многими

гениальными  способами  продолжает   сохранять   свой   баланс.   При   этом

единственный аспект системы, который мы когда-нибудь сможем изменить, -  это

мы сами, наше собственное  функционирование в ней.  Но  изменение  любого  из

элементов  обязательно  вызывает  изменение  расположения   всех   остальных

элементов. Изменить систему  возможно  лишь  изменяя  самого  себя  (развивая

свои сильные стороны, ресурсы, одновременно помня о своих связях  с  другими

людьми  и  оставаясь  соединенными  с  ними,   осознанно   ожидая   от   них

сопротивления и саботажа).[21]

      Мы все  действуем в сфере влияний  людей, которых мы знаем,  места,  где

мы  работаем,  семьи,  частью  которой  мы  являемся.   Наше   поведение   и

функционирование больше всего  связано  с  теми  людьми,  которые  находятся

непосредственно рядом  с нами.  Но  в  конечном  итоге  образуется  некоторая

связь с большими целостностями.

      Человек,  находящийся в роли лидера, имеет большую  возможность  влиять

на остальных. В самообучающихся  организациях  лидер  отличается  от  лидера

других организаций. В  них отсутствует схема,  где  лидер  более  ценен,  чем

человек, находящийся  ниже  его.  Самообучающаяся  организация,  использующая

системный подход, должна оптимально  использовать  все  таланты  нижестоящих

людей для того, чтобы  достичь следующего уровня производительности. Так  что

руководитель не функционирует  по  принципу  однонаправленной  коммуникации.

Лидер находится в состоянии постоянного получения информации  от  других

частей организации, так  же,  как  мозг  получает  информацию  от  пальцев  и

других органов. Таким  образом,  лидер  несет  ответственность,  устанавливая

тон  всей  организации  и  получая  информацию,  а   более   низкие   уровня

ответственны перед  лидером, давая ему информацию  о  своем  непосредственном

опыте.  При  этом  лидер  не  должен  наказывать  того,   кто   приходит   с

информацией, потому что  практически  моментально  вся  работа  по  созданию

новой системы прекращается и система переходит  к  старому  образу  жизни  и

мышления.[22]

      Лидеру  необходимо помнить, что  низкие  уровни  поставляют  не  только

информацию о проблемах. Они первыми выявляют новые способы  того, как  делать вещи более эффективными, потому что именно они делают их сами. Лидер  должен быть   открыт   для   подобной   информации.   В   функционировании   лидера самообучающейся  организации  должны  отсутствовать   проявления, мешающие работе  остальных  членов.  Он  должен  быть  не  тревожным человеком,   не реагировать эмоционально, не реагировать, исходя из страха, не находиться  в состоянии  обороны,  не  обвинять  других.  Это  помогает  всей  организации избегать вируса боязни изменений и оставаться верной выбранному курсу.[23]

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 3. Руководитель – лидер в организации

      Для  определения, является ли руководитель  отдела лидером, или он имеет

это звание только формально, было проведено тестирование «Администратор  или

лидер?». В тесте представлено  20  высказываний.  Необходимо  тщательно   их

продумать и выразить степень согласия с  каждым   из  ни  по  десятибалльной

шкале.  (1,2,3,4,5,6.7,8,9,0).  10  здесь   означает   полное   согласие   с

высказыванием, 0 – полное несогласие, 5  – согласие  наполовину.  Остальные

степени согласия располагаются  по восходящей.[24]

      Результаты  теста следующие. По шкале лидерства  руководитель набрал  73

балла, по шкале администратора – 42  балла.  Это  значит,  что  примерно  на

63,5% он лидер и   на  36,5%  администратор.  Налицо  преобладание  лидерских

качеств у руководителя.

      По  способности   контролировать  ситуацию,  распоряжаться   временем  и

управлять собственным  стрессом различают 2 типа руководителей:

      1 тип: Человек-иголка

      Характерным  для этого  руководителя  является  то,  что  его  мысли   и

поступки определяются частными мероприятиями и мелкими  задачами  (иголками),

которые сыплются на него. Планы, совещания,  поездки  часто  меняются  из-за

того,  что  внезапно  возникают   другие   срочные   дела.   Компетенция   и

эффективность сотрудников  оцениваются сиюминутно, исходя из того, решены  ли

данным руководителем  мелкие задачи в тот момент,  когда  о  них  спрашивают.

Вклад сотрудников большей частью используется для того, чтобы участвовать в

решении «горящих» задач  начальника.

      2 тип:  Человек-ветвь

      Этот  тип  руководителя  выделят   время  для  решения  важных   задач,

направленных на достижение главных целей. Мелкие дела выполняются  в  «окне»

между большими делами. Совещания  и  поездки  меняются  редко.  Руководитель

четко представляет  ключевые  области  своей  деятельности.  Руководитель  и

подчиненные одинаково  оценивают степень важности задач  и дел.

      В данном  случае по результатам собеседования с сотрудниками  отдела  и

самим руководителем, можно  сделать вывод о том,  что  он  относится  к  типу

«Человек-иголка». Конечно, это в большой  степени  обусловлено  недостатками

планирования на более  высоком уровне иерархии, но, тем не менее,  необходимо

дать несколько рекомендаций.

      Руководитель  должен стремиться к тому, чтобы  внешние обстоятельства  и

внезапно возникшие  дела не управляли им, он должен понимать, какое  значение

его  собственное  планирование  имеет   для   возможностей   сотрудников   в

реализации их планов.

 

      Так  же, был проведено тестирование  для  определения  уровня  лидерских

способностей руководителей.

      В тесте  было предложено 50 вопросов, к каждому  из  которых  было  дано

два варианта ответа. Тестируемый должен выбрать одни из вариантов и  пометит

его на бланке ключа.

      При  ответе на вопрос тестируемый  получает балл только за вариант  («а»

или «б») в левой колонке.

      Степень  выраженности лидерства:

      до 25 баллов  – лидерство выражено слабо.

      26-35 баллов  – средняя выраженность лидерства.

      36-40 баллов  – лидерство выражено в сильной  степени.

      свыше  40 баллов – склонность к диктату.[25]

      Руководитель  набрал 32 балла, что говорит о  средней  выраженности  его

лидерских способностей.

      Он работает  в хорошей организации, но все  же нельзя  забывать  о  том,

что для стабильного  успеха  ему  нужно  постоянно  совершенствовать  методы

руководства и деятельности подчиненных.

 

 

 

                                

 

Заключение

      Сделаем  выводы по курсовой работе.

      Лидерство  (это способность влиять на  индивидуумов  и  группы  людей,

чтобы побудить их работать для  достижения  целей.  Человеческий  фактор  на

любом предприятии, находящемся  в любом состоянии, играет абсолютно  решающую роль. Поэтому желательно, чтобы руководитель организации сочетал в  себе  не только административные, но и лидерские качества,  умел  находить  подход  к своим подчиненным.

      Существует  несколько подходов к теории  лидерства.

Согласно личностной  теории  лидерства,  лучшие  из  руководителей  обладают

определенным набором  общих для всех  личных  качеств.  Развивая  эту  мысль,

можно утверждать, что  если бы эти качества могли быть выявлены,  люди  могли

бы научиться воспитывать  их в себе и тем самым становиться эффективными

руководителями.  Некоторые  из этих изученных черт ( это  уровень  интеллекта

и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл,  инициативность,

социальное и экономическое  образование  и  высокая  степень  уверенности в

себе.

      Поведенческий   подход   создал   основу   для   классификации   стилей

руководства или стилей поведения.

      Ни подход  с позиций личных качеств, ни  поведенческий подход не  смогли

выявить логического  соотношения  между  личными  качествами  или  поведением

руководителя, с одной  стороны, и эффективностью, с другой. Это не  означает,

что  личные  качества  и  поведение  не  имеют  значения  для   руководства.

Наоборот, они  являются  существенными  компонентами  успеха.  Однако более

поздние исследования показали,  что  в  эффективности  руководства  решающую

роль  могут  сыграть  дополнительные  факторы.  Эти   ситуационные   факторы

включают  потребности  и  личные  качества  подчиненных,  характер  задания,

требования  и  воздействия  среды,  а   также   имеющуюся   у   руководителя

информацию.

      Для  грамотного руководства современному  менеджеру  важно  исходить  из

системного мышления в вопросах управления организацией и людьми в ней.

      Принцип  системного мышления основывается на понимании, что все в  этом

Информация о работе Лидер в организации