Лидерство: принципы и опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - комплексный анализ и сравнение существующих стилей, понять нужны ли лидеры в стабильно работающей компании?
Задачи:
1. определение понятия «лидерство»;
2. исторической обозрение осмысления и развития темы лидерства;
3. проведение сравнительного анализа стилей лидерства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ ЛИДЕРСТВА
1.1 Определение понятия "лидерства"
1.2 Как научиться лидерству?
2. ХАРАКТЕРИСТИКА И СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИЛЕЙ ЛИДЕРСТВА
2.1 Стили лидерства, их характеристика и анализ
2.2 Лидерство и руководство
2.3 Управленческая решетка
3. АНАЛИЗ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ НА ПРИМЕРЕ ООО "КАЛИНА"
3.1 Общая характеристика ООО "КАЛИНА"
3.2 Цели и задачи производственной деятельности компании
3.2 Анализ лидерских качеств сотрудников компании ООО "КАЛИНА"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Лидерство принципы и опыт.docx

— 68.89 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ПОНЯТИЯ ЛИДЕРСТВА

1.1 Определение понятия "лидерства"

1.2 Как научиться лидерству?

2. ХАРАКТЕРИСТИКА И СРАВНИТЕЛЬНЫЙ  АНАЛИЗ СТИЛЕЙ ЛИДЕРСТВА

2.1 Стили лидерства, их характеристика и анализ

2.2 Лидерство и руководство

2.3 Управленческая решетка

3. АНАЛИЗ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ  НА ПРИМЕРЕ ООО "КАЛИНА"

3.1 Общая характеристика ООО "КАЛИНА"

3.2 Цели и задачи производственной  деятельности компании

3.2 Анализ лидерских качеств  сотрудников компании ООО "КАЛИНА"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

         Лидерство - это искусство влияния на людей, умение вдохновить их на то, чтобы они стремились достичь нужных целей. Люди следуют за лидером потому, что он в состоянии предложить им средства для удовлетворения их потребностей, указать направление деятельности. Если провести статистический анализ публикаций по менеджменту, то весьма вероятно, лидерство окажется самой популярной темой. Феномен лидерства занимает особое место также и в политической психологии. С одной стороны, власть в политико-психологическом измерении -- это способность властвующего субъекта («верхов») заставить себе подчиняться, то есть некоторая потенция лидера, политического института или режима. С другой стороны, власть -- это готовность «низов» подчиняться «верхам».

        Представляется, что внимание к феномену лидерства не случайно и, более того, сам он в определенном смысле оказывается интегратором целого ряда серьезных проблем современного менеджмента. В частности, резко возросшая скорость изменений бизнес-среды привела к необходимости пересмотра знаменитой дилеммы "менеджер или лидер": теперь, когда делегирование полномочий является не исключением, а нормой, практически любой менеджер должен в той или иной степени владеть искусством лидерства. Но наука породила такое множество теорий лидерства, что иногда трудно разобраться, применение какой именно из них уместно в данной управленческой ситуации. Для ответа на этот вопрос необходимо представлять проблемное поле лидерства. Этим определяется актуальность и научный интерес темы исследования. Как социально-экономическое явление лидерство в своем развитии прошло длительный путь эволюции, на протяжении которого основывалось на физических, родовых, интеллектуальных, экономических и других признаках. Оно представляет собой исторически сложившуюся социальную потребность людей в организации их совместной деятельности. (6;c. 113)

          Лидер - это личность, способная оказывать постоянное и решающее влияние на государство, общество, организацию, большую или малую группу. (5;c. 108)

         Данная тема ввиду её значимости часто раскрывается в научной и публицистической литературе, однако среди ученых - социологов, историков, политологов нет единого мнения и понимания современной феномена лидерства, что определяет многообразие теорий о лидерстве. Попытки классифицировать теории лидерства предпринимались неоднократно, однако и среди классификаций нет единства или наиболее точной их систематизации.

         Цель курсовой работы - комплексный анализ и сравнение существующих стилей, понять нужны ли лидеры в стабильно работающей компании?

Задачи:

1. определение понятия  «лидерство»;

2. исторической обозрение  осмысления и развития темы  лидерства;

3. проведение сравнительного  анализа стилей лидерства.

 

1. Общая характеристика  понятия лидерства

1.1 Определение понятия  «лидерство»

        Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер - это ведущий, идущий впереди. Лидер - член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.

      Лидерство определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей (Шрисхайн); или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей (Стогдилл).

      Лидерство можно определить как тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

     Лидерство определяют также как конкретные действия лидера по координации и управлению деятельностью группы (Фридлер).

     Собственно, проблема определения понятия лидерства завит от того, какой теории придерживаться , и в зависимости от этого расставлены акценты в определении. В общем смысле лидерство можно определить как отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

     В современной науке, при наличии общности исходных позиций, лидерство характеризуется неоднозначно. Можно выделить основные подходы к его трактовке:

1. Лидерство - это разновидность  власти, спецификой которой является  направленность сверху вниз, а  также то, что ее носителем  выступает не большинство, а один  человек или группа лиц. Политическое  лидерство, - пишет Жан Блондель, - это «власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами с тем, чтобы побудить членов нации к действиям».

2. Лидерство - это управленческий  статус, социальная позиция, связанная  с принятием решений, это руководящая  должность. Такая интерпретация  лидерства вытекает из структурно-функционального  подхода, предполагающего рассмотрение  общества как сложной, иерархически  организованной системы социальных  позиций и ролей. Занятие в  этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей), и дает человеку статус лидера. Иными словами, как отмечает Даунтон, лидерство - это «положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов».

3. Лидерство - это влияние  на других людей (В. Кац, Л. Эдингер и др.). Однако это не любое влияние, а такое, для которого характерны четыре особенности: во-первых, необходимо, чтобы влияние было постоянным, во-вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю группу (организацию, общество), в-третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии, в-четвертых, влияние лидера опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства. Отдельные ученые, например Ж. Блондель, допускают использование принуждения при осуществлении лидерства.(1; с .55-62)

      Заглянув в социологический словарь, можно обнаружить следующие определения лидерства: «Лидерство -- 1) ведущее положение отдельной личности, социальной группы… обусловленное более эффективными результатами деятельности… 2) процессы внутренней самоорганизации и самоуправления группы, коллектива, обусловленные индивидуальной инициативой их членов»

      Первое определение обладает двумя несомненными достоинствами. Одно из них состоит в том, что это определение показывает субъективный характер данного понятия: человек, достижения которого признает определенная группа людей, может быть для этих людей лидером, и в то же время другая группа может отрицать его лидерство, если не рассматривает соответствующие достижения как выдающиеся. Другое достоинство этого определения -- его операциональность, ибо оно указывает определенный путь к лидерству.

       С другой стороны, приведенное определение страдает и рядом существенных недостатков. Во-первых, выдающиеся достижения не гарантируют лидерства. Эйнштейн, например, был безусловным гением физики ХХ в., однако его вряд ли можно назвать лидером, поскольку у него практически не было учеников. Поэтому данное определение формулирует необходимое, но недостаточное условие лидерства. Во-вторых, такое определение как бы фиксирует лидерское положение личности или группы, в то время как на наших глазах постоянно происходит смена лидеров, даже в том случае, если прежние достижения старых лидеров не оспариваются. В-третьих, и на это мы хотим обратить особое внимание, рассматриваемое определение статично: оно не отражает динамизм процесса лидерства. Действительно, лидерство -- это не только положение личности или группы, это еще и процесс вовлечения последователей в деятельность, направленную на достижение определенных целей. Данный аспект отражен во втором определении лидерства, однако это сделано в столь общей форме, что отличить лидерство от других процессов в социальных группах на основании подобного определения оказывается практически невозможным.(4;с. 57-64)

        Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов (иногда их называют ролями лидера): деловое лидерство (характерно для групп, возникающих на основе производственных целей, в основе такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт), эмоциональное лидерство (возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения), ситуативное лидерство (по своей природе может быть и деловым, и эмоциональным, его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией).

1.2 Как научиться лидерству?

       Лидерство - это умение заставить кого-то сделать что-то, да так, чтобы он этого ещё и захотел. Если понятие лидерства уходит своими корнями в ведение, значит, есть, собственно, ведущий, то есть лидер, и есть ведомые -- те, кто следует за лидером. Легко согласиться, что настоящий лидер должен иметь последователей. Тогда лидерство можно оценивать наличием самих последователей или командой, идущей за ним.

      Допустим, лидер ведёт за собой, следовательно, у него есть цель. Действительно, что такое лидер без цели? Кумир, окруженный толпой почитателей? Если лидер не может указать своим последователям, в каком направлении двигаться, то куда за ним будут идти? Тогда лидерство определяется наличием цели, а лидер умением выбирать и направлять людей к этой цели.

      Но ведь люди пойдут не за любым человеком, знающим куда идти. Лидер должен обладать внутренней силой, если хотите притягательностью (харизмой). К лидеру должны тянуться. Лидер даёт людям веру, надежду, импульс. За лидером, не умеющим дать это, народ просто не пойдёт. И конечно, для того чтобы определить цель для своих последователей, лидер должен уметь мотивировать, уметь доносить мысли, идеи до окружающих. Уметь создавать вокруг себя пространство, в котором хотелось бы находиться, и будущее, в которое хотелось попасть.

      На мой взгляд, в современном мире лидеру полезно обладать ещё рядом важных навыков: не просто видеть цели и ставить их, но и обладать способностью к видению. Видение -- это некоторая сверхцель, если хотите, умение заглянуть в отдалённое будущее. Лидер должен уметь отвечать на эти вопросы. В качестве ещё одного определения: лидерство -- создание мира, к которому хотят принадлежать.(13,стр.60)

      Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф.Тейлора. Было проведено очень много исследований, тем не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться, но можно попробовать научиться лидерству.

На вопрос «Как научиться лидерству?» можно ответить кратко так:

1. учите себя сами:

- соревнования;

- ролевые игры;

- достижение практических  целей;

2. берите на себя ответственность:

- учитесь на ошибках;

- никого не вините;

3. понимание:

- рефлексирование (обобщение  и размышление по поводу того, что произошло);

- извлечение уроков из  всего;

4. обучение:

- сами занимайтесь своим  развитием;

- сами ищите применения  своим возможностям;

5. тренинг:

социально-психологический тренинг коммуникативных навыков;

тренинг личностного роста;

Для того чтобы стать эффективным лидером, нужны установки:

1.оптимизм;

2.уверенность;

3.постоянное желание узнать  новое (изменения);

4.отсутствие боязни неудачи.

       Труд руководителя, независимо от его уровня (низшее, среднее или высшее звено), требует от него, с одной стороны, профессиональной компетентности: знаний и умений в своей сфере деятельности, а с другой стороны, социально-психологической компетентности: знаний в области психологии личности, коллектива, общения, управления и умений понимать себя, других людей, межличностные отношения, ситуации; умений использовать средства общения, прогнозировать развитие межличностных отношений, ситуаций. Социально-психологическая компетентность -- основа развития управленческих умений.

      Социально-психологическая компетентность руководителя может быть разбита на аспекты (приведены основные):

1. руководитель: включает  знание, понимание и осознание  себя (своих свойств личности, мотивов, особенностей поведения, способностей, возможностей и т. д. );

2. подчиненный: включает  понимание своих подчиненных (особенностей  их характера, поведения, способностей, возможностей и т. д. );

3. группа: включает знание, понимание и осознание групповых  процессов, закономерностей, феноменов, динамических и структурных характеристик  группы подчиненных;

4. коммуникация: включает  знание, понимание и осознание  процессов взаимодействия руководителя  с отдельными подчиненными;

5. взаимодействие с группой: включает знание, понимание и  осознание способов коммуникации, воздействия на группу подчиненных  для достижения целей организации, и др.

       В основе обучения, тренинга, направленного на изменение поведения персонала и руководителей, лежат теории научения; используется психоаналитический и групп-аналитический подход. Научение -- любое постоянное изменение в поведении, которое происходит в результате опыта. Люди могут научиться посредством наблюдения и непосредственного опыта.(2;с. 682)

2. Характеристика и сравнительный  анализ стилей лидерства

Информация о работе Лидерство: принципы и опыт