Лидерство в организации: стиль, ситуация и эффективность (на примере ЗАО "Кубанькровля")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительной власти к рыночным взаимоотношениям, базирующимся на экономических методах. Исходя из этого, становится необходимым принципиально новый подход к приоритетам. Главное внутри организации - работники, а за ее пределами - потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициативе и не к бездумному исполнению.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….………3
Глава1. Сущность лидерств……………………………………………..……….5
1.1 Сущность лидерства ………………………….....…………………..……...5
1.2 Типология лидерства……………….…………………………..…………...6
1.3 Отличие лидера от менеджера……………………………………..……...15
1.4 Основные подходы к изучению проблемы в лидерстве.…….....….16
Глава 2. Олицетворение лидерства для ЗАО “Кубанькровля”...……..…..…..27
2.1. Организационная структура управления на примере Закрытого акционерного общества ЗАО "Кубанькровля" …………...………………..….27
2.2. Производство продукции …...…………………………….……………..31
Глава 3.Анализ и предположение типов руководства ЗАО “Кубанькровля”.33
3.1.Предложения типов руководсвта………………………………………...34
3.2.Эффективность руководства……………………………………………..36
Заключение…………...…………………………………………………………38
Список литературы ………………………………...…………………………..40

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 183.24 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

"САМАРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА  С.П. КОРОЛЕВА

(НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)"

 

Факультет экономики и управления

Кафедра менеджмента

 

Курсовая работа по курсу

“Теория менеджмента”

 

 

 

Тема: Лидерство в организации: стиль, ситуация и эффективность (на примере ЗАО "Кубанькровля")

 

 

 

 

 

Студентка группы 7204Б313

                         Лукьянец А.В.

        Руководитель: Матвеева Ю.В.         

 

 

 

 

Самара 2015

Содержание

Введение ………………………………………………………………….………3

Глава1. Сущность лидерств……………………………………………..……….5

  1.1 Сущность лидерства ………………………….....…………………..……...5

  1.2 Типология лидерства……………….…………………………..…………...6

  1.3 Отличие лидера от менеджера……………………………………..……...15

  1.4 Основные подходы к изучению проблемы в лидерстве.…….....….16

Глава 2. Олицетворение лидерства для ЗАО “Кубанькровля”...……..…..…..27

   2.1. Организационная структура управления на примере Закрытого         акционерного общества ЗАО "Кубанькровля" …………...………………..….27

   2.2. Производство продукции …...…………………………….……………..31

Глава 3.Анализ и предположение типов руководства ЗАО “Кубанькровля”.33

   3.1.Предложения типов  руководсвта………………………………………...34

   3.2.Эффективность руководства……………………………………………..36

Заключение…………...…………………………………………………………38

Список литературы ………………………………...…………………………..40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

      При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительной власти к рыночным взаимоотношениям, базирующимся на экономических методах. Исходя из этого, становится необходимым принципиально новый подход к приоритетам. Главное внутри организации - работники, а за ее пределами - потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициативе и не к бездумному исполнению. Следует прейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности.[15]

     Современная концепция развития производства заключается в том, что максимальная производительность, качество и конкурентоспособность могут быть достигнуты только при участии каждого сотрудника в совершенствовании производственного процесса первоначально на своем рабочем месте, а в дальнейшем на предприятии в целом. Вовлечение персонала в процесс совершенствования производства создает творческую обстановку и является мощным мотиватором персонала к труду, что позволяет каждому сотруднику максимально реализовать свой опыт и творческие способности.[19]

     Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид «руководитель» или группа «руководящий состав», либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер. Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношении управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости их участников. В отличии собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник - подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь». В моей курсовой работе я изложила основные концепции лидерства и показала уникальность и значимость работы менеджера, сделала попытку выделить те моменты во взаимоотношениях лидера и последователей, которые делают его успешным, а лидерство.[20]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность лидерства

1.1. Сущность лидерства

       Слово «лидер» многозначно, переводится с английского языка на русский как:

  • Ведущий, руководитель;
  • Корабль, возглавляющий группу, караван судов;
  • Спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в соревновании;
  • Едущий впереди велосипедиста мотоциклист (гонка за лидером). В менеджменте лидерство является ключевой ситуационной переменной, определяется качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией.

     Лидерство (англ. Leader) - управленческие взаимоотношения между

руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.[2]

      Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства. Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной. Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей цели решалось путем сплочения вокруг одного лидера. В предпринимательстве этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные задачи выживания. Однако, такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и слабые стороны:

  • проведение организационных изменений зависит только от мнения всего;
  • одного человека;
  • достигнув цели, лидер стремиться сохранить свою власть, что не всегда;
  • соответствует интересам остальных членов организации;
  • уход лидера резко снижает качество управления на неопределенное время.[1]

      В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются: видение ситуации в целом; способность к коммуникациям;доверие сотрудников; гибкость при принятии решений.           

       Таким образом следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей.[2]

 

1.2 Типология лидерства

      Лидерство  можно назвать одним из уникальных  феноменов политической и общественной  жизни, связанным с осуществлением  властных функций. Оно является  неизбежным в любом цивилизованном  обществе и пронизывает все  сферы жизнедеятельности.

      Концепции  лидерства могут быть разделены  в зависимости от их теоретических  оснований на три группы:

  • Исходящие из того, что лидерство - универсальный феномен человеческой деятельности, что и закономерности его функционирования едины во всех сферах общества.
  • Отождествляющие лидерство с руководством и управлением, при этом формальное обладание властью рассматривается как необходимое и достаточное условие лидерства; деятельность лидера предстает как необходимое и достаточное условие лидерства, как административная специфика явления сводится преимущественно к правовым регулятивам поведения должностного лица. Лидерство как социальный институт отождествляется с органами государственной власти.
  • Рассматривающие лидерство как специфическое явление общественной жизни, не сводимое к психологическим, экономическим или правовым принципам. Лидерство осуществляется через функционирование конкретного механизма - одного из необходимых политических институтов.[16]

       Древние  представления о лидерстве включали  в себя качества таких лиц, как жрецы, короли, королевы, духовные  лица и политики.

В античности лидерство носило личностный характер, представляя собой влияние, основанное на авторитете конкретного индивида, его достоинствах. Взаимоотношения лидера и его сторонников были близки к отношениям “учитель - ученик”, поскольку политическая жизнь связывалась с решением мировоззренческих вопросов.

        В  средневековой Европе влияние  лидера основывалось не столько  на личных достоинствах, сколько  на способности к руководству  конкретной общностью. От лидера  требовалось в основном умение  сплотить группу для достижения  поставленных целей, умение сформировать  групповой интерес.

        В  современном обществе лидерство (в особенности политическое) представляет  собой способ построения власти, основанный на интеграции различных  социальных слоев (групп) посредством  специфических механизмов вокруг  выдвигаемой лидером программы  решения различных проблем и  задач общественного развития.

Лидерство по своей природе способно сплотить людей в совместных усилиях, причем осуществлять эту задачу в течение длительного времени, постепенно решая задачи, подчиненные общей цели.[11]

       Существуют  различные классификации феномена  лидерства. В соответствии с учением  М. Вебера о способах легитимации  власти лидеров подразделяют  на:

  • традиционных лидеров, которыми обычно являются вожди племен, монархи и т.д. Их авторитет основан на традиции, обычае;
  • рационально - легальных, или рутинных - это лидеры, избранные демократическим путем;
  • харизматических - лидеров, наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. Примером харизматических лидеров были Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Ф.Кастро.

      В основе  первого типа лидерства лежит  привычка, второго - разум, третьего - вера  и эмоции.

      “Харизмой”  следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря  которому она оценивается как  одаренная сверхчеловеческими, или  специфическими особыми силами, недоступными другим людям. Первоначально  это качество обусловлено магически  и присуще как прорицателям, так  и мудрецам. Как бы “объективно”  правильно не было оценено  соответствующее качество с этической  точки зрения, абстрактно совершенно  неважно. Важно одно, как оно фактически  оценивается подчиненными харизме, “приверженцами” М.Вебер. Дж.Мак-Грегор  Бернс разделяет лидеров на  две категории : преобразователи и дельцы. Лидеры - преобразователи, имеющие определенные взгляды на общество, начинают что-то предпринимать во имя реализации своих воззрений. Лидеры - дельцы, напротив, действуют по принципу “здесь и сейчас”, фокусируя свое внимание на деталях, без формирования глобального взгляда на то, каким должно быть общество в конечном итоге. Ранее Парето разделял лидеров примерно по тем же признакам, что и Бернс, на “львов” и “лис”. Анализ Бернса являет собой значительный шаг вперед по разграничению между лидерами, но все же он остается ограниченным, поскольку ясно, что реальность гораздо богаче и ее нельзя “комфортно разместить” в двух категориях. Существует также деление лидеров на обычных (“реальных”) и великих (как великих “героев, так и великих “злодеев”). Реальные лидеры не оставляют след в истории, не изменяют обычного хода событий. Считается, что только лидеры - герои (либо злодеи) определяют ход истории.[18]

      На основе  характера лидеров разделяют  на “активно - позитивных” и “активно - негативных”, а также на “пассивно - позитивных” и “пассивно-негативных”.

      В современной политологии нередко называются четыре собирательных образа лидера:

  • Лидера - знаменосца отличает собственное видение действительности, наличие идеи, увлекающей массы.
  • Лидер - служитель стремится выступать в роли выразителя интересов своих сторонников, ориентируется на их мнение и действует от их имени.
  • Лидер - торговец способен привлекательно преподнести свои идеи и убедить людей в их преимуществе.
  • Лидер - пожарный ориентируется на решение наиболее актуальных проблем в обществе, насущные требования момента.

     В реальной  жизни эти четыре образа лидерства  обычно встречаются в сочетании  у различных людей в разных  пропорциях.[8]

     Американский  социолог В.Стоун отметил, что  политическое лидерство высокого  уровня по сравнению с лидерством  в небольшой группе имеет ряд  отличий, что позволило ему выделить  два самостоятельных типа лидерства.

  • Лидерство “лицом к лицу” осуществляется в небольших группах, где все участники процесса имеют возможность взаимодействовать между собой.
  • “Отдаленное” лидерство - это лидерство вождей, за которыми идут многочисленные массы.

      При анализе  лидерства важным фактором является  природа лидерства. Общая концепция  лидерства включает ряд факторов, которые, сочетаясь различным образом, позволяют определить природу  лидерства в любой данный момент  времени.

  • Личность и происхождение лидера, а также тот процесс, благодаря которому он стал лидером.
  • Характерные черты групп и индивидов, которыми руководит данный лидер.
  • Характер взаимоотношений между лидером и теми, кем он руководит.
  • Контекст или условия, в которых осуществляется его руководящая роль.
  • Результаты взаимодействия между лидером и теми, кем он руководит.

Какого рода лидерство мы получим при этом, зависит от характера и сочетания всех этих пяти факторов. Данное определение природы лидерства предложил американский политолог М.Г. Херманн в своей работе “Составные части лидерства”.

    М.Г. Херманн также  отмечает, что руководители и  руководимые действуют в определенном  контексте, свидетельствующем о  “давлении”, оказываемом на лидера, а также о тех требованиях, которые ему предъявляются. Среди  таких требований можно назвать  следующие:

    • наличие и характер формализованных правил для принятия решений;
    • степень подотчетности руководителя руководимым;
    • сила и тип оппозиции;
    • характер любых разделяемых убеждений;
    • ресурсы, доступные для руководителя;
    • организационный пласт, лежащий между руководителем и руководимыми.

     Каждый из  этих факторов помогает определить  ситуацию, в которых может иметь  место лидерство, его контекст.

     Контекст лидерства - это те параметры, в которых  осуществляется руководство. Контекст  определяет, кому из своего окружения  лидер будет уделять особое  внимание, каковы границы взаимодействия  лидера с теми, кем он пытается  руководить. Более того, от контекста  зависит, в каких пределах лидер  может использовать определенные  процедуры, осуществляя руководство, кто будет оценивать это руководство  и насколько эффективным сочтет его.

     Неотъемлемой  составной частью лидерства является  и сам лидер, который наделен  властью принимать решения в  отношении других людей, группы, организации или правительства, который несет ответственность  за последствия любых своих  решений.

В социально - психологической литературе можно встретить такую типологию лидеров. Существует два психологических типа лидеров: “игроки” и “открытые”.

     Первые внешне  выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют “пускать пыль в  глаза”, а поэтому быстро меняют  позиции, следуя исключительно своим  интересам. На деле они не умеют  работать с полной отдачей, плохо  справляются с проблемами. Это - политиканы, стремящиеся правдами, а больше  неправдами захватить власть  и как можно дольше при ней  удержаться. В итоге они оказываются  “калифами на час”.

     “Открытые”  лидеры не столь заметны, но  они последовательны. Берутся за  любые трудные дела, стремятся  добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают доверие и  уважение на долгое время. Они  тоже гибки и действуют с  учетом обстоятельств, но живут  не сегодняшним днем, пытаясь  “урвать” от него побольше, а  устремлены в будущее. Власть  в их руках остается надолго. Именно они являются истинными  лидерами, обладающими непререкаемым  авторитетом у своих подчиненных. В социально-психологической литературе  существует также классификация  типов лидерства по стилям  руководства. Здесь допускается  существование трех основных  типов лидеров:

    • авторитарный;
    • демократический;
    • нейтральный (анархический).

      Для лидера авторитарного типа характерно жесткое, единоличное принятие решений, касающихся группы, слабый интерес к работнику как к личности. Лидер демократического типа стремится к выработке конкретных решений, демонстрируя при этом интерес к неформальному человеческому аспекту отношений. Для нейтрального типа лидера характерна полная отстраненность от дел коллектива.

Авторитарный тип

     

Формальная сторона

Содержательная сторона

 

Деловые краткие распоряжения

Дела в группе планируются заранее   во всем их объеме)

 

Запреты без снисхождения, с угрозой

Определяются лишь непосред-ственные цели, дальние-неизвестны

 

Четкий язык, неприветливый тон

Голос руководителя решающий

 

Похвала и порицание субъективны

   

Эмоции в расчет не принимаются

   

Позиция руководителя - вне группы

   
     

Демократический тип

     

Формальная сторона

Содержательная сторона

 

Инструкция в форме предложений

Мероприятия планируются не заранее, а в группе

 

Не сухая речь, а товарищеский тон

За реализацию предложений отвечают все

 

Похвала и порицание - с советами. Распоряжения и запреты - с дискуссиями

Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются

 

Позиция руководителя - внутри группы

   
     

Нейтральный тип

     

Формальная сторонв

Содержательная сторона

 

Тон - конвенциальный

Дела в группе идет сами собой

 

Отсутствие похвалы, порицаний

Руководитель не дает указаний

 

Никакого сотрудничества

Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от лидеров подгрупп

 

Позиция руководителя - незаметно в стороне от группы

   
     

    Изучение трудов  о лидерах позволяет предположить, что на руководство могут оказать  влияние следующие семь свойств:

  • Основные убеждения лидера.
  • Стиль лидера.
  • Мотивы, которыми руководствуется лидер, стремясь добиться определенного положения.
  • Реакция лидера на давление и стресс.
  • То, каким образом лидер впервые оказался в положении руководителя.
  • Предшествующий опыт лидера.
  • Среда, в которой лидер начинает свою деятельность.

     Итак, убеждения  лидера это один из наиболее  прямых способов понимания взаимосвязи  между тем, что представляет собой  лидер и тем, в чем он хочет  убедить своих сторонников.

Убеждения определяют то, как лидеры интерпретируют среду своей деятельности и помогают лидерам составить карту той сферы, в которой они действуют. Убеждения включают в себя цели и стратегии. Необходимо также знать, насколько твердо лидер придерживается своих убеждений. Чем прочнее убеждения лидера в отношении внешних влияний, тем более вероятно, что эти убеждения повлияют на его руководящую деятельность.

     В книге  “Основы социально - психологических  теорий” предложена концептуальная  типология лидерства Б.Д. Парыгина, предполагающая дифференциацию  лидеров в соответствии с особенностями  их деятельности по трем различным  основаниям:

  • По содержанию деятельности - лидер - программист - “творец” ситуации, не только создающий, но и в большинстве случаев разрешающий ее, и лидер - “исполнитель”, то есть приспособленец, чутко улавливающий групповые настроения и приходящий на смену лидеру - “программисту” лишь после того, как ситуация создана.
  • По стилю руководства - авторитарный лидер, ориентирующийся на себя, и демократический, ориентирующийся на группу.
  • По характеру деятельности (лидер ситуационный, т.е. умеющий создавать и разрешать только определенные, сходные ситуации, или же универсальный, справляющийся с обязанностями организатора в различных ситуациях, не похожих друг на друга).

Таким образом, стало возможным вычленение восьми типов лидеров:

  • Лидер - “программист”, универсальный, авторитарный.
  • Лидер - “программист”, ситуационный, авторитарный.
  • Лидер - “программист”, ситуационный, демократический.
  • Лидер - “программист”, универсальный, демократический.
  • Лидер - “исполнитель”, универсальный, авторитарный.
  • Лидер - “исполнитель”, ситуационный, авторитарный.
  • Лидер - “исполнитель”, универсальный, демократический.
  • Лидер - “исполнитель”, ситуационный, демократический.

      В организациях различают “формальное” и “неформальное” лидерство. Первое связано с установлением правил назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения. “Неформальное” лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Эти типы лидерства либо дополняют друг друга и сочетаются в лице авторитарного руководителя, либо вступают в конфликт и тогда эффективность организации падает. Имеются и другие классификации лидеров. Так, они делятся на правящих и оппозиционных, крупных и мелких, крупных и рутинных и т.п.[4,5,6]

     В заключение  можно сказать, что существуют  различные основания для классификации  и сравнения лидеров, а следовательно  и различные типологии лидерства. Разнообразие типов лидеров во  многом объясняется широким кругом  решаемых ими задач.

Такова типология лидерства, которая, конечно, не является исчерпывающей. Кроме того, теоретический анализ, даже самый тщательный, не может охватить всего сложного и многообразного явления лидерства. Реальность практически всегда богаче теории и порождает чаще всего комбинированные типы лидеров и различные модификации.[6]

1.3. Отличие лидера от менеджера


       Любое предприятие, учреждение может рассматриваться в двух планах: как формальная и неформальная организация. Соответственно двум этим организационным структурам правомерно говорить и о двух присущих им типах отношений людей: формальных и неформальных. Отношения первого типа — должностные, функциональные; отношения второго типа — психологические, эмоциональные. Так вот, руководство, менеджмент — феномен, имеющий место в системе формальных (или: как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство — феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль менеджера заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет. Руководитель коллектива назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение санкций (как позитивных, так и негативных). Лидер выдвигается из числа окружающих его людей, в сущности, равных (или, по крайней мере, близких) ему по статусу (служебному положению), он как бы «один из нас». Вместе с тем лидер также может прибегать к санкциям в отношении кого-то из партнеров, но эти санкции носят неформальный характер (вроде тех, что в свое время обнаружил Э. Мэйо в хоторнском эксперименте), право на их применение нигде официально не зафиксировано. Здесь следует обратить внимание еще и на такой любопытный момент. Как бы человек ни стремился стать лидером (а это, что скрывать, мечта многих из людей), он никогда им станете, если окружающие не воспримут его как. А вот в руководстве дело обстоит совсем иначе. Менеджер нередко назначается на свой пост независимо от того, воспринимают его подчиненные соответствующим этой роли или нет. Короче говоря, руководство, менеджмент есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство — психологический. И в этом — основное различие между ними, хотя в то же время имеется и немало общего. Во-первых, и руководство, и лидерство являются средством координации, организации отношений членов социальной группы, средством управления ими. Только один из этих феноменов «работает», как уже говорилось, в системе формальных, официальных отношений, а другой — в системе отношений неформальных, неофициальных. Во-вторых, оба феномена реализуют процессы социального влияния в группе (коллективе). Но в одном случае (руководство) это влияние идет главным образом по официальным каналам, тогда как в другом (лидерство) — по неофициальным. В-третьих, обоим феноменам присущ момент известной субординации отношений. Причем в руководстве он выступает достаточно отчетливо и закреплен должностными инструкциями, а в лидерстве его присутствие гораздо менее заметно и уж заранее никак не очерчено. И вовсе не случайно поэтому, что нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководитель становится лидером и т.д. Примеров такого рода трансформаций в прошлом и настоящем великое множество. В наше же время хороший руководитель организации - это человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Таким образом, необходимо еще раз сказать что отличие понятие лидера от менеджера достаточно велико. Менеджер, как правило, всегда лидер. Лидер же не обязан быть менеджером. Лидерство встречается как в формальных отношениях, так и не в формальных. чего нельзя сказать о менеджменте.[14,17]

 

1.4. Три основных подхода к изучению проблемы в лидерстве

    Лидерство - это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей. Имеется множество средств, с помощью которых можно оказывать влияние на других и вести людей за собой.[3]

    Подход с позиции личных качеств. Согласно личностной теории лидерства, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями.  Некоторые из этих изученных черт - это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе. Однако, изучение личных качеств продолжает давать противоречивые результаты. Лидеры, как правило, отличаются интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом. Но в разных ситуациях  эффективные руководители обнаруживали разные личные качества. Учеными был сделан вывод, что “человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств”.[7]

     Поведенческие  теории лидерства.

Важный вклад поведенческого подхода в теорию лидерства заключается в том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства. СТИЛЬ РУКОВОДСТВА в контексте управления - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера. Каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач.  Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей.  Поэтому стили руководства не всегда можно отнести к какой-то конкретной категории. По традиционной системе классификации стиль может быть автократичным (это одна крайность) и либеральным (другая крайность) или это будет стиль, сосредоточенный на работе, и стиль, сосредоточенный на человеке.

      Автократичное  и  демократичное  руководство.             

     Автократичный  лидер в управлении авторитарен. Автократичный руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому. Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных, исходя из предположения, что это тот самый уровень, на котором они оперируют. Дуглас Мак Грегор, известный ученый в области лидерства, назвал предпосылки автократичного руководителя по отношению к работникам теорией “Х”. Согласно теории “Х” :

Информация о работе Лидерство в организации: стиль, ситуация и эффективность (на примере ЗАО "Кубанькровля")