Маркетинг в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Сущность антикризисного управления предприятием состоит в способности руководства к анализу и регулированию механизма планирования и распределения прибыли.
Преодоление кризисного состояния и повышение эффективности производства возможно за счет выявления реального собственника активов предприятия, реформирования несостоятельных предприятий и представляет сложный процесс разработки и реализации комплекса мероприятий экономического, правового, организационного и технического характера.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава1. Общие понятия и типология кризисов....................................................5
1.1. Диагностика кризисов ворганизации..............................................................8
1.2. Методы преодоления финансового кризиса в организации.......................14
Глава 2.Теоретические аспекты использования средств маркетинга в антикризисном управлении..................................................................................17
2.1Роль маркетинга в антикризисном управлении ..........................................17
2.2. Маркетинговая стратегия антикризисного управления.............................22
2.3 Применение и использование средств маркетинга в антикризисном управлении.............................................................................................................26
Заключение.............................................................................................................34
Список литературы................................................................................................36

Файлы: 1 файл

marketing antikrizisnoe upravlenie.docx

— 293.55 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение...................................................................................................................3

Глава1. Общие понятия и типология кризисов....................................................5

1.1. Диагностика кризисов ворганизации..............................................................8

1.2. Методы преодоления  финансового кризиса в организации.......................14

Глава 2.Теоретические аспекты  использования средств маркетинга в антикризисном управлении..................................................................................17

2.1Роль  маркетинга в антикризисном управлении  ..........................................17

2.2. Маркетинговая стратегия антикризисного управления.............................22

2.3 Применение и использование средств маркетинга в антикризисном управлении.............................................................................................................26

Заключение.............................................................................................................34

Список литературы................................................................................................36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сущность антикризисного управления предприятием состоит в способности  руководства к анализу и регулированию  механизма планирования и распределения  прибыли.

Преодоление кризисного состояния  и повышение эффективности производства возможно за счет выявления реального  собственника активов предприятия, реформирования несостоятельных предприятий  и представляет сложный процесс  разработки и реализации комплекса  мероприятий экономического, правового, организационного и технического характера. Применение новых методов управления и антикризисных процедур обязательно, так как диктуется современными условиями.

Кризисы возникают как в процессе функционирования предприятия, так  и при управлении развитием организации. Они угрожают жизнестойкости. Причины  развития кризиса могут быть различными: объективные, субъективные, природные, связанные с уровнем научных  знаний, несовершенством управления, противоречием интересов и потребности рынка.

Неотвратимость и неизбежность периодов спада и подъема в  развитии различных систем существует при любом, даже самом успешном управлении. И не только экономика, но и все  системы развиваются циклично, не только в ходе расширенного воспроизводства  возникают кризисные ситуации. Поэтому  процесс управления социально-экономической системой должен быть всегда антикризисным.

Антикризисное управление – это такой вид управления, при котором развиты механизмы предвидения и мониторинга кризиса, анализа его природы, вероятности, признаков, применения методов снижения отрицательных последствий кризиса и использования его результатов для будущего более устойчивого развития.

Возможность антикризисного менеджмента связано с искусством выхода из критических ситуаций, деятельностью  человека, который может искать и  выбирать оптимальные пути выхода из кризисных ситуаций, мобилизовываться на выход из наиболее тяжелых и опасных ситуаций, использовать прошлый тысячелетний опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к проблемным ситуациям. Также возможность антикризисного управления определяется знанием циклического характера развития социально-экономических систем, что позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним. Необходимость антикризисного управления определяется целями развития.

Одним из самых значимых и действенных методов вывода коммерческого предприятия из состояния  экономического кризиса является система  маркетинговых мероприятий. Поэтому  данная курсовая работа будет посвящена  обобщению теоретических исследований и практических наработок маркетинга и его роли в антикризисном  управлении в современных экономических  условиях. Использование средств маркетинга в антикризисном управлении на предприятии является актуальной темой на данный момент времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1. Общие понятия и типология кризисов

Кризис — это крайнее  обострение противоречий в социально-экономической  системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Кризис может  пониматься и как этап в развитии социально-экономической системы, необходимый  для устранения напряжений и неравновесия в ней. В ходе кризиса оказываются нежизнеспособными самые важные закономерности, на которых базируются организация производства, перспективы прибыльного использования капитала, распределение стоимости и структура общественного спроса.

Кризисы можно определить по факторам их проявления — наиболее значимым показателям, параметрам функционирования системы, свидетельствующим о наличии  разбалансированности, острых противоречиях  в ней. В отличие от фактора  симптом кризиса — это первоначальный признак надвигающейся проблемы, показатель наиболее уязвимых сторон в функционировании системы.

Типология кризисов включает отдельные группы экономических, социальных, организационных, психологических, демографических, экологических, распределяемых таким  образом, по структуре отношений  в социально-экономической системе, по проблематике ее развития. Причем разные типы кризисов можно представить  как цепочку, в которой разрыв одного звена, т. е. появление фактора  одного из типов кризиса тянет  за собой возникновение факторов других типов.

Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельной организации. Это кризисы перепроизводства, падения продаж, противоречий во взаимоотношениях экономических агентов рынка, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ и разорения предприятий.

Политические  кризисы характеризуются острыми противоречиями в политическом устройстве общества, затрагивающими интересы различных социальных групп, правящих элит, оппозиционных партий. Факторами политических кризисов являются: резкое снижение легитимности власти, ее обесценивание в глазах граждан, отсутствие у власти способности управления происходящими в обществе процессами, смена правящей верхушки, отставка правительства, "министерская чехарда", резкое обострение социальных конфликтов, приобретающих ярко выраженный политический характер.

Социальные кризисы возникают при обострении противоречий и столкновении интересов различных социальных групп и часто являются продолжением экономических кризисов, потому что последние сопровождаются такими негативными социальными проявлениями, как падение уровня занятости, рост цен на потребительские товары, снижение уровня жизни граждан, сокращение государственных ассигнований на образование и здравоохранение. Основными факторами социальных кризисов являются: значительное снижение качества жизни граждан, безработица, нищета, рост числа серьезных заболеваний, Разновидностью социального кризиса является демографический кризис, негативными проявлениями которого является превышение показателей смертности над показателями рождаемости, негативные миграционные процессы, вызывающие отток квалифицированных специалистов, нехватку производительных кадров в экономике, неблагоприятные изменения в половозрастной структуре населения.

Самым непосредственным образом  социальные и демографические кризисы  связаны с психологическими кризисами, которые наиболее ярко проявляются в периоды больших перемен в обществе, в условиях нестабильности и падения уровня жизни людей. Факторы психологического кризиса: это появление неврозов, приобретающих массовый характер, рост неудовлетворенности граждан своим социальным положением, эмоциональная опустошенность у людей, усталость от перемен, обострение чувств неуверенности, страха.

В бизнесе психологический  кризис проявляется, как отсутствие у предпринимателей желания инвестировать в бизнес, производство, неверие в улучшение ситуации, стремление вывести капиталы из страны.

Экологические кризисы вызваны природными, стихийными явлениями, такими как: землетрясения, ураганы, пожары, климатические изменения, наводнения, а также часто они являются результатами жизнедеятельности человека.

Кризисы могут протекать  явно и легко обнаруживаться, а  могут быть малозаметными и идти в скрытой форме. Наиболее опасны кризисы, затрагивающие систему  в целом. В такой ситуации образуется вереница сложных проблем, решение  которых зависит от своевременности  их выявления и профессионализма в управлении организацией, муниципальным  образованием, государством.

Причины кризиса могут  быть: объективными — связанными с  циклическим развитием системы, потребностями модернизации, реструктуризации, воздействием внешних факторов, и  субъективными отражающими ошибки менеджеров в управлении, недостатки в организации производства, несовершенство инновационной и инвестиционной политики.

Последствия кризиса представляют собой возможные состояния системы, ситуации и проблемы, для которых  характерны: резкие изменения или  последовательная трансформация, обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Последствия кризиса определяются его характером, типом, уровнем проявления негативных циклических факторов, выбором  методик антикризисного управления, которое может сгладить негативные тенденции, способствовать преодолению  неблагоприятных факторов, а может, напротив, спровоцировать новый кризис.

Антикризисное управление — это совокупность методов, приемов, позволяющих распознавать кризисы, осуществлять их профилактику, преодолевать их негативные последствия, сглаживать течение кризиса.

Технология антикризисного управления включает в себя ряд последовательных шагов по реализации механизма воздействия  на систему с целью предупреждения, смягчения и преодоления кризисов разных типов. Менеджеру по антикризисному управлению важно иметь системное  видение, уметь целиком охватить взглядом ряд взаимосвязанных проблем, которые, к примеру, могут привести организацию к банкротству, или  резко ухудшить социальное положение  людей. Методы антикризисного управления на уровне государственного регулирования  включают: выработку нормативных, законодательных  актов, определение направленной финансовой и социальной политики, содействие малому бизнесу, инновационной активности предприятий и конкурентоспособности  страны на мировом рынке. На уровне менеджмента организации антикризисное  управление — это разработка стратегий, позволяющих достигать конкурентных преимуществ на рынке с учетом рисков; формирование антикризисной  команды менеджеров и реализация программы по выходу из кризиса; проведение мероприятий, направленных на привлечение  финансовых ресурсов в организацию  и реструктуризация кредиторской задолженности; своевременное решение конфликтов и выбор оптимальной кадровой политики, проведение реорганизации  на сложном этапе банкротства.

 

1.1. Диагностика  кризисов в организации

Любая организация, начиная  с момента своего возникновения, сталкивается с целым рядом проблем, которые могут спровоцировать острый кризис, сопровождающийся резким ухудшением показателей деятельности: ликвидности, платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости оборотных средств, финансовой устойчивости. Рыночные формы  хозяйствования в условиях жесткой  конкуренции приводят к несостоятельности  отдельных субъектов хозяйствования или к их временной неплатежеспособности. Кризисы могут возникнуть на любом  из этапов жизненного цикла организации. Появление идеи, проектирование, планирование, строительство, освоение производственных мощностей, функционирование, развитие, упадок, закрытие или реорганизация — вот перечень этапов циклического развития организации. Она может пройти их полностью, а может и остановиться в своем развитии, не достигнув ощутимых результатов, прекратить свое существование.

Кризисы в организации  могут проявляться: в форме ужесточения  конфликтов, которые способны даже привести фирму к развалу. Моральное  устаревание используемых технологий и потеря конкурентных преимуществ, а также значительный отток ресурсов при увеличении числа банкротств — также являются симптомами нарастающей  кризисной ситуации. Любые острые противоречия, возникшие в организации, связаны с ее финансово-хозяйственной  деятельностью. Поэтому антикризисное  управление, прежде всего, направлено на устранение и недопущение пробелов в системе распределения ресурсов и оптимизацию хозяйственной  деятельности.

Кризисное финансовое состояние  компании требует от менеджеров проведения ряда нетрадиционных мероприятий, использования  в управлении методов и подходов, которые значительно отличаются от руководства в обычных, стабильных, условиях. Кризис, в переводе с греческого, означает "решение", "поворотный пункт" или "исход". Экономический  кризис в организации отражает ее тяжелое финансовое положение, которое  характеризуется неудовлетворительным значением целого ряда показателей, и первым признаком является отрицательный  финансовый результат — валовой  убыток от деятельности, снижение уровня рентабельности или стремительное  сокращение размера прибыли по периодам.

Почему ранее благополучные  предприятия оказываются в состоянии  неплатежеспособности? Причинами кризисного состояния организации могут  являться: изменение рыночных условий; давление конкурентов; злоупотребления  со стороны менеджеров или персонала; деятельность проверяющих или контролирующих государственных органов и т. д. Каковы бы ни были явные причины  ухудшения финансового состояния, первопричиной любого кризиса в организации является низкий уровень профессионализма менеджмента компании.

Информация о работе Маркетинг в антикризисном управлении