Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:00, контрольная работа
Маркетинговая разведка — постоянная деятельность, на основе использования определенных процедур и источников получения информации, по сбору текущей информации об изменении внешней среды маркетинга, необходимая как для разработки, так и корректировки маркетинговых планов. В то время как внутренняя информация фокусируется на полученных результатах, маркетинговая разведка исследует то, что может произойти во внешней среде.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Маркетинговая разведка как метод маркетинговых исследований……….3
Бренчмаркинг,его особенности и область применения…………………..14
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
А) Тесты…………………………………………………………………………..23
Б) Практические задания………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
А) Тесты…………………………………………………………………
Б) Практические задания………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..
1.1 Маркетинговая разведка как метод маркетинговых исследований
Маркетинговая разведка — постоянная деятельность, на основе использования определенных процедур и источников получения информации, по сбору текущей информации об изменении внешней среды маркетинга, необходимая как для разработки, так и корректировки маркетинговых планов. В то время как внутренняя информация фокусируется на полученных результатах, маркетинговая разведка исследует то, что может произойти во внешней среде. Источники получения текущей внешней информации могут быть самого различного характера, для ее сбора используются формальные и неформальные процедуры. Подобная информация получается путем изучения книг, газет, публикаций торговли; в результате бесед с потребителями, поставщиками, дистрибьюторами и другими внешними по отношению к организации лицами, которых следует эффективно мотивировать на сбор нужной информации; на основе бесед с другими менеджерами и сотрудниками, например сотрудниками сбытовых служб данной организации; путем проведения промышленного и коммерческого шпионажа (хотя в зарубежных книгах много пишут об этических проблемах маркетинговых исследований).
Маркетинговые исследования в отличие от маркетинговой разведки предполагают сбор и анализ данных по конкретным маркетинговым ситуациям, с которыми предприятие столкнулось на рынке.
Необходимая информация чаще
всего отсутствует в нужном виде.
Ее следует найти, обработать и правильно
интерпретировать. В маркетинговых
исследованиях приоритетен
Маркетинговые исследования и разработка на их основе маркетинговых стратегий неразрывно связаны со сбором, обработкой и анализом информации. Необходимая информация чаще всего отсутствует в нужном виде. Ее следует найти, обработать и правильно интерпретировать. Проблема в том, что маркетолог применительно к каждому конкретному случаю должен не только определить источники получения информации, но и самостоятельно разработать методику ее анализа.
Поиск информации при проведении маркетинговых исследований сводится к ответу на пять основных вопросов.
Какая информация необходима для решения поставленных задач?
Где и когда можно получить необходимую информацию?
В каком виде и объеме можно получить информацию?
Насколько полученная информация ценна для решения поставленных задач?
Каковы финансовые и временные затраты на получение информации?
В целом маркетинговые исследования мало отличаются от других видов социально-экономических исследований. Они используют те же методы статистического анализа, социологических опросов, психологических тестов и т. д. Единственное различие заключается в том, что в специализированных исследованиях приоритетной является методика проведения (технология должна скрупулезно соблюдаться), а в маркетинговых исследованиях приоритетен результат. Скрупулезность выполнения уходит на второй план, если она не имеет стратегического значения. В конкурентной борьбе выигрывает не тот, кто получил максимально точный результат, а тот, кто первым нашел и реализовал верное решение, пусть даже с большей долей допустимости.
По способу получения маркетинговые исследования информации подразделяются на два основных вида: вторичные исследования (desk research) и первичные исследования (field research).
I. Вторичные (кабинетные)
исследования базируются на
Внутренние источники — это источники информации, расположенные внутри предприятия. Они являются основным видом источников информации в маркетинге, не требуют больших затрат, всегда под рукой и включают в себя как минимум три вида маркетинговой информации:
Маркетинговая статистика (характеристика товарооборота, структура продаж, рекламации и т. п.). Это информация о рынке, о том, кто, что, когда, где, с какой регулярностью, на каких условиях, в каком количестве и т. д. покупает. «Чистых данных» нет ни в бухгалтерии, ни в финансовой службе, ни в других подразделениях. Маркетинговое подразделение самостоятельно разрабатывает для своего предприятия внутрифирменную систему показателей.
Данные о маркетинговых
затратах (по продукту, сбыту и коммуникациям).
Маркетинговые мероприятия
Внутрифирменные данные (производительность оборудования, загрузка мощностей, характеристика системы складирования и др.) Это вспомогательная информация, уже имеющаяся на предприятии. Она отражает внутренний потенциал предприятия, который необходимо учитывать при планировании маркетинговых мероприятий. Например, нет смысла набирать заказов больше, чем предприятие может выполнить.
Внешние источники информации состоят из общедоступных материалов сторонних организаций, представляющих ценность для планирования маркетинговых мероприятий. Это не совсем то, что нужно для работы, но какую-то полезную информацию из них почерпнуть можно. Например:
Материалы государственных
и муниципальных органов власти
и управления. Из них можно выяснить,
например, условия оказания поддержки
малому бизнесу, приоритеты территориального
развития, положение об образовании
избирательных участков (для анализа
эффективности распределения
Материалы торгово-промышленных
палат. Торгово-промышленные палаты (ТПП)
представляют собой некоммерческие
организации, занимающиеся координацией
предпринимательской
Сборники статистической информации. Статистика ориентирована в первую очередь на потребности государства и далеко не всегда адекватно отражает реальную ситуацию. Однако во многих случаях ее данные незаменимы для анализа рыночных тенденций. Основные источники информации здесь — обобщенные данные налоговой отчетности, материалы переписи населения и обследований хозяйствующих субъектов, а также данные других федеральных органов (Таможенной службы, Роспотребнадзора и т. д.). Кроме того, все региональные управления Госкомстата предоставляют по запросу предприятий платную информацию в рамках своей компетенции.
Специализированная литература,
сообщения в журналах и газетах.
Это то, что можно почерпнуть с
помощью контент-анализа
Прайс-листы, выставочные каталоги, проспекты и другие фирменные публикации. Все эти материалы в достаточном количестве обычно имеются в любой коммерческой организации. Обычно для их получения применяются «засланцы», назначаемые из числа новых сотрудников, в задачи которых входит посещение конкурентов под видом покупателей. Кроме того, подобные источники свободно раздаются на выставках и презентациях.
Материалы консалтинговых организаций. Обычно эти материалы включают в себя анализ рынков и конкуренции, консалтинговые фирмы проводят внешние ревизии и разрабатывают конкурентные стратегии. Следует учитывать то, что консалтинговые фирмы зачастую имитируют аналитическую деятельность, представляя результаты, за эффективность использования которых ответственность несет сам заказчик.
Исследования, выполненные на основе вторичной информации, обычно являются предварительными и носят описательный или постановочный характер. С помощью таких исследований можно определить, к примеру, тенденции развития рынка, конкурентные стратегии, местные инфраструктурные особенности и т. д.
Достоинствами вторичных (кабинетных)
исследований являются меньшие затраты
времени и финансов, чем на первичные
исследования, и возможность использования
результатов для определения
задач первичного исследования, если
цель не достигнута. Значимость внутренней
или внешней информации в каждом
конкретном случае определяется задачами
исследования. Основная проблема в
их использовании связана с
II. Первичные (полевые)
исследования базируются на
Полное (сплошное) исследование
охватывает всех респондентов. Обычно
оно применяется для изучения
небольшого их числа, например крупных
потребителей или контрагентов. Сплошные
исследования отличаются точностью, а
также низкими затратами
Частичное (выборочное) исследование
охватывает определенный процент или
целевую группу респондентов. Обычно
оно представляют собой обычное
социологическое исследование, проводимое
на основе выборки из статистической
совокупности респондентов в соответствии
с ее структурой. Чем точнее выборка,
тем точнее получаемый результат. Выборку
можно заказать в любом территориальном
управлении статистики, где она рассчитывается
на основании результатов
Существует три вида выборки:
случайная подразумевает случайный подбор респондентов независимо от их личностных характеристик.
нормированная (квотированная) подразумевает подбор респондентов в соответствии со структурой населения.
концентрированная подразумевает отбор не всех респондентов, а только представителей определенного сегмента потребительского рынка или контрагентов.
Основные методы полевых (первичных) исследований в маркетинге условно можно разделить на три группы.
Группа I. Опросы потребителей и контрагентов. Проведение опросов подразумевает два возможных подхода к их организации: анкетирование и интервью. Большой разницы между ними нет. Единственное различие в том, кто заполняет опросный лист. При проведении анкетирования это делает респондент, а при проведении интервью — интервьюер.
Анкетирование — это письменная
форма опроса, осуществляемого вне
непосредственного контакта с респондентом.
Анкетирование проводить
Интервьюирование — это
письменная форма опроса, осуществляемого
в процессе непосредственного контакта
с респондентом. Интервью отличается
большей точностью, трудоемкостью,
значительными затратами
Технология проведения опросов
предусматривает множество
1 Личная беседа через
прямой контакт с респондентом
подразделяется на три
стандартизированный опрос — основан на использовании стандартных вариантов ответов (например: 1. Вы курите. 2. Вы не курите). Этот метод часто используется при анкетировании с самостоятельным заполнением анкет респондентами;
нестандартизированный опрос — основан на использовании в опросах помимо стандартных вариантов ответа так называемых открытых ответов на вопросы (например: 1. Вы курите.2. Вы не курите. 3. Другое (назовите)). Этот метод используется как в анкетировании, так и в интервьюировании респондентов. Его недостаток — высокая трудоемкость обработки анкет с большим количеством открытых ответов;