Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:06, курсовая работа
В ходе реформ в России произошли коренные изменения во всех областях жизни общества, и едва ли не самые кардинальные из них — в сфере экономики. Современный период экономического развития сопровождается ломкой старой социальной и политической системы, а в области управления — заменой административно-командной системы рыночной. Если судить по темпам 2003-2004 г., оживлению во многих отраслях народного хозяйства, в целом можно с уверенностью сказать, что рыночная экономика у нас вполне утвердилась, постепенно втягивает в себя все виды общественного производства.
Введение……………………………………………………………………………3-6 стр.
1. Структура механизма менеджмента……………………………………………7-8 стр.
2. Характерные черты эффективного менеджмента……………………………..9-10 стр.
3. Анализ и оценка эффективности менеджмента……………………………….11-15 стр.
4. Пути и методы анализа эффективности менеджмента………………………..16-24 стр.
5. Качество менеджмента………………………………………………………….25-29 стр.
6. Эффективность управления……………………………………………………..30-33 стр.
6.1 Уровни эффективности системы управления…………………………34-35 стр.
6.2 Персонал как фактор повышения эффективности управления………36-39 стр.
6.3 Правильная организация труда как фактор повышения эффективности управления……………………………………………………………………...………40-41 стр.
Заключение……………………………………………………………………..………42-43 стр.
Список используемой литературы…………………………………………………….....44 стр.
2. Характерные черты эффективного менеджмента
В мировой практике приняты следующие черты эффективного менеджмента:
Эффективность менеджмента – результативность управленческой деятельности, критерии которой:
• действенность – степень
• экономичность – соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов;
• качество – соответствие характеристик товара (услуг) стандартам и требованиям потребителей;
• прибыльность – соотношение между доходами и суммарными издержками;
• продуктивность – соотношение объема товара (услуг) за определенный период в натуральных, стоимостных и других показателях и затрат ресурсов, соответствующих данному объему продукции (ресурсов: трудовых, материальных, финансовых и др.);
• качество трудовой жизни – условия труда работников;
• инновационная активность – результативность внедрения новшеств в различных функциональных областях деятельности организации: техническое переоснащение, производство, организация и т.д.
Экономические показатели эффективности управления следующие.
1. Показатель эффективности управления
Эу = П : Зу,
где П – прибыль организации; Зу – затраты на управление.
2.Коэффициент численности управленческих работников
Кч = Чу : Ч,
где Чу – численность работников управления; Ч – общая численность работников организации.
3. Коэффициент затрат на управление
Кз = Зу : 3,
где 3 – общие затраты организации.
4. Коэффициент затрат на управление на единицу выпускаемой продукции (оказываемых услуг)
Кзп = Зу : К,
где К – количество или объем выпускаемой продукции (оказываемых услуг).
Э.М. Коротковым предложена формула эффективной деятельности менеджера (рис. 2.12).
Рис. 2.12. Формула эффективной деятельности менеджера
3. Анализ и оценка эффективности менеджмента
Эффективность менеджмента — сложное и многообразное понятие, смысл которого заключается в том, что весь процесс управления, начиная с постановки цели и, заканчивая конечным результатом деятельности, должен производиться с наименьшими издержками или с наибольшей результативностью (производительностью). На рис.126 схематично показано, что преобразуется в результате процесса.
Управление организацией
-цели,
-структура,
-коммуникации,
-планирование,
-технология,
-персонал,
-финансы,
-мотивация,
-контроль
ВХОД
Ресурсы (цели, материалы, информация, финансы, труд)
Ресурсы (результат, информация, занятость, социо-экономические выгоды)
|
Рис.126. Взаимосвязь ресурсов и управления организацией
Материальные, трудовые и финансовые ресурсы должны преобразовываться в товары, услуги и т. д. Для этого существует организация, которая должна обеспечить это преобразование не только с выгодой для потребителя, но и для самой себя. Иными словами, затраты на преобразование должны быть меньше, чем стоимость результата. В этом и заключается сущность понятия эффекта и эффективной деятельности. Хороший менеджер видит организацию как систему зависящих друг от друга элементов, результативность функционирования которых зависит от непрерывного развития и движения этой системы.
Основными критериями эффективного управления является определенная множественность показателей, характеризующих результативность работающих организационных систем и подсистем. Конечный результат управления часто называют эффектом управления. Эффект представляет собой результат осуществления мероприятий, направленных на совершенствование производства, бизнеса и организации в целом.
Эффект
управления складывается из
1) экономический
эффект – вид эффекта, имеющий
непосредственную стоимостную
2) социально-экономический
эффект – имеет комплексную
природу сочетания
3) социально-психологический
эффект – вид эффекта, который
принципиально не может быть
пересчитан в экономический (
Общий эффект можно условно принять за сумму трех эффектов. Условно, так как показатели эффекта измеряются по-разному, и напрямую сложить их не представляется возможным. Помимо понятия эффекта используют понятие эффективности.
Эффективность — результат, выраженный стоимостными
показателями, является экономическим
эффектом, характеризующимся приростом
дохода, увеличением прибыли. Эффективность
представляет собой соотношение эффекта
или достигнутого результата и затрат
на их получение.
Эффект
Эффективность =
Затраты
При управлении стремятся к
максимальному сокращению
• материальные затраты (сырье, полуфабрикаты) и энергия;
• трудовые затраты (время работы и квалификация работников);
• финансовые ресурсы или деньги и их эквиваленты (например, ценные бумаги).
Эффективность можно увеличить
уменьшением любого из
Наиболее важным источником
Итак, эффективность менеджмента обеспечивается за счет деятельности по оптимизации затрат и увеличения результативности по всем направлениям менеджмента:
• в управлении трудовыми ресурсами;
• в управлении производством или при создании операционной системы;
• при определении методов и структур управления.
Используя расчетные
Эу=П/Зу,
где Эу -показатель эффективности, Зу- затраты на управление, П – прибыль.
Кч=Чу/Ч,
где Кч -коэффициент численности управленцев, Чу –численность работников управления, Ч – общая численность работников организации.
Кз=Зу/З,
где Кз –коэффициент затрат на управление, Зу –затраты на управление, З –общие затраты организации.
Кзп+Зу/ОП,
где Кзп –коэффициент затрат на управление на единицу выпускаемой продукции(услуг), Зу – затраты на управление, ОП – количество или объем выпускаемой продукции (услуг).
4. Пути и методы анализа эффективности менеджмента
Управление
организацией предстает в виде процесса
осуществления определенного
Менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности и т.п.
Достижение
целей организации требует
Если
деятельность полностью или частично
приводит к достижению поставленных
целей, с управленческой точки зрения
она считается эффективной. Степень
эффективности определяется тем, насколько
удалось достичь указанных
Помимо
эффективности действия, направленные
на достижение целей, характеризуются
выгодностью и экономичностью. Первая
заключается в получении
Эффективная деятельность характеризуется такими признаками, как результативность, простота и рациональность технологии и организации, точность, надежность всех элементов (оборудования, материалов и работников), высокое качество процессов и их результата, соответствие целям организации и т. п.
Для
достижения необходимой эффективности
управленческой деятельности следует
заблаговременно создать для
нее необходимые условия в
виде предпочтительных позиций в
тех или иных областях, предотвращения
влияния, как в настоящее время,
так и в будущем
Само осуществление деятельности должно быть своевременным, что требует выбора наиболее удачного момента для ее начала, оптимальной последовательности отдельных этапов, предотвращения неоправданных перерывов и потерь времени.
Важность учета этих обстоятельств в условиях усложнения хозяйственных процессов трудно переоценить.
Эффективно работающее предприятие предполагает единовременное функционирование всех стадий и направлений менеджмента, т.е. взаимосвязь их во времени и пространстве.
Обеспечение прибыльности, а значит, эффективности работы всех подразделений предприятия — главная задача менеджмента. Она включает рациональную организацию производственного процесса, развитие технико-технологической базы, эффективное использование живого труда (кадров), обеспечение творческой активности работников.
Какой
бы характер хозяйственная деятельность
ни носила, но если она направлена на
получение прибыли или
Уровень
прибыльности фирмы в значительной
степени определяется рынком, но зависит
также от рационального использования
производственных ресурсов и эффективности
управления. Прибыль является залогом
стабильного функционирования предприятия.
Любое предприятие находится
под воздействием ситуации, складывающейся
на рынке: изменяется положение конкурирующих
фирм, условия и формы
Все это определяет долю риска, которая возмещается прибылью. Менеджмент призван снизить долю риска не только в настоящем, но и в будущем периоде, поэтому менеджеры наделяются правом самостоятельности в принятии решений в изменяющейся обстановке.
Ориентация
предприятия на удовлетворение рыночных
потребностей в товарах и услугах
предполагает многообразие видов деятельности
менеджеров. Вот далеко не полный их
перечень: новая техника и технология
производства, обеспечение