Механизм подбора, отбора и поступления на государственную службу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:23, реферат

Описание работы

От того насколько правильно подобраны кадры в системе управления государственной службы является важным условием успешного решения стоящих перед обществом задач и укрепления белорусской государственности. Именно от органов власти и управления, персонала государственной службы, от исполнения ими своих должностных (служебных) обязанностей напрямую зависит эффективность всего государственного управления.
Государственная кадровая политика должна обеспечить:
полное и качественное удовлетворение потребностей государственных и хозяйственных органов управления страны в профессиональных кадрах;
максимально эффективное использование интеллектуального потенциала государства, его сохранения и преумножения.

Содержание работы

Введение….……………………………………….................................................
3
1 Кадровое обеспечение органов государственного управления..……………
4
Подбор и расстановка кадров на государственную службу........................
9
3 Механизм подбора, отбора и поступления на государственную службу….
15
Заключение……………………………………..………………………………….
29
Список используемых источников……………. …………

Файлы: 1 файл

Реферат-особенности подбора кадров в органы гос службы и местного самоуправления (Автосохраненный).docx

— 69.15 Кб (Скачать файл)

 

Подбор  персонала осуществляется на конкурсной основе.

Конституцией  Республики Беларусь предусмотрено  право каждого на равный доступ к  любым должностям в государственных  органах в соответствии со способностями  и профессиональной подготовкой. В  целях обеспечения этого конституционного права и привлечения на работу в государственный аппарат высоко­квалифицированных кадров может быть объявлен конкурс  на замещение должностей в государственном  аппарате. Конкурс является наиболее справедливым способом получения должности, единственно возможным демократическим  механизмом отбора на государственную  службу без протекции и соответствующей внешней поддержки [9].

Конкурсом в системе государственной службы является особая процедура подбора  кадров на вакантные государственные  должности в соответствии с решением конкурсной комиссии.

Порядок и условия проведения конкурса установлены  Типовым положением о конкурсе на замещение должностей в государственном  аппарате Республики Беларусь, утвержденным постановлением Госкомтруда Республики Беларусь от 25 февраля 1994 г. № 30.

Конкурс  может объявляться только на вакантные  должности. Вакантной  государственной  должностью является не замещенная служащими  государственного аппарата должность, предусмотренная в штатном расписании аппарата государственного органа. Конкурс  не проводится на должности временно отсутствующих работников:

  • по болезни;
  • находящихся в отпуске;
  • направленных для подготовки, переподготовки и повышения квалификации с отрывом от работы.

Не проводится конкурс также на должности, назначение на которые и освобождение производится вышестоящими органами.

Выпускники  высших и средних специальных  учебных заведений, направленные в  государственные органы по договорам (заявкам), замещают вакантные должности  без конкурса.

Решение о проведении конкурса на замещение  должностей принимается руководителем  государственного органа, наделенного  правом приема и увольнения работников.

Участвовать в конкурсе на замещение должностей могут граждане Республики Беларусь, отвечающие требованиям, установленным  законодательством для поступления  на государственную службу, и имеющие  образование, специальность, квалификацию, соответствующие профилю предполагаемой деятельности, опыт практической работы и другие качества, позволяющие успешно  исполнять возложенные на них  обязанности.

К участию  в конкурсе не допускаются лица, которые в соответствии с законодательством  о государственной службе не могут  занимать должности в государственном  аппарате.

 Для  участия в конкурсе не допускаются  лица:

  • ограниченные решением суда в дееспособности либо признанные недееспособными, а также те, кому судом запрещено занимать должности в государственном аппарате или заниматься определенной деятельностью;
  • имеющие в соответствии с заключением медицинского учреждения заболевание, которое препятствует выполнению служебных обязанностей;
  • имеющие судимость, не снятую или не погашенную в установленном законом порядке;
  • которые в случае поступления на работу будут связаны отношениями непосредственной подчиненности или подконтрольности с лицами, находящимися с ними в близком родстве или свойстве.

Конкурс может быть открытым и закрытым. Открытый конкурс проводится после  опубликования объявления о проведении конкурса в официальных изданиях республиканских средств массовой информации. В открытом конкурсе имеют  право принимать участие все  граждане Республики Беларусь, соответствующие  квалификационным требованиям, предъявляемым  при поступлении на государственную  службу.

В закрытом конкурсе участвуют только работники  данного государственного органа или  государственные служащие, состоящие  в кадровом реестре государственных  служащих.

Решение о форме, сроках проведения конкурса и установлении перечня должностей, подлежащих замещению, принимает руководитель государственного органа.

Организация и проведение конкурса возлагаются  на кадровые службы и конкурсные комиссии. О проведении конкурса издается приказ, в котором определяются должности, на которые объявляется конкурс, сроки проведения конкурса, вид конкурса (открытый или закрытый), состав конкурсной комиссии.

Кадровая  служба государственного органа:

  • информирует о конкурсе заинтересованных лиц;
  • совместно с руководителями соответствующих подразделений на основании Квалификационного справочника должностей государственных служащих вырабатывает требования к кандидатам на вакантные должности;
  • обеспечивает необходимую документацию и условия для работы конкурсной комиссии.

В объявлении о приеме документов на конкурс указывается  наименование вакантной государственной  должности, требования, предъявляемые  для ее замещения, условия проведения конкурса.

Конкурсная  комиссия создается на основании  приказа руководителя государственного органа.

В состав конкурсной комиссии, как правило, включаются: заместитель руководителя государственного органа, руководитель структурного подразделения, в состав которого входит должность, подлежащая замещению, и другие наиболее опытные работники данного органа. Для участия в работе комиссии могут приглашаться работники вышестоящих  органов, независимые эксперты, представители  общественных объединений. Число членов комиссии должно быть нечетным. Председатель конкурсной комиссии назначается руководителем  государственного органа из состава  членов этой комиссии.

Лица, желающие участвовать в конкурсе на замещение  должности, подают заявления на имя  руководителя государственного органа и прилагают к нему следующие  документы:

  • личный листок по учету кадров;
  • автобиографию;
  • копии документов об образовании;
  • справку о состоянии здоровья;
  • другие документы, предъявляемые при приеме на работу в соответствии с Трудовым кодексом.

Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, предъявляется по прибытии на конкурс.

Перечисленные документы направляются гражданином  на имя руководителя государственного органа. Гражданин, являющийся служащим государственного аппарата, также направляет заявление о желании участвовать  в конкурсе на имя руководителя государственного органа.

Несвоевременное либо неполное представление документов, а также представление ложных сведений является основанием для вынесения  конкурсной комиссией решения о  недопущении кандидата к участию  в конкурсе. В исключительных случаях  при наличии уважительных причин руководитель государственного органа может продлить срок представления  документов. К уважительным причинам можно отнести болезнь, задержку без законного основания выдачи документов органом государственной  налоговой службы, медицинским учреждением  и т.п.

Лица, работающие в государственном органе, который  объявил конкурс на замещение  должностей, для участия в конкурсе подают заявления на имя руководителя.

Участники конкурса имеют право ознакомиться со списком кандидатов на данную должность.

Для оценки профессиональных, деловых и личностных качеств кандидата по решению  руководителя органа могут проводиться  собеседования, тестирование, анкетирование, написание реферата по вопросам, связанным  с должностными полномочиями по государственной  должности, на которую претендует кандидат, практические задания и другие не противоречащие законам формы проверки знаний, умений и навыков в объеме установленных требований по каждой должности.

При оценке  деловых, профессиональных и личностных качеств кандидата конкурсная комиссия должна исходить из соответствующих  квалификационных требований, предъявляемых  к государственной должности, и  требований должностной инструкции.

Заседание конкурсной комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 ее состава. Решение конкурсной комиссии принимается  в отсутствие участников конкурса. Конкурсная комиссия по результатам  обсуждения каждого из кандидатов, участвующих в конкурсе, проводит тайное голосование. Решение принимается  простым большинством голосов от числа ее членов, присутствующих на заседании.

Избранным считается кандидат, который набрал не менее 50 % голосов присутствующих членов комиссии. Если в конкурсе на одну должность участвовало два  и более кандидата, то избранным  считается кандидат, который набрал большинство голосов, но не менее 1/3  голосов. При этом члены конкурсной комиссии имеют право голосовать «за» только один раз.

Если  несколько кандидатов получили одинаковое, но не менее предусмотренной 1/3 количество голосов, на этом же заседании конкурсной комиссии проводится повторное голосование. Если несколько кандидатур снова  получают одинаковое количество голосов, то материалы с результатами голосования  передаются на рассмотрение руководителя государственного органа, который и  принимает окончательное решение.

Результаты  конкурса оформляются протоколом и  доводятся до сведения его участников. Протокол заседания конкурсной комиссии подписывается членами комиссии, участвовавшими в ее заседаниях, и  вместе с бюллетенями для тайного  голосования передается кадровой службе государственного органа, на основании  чего готовятся проекты контракта  и приказа руководителя о приеме на работу. Решение конкурсной комиссии является основанием для назначения кандидата на соответствующую должность  и заключения с ним контракта  или отказа в его заключении.

Выписка из протокола заседания конкурсной комиссии о результатах конкурса на замещение должности хранится в личном деле работника, назначенного на должность по итогам проведенного конкурса.

Типовым положением о конкурсе на замещение  должностей в государственном аппарате предусмотрено, что индивидуальные трудовые споры по итогам проведенного конкурса рассматриваются в порядке, установленном законодательством. Поскольку законодательством не установлен соответствующий орган, в который работник вправе обжаловать решение конкурсной комиссии, то исходя из положений ст. 60 Конституции заинтересованное лицо вправе обратиться в суд.

К сожалению, на практике конкурс на замещение  вакантной должности государственного служащего проводится крайне редко. В то же время внедрение конкурсного  порядка замещения государственных  должностей позволило бы сформировать квалифицированный состав государственных  служащих, а также создать эффективный механизм реализации права государственного служащего на продвижение по службе.

Подготовленный  проект нового закона «О государственной  службе», который внесен на рассмотрение Парламента, предусматривает возможность  проведения такого конкурса.

При приеме на государственную службу государственный  орган может установить предварительное  испытание. Предварительное испытание  дает возможность  руководителю государственного органа проверить соответствие гражданина, принимаемого на должность государственного служащего, поручаемой ему работе по замещаемой должности. Испытание устанавливается  для проверки деловых качеств  государственного служащего, его профессионализма, умения выполнять на соответствующем  уровне свои должностные обязанности. В процессе испытательного срока  непосредственно в рабочей обстановке проверяются деловые качества государственного служащего.

Предварительное испытание устанавливается при  заключении контракта с государственным  служащим. В дальнейшем, в процессе работы, установление испытания недопустимо. Условие о предварительном испытании  включается в контракт. Если такое  условие  в контракте отсутствует, то, следовательно, не было соглашения об установлении предварительного испытания, если даже об этом  указывалось в  приказе о приеме на работу.

Хотя  при установлении испытательного срока  государственный служащий и зачисляется  в штат организации, но на этом процедура  его приема на государственную должность  не завершается.

Основания и порядок установления предварительного испытания для государственных  служащих несколько отличается от предварительного испытания, предусмотренного Трудовым кодексом РБ (далее - ТК РБ).

Так, в  соответствии с Законом о государственной службе предварительное испытание устанавливается только для лиц, впервые поступающих на государственную службу. Если же государственный служащий, уволившись из одного государственного органа, поступает на службу в другой государственный орган, то предварительное испытание установлено не может быть. Предварительное испытание для других работников, не относящихся к государственным служащим, может быть установлено при поступлении на другую работу независимо от того, что работник ранее работал на аналогичной должности в другой организации.

Кроме того, при приеме на государственную службу предварительное испытание отличается своей продолжительностью. Если в  соответствии со ст.28 ТК РБ предварительное  испытание при заключении трудового  договора устанавливается на срок до 3 месяцев, то при поступлении на государственную службу может устанавливаться  на срок от 3 до 6 месяцев.

Продолжительность срока предварительного испытания  устанавливается при заключении контракта, и его продление, даже при согласии государственного служащего, недопустимо. Однако если государственный служащий в период срока испытания отсутствовал на работе в связи с болезнью, исполнением государственных обязанностей, нахождением в учебном отпуске и по другим уважительным причинам, срок испытания продлевается на период отсутствия. Если в нарушение закона руководитель государственного органа установил испытательный срок, который превышает установленный законом максимальный предел, то в случае увольнения государственного служащего в период срока, превышающего предусмотренный законом, такое увольнение будет считаться незаконным. Минимальная продолжительность испытательного срока законом не установлена.

Продолжительность срока испытания определяется по предложению руководителя государственного органа и зависит от должности, на которую принимается государственный  служащий, времени, необходимого для  правильной оценки деловых качеств  государственного служащего и определения  соответствия его поручаемой работе.

Информация о работе Механизм подбора, отбора и поступления на государственную службу