Механизм подбора, отбора и поступления на государственную службу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:23, реферат

Описание работы

От того насколько правильно подобраны кадры в системе управления государственной службы является важным условием успешного решения стоящих перед обществом задач и укрепления белорусской государственности. Именно от органов власти и управления, персонала государственной службы, от исполнения ими своих должностных (служебных) обязанностей напрямую зависит эффективность всего государственного управления.
Государственная кадровая политика должна обеспечить:
полное и качественное удовлетворение потребностей государственных и хозяйственных органов управления страны в профессиональных кадрах;
максимально эффективное использование интеллектуального потенциала государства, его сохранения и преумножения.

Содержание работы

Введение….……………………………………….................................................
3
1 Кадровое обеспечение органов государственного управления..……………
4
Подбор и расстановка кадров на государственную службу........................
9
3 Механизм подбора, отбора и поступления на государственную службу….
15
Заключение……………………………………..………………………………….
29
Список используемых источников……………. …………

Файлы: 1 файл

Реферат-особенности подбора кадров в органы гос службы и местного самоуправления (Автосохраненный).docx

— 69.15 Кб (Скачать файл)

Срок  предварительного испытания начинает течь с первого дня вступления государственного служащего в должность. Продолжительность испытательного срока не может превышать срока, зафиксированного в контракте и  в приказе о зачислении на должность.

В период предварительного испытания на государственного служащего  в полном объеме распространяется действие законодательства о государственной  службе и условий контракта.

Государственный служащий выполняет обязанности  по той должности, на которую он принят. Он имеет право на должностной оклад и установленные надбавки к окладу, подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка соответствующего государственного органа. Также ему предоставляются предусмотренные законодательством льготы и гарантии, на него распространяются соответствующие права, обязанности и правоограничения, и время работы включается в стаж.

Предварительное испытание не устанавливается при  поступлении на государственную  службу путем утверждения, избрания либо по конкурсу.

Условие о предварительном испытании  в трудовую книжку не заносится.

Если  по истечении срока испытания  государственный служащий не уволен как не выдержавший испытательного срока, то он считается выдержавшим  испытание и последующее увольнение допускается только по основаниям, предусмотренным законодательством  о государственной службе и Трудовым кодексом. Дополнительного приказа  о том, что государственный служащий выдержал испытание, не требуется.

При неудовлетворительном результате предварительного испытания  государственный служащий подлежит увольнению как не выдержавший испытательного срока.

Расторжение трудового договора с предварительным  испытанием (п. 7 ст. 35 ТК) является самостоятельным  основанием увольнения.

Увольнение  государственного служащего, принятого  на государственную службу с предварительным  испытанием, может быть произведено  по инициативе каждой из сторон контракта:

  • до истечения срока предварительного испытания, предупредив об этом другую сторону письменно за три дня;
  • в день истечения срока предварительного испытания (ст. 29 Трудового Кодекса).

Государственный служащий должен предупредить руководителя государственного органа о расторжении  контракта за три дня, а не за один месяц, как это предусмотрено  в ст. 40 Трудового Кодекса. Если у руководителя государственного органа возник вопрос об увольнении государственного служащего в связи с неудовлетворительными результатами испытания, то он должен предупредить государственного служащего об увольнении за три дня.

Государственный служащий считается не выдержавшим  испытания, если в период испытательного срока систематически, постоянно  не выполнял свои служебные обязанности  либо выполнял их некачественно, неполно, несвоевременно. Руководитель государственного органа обязан указать причины, послужившие  основанием для признания государственного служащего не выдержавшим испытания. При этом не обязательно, чтобы за ненадлежащее выполнение должностных  обязанностей в период испытательного срока государственный служащий  привлекался к дисциплинарной ответственности. Однако факт ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей должен быть подтвержден  соответствующими документами: актами, докладными, объяснительными записками  и т.п. Эти документы должны содержать  не только констатацию факта ненадлежащего  выполнения работы, но и аргументацию, обоснование, ссылки на конкретные показатели,  к примеру, свидетельствующие, какие  именно  функциональные обязанности, предусмотренные соответствующими справочниками, инструкциями, договором, и по каким причинам не мог выполнить  испытуемый, в чем проявились его  профессиональное несоответствие, некомпетентность [8].

При этом следует иметь в виду, что увольнение государственного служащего по данному  основанию возможно в случае, если ему были созданы нормальные условия  для выполнения его должностных  обязанностей.

Контракт  по результатам испытания может  быть расторгнут до истечения испытательного срока или в последний его  день. Если до истечения срока испытания  контракт с государственным служащим не расторгнут, то государственный  служащий считается выдержавшим  испытание и последующее его  увольнение допускается лишь на общих  основаниях. Дополнительного приказа о том, что работник выдержал испытание и окончательно назначен на должность, не требуется.

Государственный служащий, уволенный с государственной  службы как не выдержавший испытания, вправе обжаловать такое увольнение в суд.

Если  в период испытательного срока будут  выявлены обстоятельства, по которым  государственный служащий не может  находиться на государственной службе, он подлежит увольнению по п. 3 ст. 44 ТК (нарушение правил приема на работу).

В период испытательного срока государственный  служащий может быть уволен не только в связи с неудовлетворительным результатом испытания, но и по другим предусмотренным законом основаниям. В этом случае  должен быть соблюден общий порядок увольнения по соответствующему основанию.  

В целях формирования высокопрофессиональных управленческих кадров государственных  органов и иных государственных  организаций Указом Президента республики Беларусь от 17 марта 2005 г. №139 был введен квалификационный экзамен для лиц, впервые поступающих на государственную службу.

С 30 марта 2005 г. в соответствии с Указом Президента РБ от 17.03.2005 № 139 «Об утверждении  Положения о квалификационном экзамене для лиц, впервые поступающих  на государственную службу» для  лиц, впервые поступающих на государственную  службу (выпускники высших учебных  заведений, а также иные граждане, чья профессиональная деятельность ранее не была связана с занятием государственных должностей), проводится квалификационный экзамен. Целью такого экзамена является установление соответствия уровня профессиональных (специальных) знаний, умений и навыков лиц, претендующих на занятие государственных должностей, современным требованиям, предъявляемым  к государственному служащему, выявление  наличия у кандидата профессионального  потенциала, который позволит ему  в дальнейшем эффективно работать в  государственном аппарате.

Квалификационный  экзамен проводится экзаменационными комиссиями, которые создаются:

  • Администрацией Президента РБ - при поступлении на государственные должности в Администрации Президента РБ, а также на государственные должности, включенные в перечень должностей руководящих работников государственных органов и иных организаций, включаемых в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, утвержденный Указом Президента РБ от 08.11.2001 № 644;
  • Советом Республики и Палатой представителей Национального собрания РБ - при поступлении на государственные должности в их секретариатах;
  • Советом Министров РБ - при поступлении на государственные должности в его Аппарате;
  • Конституционным Судом РБ - при поступлении на государственные должности в его секретариате;
  • Верховным Судом РБ - при поступлении на государственные должности в его аппарате и аппаратах иных общих судов;
  • Высшим Хозяйственным Судом РБ - при поступлении на государственные должности в его аппарате и аппаратах хозяйственных судов областей и г.Минска;
  • Комитетом государственного контроля РБ - при поступлении на государственные должности в его центральном аппарате и территориальных органах;
  • Национальным банком РБ - при поступлении на государственные должности в его центральном аппарате и структурных подразделениях;
  • Управлением делами Президента РБ - при поступлении на государственные должности в Управлении делами Президента РБ, Департаменте по гуманитарной деятельности и государственном учреждении «Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса и официальных делегаций «Дипсервис» Управления делами Президента РБ;
  • Центральной комиссией РБ по выборам и проведению республиканских референдумов - при поступлении на государственные должности в ее аппарате;
  • министерствами, другими республиканскими органами государственного управления - при поступлении на государственные должности в их аппаратах;
  • облисполкомами и Минским горисполкомом - при поступлении на государственные должности в их аппаратах, а также в других местных исполнительных и распорядительных органах, аппаратах местных Советов депутатов;
  • иными государственными организациями - при поступлении на государственные должности в этих организациях.

Состав  и порядок работы экзаменационных  комиссий утверждаются руководителями государственных органов (организаций), в которых они созданы. В экзаменационные  комиссии включаются руководящие работники  соответствующих государственных  органов (организаций), высококвалифицированные  специалисты, научные работники.

Лица, сдающие  квалификационный экзамен, имеют право  не менее чем за 10 дней до его начала ознакомиться с формой проведения экзамена, а также содержанием экзаменационных  вопросов (вопросов для собеседования  или тестирования). При ознакомлении с перечнем вопросов кандидату может  быть предоставлен примерный список рекомендуемой литературы, а при  необходимости проведена консультация.

Квалификационный  экзамен может проводиться в  форме экзамена, собеседования или  тестирования. Форму выбирает государственный  орган (организация), в котором создана  экзаменационная комиссия. Так, например, постановлением ГТК РБ от 31.05.2005 № 35 определено, что квалификационный экзамен в Государственном таможенном комитете, Минской региональной таможне, Минской центральной таможне и таможне «Минск-2» должен проводиться в форме тестирования, а форма проведения экзамена в других таможнях будет определяться руководителями этих таможен. Согласно же постановлению Совета Республики Национального собрания РБ от 18.04.2005 квалификационный экзамен при поступлении на государственные должности в Секретариате Совета Республики проводится в форме собеседования.

Экзаменационные вопросы, вопросы для собеседования  и тестирования, единые для всех экзаменуемых, разрабатываются Академией  управления при Президенте РБ и утверждаются ректором этой Академии после согласования с Администрацией Президента РБ. Вопросы  квалификационного экзамена составляются с учетом требований знания Конституции  Республики Беларусь, а также основ  государственной службы, государственной  кадровой политики, идеологии белорусского государства, государственного регулирования  экономики и делопроизводства. В  перечень вопросов экзаменационными комиссиями могут включаться и иные вопросы (с учетом специфики деятельности соответствующих государственных  органов (организаций)) .

Лица, не сдавшие квалификационный экзамен, на государственные должности не назначаются. При несогласии экзаменуемого  с решением экзаменационной комиссии он вправе обратиться с апелляцией к руководителю государственного органа (организации), в котором создана  экзаменационная комиссия. Решением руководителя государственного органа (организации) рекомендуется или  не рекомендуется повторная сдача  квалификационного экзамена.

В то же время  наниматель вправе отказать лицу, сдавшему квалификационный экзамен, в приеме на работу, поскольку сдача этого  экзамена не является безусловным основанием для назначения на государственную  должность. Поэтому даже при успешной сдаче вышеназванного экзамена у  претендента не возникает права  требовать приема на работу в соответствующий  государственный орган (организацию).

Лицо, не сдавшее квалификационный экзамен, в т.ч. повторно, вправе обращаться в  тот же государственный орган (организацию) по вопросу поступления на государственную  службу не ранее чем через год.

Особенности организации и проведения квалификационного  экзамена для лиц, впервые поступающих  на работу (службу) в отдельные государственные  органы, определены подзаконными нормативными правовыми актами. В частности, постановлением ГТК РБ от 31.05.2005 № 35 утверждена Инструкция о порядке проведения квалификационного  экзамена для лиц, впервые поступающих  на государственную службу в таможенные органы, а постановлением Минкультуры  РБ от 11.05.2005 № 11 - Инструкция о порядке  подбора кандидатур и оформления документов на кандидатов для назначения (освобождения) и согласования назначения (освобождения) на должности руководящих кадров в системе Министерства культуры.

Действие  Положения о квалификационном экзамене для лиц, впервые поступающих  на государственную службу, утвержденного  Указом Президента РБ от 17.03.2005 № 139, не распространяется на:

  • государственные должности, включенные в перечень высших государственных должностей Республики Беларусь, утвержденный Указом Президента РБ от 08.11.2001 № 644 «Об утверждении кадрового реестра Главы государства Республики Беларусь», а также на государственные должности их заместителей;
  • государственные должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, иных общих и хозяйственных судов;
  • государственные должности председателей облисполкомов и Минского горисполкома;
  • выборные государственные должности в палатах Национального собрания РБ, местных Советах депутатов, полномочия на которых осуществляются на профессиональной основе;
  • государственные должности членов Центральной комиссии РБ по выборам и проведению республиканских референдумов;
  • лиц, впервые поступающих на должности прокурорских работников, военнослужащих, должности рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, и на лиц, обучавшихся в Академии управления при Президенте РБ, иных учреждениях образования и направленных на работу в государственные органы, иные государственные организации по договорам (заявкам) [10].

Информация о работе Механизм подбора, отбора и поступления на государственную службу