Механизм управления эффективностью и качеством продукции в процессе ее жизненного цикла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 00:20, курсовая работа

Описание работы

Управление качеством имеет дело со всей системой разработки, производства, эксплуатации (потребления) и утилизации товара. Задачей управления качеством является установление причин брака, где бы он не возникал, а затем устранение этих причин и обеспечение производства продукции лучшего качества.
Эффективность и качество являются двумя наиболее важными и тесно связанными целями любого предприятия и служат индикаторами его деятельности. Подобно любым другим результатам человеческих устремлений, эти цели могут быть достигнуты только при хорошо спланированных, организованных, согласованных и направляемых усилиях всех без исключения работников организации. Повышение эффективности и качества должно стать объектом внимания всей организации, в которой каждый работник на любом уровне, во всех подразделениях и отделах вовлечен в общее дело и вносит свой вклад в достижение четко сформулированных целей, участвуя в реализации согласованных программ и стратегических планов.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Общие понятия и показатели эффективности и качества продукции
1.1. Понятие эффективности и качества продукции
1.2. Показатели качества продукции
Глава 2. Процесс формирования качества
2.1. Петля качества. Цикл Деминга
2.2. Жизненный цикл продукции
2.3. Механизм управления качеством продукции
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсова Работа Грековой А.В. УО-05.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    «КОРОЛЕВСКИЙ  ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ , ЭКОНОМИКИ И  СОЦИОЛОГИИ» 

Кафедра управления качеством и стандартизации 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине «Управление эффективностью и качеством»

на  тему:

«Механизм управления эффективностью и качеством продукции в процессе ее жизненного цикла» 
 
 
 
 

Работу  выполнил: студентка группы УО-05

Грекова А.В.

Работу  проверил: д. т. н. Озерский М.Д 
 

Королев

2011г.

 

Оглавление

Введение 3
Глава 1.Общие понятия и показатели эффективности и качества продукции                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      
6             
    1. Понятие эффективности и качества продукции
6
    1. Показатели качества продукции
21
Глава 2. Процесс формирования качества 28 
2.1.    Петля качества. Цикл Деминга 28
2.2.    Жизненный цикл продукции 31
2.3.     Механизм управления качеством продукции

Заключение

Список  использованной литературы

37

41

43 

   
   
   
   
   
   
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

     В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качество. Международная организация по стандартизации определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

     Управление качеством имеет дело со всей системой разработки, производства, эксплуатации (потребления) и утилизации товара. Задачей управления качеством является установление причин брака, где бы он не возникал, а затем устранение этих причин и обеспечение производства продукции лучшего качества.

     Эффективность и качество являются двумя наиболее важными и тесно связанными целями любого предприятия и служат индикаторами его деятельности. Подобно любым другим результатам человеческих устремлений, эти цели могут быть достигнуты только при хорошо спланированных, организованных, согласованных и направляемых усилиях всех без исключения работников организации. Повышение эффективности и качества должно стать объектом внимания всей организации, в которой каждый работник на любом уровне, во всех подразделениях и отделах вовлечен в общее дело и вносит свой вклад в достижение четко сформулированных целей, участвуя в реализации согласованных программ и стратегических планов.

     Эффективность и качество влияют на социально-экономическое  развитие и имеют большое значение как факторы, обеспечивающие приток инвестиций, и как достижение комплексной  цели,    вбирающей в себя стремление укреплять сотрудничество между работниками и администрацией и расширять участие работников в управлении предприятиями, улучшать показатели конкурентоспособности предприятий, облегчать    руководству компании выработку долгосрочной стратегии управления.

     Повышение эффективности и качества, а, следовательно, конкурентоспособности промышленных предприятий (любой организации вообще) — задача, от решения которой зависит успех развития России в условиях рыночной экономики. Преодолеть сложившуюся зависимость экономического положения страны от экспорта сырьевых ресурсов и импорта готовых высокотехнологичных изделий промышленного назначения и потребительских товаров можно, только научившись выпускать отечественную высококачественную конкурентоспособную продукцию при неуклонном снижении затрат на ее изготовление, т. е. постоянно повышая эффективность производства. Вот почему выбранная тема курсовой работы актуальна.

      Главной целью курсовой работы является изучение и рассмотрение механизма управления эффективностью и качеством продукции в процессе её жизненного цикла. А для этого необходимо получить ответы на следующие основные вопросы:

      1.Что  такое «эффективность» и «качество»  продукции?

      2.Какие существуют показатели качества продукции?

      3.Каковы основные этапы жизненного цикла продукции?

      4.На чём строится процесс формирования качества?

     Объектом  исследования данной курсовой работы стало изучение качества продукции в процессе её жизненного цикла. Предметом исследования стало всестороннее рассмотрение данного вопроса. 

        Курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы, который содержит одиннадцати источников. 
 

 

 

Глава 1. Общие понятия и показатели эффективности и качества продукции

1.1. Понятие эффективности и качества продукции

     Понятие «управление» - распространенный, но не стандартизованный в общем смысле термин, в разных источниках содержаться разные его определения. [1стр.2]

     Под управлением в широком смысле понимается общая функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализация ее программы, цели. В это понятие включают как управляющие воздействия для достижения целей, так и саму постановку задач, выработку политики организации, принятие решений, а также руководство ее деятельностью и контроль.

     По  международным стандартам для разработки политики и целей организации  и достижения этих целей введен термин «система менеджмента», где термин «система» означает совокупность взаимосвязанных  и взаимодействующих элементов, а   термины менеджмент и управление используются как аутентичные (одинаковые) понятия.

     Система менеджмента организации является комплексной и может включать различные системы, в том числе:

    • Систему общего менеджмента (общие намерения и направление деятельности организации в области управления по целям отраслевого менеджмента);
    • Систему менеджмента качества (руководство и управление организацией применительно к качеству);
    • Систему управления окружающей средой – экологического менеджмента и др. [1стр.2]

     Под объектом управления эффективностью и качеством можно понимать продукцию различного типа, обладающей совокупностью свойств, и в этом случае задачей управления будет задача обеспечения и поддержания таких свойств продукции, которые заложены в различного рода документах, таких как технические требования на ее разработку, изготовление, эксплуатацию   др.

     Продукция определяется как результат процесса, а  процесс как совокупность взаимосвязанных  и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.

     Выделяют  четыре общие категории продукции:

  1. Услуги (например, перевозки);
  2. Программные средства (компьютерная программа, словарь);
  3. Технические средства (промышленная продукция);
  4. Перерабатываемые материалы (сырье, заготовки, полуфабрикаты).
 

     Под объектом управления эффективностью и качеством   понимают и сам процесс, предназначенный для обеспечения, поддержания или сохранения эффективности и качества продукции.

     Под объектом управления  понимают и систему организации процесса деятельности предприятия,   включающих деятельность (работу) различного рода служб, начиная с администрации, органов, обеспечивающих поставку сырья, сбыт готовой продукции, органы контроля качества и др. 

     Под объектом управления эффективностью и  качеством можно понимать и процесс документирования деятельности, формирующий систему прохождения различного рода документов.

     Сами  эти службы, вырабатывающие политику организации, регулирующие потоки информации, необходимой для  деятельности организации, вырабатывающие управляющие команды, принимающие различного рода решения   в различных условиях являются субъектами управления.     

     Понятие эффективности отражает соотношение различных аспектов деятельности: результатов и затрат, результатов и целей, результата и потребностей, результатов и ценностей.

     Таким образом, эффективность является многоаспектным понятием и определяется различными показателями и критериями:

    • Показателем целевой "эффективности" является отношение результата деятельности к цели". 
    • Показателем экономической эффективности отношение результата деятельности к затратам.    
    • Практическое значение имеет эффективности как средство сравнения путей, способов, средств, методов деятельности.

     Сама  концепция эффективности,   имеет  универсальный характер и применима  к любой организации — промышленному  предприятию, компании, занятой в сфере услуг, государственным и административным учреждениям, к самым разным видам деятельности внутри организации, каждому протекающему в ней процессу, к результатам любого труда, в том числе и управленческого. 

     Любая организация в конкурентной рыночной экономике является открытой системой. Она функционирует во внешней среде, взаимодействует с потребителями, поставщиками, конкурентами, государственными, законодательными, общественными органами, многочисленными, как их принято называть в зарубежной экономике, институтами. У организации, как и у каждого элемента ее внешней среды, есть свои интересы. Поэтому неизбежно возникает необходимость их согласования, и организация обязана действовать с учетом интересов всех заинтересованных сторон, быть социально ответственной за результаты своей деятельности. Отсюда чрезвычайную важность приобретают такие понятия, как партнерство, стратегия, построенная на том, что "выигрывает каждый". Все это становится элементами внутренней культуры организации, ее "климата", назначения, политики.   [1стр.6]

     Из  исключительно технической проблемы эффективность превратилась в глобальную экономическую, социальную, политическую проблему, и, как очевидно, для будущего успеха требуется не просто сотрудничество, а настоящее объединение с  партнерами.

     Компания  не может быть эффективной, если в  ней отсутствует комплексная  система управления качеством. В  соответствии с современной теорией  менеджмента само понятие "качество" основано на представлении о нем  пользователя или потребителя. 

     В принятом к настоящему времени международном стандарте ИСО 9001 качество определяется как степень соответствия присущих продукции характеристик определенным требованиям. Стандарты ИСО серии 9000 установили единый, признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции. Иными словами, стандарты ИСО – жесткая ориентация на потребителя. Качество можно представить в виде пирамиды (рис.1).  

       

     Рис. 1. Пирамида качества 

     Наверху пирамиды находится TQM – всеохватывающий, тотальный менеджмент качества, который  предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции. Прежде всего, это работа, связанная с обеспечением высокого организационно-технического уровня производства, надлежащих условий труда. Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческих решений, систему планирования. Особое значение имеет качество работы, непосредственно связанной с выпуском продукции (контроль качества технологических процессов, своевременное выявление брака). Качество продукции является составляющей и следствием качества работы. Здесь непосредственно оценивается качество годной продукции, мнение потребителя, анализируются рекламации.

Информация о работе Механизм управления эффективностью и качеством продукции в процессе ее жизненного цикла