Механизм управления эффективностью и качеством продукции в процессе ее жизненного цикла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 00:20, курсовая работа

Описание работы

Управление качеством имеет дело со всей системой разработки, производства, эксплуатации (потребления) и утилизации товара. Задачей управления качеством является установление причин брака, где бы он не возникал, а затем устранение этих причин и обеспечение производства продукции лучшего качества.
Эффективность и качество являются двумя наиболее важными и тесно связанными целями любого предприятия и служат индикаторами его деятельности. Подобно любым другим результатам человеческих устремлений, эти цели могут быть достигнуты только при хорошо спланированных, организованных, согласованных и направляемых усилиях всех без исключения работников организации. Повышение эффективности и качества должно стать объектом внимания всей организации, в которой каждый работник на любом уровне, во всех подразделениях и отделах вовлечен в общее дело и вносит свой вклад в достижение четко сформулированных целей, участвуя в реализации согласованных программ и стратегических планов.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Общие понятия и показатели эффективности и качества продукции
1.1. Понятие эффективности и качества продукции
1.2. Показатели качества продукции
Глава 2. Процесс формирования качества
2.1. Петля качества. Цикл Деминга
2.2. Жизненный цикл продукции
2.3. Механизм управления качеством продукции
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсова Работа Грековой А.В. УО-05.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

Таков классический рисунок ЖЦТ. Маркетинг  как надежный и бессменный куратор  сопровождает товар на всех этапах его жизни, помогая производителю  добиться получения максимальной прибыли.

 

2.3. Механизм управления качеством продукции

     Управление  качеством происходит на государственном, региональном и отраслевом уровнях, а также на уровне фирмы (предприятия).

     Под управлением качеством продукции  понимаются действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

     Непосредственными объектами управления в данном случае являются потребительские характеристики продукции, факторы и условия, влияющие на их уровень, а также процессы формирования качества продукции на разных стадиях ее жизненного цикла. Субъектами управления являются различные органы управления и отдельные лица, функционирующие на различных иерархических уровнях и реализующие функции управления качеством в соответствии с общепринятыми принципами и методами управления.

     Механизм  управления качеством продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, используемых принципов, методов и функций управления на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством. Он должен обеспечивать эффективную реализацию основных функций управления качеством, в число которых входят прежде всего такие, как:

  • прогнозирование потребностей рынка, технического уровня и качества продукции;

планирование  повышения качества продукции;

  • нормирование требований к качеству продукции и стандартизация;
  • разработка и постановка продукции на производство;  технологическая подготовка производства;
  • организация взаимоотношений по качеству продукции между         поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, предприятиями-изготовителями и потребителями продукции;
  • обеспечение стабильности запланированного уровня качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла;
  • контроль качества и испытания продукции;
  • профилактика брака в производстве;
  • внутрипроизводственная аттестация продукции, технологических процессов, рабочих мест, исполнителей и др.;
  • сертификация продукции, работ, услуг, систем качества и производств;
  • стимулирование и ответственность за достигнутый уровень качества;
  • внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции;
  • технико-экономический анализ изменения качества продукции;
  • правовое обеспечение управления качеством продукции;
  • информационное обеспечение управления качеством продукции;
  • материально-техническое обеспечение качества продукции;
  • метрологическое обеспечение качества продукции;
  • специальная подготовка и повышение квалификации кадров;
  • организационное обеспечение управления качеством продукции;
  • технологическое обеспечение управления качеством продукции;
  • финансовое обеспечение управления качеством продукции. [11 стр.86]
 

     Для характеристики механизма управления качеством продукции целесообразно  использовать распространенный методологический подход к структуризации сложных хозяйственных систем, предполагающий выделение в составе данного механизма ряда общих, специальных и обеспечивающих подсистем (рис. 10). К числу общих подсистем механизма управления качеством продукции необходимо отнести подсистемы прогнозирования и планирования технического уровня и качества продукции, регулирования качества продукции непосредственно в производстве, контроля качества продукции, учета и анализа изменения уровня качества, стимулирования и ответственности за качество.

     В состав специальных подсистем механизма управления качеством продукции входят подсистемы стандартизации, испытаний продукции, профилактики брака в производстве, аттестации и сертификации.

     Обеспечивающие  подсистемы механизма управления качеством  продукции включают в свой состав подсистемы правового, информационного, материально-технического, метрологического, кадрового, организационного, технологического и финансового обеспечения управления качеством продукции.

 

     Рис. 10. Состав механизма управления качеством 

     Сущность всякого управления заключается в выработке управленческих решений и последующей их реализации на определенном объекте управления. При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они организуются и протекают как на до производственной, так и на производственной и после производственной стадиях жизненного цикла продукции. [11 стр.89]

     Управляющие решения вырабатываются на основании  сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с его характеристиками, заданными программой (прогнозом, планом) управления. Нормативную документацию, регламентирующую значения параметров или показателей качества продукции (технические задания на разработку продукции, стандарты, технические условия, чертежи, условия поставки), следует рассматривать как важную часть программы управления качеством продукции.

     Основной  задачей каждого предприятия (организации) является повышение качества производимой продукции и предоставляемых услуг. Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции или услуг, которые:

  • отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения;
  • удовлетворяют требованиям потребителя;
  • соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям;
  • отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества;
  • предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам;
  • направлены на получение прибыли.

 

Заключение 

      В данной курсовой работе была рассмотрена  интересная, актуальная и очень важная тема. Автором были поставлены вопросы, изучение которых помогло ответить на них: что же такое эффективность и качество продукции, какие существуют показатели качества продукции, каковы основные этапы жизненного цикла продукции и на чём строится процесс формирования качества.

        В первой главе были даны основные определения понятия «эффективность» и «качество» продукции, были рассмотрены показатели качества продукции. Под «качеством» понимается совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением. С позиции потребителя качество изделия это степень удовлетворённости требований потребителя. При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления являются процессы, от которых зависит качество продукции. Эффективность  является многоаспектным понятием и определяется различными показателями и критериями: показателем целевой  эффективности, является отношением результата деятельности к цели, показателем   эффективности   отношения результата деятельности к затратам. Практическое значение имеет   эффективность - как средство сравнения путей, способов, средств, методов деятельности.

      Во  второй главе данной курсовой работы был рассмотрен сам процесс формирования качества. Объектами управления качества продукции являются все элементы, образующие петлю качества. Под петлей качества в соответствии с международными стандартами ИСО понимают замкнутый в виде кольца  жизненный цикл продукции, включающий следующие основные этапы: маркетинг; проектирование и разработку технических требований, разработку продукции; материально-техническое снабжение; подготовку производства и разработку технологии и производственных процессов; производство; контроль, испытания и обследования; упаковку и хранение; реализацию и распределение продукции; монтаж; эксплуатацию; техническую помощь и обслуживание; утилизация. С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем и со всеми объектами, обеспечивающими решение задач управления качеством продукции. Управление качеством продукции осуществляется циклически и проходит через определенные этапы, именуемые циклом Деминга. Реализация такого цикла называется оборотом цикла Деминга. Поскольку качество определяет эффективность изделия и уровень рыночной цены на него, то огромное значение приобретает комплексный подход к обеспечению качества.

      В заключительной части второй главы  мы рассмотрели механизм управления качеством продукции, который представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, используемых принципов, методов и функций управления на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством. Он должен обеспечивать эффективную реализацию основных функций управления качеством.

    В заключении хотелось бы отметить, что эффективность и качество являются двумя наиболее важными и тесно связанными целями любого предприятия и служат индикаторами его деятельности. Подобно любым другим результатам человеческих устремлений, эти цели могут быть достигнуты только при хорошо спланированных, организованных, согласованных и направляемых усилиях всех без исключения работников организации.

 

Список  использованной литературы

  1. Ребрин Ю. И. Управление качеством: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 174.
  2. Ахлибинский Б.В., Храменко Н.И. Теория качества в науке и практике: Методологический анализ. - Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1989. - 200 с.
  3. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник для ВУЗов. М.: ИНФРА-М, 2002.
  4. Социально-экономическая эффективность общественного производства. - М., 1983. 
  5. Афанасьева П., Рахлин К. Применение экономических методов в системе качества// Стандарты и качество. 2000. № 10. С. 24-25. 
  6. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Уч. пос.М.: Финансы и статистика, 2001. – 320 с.
  7. Боков В.А., Гаяев В.И. Проблема «качество»// Стандарты и качество. 1996. № 8. С. 49-51.
  8. Эмерсон Г. Двенадцать принципов эффективности //Файоль А. и др. Управление - это наука и искусство. - М., 1993. - С. 96-220с.
  9. Версан В.Г. Стандарты ИСО 9000 версии 2000 года: стратегия внедрения/ Пичугин К.В. Принцип «постоянного улучшения» в стандартах ИСО 9000 версии 2000 года// Сертификация. 2001. № 4. С. 11-16.
  10. Всеобщий менеджмент качества. Уч. пос./ Под общ. ред. С.А. Степанова. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2001.200 с.
  11. Управление эффективностью и качеством. Модульная программа в 2-х томах/ под редакцией И. Прокопенко, К. Норта.-Издательство «ДЕЛО»,2001.

Информация о работе Механизм управления эффективностью и качеством продукции в процессе ее жизненного цикла