Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 00:20, курсовая работа
Управление качеством имеет дело со всей системой разработки, производства, эксплуатации (потребления) и утилизации товара. Задачей управления качеством является установление причин брака, где бы он не возникал, а затем устранение этих причин и обеспечение производства продукции лучшего качества.
Эффективность и качество являются двумя наиболее важными и тесно связанными целями любого предприятия и служат индикаторами его деятельности. Подобно любым другим результатам человеческих устремлений, эти цели могут быть достигнуты только при хорошо спланированных, организованных, согласованных и направляемых усилиях всех без исключения работников организации. Повышение эффективности и качества должно стать объектом внимания всей организации, в которой каждый работник на любом уровне, во всех подразделениях и отделах вовлечен в общее дело и вносит свой вклад в достижение четко сформулированных целей, участвуя в реализации согласованных программ и стратегических планов.
Введение
Глава 1.Общие понятия и показатели эффективности и качества продукции
1.1. Понятие эффективности и качества продукции
1.2. Показатели качества продукции
Глава 2. Процесс формирования качества
2.1. Петля качества. Цикл Деминга
2.2. Жизненный цикл продукции
2.3. Механизм управления качеством продукции
Заключение
Список использованной литературы
Для дальнейшего уточнения понятия управления качеством продукции целесообразно обратить внимание на трактовку понятия продукции и уточнить само это понятие. Необходимость такого уточнения обусловлена тем, что понятие продукция не совсем точно даже в инструктивных материалах, действующих в Российской Федерации.
Продукция – комплексное понятие. Это – результат деятельности фирмы, который может быть представлен товарами, продуктами (имеющими вещественную форму) и услугами (не имеющими вещественной формы). Услуги производственного характера (ремонт и т. п.) называют работами.
В
соответствии с международным стандартом
ИСО 8402 "качество - это совокупность
свойств и характеристик
В определении качества употребляется словосочетание "совокупность свойств". В связи с этим необходимо отметить, что качество продукции охватывает не только потребительские, но и технологические свойства продукции, конструкторско-художественные особенности, надежность и т.п.
Как
экономическая категория
Качество - это такое свойство товара, которое отражает также потребительную стоимость, внешнюю форму товара при применении. [1стр.6]
Качество
в экономическом аспекте
Качество - это понятие собирательное. Так, понятие качества в юридическом аспекте, употребляемом в сделках, регулируемых нормами гражданского законодательства, является сосредоточением таких тесно связанных между собой терминов, как "материальное качество" и "товарное качество".
Под материальным качеством понимается наличие в предмете договора необходимых физических и других материально-сущностных свойств, определяющих общее направление его функционального использования в сфере удовлетворения потребностей отдельных граждан, организаций и общества в целом.
Под товарным качеством понимается возможность соответствующей вещи и иного имущества выступать в качестве товара в торговом обороте.
Приведенные понятия распространяются на вещи и иное имущество, созданные человеком и данные самой природой. Также качество - это составляющая часть конкурентоспособности продукции и услуг, фактор непосредственного воздействия на жизнь каждого человека и, наконец, критерий, по которому оценивается товар.
Понятие качества включает в себя:
1) соответствие требованиям стандарта. В данном пункте необходимо отметить, что любой товар должен соответствовать стандартам, установленным государством для такого рода товаров, т.е. удовлетворять тем требованиям и нормам, которые описаны в руководстве, технических требованиях и характеристиках. Соответствие стандарту определяет качество товара, который производится в соответствии с определенным изготовителем назначением, правилами использования.
2) соответствие применению - свойство товара, посредством которого гарантируется удовлетворение нужд покупателя. Свойство продукции - объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении. Данный аспект определяет, возможно ли применение и использование продукта так, как хотят потребители;
3) соответствие стоимости, т.е. товар должен быть высокого качества и иметь цену, доступную для потребителя;
4) соответствие скрытым потребностям - определяется как способность товаров, работ, услуг удовлетворять потребности более широкого круга потребителей, нежели потребность одного, т.е. возможность наиболее широкого применения в области, для которой этот товар предназначен. [1стр.8]
Кроме того, качество товара, работ, услуг - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Качество товара является совокупностью свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
В
данное определение качества включаются
три элемента - объект, потребности,
характеристики.
Объект - это то, к чему предъявляются требования
по качеству. Объектами в соответствии
с законодательством Российской Федерации
являются деятельность или процесс; продукция;
услуги.
В свою очередь, продукция - это результат деятельности или процессов, товар- это вещь, свободно отчуждаемая, переходящая от одного лица к другому по договору, способная удовлетворять потребность или нужды и предлагаемая рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Услуга - это предпринимательская деятельность организации, направленная на удовлетворение потребностей потребителя. [1стр.12]
Потребность - это надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Когда человек не в состоянии удовлетворить какую-то потребность, он или ее заменяет, или снижает уровень своих запросов. [1стр.12]
Понятие потребностей лежит в основе теорий мотиваций (Фрейда, Маслоу и др.), в том числе определяющих поведение потребителей на рынке. Потребности выливаются в конкретные желания, которые с учетом денежных возможностей трансформируются в спрос на рынке на конкретные продукты. При этом осуществляется обмен между производителем и потребителем, оформляемый в виде определенной сделки.
Характеристики - это описание, определение отличительных свойств, качеств какого-либо товара, работы, услуги. Различают качественные и количественные характеристики. [1стр.13]
Качественные характеристики - это, например, цвет материала, форма изделия. Количественные характеристики (параметры) используются для установления области и условий использования товара (размер одежды, мощность двигателя и пр.) и для оценки качества. [1стр.13]
Показатель качества количественно характеризует способность работ, товаров, услуг восполнить и удовлетворить потребности потребителей при использовании данного товара, выполнении работ, оказании услуг.
Показатели качества выражаются в разных единицах измерения, также могут быть безразмерными. При определении показателя качества того или иного товара следует различать наименование показателя и значение показателя.
Показатели могут служить величинами, характеризующими количество и природу нарушения требований технических заданий на разработку продукции, требований конструкторской, технологической и другой нормативно-технической документации на ее производство, а также требований эксплуатационной документации, регламентирующей условия ремонта, хранения и транспортирования продукции.
Многие годы вопрос повышения эффективности и качества продукции остается важнейшим для любого государства и компании. Дело в том, что эффективность и качество влияют на социально-экономическое развитие и имеют большое значение как факторы, обеспечивающие приток инвестиций, и как достижение комплексной цели, вбирающей в себя стремление укреплять сотрудничество между работниками и администрацией и расширять участие работников в управлении предприятиями, улучшать показатели конкурентоспособности предприятий, облегчать руководству компании выработку долгосрочной стратегии управления.
В России повышение эффективности и качества, а, следовательно, конкурентоспособности предприятий (любой организации вообще) — задача, от решения которой зависит успех ее развития в условиях рыночной экономики. Преодолеть сложившуюся зависимость экономического положения страны от экспорта сырьевых ресурсов и импорта готовых высокотехнологичных изделий промышленного назначения и потребительских товаров можно только научившись выпускать отечественную высококачественную конкурентоспособную продукцию при неуклонном снижении затрат на ее изготовление, т. е. постоянно повышая эффективность производства.
Для его удовлетворения требуется постоянное совершенствование результатов деятельности.
Широкое распространение получила концепция, в соответствии с которой все происходящее в организации рассматривается как серия процессов, текущих от "внутреннего поставщика" к "внутреннему потребителю", а поскольку потребителя надо удовлетворять, это означает, что с предыдущей операции на последующую должен передаваться только качественный результат.
Качеству уделяется большое внимание потому, что оно является по существу важнейшим фактором влияния на эффективность, в особенности когда мы имеем в виду качество не только продуктов, но и всех систем и элементов бизнеса и производства, т.е. качество стратегии, организационной структуры, кадров, технологии, производственных процессов и т. п.
Большое значение в процессе обеспечения качества придается управлению, основанному на привлечении работников к процессам принятия решений, к участию в управлении. Эта философия, характерная для всех без исключения передовых компаний за рубежом, должна стать приоритетной и для российских компаний. В широком смысле она включает следующие компоненты:
Политика государств и компаний, придающих первостепенное значение эффективности и качеству, нацелена на улучшение качества труда, на участие работников в управлении предприятиями, поддержку принципов рыночной экономики, поощрение индивидуальной инициативы и духа созидания, внедрение стилей и методов управления, ориентированных на удовлетворение потребностей людей.
Повышение эффективности и качества как цели деятельности компаний, становятся важным инструментом установления стабильных отношений между администрацией и работниками и демократического участия работников в управлении предприятием. Эффективность служит также наилучшим критерием сбалансированности усилий по достижению различных экономических, социальных, технических и природоохранных целей. Основным содержанием понятия "качество" в управлении стало стремление к бездефектности. Почему именно данное содержание стало основным в понятии качества в сфере управления качеством. Стремление удовлетворить растущий спрос, который после второй мировой войны значительно превышал предложение, ранее приводило к расширению производства как в сфере увеличения производственных площадей, закупки нового оборудования, так и в сфере привлечения новой, часто не достаточно обученной рабочей силы в тот тяжелый для страны период. Все это вместе с усложняющейся технологией приводило к появлению большого количества брака. Какое-то время это считалось естественным. Поэтому при планировании производства заранее предусматривали участки по обнаружению и исправлению дефектов. Эти участки комплектовались самыми квалифицированными рабочими, поскольку всегда значительно сложнее что-то переделывать, чем сразу делать правильно. Это и должны были делать квалифицированные рабочие. Быстрое устранение дефектов считалось более предпочтительным, чем разработка долгосрочных мероприятий по их предотвращению. Такое положение считалось нормальным, пока это приносило успех.