Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 00:20, курсовая работа
Управление качеством имеет дело со всей системой разработки, производства, эксплуатации (потребления) и утилизации товара. Задачей управления качеством является установление причин брака, где бы он не возникал, а затем устранение этих причин и обеспечение производства продукции лучшего качества.
Эффективность и качество являются двумя наиболее важными и тесно связанными целями любого предприятия и служат индикаторами его деятельности. Подобно любым другим результатам человеческих устремлений, эти цели могут быть достигнуты только при хорошо спланированных, организованных, согласованных и направляемых усилиях всех без исключения работников организации. Повышение эффективности и качества должно стать объектом внимания всей организации, в которой каждый работник на любом уровне, во всех подразделениях и отделах вовлечен в общее дело и вносит свой вклад в достижение четко сформулированных целей, участвуя в реализации согласованных программ и стратегических планов.
Введение
Глава 1.Общие понятия и показатели эффективности и качества продукции
1.1. Понятие эффективности и качества продукции
1.2. Показатели качества продукции
Глава 2. Процесс формирования качества
2.1. Петля качества. Цикл Деминга
2.2. Жизненный цикл продукции
2.3. Механизм управления качеством продукции
Заключение
Список использованной литературы
Но увеличение предложения на рынке товаров и услуг привело к тому, что продукцию с наличием даже незначительных дефектов потребители перестали покупать даже по сниженным ценам. Жизнь показала, что высококачественная продукция приносит примерно на 40% больше прибыли на инвестированный капитал, чем продукция низкого качества. Поэтому инвесторы стремились вкладывать финансы туда, где качество продукции было выше, стимулируя таким образом иное отношение к наличию дефектов в выпускаемой продукции.
В конце концов, именно более высокое качество привело к повышенному спросу на японские товары во всем мире и обеспечило Японии успех в конкурентной борьбе на мировом рынке товаров и услуг.
Это произошло потому, что именно Япония первой стала применять комплексную систему менеджмента качества, ориентированную на требования потребителя и стремление к повышение эффективности за счет более эффективного использования ресурсов.
Принципом, проповедующим экономию ресурсов в Японии стало: «Рачительное производство, то есть то где расходуется меньше ресурсов, "тощее", потому что по сравнению с расточительным в нем всего используется меньше — затрачивается вдвое меньше человеческих ресурсов, вдвое меньше производственных площадей, вдвое меньше инвестиций вкладывается в станки и инструменты, требуется вдвое меньше рабочего времени инженеров на создание новой модели, которая разрабатывается вдвое быстрее, на складах хранится в два раза меньше товарно-материальных запасов. В результате в производстве допускается значительно меньше дефектов, а разнообразие выпускаемых моделей гораздо больше».
В
условиях превышения предложения над
спросом потребитель диктует
свои условия производителю. В первую
очередь его начинают волновать
"качество и надежность по умеренной
цене", что косвенно находит свое подтверждение
в содержании рекламы. "Качество"
и "надежность" стали одними из ключевых
слов, используемых в рекламных целях.
Итак, поскольку потребителя все больше
начинает не удовлетворять наличие дефектов
в продукции, и корпорации теряют достаточно
большие деньги на бракованной продукции
(так, в 1984 г. США потеряли на этом свыше
7,8 млрд. долл), то основным содержанием
понятия "качество" в управлении
становится именно отсутствие дефектов,
правильность, безошибочность.
Однако, самой распространенной точкой
зрения по поводу соотношения качества
и эффективности в управлении является
признание того, что качество является
одним из критериев эффективности.
Было провозглашен девиз: "Одним из
оптимальных способов повышения эффективности
является всемерное повышение качества".
В теории менеджмента сформировался
новый подход – «управление
качеством» основной методологической
основой которого является признание
в качестве основополагающих принципов
деятельности фирмы следующих двух принципов:
1. Работники, выполняющие порученную им работу, должны понимать ее суть и нести ответственность за качество результатов своей деятельности.
2. Необходимо создать механизм контроля эффективности труда каждого исполнителя с одновременным правом внесения изменений в процессе труда и обеспечением его средствами постоянного повышения качества работы".
Тема управления эффективностью и качеством и в России становится все более популярной. Об этом свидетельствуют не только многочисленные семинары и публикации, но и практика ведущих отечественных компаний. Более того, многие из них сталкиваются с необходимостью создания систем повышения и поддержания результативности бизнеса не в первый раз. Некоторые менеджеры сетуют, что распределение ответственности, построение системы контроля за эффективностью, периодическая оценка результатов работы подразделений компании и их сотрудников пока не дают желаемого результата.
Накопленный опыт свидетельствует о том, что успех реализации системы управления эффективностью напрямую зависит от комплексности, последовательности и взаимосвязанности проводимых мероприятий. Необходимо все это реализовывать совместно. При этом важно понимать, что управление эффективностью — многогранная проблема, допускающая использование различных подходов и концепций. Задача руководителя, заботящегося о повышении результативности бизнеса, как раз и состоит в том, чтобы выбрать подход, в наибольшей степени соответствующий условиям его предприятия, и органично встроить его в общую модель управления организацией. [1стр.26]
1.2. Показатели качества продукции
Показатели качества делятся на:
К функциональным показателям качества относятся те, которые выражают потребительские свойства изделия: технический эффект (производительность, мощность, скорость, быстродействие и т.д.); надежность (долговечность); эргономичность (выполнение гигиенических, антропологических, физиологических, психологических требований); эстетичность. [2 стр.34]
К ресурсосберегающим показателям относятся: технологические (ресурсоемкость при производстве изделия: материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость); ресурсоемкость рабочего процесса (потребление ресурсов в процессе эксплуатации). [2 стр.34]
Природоохранные - включают показатели экологичности и безопасности. [2 стр.34]
Под уровнем качества изделия понимается относительная характеристика качества, основанная на сравнении совокупности показателей качества рассматриваемого изделия с совокупностью базовых показателей (аналогов, перспективных образцов, стандартов, опережающих стандартов и т.п.).
Оценка уровня качества продукции может производиться дифференциальным или комплексным методами.
При применении дифференциального метода производится сопоставление идентичных показателей качества новой продукции с идентичными базовыми показателями качества.
При применении комплексного метода применяют комплексный показатель качества, который определяется путем сведения воедино отдельных показателей с помощью коэффициентов весомости каждого показателя.
Для определения номенклатуры показателей качества, коэффициентов весомости, вида функциональной зависимости f применяются экспертные методы.
Рост технического уровня и качества выпускаемой продукции является в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий в промышленно развитых странах. В условиях насыщенного товарного рынка и преобладающей неценовой конкуренции именно высокое качество продукции является главным фактором успеха.
Увеличение
производства высококачественных изделий
в конечном итоге приводит к интенсификации
экономики, росту жизненного уровня
населения, повышению
Понятие
качества продукции регламентировано
государственным стандартом ГОСТ 15467-79
«Управление качеством
Международная
организация по стандартизации (ИСО)
трактует качество как совокупность
свойств и характеристик
С понятием качества тесно связаны такие понятия, как технический уровень продукции, конкурентоспособность товара, петля качества, показатели качества и др.
Технический
уровень продукции может быть
определен как относительная
характеристика качества продукции, основанная
на сопоставлении значений показателей,
характеризующих техническое
Конкурентоспособность товара означает его способность быть более привлекательным для потребления по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам.
Под петлей качества в соответствии с международными стандартами ИСО понимают жизненный цикл продукции, включающий следующие основные этапы: маркетинг, поиск и изучение рынка; проектирование и разработка технических требований; разработка продукции; материально-техническое снабжение; подготовка и разработка производственных процессов; производство; контроль, испытания и обследования; упаковка и хранение; реализация и распределение продукции; монтаж и эксплуатация; техническая помощь и обслуживание; утилизация. [2 стр.43]
В общей совокупности показателей качества продукции выделяют единичные и комплексные показатели, характеризующие ее свойства, а также обобщающие показатели, выражающие уровень ее качества.
Обобщающие
показатели характеризуют качество
выпускаемой продукции
Обобщающие
показатели качества используются в
планах предприятий, научно-исследовательских
и проектно-конструкторских
Основные группы показателей качества по характеризуемым ими свойствам продукции:
1. Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают область ее применения.
В эту группу входят:
а) классификационные показатели, устанавливающие принадлежность изделий к классификационной группировке (классы автомобилей, точности приборов и т.д.);
б) функциональные (эксплуатационные), характеризующие полезный результат от эксплуатации изделий (быстродействие компьютера, производительность стана, точность измерительного прибора и т.д.);
в) конструктивные, дающие точное представление об основных проектно-конструкторских решениях изделий (двигатели дизельные, бензиновые, электрические и т.д.);
г) показатели состава и структуры, определяющие содержание в продукции химических элементов, их соединений (процентное содержание серы и золы в коксе и т.д.). Показатели этой группы играют основную роль в оценке уровня качества, они часто используются как критерии оптимизации и применяются совместно с другими видами показателей. [2 стр.46]
2. Показатели надежности характеризуют свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.
Безотказность – свойство изделия сохранять работоспособность в течение некоторого времени или наработки.
Долговечность – свойство изделия сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта.
Ремонтопригодность – способность продукции подвергаться ремонту. [
Сохраняемость – свойство изделий и продуктов сохранять исправное и пригодное к потреблению состояние в течение установленного в технической документации срока хранения и транспортирования, а также после него.
3.Эргономические показатели характеризуют систему «человек – изделие» и учитывают комплекс свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах. К ним относятся гигиенические (освещенность, температура, давление, влажность), антропометрические (одежда, обувь, мебель, пульты управления) и психофизиологические (скоростные и силовые возможности, пороги слуха, зрения и т.п.). [2 стр.46]