Механизм управления эффективностью и качеством продукции в процессе ее жизненного цикла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 00:20, курсовая работа

Описание работы

Управление качеством имеет дело со всей системой разработки, производства, эксплуатации (потребления) и утилизации товара. Задачей управления качеством является установление причин брака, где бы он не возникал, а затем устранение этих причин и обеспечение производства продукции лучшего качества.
Эффективность и качество являются двумя наиболее важными и тесно связанными целями любого предприятия и служат индикаторами его деятельности. Подобно любым другим результатам человеческих устремлений, эти цели могут быть достигнуты только при хорошо спланированных, организованных, согласованных и направляемых усилиях всех без исключения работников организации. Повышение эффективности и качества должно стать объектом внимания всей организации, в которой каждый работник на любом уровне, во всех подразделениях и отделах вовлечен в общее дело и вносит свой вклад в достижение четко сформулированных целей, участвуя в реализации согласованных программ и стратегических планов.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Общие понятия и показатели эффективности и качества продукции
1.1. Понятие эффективности и качества продукции
1.2. Показатели качества продукции
Глава 2. Процесс формирования качества
2.1. Петля качества. Цикл Деминга
2.2. Жизненный цикл продукции
2.3. Механизм управления качеством продукции
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсова Работа Грековой А.В. УО-05.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

     Но  увеличение предложения на рынке  товаров и услуг привело к  тому, что продукцию с наличием даже незначительных дефектов потребители  перестали покупать даже по сниженным  ценам. Жизнь показала, что высококачественная продукция приносит примерно на 40% больше прибыли на инвестированный капитал, чем продукция низкого качества. Поэтому инвесторы стремились вкладывать финансы туда, где качество продукции было выше, стимулируя таким образом иное отношение к наличию дефектов в выпускаемой продукции.

     В конце концов, именно более высокое  качество привело к повышенному  спросу на японские товары во всем мире и обеспечило Японии успех в конкурентной борьбе на мировом рынке товаров  и услуг.

     Это произошло потому, что именно Япония первой стала применять комплексную  систему менеджмента качества, ориентированную на требования  потребителя и стремление к повышение эффективности за счет более эффективного использования ресурсов.

     Принципом, проповедующим экономию ресурсов в Японии стало: «Рачительное производство, то есть то где расходуется меньше ресурсов, "тощее", потому что по сравнению с расточительным в нем всего используется меньше — затрачивается вдвое меньше человеческих ресурсов, вдвое меньше производственных площадей, вдвое меньше инвестиций вкладывается в станки и инструменты, требуется вдвое меньше рабочего времени инженеров на создание новой модели, которая разрабатывается вдвое быстрее, на складах хранится в два раза меньше товарно-материальных запасов. В результате в производстве допускается значительно меньше дефектов, а разнообразие выпускаемых моделей гораздо больше».

      В условиях превышения предложения над  спросом потребитель диктует  свои условия производителю. В первую очередь его начинают волновать "качество и надежность по умеренной цене", что косвенно находит свое подтверждение в содержании рекламы. "Качество" и "надежность" стали одними из ключевых слов, используемых в рекламных целях. 
 Итак, поскольку потребителя все больше начинает не удовлетворять наличие дефектов в продукции, и корпорации теряют достаточно большие деньги на бракованной продукции (так, в 1984 г. США потеряли на этом свыше 7,8 млрд. долл), то основным содержанием понятия "качество" в управлении становится именно отсутствие дефектов, правильность, безошибочность.  
   Однако, самой распространенной точкой зрения по поводу соотношения качества и эффективности в управлении является признание того, что качество является одним из критериев эффективности.  Было провозглашен девиз: "Одним из оптимальных способов повышения эффективности является всемерное повышение качества". В теории менеджмента сформировался новый подход – «управление качеством» основной   методологической основой которого является признание в качестве основополагающих принципов деятельности фирмы следующих двух принципов:

      1. Работники, выполняющие порученную им работу, должны понимать ее суть и нести ответственность за качество результатов своей деятельности.

       2. Необходимо создать механизм контроля эффективности труда каждого исполнителя с одновременным правом внесения изменений в процессе труда и обеспечением его средствами постоянного повышения качества работы".

     Тема  управления эффективностью и качеством  и в России становится все более  популярной. Об этом свидетельствуют не только многочисленные семинары и публикации, но и практика ведущих отечественных компаний. Более того, многие из них сталкиваются с необходимостью создания систем повышения и поддержания результативности бизнеса не в первый раз. Некоторые менеджеры сетуют, что распределение ответственности, построение системы контроля за эффективностью, периодическая оценка результатов работы подразделений компании и их сотрудников пока   не дают желаемого результата.

     Накопленный опыт  свидетельствует о том, что успех реализации системы управления эффективностью напрямую зависит от комплексности, последовательности и взаимосвязанности проводимых мероприятий. Необходимо все это реализовывать совместно. При этом важно понимать, что управление эффективностью — многогранная проблема, допускающая использование различных подходов и концепций. Задача руководителя, заботящегося о повышении результативности бизнеса, как раз и состоит в том, чтобы выбрать подход, в наибольшей степени соответствующий условиям его предприятия, и органично встроить его в общую модель управления организацией. [1стр.26]

 

1.2. Показатели качества продукции

     Показатели  качества делятся на:

    • функциональные;
    • ресурсосберегающие;
    • природоохранные.

     К функциональным показателям качества относятся те, которые выражают потребительские свойства изделия: технический эффект (производительность, мощность, скорость, быстродействие и т.д.); надежность (долговечность); эргономичность (выполнение гигиенических, антропологических, физиологических, психологических требований); эстетичность. [2 стр.34]

     К ресурсосберегающим показателям относятся: технологические (ресурсоемкость при производстве изделия: материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость); ресурсоемкость рабочего процесса (потребление ресурсов в процессе эксплуатации). [2 стр.34]

     Природоохранные - включают показатели экологичности и безопасности. [2 стр.34]

     Под уровнем качества изделия понимается относительная характеристика качества, основанная на сравнении совокупности показателей качества рассматриваемого изделия с совокупностью базовых показателей (аналогов, перспективных образцов, стандартов, опережающих стандартов и т.п.).

     Оценка  уровня качества продукции может  производиться дифференциальным или  комплексным методами.

     При применении дифференциального метода производится сопоставление идентичных показателей качества новой продукции  с идентичными базовыми показателями качества.

     При применении комплексного метода применяют  комплексный показатель качества, который  определяется путем сведения воедино отдельных показателей с помощью коэффициентов весомости каждого показателя.

     Для определения номенклатуры показателей  качества, коэффициентов весомости, вида функциональной зависимости f применяются  экспертные методы.

     Рост  технического уровня и качества выпускаемой продукции является в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий в промышленно развитых странах. В условиях насыщенного товарного рынка и преобладающей неценовой конкуренции именно высокое качество продукции является главным фактором успеха.

     Увеличение  производства высококачественных изделий  в конечном итоге приводит к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности  товаров на внутреннем и внешнем  рынках. Руководителям современных отечественных предприятий необходимо более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.

     Понятие качества продукции регламентировано государственным стандартом ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». Согласно этому нормативному документу  под качеством понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. [2 стр.38]

     Международная организация по стандартизации (ИСО) трактует качество как совокупность свойств и характеристик продукции  или услуг, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности (стандарт ИСО 8402-94).

     С понятием качества тесно связаны  такие понятия, как технический  уровень продукции, конкурентоспособность  товара, петля качества, показатели качества и др.

     Технический уровень продукции может быть определен как относительная  характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции, с соответствующими базовыми показателями и их значениями. Технический уровень продукции является составной частью ее качества, отражается в различных показателях (производительности, безопасности, экономических параметрах и др.) и повышается в результате применения оригинальных конструктивных решений, использования новых материалов, внедрения прогрессивных технологических процессов производства, контроля и испытаний продукции.

     Конкурентоспособность товара означает его способность  быть более привлекательным для  потребления по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам.

     Под петлей качества в соответствии с  международными стандартами ИСО понимают жизненный цикл продукции, включающий следующие основные этапы: маркетинг, поиск и изучение рынка; проектирование и разработка технических требований; разработка продукции; материально-техническое снабжение; подготовка и разработка производственных процессов; производство; контроль, испытания и обследования; упаковка и хранение; реализация и распределение продукции; монтаж и эксплуатация; техническая помощь и обслуживание; утилизация. [2 стр.43]

     В общей совокупности показателей  качества продукции выделяют единичные и комплексные показатели, характеризующие ее свойства, а также обобщающие показатели, выражающие уровень ее качества.

     Обобщающие  показатели характеризуют качество выпускаемой продукции независимо от ее вида и назначения. К ним, в частности, могут относиться объем и удельный вес производства отдельных видов прогрессивных, высокоэффективных изделий в общем выпуске продукции данной группы, в также величина экономического эффекта от использования продукции повышенного качества. К обобщающим показателям относятся также показатели сортности для продукции ряда отраслей промышленности.

     Обобщающие  показатели качества используются в  планах предприятий, научно-исследовательских  и проектно-конструкторских организаций. По уровню этих показателей можно судить о качестве выпускаемой продукции в целом на предприятии и в отрасли.

      Основные  группы показателей  качества по характеризуемым  ими свойствам  продукции:

      1. Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают область ее применения.

      В эту группу входят:

      а) классификационные показатели, устанавливающие принадлежность изделий к классификационной группировке (классы автомобилей, точности приборов и т.д.);

      б) функциональные (эксплуатационные), характеризующие полезный результат от эксплуатации изделий (быстродействие компьютера, производительность стана, точность измерительного прибора и т.д.);

      в) конструктивные, дающие точное представление об основных проектно-конструкторских решениях изделий (двигатели дизельные, бензиновые, электрические и т.д.);

      г) показатели состава и структуры, определяющие содержание в продукции химических элементов, их соединений (процентное содержание серы и золы в коксе и т.д.). Показатели этой группы играют основную роль в оценке уровня качества, они часто используются как критерии оптимизации и применяются совместно с другими видами показателей. [2 стр.46]

      2. Показатели надежности характеризуют свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.

      Безотказность – свойство изделия сохранять работоспособность в течение некоторого времени или наработки.

      Долговечность – свойство изделия сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта.

      Ремонтопригодность  – способность продукции подвергаться ремонту. [

      Сохраняемость – свойство изделий и продуктов сохранять исправное и пригодное к потреблению состояние в течение установленного в технической документации срока хранения и транспортирования, а также после него.

      3.Эргономические показатели характеризуют систему «человек – изделие» и учитывают комплекс свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах. К ним относятся гигиенические (освещенность, температура, давление, влажность), антропометрические (одежда, обувь, мебель, пульты управления) и психофизиологические (скоростные и силовые возможности, пороги слуха, зрения и т.п.). [2 стр.46]

Информация о работе Механизм управления эффективностью и качеством продукции в процессе ее жизненного цикла