Менеджер как лидер, авторитет и начальник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Умелый руководитель четко формирует задачи коллектива, ясно понимает свою роль в их решении, способен задействовать внутренние стимулы к самостоятельным действиям и предвидеть возможные трудности, предупредить неудачи и находить наилучшее решение в каждой конкретной ситуации.
Для достижения поставленной цели мною были обозначены несколько задач:
Сделать описание качеств, без которых не сможет обойтись ни один менеджер.
Подробно рассмотреть виды авторитета и псевдоавторитета.
Раскрыть понятие власти и руководства.

Содержание работы

Введение 4
1. Лидерские качества менеджера 6
1.1 Организаторские способности 6
1.2 Психологическая компетентность 8
1.3 Инструменты влияния, формальные и неформальные лидеры 11
2. Авторитет менеджера и его роль 15
3. Руководство 21
3.1 Сущность руководства 21
3.2 Уровни руководителей 24
3. Власть 28
3.1 Источники власти 29
3.2 Формы власти 31
Заключение 34
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

курсовая Теория Менеджмента.docx

— 67.20 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение                                                                                                                 4

1. Лидерские качества  менеджера                                                                         6

1.1 Организаторские способности                                                                        6

1.2 Психологическая компетентность                                                                   8

1.3 Инструменты влияния,  формальные и неформальные лидеры                    11

2. Авторитет менеджера  и его роль                                                                     15 

3. Руководство                                                                                                      21

3.1 Сущность руководства                                                                                   21    

3.2 Уровни руководителей                                                                                   24

3. Власть                                                                                                                28

3.1 Источники власти                                                                                            29

3.2 Формы власти                                                                                                  31

Заключение                                                                                                            34

Список литературы                                                                                               36       

 

Введение

Менеджеры — это профессиональный слой управляющих, главное задание  которых — координация и организация  деятельности коллективов на основе учета объективных законов и  закономерностей, т. е. управление на научной  основе. Поэтому выбранная мною тема является очень актуальной, так как будущий менеджер, должен обладать знаниями о различных видах власти, авторитета. О том, какими качествами должен обладать менеджер, чтобы стать профессионалом в своем деле. Выступая сегодня в ролях управляющего, дипломата, руководителя, инноватора и просто человека, менеджер, прежде всего, проявляет себя как лидер. Лидерские действия в современном менеджменте превалируют во всех сферах профессиональной деятельности руководителя любого ранга. Цель, которую я поставил перед собой в данном проекте - это рассмотрение таких вопросов как лидерство, власть, авторитет менеджера.

Лидерство – важнейший  компонент эффективного руководства, оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий», авторитет - это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми (С. Паркинсон). Несмотря на кажущуюся простоту этих понятий, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство и авторитет характеризуется неоднозначно. Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.

Наиболее желательным  сочетанием в практике управления является соединение в одном лице лидера и  руководителя. Определяющая роль руководителя проистекает из того, что это лицо, наделенное полномочиями принимать решения, «это тот, кто решает, что делать, как делать, и несет за это ответственность». Обладая реальной властью, руководитель существенным образом воздействует на трудовой коллектив, а через него, - на характер и результаты функционирования самого объекта. Особо важно отметить то, что он воспроизводит кадры системы по своему подобию: авторитетный руководитель окружает себя квалифицированными, знающими свое дело коллегами, а слабый еще более слабыми подчиненными. И, как следствие, первый руководитель ведет систему к процветанию, а слабый со своими кадрами загоняет ее, в конце концов, в тупик. Умелый руководитель четко формирует задачи коллектива, ясно понимает свою роль в их решении, способен задействовать внутренние стимулы к самостоятельным действиям и предвидеть возможные трудности, предупредить неудачи и находить наилучшее решение в каждой конкретной ситуации.

Для достижения поставленной цели мною были обозначены несколько  задач:

  1. Сделать описание качеств, без которых не сможет обойтись ни один менеджер.
  2. Подробно рассмотреть виды авторитета и псевдоавторитета.
  3. Раскрыть понятие власти и руководства.

Объектом в данной работе является менеджер, а предмет –  это его личность, власть и авторитет. 

1. Лидерские качества  менеджера

Термин "manager" подразумевает наемных профессиональных управляющих в производстве, специалистов по управлению. Это понятие используется весьма часто. Кто же относится к этой категории? Директор, руководитель группы, начальник, заведующий – все эти должности, и лица, выполняющие данные функции, могут быть объединены понятием "менеджер". Менеджер должен быть лидером, достойным подражания. Главная задача менеджера - делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Это значит сотрудничество, а не запугивание. Хорошего менеджера всегда заботят и интересы всей фирмы.

 

1.1 Организаторские  способности

Для достижения высоких показателей  в работе коллектива современный  руководитель нуждается в эффективных  организаторских способностях, которые  объединяются в три типа:

1. Организационная проницательность, включающая:

психологическую избирательность  — умение уделять внимание тонкостям  взаимоотношений, синхронность эмоциональных  состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место  другого;

практическую направленность интеллекта, т. е. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии  коллектива для решения практических задач;

психологический такт —  способность соблюдения чувства  меры в своей психологической  избирательности и прагматической ориентированности.

2. Эмоционально-волевая результативность  — умение влиять, способность  воздействовать на других людей  волей и эмоциями. Она складывается  из следующих факторов:

энергичность, способность  направлять деятельность своих подчиненных  в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой  и оптимизмом в продвижении к  цели;

требовательность, способность  добиваться решения своих задач  при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;

способность критически оценивать  свою деятельность, обнаружить и адекватно  оценить отклонения от намеченной программы  в деятельности работников.

3. Склонность к организаторской  деятельности, т. е. готовность  к организаторской деятельности, начиная с мотивационных факторов  и заканчивая профессиональной  подготовленностью.

Как же формируются и развиваются  организаторские способности и  связанное с этим лидерство, являются ли они врожденными или приобретенными? На этот вопрос существуют разные взгляды. Ряд специалистов отрицают существование  специфических признаков личности, которые обеспечивали бы их носителю преимущество в руководстве людьми, другие же, напротив, доказывают их наличие. Вторая точка зрения представляется более верной.

Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:

широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом, новаторством, творческим подходом к работе;

чувством понимания ситуации;

творческим отношением к  работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу;

нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;

готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;

стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;

эмоциональной уравновешенностью  и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;

ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных  структурах;

способностью работать в  коллективе и с коллективом;

умением предвидеть результат;

внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации;

способностью и умением  рисковать;

способностью действовать  самостоятельно;

ответственностью за деятельность и за принятые решения;

способностью увидеть, выделить существенное;

искусством выполнять  планы.

В широком смысле личностные качества руководителя - это совокупность всех свойств, особенностей работника, позволяющих ему реализовать  свои функции. Уровень развития личностного  потенциала управленца, так же как  и степень соответствующей ему  эффективности труда, зависит не столько от какого - либо одного элемента, сколько от способности интеграции всех элементов, внутренней их сбалансированности.

1.2 Психологическая  компетентность

Источниками нравственно-психологических  болезней трудового коллектива, негативного  поведения являются мысли и чувства  работников. Руководитель должен уметь анализировать и учитывать мотивы поведения членов коллектива, применять дифференцированный подход к людям с учетом их отношения к положительным примерам и имеющимся недостаткам, с учетом их личных склонностей, интересов и психологии. Успех руководства во многом зависит именно от того, насколько руководитель опирается на коллектив, на его опыт и знания, насколько он поддерживает и развивает деловую инициативу.

Доктрина "человеческих отношений", зародившаяся еще в 30 - е годы в  промышленности в США, дала заметные результаты в производственном и в социальном аспектах. Произошло значительное развитие функции "управление персоналом", которая включает богатый арсенал средств стимулирования деятельности людей. Происходит также процесс гуманизации производственных отношений, что предполагает отказ от прямых, грубых методов воздействия как административных, так и экономических. В этих условиях важное значение имеет высокая психологическая компетентность руководящих кадров. Что же включается в это понятие, какие знания, умения необходимы для успешного управления?

1) способность понимать  самого себя (что предполагает  осознание собственных мотивов,  возможностей в сфере общения,  поведенческих паттернов);

2) способность понимать  других людей (что предполагает  понимание потребностей, мотивов  других людей, их особенностей  поведения, используемых психологических  защит);

3) способность понимать  взаимоотношения людей (что означает  способность адекватно воспринимать  ситуацию общения, складывающиеся  в процессе общения отношения,  осознавать собственное влияние  на процесс общения, понимать  причины возникающих трудностей);

4) способность прогнозировать  межличностные ситуации (что невозможно  без развития всех вышеописанных  способностей, а также требует  знаний о помехах взаимопонимания и использования конструктивных коммуникативных приемов).

О важности социально-психологической, или коммуникативной, компетентности менеджеров писал в свое время  Л. Якокка (1990). То, что студенты с блестящими способностями становились весьма посредственными менеджерами, он объяснял тем, что они не были общительными. Позднее появилась концепция социального интеллекта как необходимого менеджерам в большей мере, чем общий интеллект, измеряемый в IQ. Для высокой эффективности менеджеров достаточно иметь общий интеллект среднего уровня.

Руководитель должен освоить  механизм психологического воздействия  на подчиненных, который лежит в  основе взаимодействия и подразумевает  различные способы активизации  их деятельности. При этом важное значение имеет направленность воздействия, что связано с мотивами субъекта руководства и служит его цели. Целью и результатом воздействия является перестройка психологии объекта, достижение сдвигов, влияющих на поведение. Это выражается в изменении взглядов, отношений, мотивов.

Управляющие должны учитывать  потребность в самореализации, самоутверждении  работников. Поэтому в сферу воздействия  включать также сугубо личностные свойства людей, их психологию. При психологическом  воздействии необходимо органическое единство трех основных механизмов: убеждения, внушения, принуждения.

Отношение руководителя к  подчиненному проявляется в разных внушающих воздействиях. Среди них  выделяют два полярных - вдохновляющее и подавляющее. По преобладании тех или иных воздействий можно разделить и руководителей. Каждому из них свойственно свое отношение к работникам, которое создает определенную социально - психологическую дистанцию между ними, атмосферу взаимоотношений и внушенное психическое состояние.

Основное в деятельности руководителя - это работа с людьми. Способность его умело строить  деловые отношения, регулировать психологический  климат должны рассматриваться одним  из главных признаков профессиональной пригодности менеджеров.

Успех деятельности руководителя также обусловлен его морально - этическими ценностями. Последние, в свою очередь, находятся в тесной связи с личной значимостью человека. Они взаимообусловлены, ибо нет морально - этических ценностей без личной ценности человека, и наоборот. К наиболее существенным морально - этическим ценностям относятся искренность, честность, уважение другой личности, заинтересованность в делах других людей, чувство личной ответственности, совестливость, последовательность, настойчивость в труде, отсутствие склонности к алкоголю и аморальным поступкам, злопамятству и мелочности, умение признавать собственные ошибки, понимание других людей, соответствие между словом и делом и др. Эти человеческие качества являются результатом воспитания и влияния общественной среды на отдельного человека.

Информация о работе Менеджер как лидер, авторитет и начальник