Менеджер как лидер, авторитет и начальник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Умелый руководитель четко формирует задачи коллектива, ясно понимает свою роль в их решении, способен задействовать внутренние стимулы к самостоятельным действиям и предвидеть возможные трудности, предупредить неудачи и находить наилучшее решение в каждой конкретной ситуации.
Для достижения поставленной цели мною были обозначены несколько задач:
Сделать описание качеств, без которых не сможет обойтись ни один менеджер.
Подробно рассмотреть виды авторитета и псевдоавторитета.
Раскрыть понятие власти и руководства.

Содержание работы

Введение 4
1. Лидерские качества менеджера 6
1.1 Организаторские способности 6
1.2 Психологическая компетентность 8
1.3 Инструменты влияния, формальные и неформальные лидеры 11
2. Авторитет менеджера и его роль 15
3. Руководство 21
3.1 Сущность руководства 21
3.2 Уровни руководителей 24
3. Власть 28
3.1 Источники власти 29
3.2 Формы власти 31
Заключение 34
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

курсовая Теория Менеджмента.docx

— 67.20 Кб (Скачать файл)

Существует много примеров, когда фирма оказывалась банкротом, а ее основатели были смещены со своих руководящих постов. Обычно это являлось следствием заблуждения  предпринимателя - основателя компании: я сам по себе и полностью независим.

Руководство предприятия  никогда не должно забывать о том, что оно существует только благодаря  тому, что сотрудники готовы работать с ним в тесном контакте. Между  тем, именно высшее руководство предприятия  легко поддается искушению считать, что судьба предприятия, рабочих  и служащих зависит от решений  руководства. На деле все обстоит  иначе: существование руководства  зависит от работы сотрудников и  от рынка. Поэтому источником личной власти основателей предприятия  является деятельность организации  в целом. Сам же руководитель выступает  в роли лидера, обладающего властью  лишь по воле данной организации. Необходимо, чтобы учредители и владельцы  компании, формирующие организационную структуру, политику и стиль работы предприятия, сами добровольно следовали собственным установкам. Нельзя делать исключений ни для себя, ни для своих друзей, ни для своих родственников.

Собственность предприятия  может использоваться исключительно  в интересах самой компании, а  не ее основателей. Доходы компании не являются личной собственностью ее владельцев и основателей. Они должны в первую очередь обращать внимание на нужды  предприятия, а уже затем определять свой доход. Сотрудники предприятия не являются слугами ее учредителей, а трудятся в интересах организации.

Таким образом, как для  основателей компании, так и для  ее владельцев важно понять, что  ощущение собственной значимости и  чувство собственника не может служить  основным источником власти.

3.2 Формы власти

Власть, основанная на принуждении. Менеджер может осуществлять власть путем принуждения, что дает ему возможность унижать, запугивать людей. Такой вид власти основан на влиянии на человека с помощью страха: угроза потерять место, быть пониженным в должности и д. р. Чтобы использовать страх как инструмент влияния, необходимо иметь эффективную систему контроля. Однако в этом случае увеличивается желание человека сознательно пойти на нарушение, обман своего руководителя. Люди в результате воздействия с помощью страха испытывают отчуждение, скованность, злобу. Поэтому там, где власть основана на принуждении, как правило, ниже производительность труда и качество продукции. Власть, основанная на принуждении, может быть эффективна там, где нарушается трудовая и производственная дисциплина.

Власть, основанная на вознаграждении. Это один из самых эффективных способов влияния на других людей. Главное для менеджера - правильно определить размер вознаграждения. В противном случае, при недостаточности вознаграждения степень мотивации будет незначительной. Еще хуже другая крайность, когда размер вознаграждения не соответствует скромным достижения работника. Кроме того, при выборе варианта власти, основанной на вознаграждении, менеджер может действовать в условиях объективных ограничений. Причинами таких ограничений могут быть, например, незначительные финансовые возможности предприятия. В этой связи менеджер должен уметь использовать не только материальные, но и психологические приемы мотивации.

Власть, основанная на авторитете и знаниях. В данном виде власти влияние на сотрудника осуществляется благодаря тому, что он принимает на веру профессионализм менеджера, его опыт и знания. Именно поэтому данный вариант власти предполагает влияние через так называемую разумную веру. Влияние веры в авторитет и знания специалиста далеко неоднозначно. Нередки ситуации, когда новый руководитель, не обладая достаточным опытом работы в конкретной области деятельности, принимает на веру рекомендации своих более опытных подчиненных. Однако если этот период затягивается, сила его власти по отношению к сотрудникам может слабеть, авторитет снижаться.

Власть, основанная на примере (эталонная власть) Руководитель является эталоном, примером для подчиненных, которые хотят стать такими же, как он. Менеджер может быть наделен такими качествами как профессионализм, солидная внешность, умение достойно вести себя в обществе, независимость суждений, содержательное изложение своих мыслей. О таких людях говорят, что они излучают некую положительную энергию, благотворно действующую на окружающих. Власть примера, которой пользуется руководитель, является эффективным вариантом управления людьми. У такого руководителя всегда есть представление о том, как должна быть сделана работа. Такой менеджер умеет сформулировать свое видение будущего и изложить его так, чтобы оно было понятно другим. Это, в свою очередь, действует на подчиненных как сильный мотивирующий фактор. Установлено, что подчиненные менеджеров, которые относятся к харизматическому типу, достигали более высоких результатов в работе, чем те, которые трудились под началом руководителей, такими качествами не обладающими. Доказано, что харизматический тип руководителя особенно важен в случае, когда предприятие переживает кризисную ситуацию.

Власть, основанная на законных правах. Руководитель имеет законную власть, которой его наделяет предприятие или организация, в котором он трудится. Это наиболее известный вариант власти. Начальство всегда стремилось укрепить свою власть, что подтверждает богатый исторический опыт развития человечества. Поэтому влияние через традиции позволяет работникам реализовать свои потребности в принадлежности к социальной группе и безопасности, поскольку именно руководитель берет на себя обязанность планировать работу, принимать решения, отвечать за организацию ее выполнения. Однако в данном случае работник может переложить ответственность за собственные упущения в работе на менеджера. Поэтому влияние с помощью традиций имеет очень существенную особенность. Она заключается в том, что работник скорее подчиняется должности, а не конкретной личности руководителя. Отсюда прямой путь к повиновению руководству, даже если менеджер недостаточно авторитетен в глазах подчиненных.

В России с началом рыночных преобразований наблюдается значительная трансформация в использовании  законной власти. В настоящее время  в различных организационных  структурах нашей страны во все большей  степени наблюдается переход  к восстановлению лучших российских традиций высокого профессионализма, честности надежности в деловых  отношениях.

 

 

 

 

 

Заключение

Поставленная мною цель - рассмотреть такие понятия как  личность, власть, авторитет менеджера - была достигнута. Для того чтобы  подробно раскрыть данную тему, мною были выполнены задачи, оговоренные в  начале работы. То есть подробное описание качеств необходимых менеджеру, рассмотрение понятий авторитет, руководство, власть и их виды.

Существует определенный набор человеческих качеств, которые  были перечислены выше, составляющие основу организаторских способностей. Эти качества не зависят от производственного  опыта работника, поэтому руководителем  человек может становиться в  относительно раннем возрасте.

В заключение следует остановиться на тех моментах, которые определяют эффективность работы менеджера. Ряд  из них зависит от него самого и  связан либо с умением управляющего организовать свою деятельность и деятельность подчиненных, либо с его отношением к ним. Так, положительно влияет на эффективность  деятельности умение ее планировать, правильно  определять порядок важности и срочности  дел, последовательность выполнения операций, количество принимаемых решений. На эффективность работы менеджера  влияет умение использовать возможности  подчиненных, знание их, вера в сотрудников, способность откровенно с ними разговаривать, постановка задач вместо непосредственного  руководства.

Отрицательно влияет на результативность работы менеджера отсутствие уважения коллег при обсуждении и решении  важнейших вопросов, присвоение себе результатов работы коллектива, пристрастное отношение к сотрудникам. Однако в некоторых случаях эффективность  работы руководителя зависит от подчиненных. Например, если они плохо проработали  вопрос или боятся сами принимать  решение, то часто бегают за консультацией  к шефу, отвлекая его от других более  важных дел. То же бывает, если подчиненные  не знают точно своего задания  и взваливают на себя работу, с которой  не могут справиться, и руководитель вынужден им помогать, чтобы не “завалить” дело. Во многом это происходит, кстати, от неумения планировать. Сложности для руководителя возникают и в том случае, когда подчиненный не умеет с ним разговаривать, толком объяснить свои проблемы и желания, но постоянно ожидает указаний и инструкций.

На основании изученного материала можно сделать вывод, что эффективность руководящей  деятельности зависит от личностных качеств менеджера, от применяемого им вида власти и, конечно же, от авторитета, которым он обладает.

Главное для руководителя это выбрать наиболее приемлемый стиль руководства, сочетающийся с  его личностными качествами. Обладая  реальной властью, руководитель существенным образом воздействует на трудовой коллектив, а через него – на характер и  результаты функционирования самого объекта.

Справедливо считается: как  порядок, так и беспорядок начинается с руководителя.

 

 

Список литературы

1. Агапов B.C. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей: Автореф. дис.докт. психол. наук. -М.: РАГС, 1999.-24 с.

2. Бойдел Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя. - М: АО «Ассиана», 1996.

3. Брэддик У. Менеджмент в организации. М., 1997. - 326 с

4. Галькович Р.С. Менеджмент и менеджер – Пермь: Пермь, 1993. – 93с.

5. Герчикова И.Н., Менеджмент. М.: ЮНИТИ, 1997

6. Головнева И.В., Психологические основы кадрового менеджмента. Учебное пособие - НУА, 2013

7. Гроув Э.С. Высокоэффективный менеджмент. М., 1996. - 286 с.

8. Денисов О.И. Проблема конфликтологической компетентности руководителя. -М.: МААН, 2000. 216 с.

9. Деркач A.A., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. М., РАГС, 2000. - 148 с.

10. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. – М.: Академия, 2002. – 288с.

11. Жариков Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу. М.: МЦФЭР, 2002. - 512 с.

12. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. –М.: Острожье, 1998.-336 с.

13. Радченко Л. Классификация видов управления. //Вопросы теории и практики управления. –1994.-№4.

14. Тихонов А.В. От социологии менеджмента к социологии управления как научно-исследовательской программе // Социология власти, 2009, №7, с. 13-19.

15. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. – М.: Высшая школа, 1999.- 304с.

16. Управление персоналом организации / Под ред. АЯ. Кибанова. - М.:ИНФРА-М, 1997.

17. http://www.perm-pedsovet.ru/vlast_i_rukovodstvo/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Менеджер как лидер, авторитет и начальник