Менеджер как лидер коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование личности, власти и авторитета современного менеджера.
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и функции менеджмента;
- проанализировать специфику менеджмента как профессиональной деятельности;
- изучить роль менеджера на предприятии в современных условиях;
- охарактеризовать профессионально важные качества личности менеджера;
- рассмотреть влияние и авторитет современного менеджера.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие менеджмента. Содержание деятельности менеджера на предприятии 5
1.1 Сущность и функции менеджмента 5
1.2 Специфика менеджмента как профессиональной деятельности 11
1.3 Роль менеджера на предприятии в современных условиях 15
Глава 2. Менеджер как лидер коллектива 19
2.1 Профессионально важные качества личности менеджера 19
2.2 Власть и личное влияние, авторитет менеджера 23
Заключение 33
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

2 менеджмент лидер.docx

— 70.82 Кб (Скачать файл)

Функция контроля напрямую связана с функцией планирования, которая осуществляется на базе полученных результатов оценки деятельности организации.

Таким образом, данный подход позволяет существенно упростить  с методической точки зрения систему  функций менеджмента на предприятии. Это вызвано тем, что часть  составляющих деятельности менеджера, которые другие исследователи выделяют в отдельные функции, представлены в виде операций, т.е. определенных действиях, которые менеджер должен выполнять  в процессе реализации функций. В  то же время данный подход, упрощая  методическую основу функций менеджмента, нисколько не "облегчает" практическую деятельность менеджера, так как  ему необходимо выполнять все  те же действия, что и при любых  других подходах к классификации  функций менеджмента.

1.2 Специфика менеджмента  как профессиональной деятельности

"Словесный портрет"  менеджера 90-х гг. включает следующие  индивидуальные качества:

- способность управлять  собой;

- разумные личные ценности;

- четкие личные цели  и упор на постоянный личный  рост;

- навык в решении проблем;

- изобретательность и  способность к инновациям;

- высокая способность  влиять на окружающих;

- знание современных управленческих  подходов;

- способность руководить;

- умение обучать подчиненных;

- способность формировать  эффективные рабочие группы.

Рассмотрим специфику  профессиональной деятельности, для  осуществления которой человеку необходимо иметь вышеперечисленные  качества. Но сначала необходимо определиться с содержанием понятий "менеджмент" и "менеджер" с точки зрения профессионального подхода, т.е. с  практической стороны вопроса.

В России и на Западе существуют различия в понимании понятий "management" и "manager".

На русский язык "management" принято переводить как "управление", а "manager" – как "руководитель". На Западе говоря о менеджменте подразумевают менеджера-человека, который занимается управлением в определенной организации. В более широком смысле употребляется обезличенная форма – "администрация", "администрирование". Употребляя слово "менеджер", подразумевают специально подготовленного профессионального управляющего, который знает, что он принадлежит к особой профессии, а не является специалистом в какой-либо области, решившим заняться управлением. Но в любом случае "менеджмент" – это обязательно управление хозяйственной деятельностью.

Чтобы стать менеджером, необходимо обязательно занимать управленческую должность и осознавать профессиональную принадлежность к менеджменту, обладать знаниями в области менеджмента, придерживаться норм поведения, присущих менеджерам.

Менеджмент выступает  как самостоятельный вид профессиональной деятельности. Профессионал в этой области работает по найму на должности  менеджера. Современное производство основано на применении новейших технологий в соединении с высоким уровнем  профессионализма работников. Будучи специалистом высокого уровня, менеджер обеспечивает связь и единство всего  производственного процесса и оказывает  влияние на эффективность производства. Поэтому труд менеджера является производительным трудом. Менеджмент объединяет под своим началом  труд многих специалистов: экономистов, статистиков, инженеров, психологов, юристов, бухгалтеров и др.

В качестве объекта менеджмента  выступает хозяйственная деятельность предприятия в целом или ее конкретная сфера: финансы, маркетинг, реклама и пиар, производство, сбыт и т.д. Какой бы характер хозяйственная  деятельность ни носила, но если она  направлена на получение прибыли  или предпринимательского дохода, то можно сказать, что она осуществляется при помощи менеджмента. Таким образом, менеджмент охватывает деятельность промышленных предприятий, банков, страховых обществ, гостиницы и целый ряд других хозяйственных организаций, которые  выступают рыночном механизме в  качестве самостоятельных экономических  субъектов.

Особенности содержания хозяйственной  деятельности предприятия определяются сферой его деятельности. Но общим  для всех сфер является обеспечение  процесса производства необходимыми ресурсами  и поддержание его непрерывности. Под воздействием менеджмента находятся  такие виды деятельности, как внедрение  в производство результатов научных  исследований, совершенствование технологического процесса, поддержание необходимого уровня качества продукции, материально-техническое  снабжение, учет и отчетность, обеспечение  финансовыми ресурсами и кадрами. Хозяйственная деятельность предприятия  требует от менеджера такого стиля  работы, который основывается на непрерывном  поиске лучших возможностей привлечения  и использования необходимых  ресурсов и повышения эффективности  производства.

Одной из главных задач  менеджмента является определение  целей деятельности организации. Цели в организации – это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых хочет добиться коллектив, работая вместе. Организации определяют цели через процесс планирования.

Целевое управление–это процесс, состоящий из четырех этапов:

1) выработка ясной сжатой  формулировки цели;

2) разработка реальных  планов их достижения;

3) систематический контроль  результатов;

4) корректирующие меры  для достижения требуемых результатов.

Для организации разрабатывают  общие и специфические цели. "Общие  цели отражают сущность развития организации  в целом. Специфические цели разрабатываются  в рамках общих целей по основным видам деятельности организации". Менеджмент должен обеспечить достижение цели при минимальных затратах и  максимальной эффективности.

Решение социально-экономических, технологических и социально-психологических  проблем, которые неизбежны в  процессе осуществления хозяйственной  деятельности, обеспечивается через  экономический механизм менеджмента. Без экономического механизма организация в рыночных условиях не могла бы существовать, так как результаты хозяйственной деятельности получают свое выражение в процессе обмена на рынке. Экономический механизм тесно связан с организационным и рыночным механизмом, механизмом управления экономикой.

1.3 Роль менеджера  на предприятии в современных  условиях

Итак, менеджер – это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей  в рыночных условиях.

Термин "менеджер" может  употребляться применительно:

- к администратору любого  уровня управления, если администрирование  осуществляется современными методами;

- руководителю предприятия  в целом или его подразделений;

- организатору конкретного  вида работ;

- руководителю по отношению  к подчиненным.

Менеджер – это управляющий, прошедший специальную подготовку и получивший профессию управленца, основными функциями которого являются координация деятельности организации  на всех уровнях ее управления и  работа с персоналом организации. Менеджер является наемным работником. В этом состоит его главное отличие  от собственника бизнеса, которым и  управляет менеджер.

В нашей стране, в эпоху  плановой экономики, сложилось ошибочное  представление о том, что управление – это что-то такое технократичное. Нет, менеджмент – это, прежде всего, работа с людьми. Разумеется, речь не идет о том, что каждый менеджер должен обладать психологическим образованием. Но он должен так организовать работу подчиненных и коллег, чтобы компания пришла к запланированному результату. Таким образом, менеджмент – это управление коллективом людей. Поэтому менеджер – лидер особого рода, социальный инженер. Ведь методы и приемы управления бизнесом во многом заимствованы из отношений, которые присущи нашему обществу на том или ином этапе развития. Время идет, общество меняется; автоматически возникает потребность в поиске новых методов управления.

Для каждого этапа развития страны характерны свои требования к  руководящему составу предприятия. Например, в 70-е годы английская нефтяная компания British Petroleum активно действовала в различных сегментах рынка, даже в таком, казалось бы далеком от их основного вида деятельности, как продовольственный. Но тогда вся глобальная экономика была устроена таким образом. В следующее десятилетие ситуация изменилась, и ВР вышла на стратегию концентрации производства. Все предприятия, которые не имели непосредственного отношения к нефтяному бизнесу, были проданы. Компания сосредоточилась исключительно на добыче. Затем обстоятельства потребовали иных подходов: ВР стала создавать новые альянсы, занялась переработкой и дистрибуцией.

В России 90-е годы прошли под знаком приватизации государственной  собственности. В то время требовались  менеджеры, умеющие выстраивать  отношения с госорганами, разбираться  в юридических аспектах защиты собственности, налаживать контроль над финансовыми  потоками. И мало кто считал необходимым  заниматься решением таких задач, как  оптимизация затрат или качество продукции. Актуально было эту самую  собственность приобрести и удержать. Только в последние годы собственники задумались о том, как сделать  внутренние процессы эффективными; соответственно, возникла потребность в других методах работы. И в профессиональных руководителях, менеджерах. Сегодня в России к менеджеру, как к профессиональному работнику, предъявляются такие качества, как самостоятельность, инициативность, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску.

Работа менеджера может  быть охарактеризована с двух сторон: его компетентности и его компетенции. В первом случае речь идет о том, что он умеет, во втором – о том, что должен уметь. И если они соответствуют  друг другу, то свои функции менеджер выполняет на должном уровне.

В разных отраслях, на разных уровнях компетенции меняются. Тем  не менее, "современный менеджер должен управлять задачами, ресурсами, людьми, информацией, качеством, проектами  и организационными изменениями. Это  универсальная модель, которая может  меняться в зависимости от потребностей компании".

В крупной компании, даже на позиции начальника отдела человек  должен быть лидером и уметь убеждать людей. Не ломать их, а обоснованно  доказывать необходимость того или  иного действия. Во-вторых, он должен быть справедливым. Неправильно, когда  моральные и этические принципы применяются выборочно.

О топ-менеджере можно сказать одной фразой: самое главное для него – умение быть лидером. Помимо этого ему необходимо быть стратегом, оценивать потенциальные возможности людей, уметь выращивать и развивать подчиненных.

В наше время интеллектуальные компоненты любого вида деятельности преобладают над физическими. Поэтому подчиненных нужно побуждать работать не только физически, но, главным образом, умственно. И надо помнить, что никакое принуждение не может заставить человека мыслить и действовать творчески, если он этого не хочет сам. Принуждением эффективно управлять нельзя.

Руководитель – это  человек, который лично своим  влиянием направляет подчиненных на достижение целей организации. Его  функциями являются определение  норм поведения подчиненных, удовлетворение в меру возможности их нужд и защита их интересов перед управляющими верхнего уровня.

Среди требований, предъявляемых  к менеджеру, на первый план ставится умение управлять людьми. Поэтому  он должен в совершенстве знать своих  прямых подчиненных, особенно их возможности  выполнять порученное дело.

Задачи хорошего руководителя – не просто уметь адекватно оценивать  ситуацию, но и уметь изменять ее в положительную сторону. Видеть будущее и убеждать всех идти за ним. Ну, и, конечно же, отвечать за свои поступки.

Владельцы бизнеса нанимают менеджера, задача которого сформировать эффективную управленческую команду, способную действовать исходя из стратегических задач, сформулированных акционерами. Последние по определению  должны быть заинтересованы в прибыли  и увеличении стоимости бизнеса. Возникает сложная цепочка взаимоотношений. Выстраивая систему действий, генеральный  директор и его управленческая команда  должны знать, что происходит на том  рынке, на котором они работают.

Менеджер, который не пользуется уважением среди своих коллег и подчиненных, не сможет выполнять  все свои должностные обязанности  и функции на должном уровне. Для  того, чтобы эффективно реализовывать, возложенные на него функции, менеджер должен быть лидером коллектива.

Лидерство – это способность  влиять на людей и побуждать их работать для достижения целей.

Лидерство базируется на личностных качествах менеджера, его властных полномочиях и авторитете среди  членов коллектива. Без их наличия  менеджер не сможет организовывать людей  на достижение поставленных перед организацией целей.

Глава 2. Менеджер как лидер коллектива

2.1 Профессионально  важные качества личности менеджера

Качества менеджера –  это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывают  решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные  в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры  личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности.

Информация о работе Менеджер как лидер коллектива