Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование личности, власти и авторитета современного менеджера.
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и функции менеджмента;
- проанализировать специфику менеджмента как профессиональной деятельности;
- изучить роль менеджера на предприятии в современных условиях;
- охарактеризовать профессионально важные качества личности менеджера;
- рассмотреть влияние и авторитет современного менеджера.
Введение 3
Глава 1. Понятие менеджмента. Содержание деятельности менеджера на предприятии 5
1.1 Сущность и функции менеджмента 5
1.2 Специфика менеджмента как профессиональной деятельности 11
1.3 Роль менеджера на предприятии в современных условиях 15
Глава 2. Менеджер как лидер коллектива 19
2.1 Профессионально важные качества личности менеджера 19
2.2 Власть и личное влияние, авторитет менеджера 23
Заключение 33
Список литературы 35
Талант менеджера определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики менеджера.
Профессионально важные качества менеджера рассматриваются на трех уровнях:
- на уровне задач деятельности менеджера;
- на поведенческом уровне;
- на уровне свойств личности.
На основе управленческой
деятельности менеджера можно выделить
следующие профессионально
Организаторские качества,
характеризующиеся умением
Основными организаторскими качествами являются:
1. Психологическая
2. Критичность и самокритичность
– способность видеть
3. Психологический контакт – способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей;
4. Требовательность –
способность предъявлять
5. Склонность к организаторской деятельности, т.е. потребность в ее выполнении;
6. Способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их.
Среди вторичных организаторских качеств следует отметить:
1. Целеустремленность –
умение поставить четкую и
ясную и стремится к ее
2. Гибкость – способность
реально оценивать
3. Работоспособность –
способность длительно
4. Настойчивость – волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели;
5. Самостоятельность –
способность осуществлять
6. Дисциплинированность
– подчинение установленному
порядку, умение налаживать и
поддерживать дисциплину в
7. Инициативность – умение
действовать энергично,
Общей основой развития менеджера
как специалиста и как
Существенное значение имеют для деятельности менеджера коммуникативные качества:
- способность к кооперации и групповой работе;
- поведенческие ориентации
при разрешении конфликтных
- социальная компетентность при реализации своих целей.
Менеджер в своей деятельности постоянно осуществляет три вида общения:
- субординационное, или общение
при взаимодействии
- служебно-товарищеское
– общение между
- дружеское – это общение
на основе морально-
В зависимости от конкретной ситуации и целей, важно точно применить тот или иной стиль общения. Если менеджер обладает навыками общения, то ему легко устанавливать деловые контакты.
Умение устанавливать деловые контакты, располагать к себе людей зависит от манеры поведения. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности оказывать влияние на людей.
Далее обратим на мотивационно-волевые качества:
- стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе);
- осторожность (добросовестность, внимание, порядочность, честность, точность, признание со стороны окружающих);
- самоопределение (свобода, самоопределение, открытость);
- социальная компетентность
(компетентность, разговорчивость,
общительность, готовность к
В литературе по психологии
менеджмента можно встретить
ряд работ ученых изучающие менеджера
и предпринимательские
Наиболее важным качеством менеджера является устойчивость к стрессу. Стрессоустойчивость – это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность менеджера протекает в условиях значительных психологических нагрузок.
Таким образом, можно выделить
в структуре профессионально
важных качеств менеджера
2.2 Власть и
личное влияние, авторитет
Влияние менеджера в коллективе основывается на существующей властной структуре в организации.
Структура власти внутри организации выполняет следующие задачи:
- определяет круг
- обеспечивает профессиональную
экспертизу всех принимаемых
решений путем включения в
управленческую иерархию
- обусловливает координацию
усилий всех членов
В рамках общей структуры власти в организации определяется власть менеджера, которая является формой влияния, проявляющейся в управлении через определенные каналы, которые доступны для менеджера внутри властной структуры организации.
В отличие от устаревших
представлений, по которым умение муштровать,
агрессивность, конфликтность, подавление
воли персонала и партнеров для
достижения своих целей – это
наиболее эффективные методы менеджмента,
доказана возможность успешного
применения др. форм влияния, например,
убеждения или
Властные полномочия менеджера не могут противоречить принципам и методам власти, принятым в организации.
Работа менеджера сводится
к тому, что он заставляет других
делать что-то и так, как он этого
хочет. Потому первостепенное значение
здесь имеет эффективное
Власть есть право, которым обладает человек вследствие того служебного положения, которое он занимает в организационной структуре. Власть, если её рассматривать с этой точки зрения, имеет межличностный характер и не имеет ничего общего с конкретным человеком, занимающим его положение.
Напротив, авторитет в большой мере персонифицирован и имеет отношение к умению человека добиваться выполнения задач путем оказания влияния на других людей. Таким образом, авторитет есть прямой результат воздействия личности человека.
Известны примеры, когда
высокопоставленные менеджеры, облеченные
всеми правами, которые сопутствуют
должности в коридорах
Власть руководителя может принимать разнообразные формы. Поэтому существует несколько концепций, по которым классифицируется власть менеджера. Так, по классификации Френча и Рейвена, она имеет пять основных форм:
1. Власть, основанная на
принуждении. Исполнитель
2. Власть, основанная на
вознаграждении. Исполнитель верит,
что влияющий имеет
3. Экспертная власть. Исполнитель
верит, что влияющий обладает
специальными знаниями, которые
позволяют удовлетворить
4. Эталонная власть (власть
примера). Характеристики или свойства
влияющего настолько
5. Исполнитель верит, что
влияющий имеет право отдавать
приказания и что его долг
– подчиняться им. Эти основы
власти являются инструментом, с
помощью которого менеджер
Также есть более расширенная концепция, согласно которой выделяют следующие разновидности власти менеджера:
1. Власть принуждения
– побуждение людей к
2. Власть влияния –
взаимодействие менеджера с
3. Власть компетенции
– менеджер, в силу своей профессиональной
подготовленности, становится наделенный
правом выступать в качестве
эксперта и "судьи"
4. Власть информации –
люди постоянно испытывают
5. Власть должностного
положения – чем выше
6. Власть авторитета –
менеджер, пользующийся у подчиненных
авторитетом, осуществляет
7. Власть награждать и
миловать – люди легко
Менеджер имеет власть
над подчиненными, однако в некоторых
ситуациях и подчиненные имеют
власть над руководителем, так как
последний зависит от них по таким
вопросам, как необходимая для
принятия решений информация, неформальные
контакты с людьми в других подразделениях
и т.п. Отсюда следует, что менеджер
должен понимать и учитывать тот
факт, что поскольку подчиненные
тоже часто обладают властью, то использование
им в одностороннем порядке своей
власти в полном объеме может вызвать
у подчиненных такую реакцию,
когда они захотят
Рис. 1. Балансирование власти руководителей и подчиненных
В организации система отношений между руководителем и подчиненными должна строиться на принципах взаимозависимости, а не только на принципе доминирования.