Менеджер в качестве лидера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Сегодня тема лидерства очень популярна: проводится масса дискуссий, научных исследований, теме лидерства посвящаются конференции и саммиты.
Вопрос, который в разное время волновал ученых, военных, психологов-практиков и, в конечном, итоге, бизнес-сообщество, это вопрос о том, можно ли «научить лидерству», т.е. развить лидерские навыки или лидерами все-таки рождаются?
В повседневной жизни часто путают термин «менеджер» и «лидер», но это различающиеся понятия.
Менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решения по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях.
Лидерство представляет совокупность свойств и характеристик поведения человека (в том числе руководителя), оцениваемую как его способность оказывать влияние на группу людей для достижения определенных целей. Оно является важным аспектом эффективного руководства группой (организацией), которая трудно поддается исследованиям.
Целью курсовой работы является изучение поведения менеджера в качестве лидера.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1.дать определение менеджеру и лидерству;
2.показать качества, которыми должен обладать менеджер и лидер;
3.дать сравнительную характеристику менеджера и лидера.
4.дать советы менеджеру, который хочет стать цивилизованным и преуспевающим лидером.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… 2
1. Менеджер……………………………………………………………… 3
1.1. Понятие «менеджер»…………………………………………………. 3
1.2. Функции и роли менеджера………………………………………….. 5
1.3. Образ идеального менеджера разных стран………………………… 10
2. Лидер……………..……………………………………………………. 12
2.1. Определение понятия лидерства……………………………………. 12
2.2. Классификация лидерства……………………………………………. 14
2.3. Отличие менеджера от лидера……………………………………… 18
3 Практическая часть…………………………………………………… 21
3.1. Как стать успешным менеджером…………………………………… 21
3.2. Характерные черты лидера…….…………………………………….. 23
3.3. Советы менеджеру……………………………………………………. 25
3.4. Тест на развитие лидерских качеств………………………………… 27
Заключение……………………………………………………………………. 30
Цитированная литература…………………………………………………… 31

Файлы: 1 файл

менедж в кач лидера- вот.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 2
1. Менеджер……………………………………………………………… 3
1.1. Понятие «менеджер»…………………………………………………. 3
1.2. Функции и роли менеджера………………………………………….. 5
1.3. Образ идеального менеджера разных стран………………………… 10
2. Лидер……………..……………………………………………………. 12
2.1. Определение понятия  лидерства……………………………………. 12
2.2. Классификация лидерства……………………………………………. 14
2.3. Отличие менеджера  от лидера……………………………………… 18
3 Практическая  часть…………………………………………………… 21
3.1. Как стать успешным менеджером…………………………………… 21
3.2. Характерные черты лидера…….…………………………………….. 23
3.3. Советы менеджеру……………………………………………………. 25
3.4. Тест на развитие лидерских качеств………………………………… 27
Заключение……………………………………………………………………. 30
Цитированная  литература…………………………………………………… 31
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
---
 
 

Введение

     Сегодня тема лидерства очень популярна: проводится масса дискуссий, научных  исследований, теме лидерства посвящаются  конференции и саммиты.

     Вопрос, который в разное время волновал ученых, военных, психологов-практиков и, в конечном, итоге, бизнес-сообщество, это вопрос о том, можно ли «научить лидерству», т.е. развить лидерские навыки или лидерами все-таки рождаются?

     В повседневной жизни часто путают термин «менеджер» и «лидер», но это  различающиеся понятия.

     Менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решения по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях.

     Лидерство представляет совокупность свойств  и характеристик поведения человека (в том числе руководителя), оцениваемую как его способность оказывать влияние на группу людей для достижения определенных целей. Оно является важным аспектом эффективного руководства группой (организацией), которая трудно поддается исследованиям.

     Целью курсовой работы является изучение поведения  менеджера в качестве лидера.

     Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1.дать  определение менеджеру и лидерству;

2.показать  качества, которыми должен обладать  менеджер и лидер;

3.дать  сравнительную характеристику менеджера  и лидера.

4.дать  советы менеджеру, который хочет  стать цивилизованным и преуспевающим  лидером. 
 
 
 
 
 

Понятие «менеджер»

     Слово «менеджер» пришло к нам с Запада и сейчас неотъемлемо от нашей  жизни. Термин менеджер имеет много определений.

     В современном понимании менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и  наделенный полномочиями в области  принятия решения по конкретным видам  деятельности фирмы, функционирующей  в рыночных условиях. Предполагается, что принимаемые менеджером решения являются обоснованными и вырабатываются на базе использования новейших методов управления: многовариантных расчетов с помощью компьютерной техники.[7,с.363]

     Менеджер  по О.С. Виханскому и А. И. Наумову - это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.

     Можно утверждать, что менеджеры являются ключевыми  людьми в организации. Однако не все  менеджеры играют одинаковую роль и занимают одинаковые позиции в организации. Также далеко не одинаковы задачи,  решаемые различными менеджерами, и, наконец, функции, выполняемые отдельными менеджерами, тоже различны.   

Качества  менеджера[3,с.260]:

  1. Менеджер должен быть хорошим управляющим, способным организовать работу подчиненных таким образом, чтобы она была максимально эффективной.
  2. Менеджер должен быть менеджером, способным увлечь людей и повести их за собой. А значит, он должен иметь авторитет, обладать высоким уровнем профессионализма, нести положительные эмоции.
  3. Менеджеру приходится быть воспитателем, который способен выявить и развить у подчиненных их способности и положительные личные качества.
  4. Менеджер должен быть прекрасным дипломатом, способным наладить контакт как с подчиненными и другими сотрудниками, так и с властями и партнерами.
  5. Менеджеру приходится быть инноватором.
  6. Работа менеджеров немыслима без контактов с другими людьми. Он должен быть хорошим коммуникатором.
  7. Менеджер должен быть образцом для других людей.
  8. Должен быть настоящим профессионалом.Высокий профессионализм необходим менеджеру в силу того, что выполняемые им работы требуют разносторонних навыков и умений.

Следовательно, менеджер должен обладать определенными  качествами, манерами, умением талантливо и эффективно руководить трудовым коллективом, наиболее полно использовать творческие способности каждого из работников, обеспечивая тем самым гибкое реагирование на требования заказчиков.

     Целью менеджера является обеспечение  стабильной конкурентоспособности  фирмы. В компании он занимает, по сути, положение человека, нанятого на работу, выполняющего кропотливую и методичную работу, но никак не владельца.[6.с.530].

      Функции и роли менеджера

     Менеджеры занимают определенные должности в  качестве руководителей конкретных подразделений в организации, и именно это определяет их служебное поведение.

     Каждая отдельная личность может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание. Менеджеры, равно как и представители других профессий, хотя как личности могут давать собственную интерпретацию этих ролей.

     В своих работах Генри Минцберг выделяет 10 ролей, которые принимают  на себя руководители в различные периоды и в различной степени (Табл.1).

     Эти роли классифицированы в рамках трех крупных категорий: межличностные  роли, информационные роли и роли по принятию решений. Опираясь на проведенные многочисленные исследования, Минцберг указывает, что роли взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого.

     Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса  руководителя в организации и  охватывают его сферу взаимодействия с людьми. Межличностные роли делают руководителя пунктом сосредоточения информации, что придает ему информационные роли, и превращает его в центр обработки информации. Исполняя межличностные и информационные роли, руководитель играет также роли, связанные с принятием решений:предпринимателя, распределителя ресурсов, устранителя нарушений, ведущего переговоры от имени организации. 
 
 
 
 
 

                                                                 Таблица 1

Описание  ролей менеджера по Г.Минцбергу

Роль Описание  действий Примеры из практики управления, требующие  активизации соответствующей роли
Межличностные роли
    1. Главный руководитель (лицо организации)
Символический глава организации, выполняющий  обязанности социального или  правового характера Церемониалы, ходатайства, представления, проведение приемов, все другие действия, обязываемые руководящей должностью.
    1. Лидер
Мотивация подчиненных, взаимодействие с ними, подбор и подготовка работников Практически все управленческие действия с участием подчиненных
    1. Связующее звено
Установление  сети контактов с руководителями и специалистами других подразделений  и организаций, а также информирование подчиненных об этих контактах Деловая переписка, участие в совещаниях, с представителями других подразделений (организаций).
Информационные роли
    1. Приемник информации (монитор)
Целенаправленно ищет, получает и накапливает разнообразную  информацию, необходимую для работы Обработка поступающей корреспонденции, периодические  осмотры, ознакомительные поездки, посещения информационных семинаров и выставок.
5. Распространи-тель информации (передатчик)

       

Передает  информацию, полученную как из внешних  источников, так и от подчиненных, всем заинтересованным лицам внутри организации. Распространение информационных справок, дайджестов, выступления с обзорами, проведение бесед, информирование подчиненных о достигнутых договоренностях.
6. Представитель (рупор организации) Передает  информацию о планах, нынешнем состоянии, результатах работы подразделений (организаций) внешним лицам и  органам. Подготовка  и рассылка информационных писем, участие  в заседаниях с отчетами о проделанной  работе.
Управленческие  роли (роли связанные  с принятием решений)
7. Предприниматель (инициатор) Ищет  возможности для совершенствования  как процессов внутри организации, так и системы взаимосвязей с другими подразделениями и структурами, является инициатором внедрения новшеств, направленных на улучшение положения дел и работников. Участие в заседаниях с обсуждением и принятием  перспективных решений, совещания, посвященные ходу внедрения тех или иных новшеств.
8. Устранитель проблем (стабилизатор) Заботится об организации, вносит коррективы в  действия, берет ответственность  на себя, когда возникают факторы, угрожающие существованию и нормальной деятельности организации. Обсуждение  и принятие решений по стратегическим текущим вопросам, связанным с  поиском путей выхода из кризисных  ситуаций.
9. Распределитель ресурсов Определяет, как будут расходоваться материальные, финансовые и трудовые ресурсы организации Составление и утверждение графиков, планов, смет, бюджетов, контроль за из исполнением.
10. Ведущий переговоры (посредник) Представляет  организацию на всех значительных переговорах. Ведение переговоров, установление официальных контактов  между организацией и другими фирмами.
 

     Все перечисленные 10 ролей, взятые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от характера  деятельности конкретной организации.

     Не  все авторы согласны с Минцбергом в части его определений и  классификаций управленческого труда. Нет единого описания работы менеджера, которое устаивало бы всех в отношении содержания, ролей и функций управленческого труда.

   Описание  ролей менеджера по О.С. Виханскому и А. И. Наумову :

  1. Роль по принятию решения – менеджер определяет направление движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т.п. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер. Будучи наделенным таким правом, он несет ответственность за последствия принятого решения. Поэтому менеджер должен не только уметь выбрать наилучший вариант решения, но и решиться на то, чтобы рискнуть повести руководимый им коллектив в определенном направлении. Зачастую это бывает сделать гораздо труднее, чем рассчитать оптимальное решение.
  2. Информационная роль- менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде,  распространяет эту информацию в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет политику и основные цели организации. От того, насколько менеджер владеет информацией,  насколько он может ясно и четко доводить ее до членов организации, сильно зависит результат его работы.
  3. Менеджер выступает в качестве руководителя. Формирует отношения внутри и вне организации, мотивирует ее членов на достижение целей, координирует их усилия,  и выступает в качестве представителя организации. Менеджер должен быть лидером, за которым люди готовы идти,  идеям которого они готовы верить. Поддержка членами коллектива своего руководителя является той базой, без которой ни один менеджер, каким бы хорошим и грамотным специалистом он ни был,  не сможет успешно управлять своим коллективом.

Менеджер  выполняет общие функции управления:

1) Планирование.Это процесс разработки цели организации и мероприятий, направленных на достижение этой цели. Бывает оперативное и стратегическое управление. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. 2)Организация. Это разделение задач, намеченных в процессе планирования, между рабочими организации, то есть построение организационной структуры. Кроме формирования структуры организации эта функция ещё и обеспечивает её всем необходимым (персонал, денежные средства, средства производства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе формируются условия для достижения более эффективных результатов.

Информация о работе Менеджер в качестве лидера