Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:57, курсовая работа
Сегодня тема лидерства очень популярна: проводится масса дискуссий, научных исследований, теме лидерства посвящаются конференции и саммиты.
Вопрос, который в разное время волновал ученых, военных, психологов-практиков и, в конечном, итоге, бизнес-сообщество, это вопрос о том, можно ли «научить лидерству», т.е. развить лидерские навыки или лидерами все-таки рождаются?
В повседневной жизни часто путают термин «менеджер» и «лидер», но это различающиеся понятия.
Менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решения по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях.
Лидерство представляет совокупность свойств и характеристик поведения человека (в том числе руководителя), оцениваемую как его способность оказывать влияние на группу людей для достижения определенных целей. Оно является важным аспектом эффективного руководства группой (организацией), которая трудно поддается исследованиям.
Целью курсовой работы является изучение поведения менеджера в качестве лидера.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1.дать определение менеджеру и лидерству;
2.показать качества, которыми должен обладать менеджер и лидер;
3.дать сравнительную характеристику менеджера и лидера.
4.дать советы менеджеру, который хочет стать цивилизованным и преуспевающим лидером.
Введение……………………………………………………………………… 2
1. Менеджер……………………………………………………………… 3
1.1. Понятие «менеджер»…………………………………………………. 3
1.2. Функции и роли менеджера………………………………………….. 5
1.3. Образ идеального менеджера разных стран………………………… 10
2. Лидер……………..……………………………………………………. 12
2.1. Определение понятия лидерства……………………………………. 12
2.2. Классификация лидерства……………………………………………. 14
2.3. Отличие менеджера от лидера……………………………………… 18
3 Практическая часть…………………………………………………… 21
3.1. Как стать успешным менеджером…………………………………… 21
3.2. Характерные черты лидера…….…………………………………….. 23
3.3. Советы менеджеру……………………………………………………. 25
3.4. Тест на развитие лидерских качеств………………………………… 27
Заключение……………………………………………………………………. 30
Цитированная литература…………………………………………………… 31
2) «лучший из нас». Лидер, принадлежащий к данному типу, выделяется из группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и иным) параметрам и в целом воспринимается как образец для подражания;
3) «хороший человек». Лидер такого типа воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности к другим, готовности прийти на помощь и т.п.;
4) «служитель». Такой лидер всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.
Типы восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга. Так, один сотрудник может оценивать лидера как «одного из нас», другие же воспринимают его одновременно и как «лучшего из нас», и как «служителя» и т.п.
Лидерство различается по силе влияния на членов группы (организации). Одного лидера люди слушаются беспрекословно, советам же или указаниям другого следуют лишь до тех пор, пока они не вступают в противоречие с их собственными интересами и установками.
В зависимости от направленности влияния на реализацию целей организации лидерство делится на:
В реальной жизни грани между этими типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством.
Конструктивное лидерство, как уже отмечалось, — один из важнейших компонентов эффективного руководства. Оптимальным для руководителя является сочетание в себе качеств формального и неформального лидера. Однако совмещение в одном лице этих социальных ролей, особенно роли руководителя и эмоционального лидера, трудно достижимо.
Отличие менеджера от лидера
В повседневной жизни часто путают термин «менеджер» и «лидер», но это различающиеся понятия. Американский исследователь Дж.Коттер писал, что самая главная функция лидера организации- определить необходимые цели, точнее, миссию организации, и разработать стратегию для ее достижения. А работа менеджера заключается в том, чтобы осуществить эту стратегию на практике. Менеджер воплощает в жизнь видение организационного будущего, миссию, цели, которые создаются лидером. Основная обязанность менеджера –решение конкретных задач, а лидеры осуществляют общее руководство и намечают генеральный план развития компании (отдела) обладая видением будущего. Эффективные лидеры заставляют людей верить в их видение и идти за ними по пути достижения целей. Путаница между этими двумя терминами возникает потому, что различие между выбором миссии и ее осуществлением часто стирается – это происходит оттого, что от многих лидеров ждут не только постановки задачи, но и помощи в ее реализации. Также от менеджеров часто требуют вести подчиненных, хотя это работа лидеров. Слишком много так называемых лидеров не справляется с управленческими аспектами своей работы, так как ставят недостижимые цели.Поэтому необходимо учитывать, что некоторые менеджеры являются лидерами, а некоторые-нет.[1.с.150].
Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе психологического воздействия. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных.
Способности
лидера- это опыт,который
Различие между лидером и менеджером проводится по многим позициям.(Табл. 1).
Таблица 1
Отличие менеджера от лидера (по О.С. Виханскому, А. И. Наумову)
Менеджер | Лидер |
Администратор | Инноватор |
Поручает | Вдохновляет |
Работает по целям других | Работает по своим целям |
План – основа действий | Видение – основа действий |
Полагается на систему | Полагается на людей |
Использует только доводы | Использует как доводы, так и эмоции |
Контролирует | Доверяет |
Поддерживает движение | Дает импульс движению |
Профессионален | Энтузиаст |
Уважаем | Обожаем |
Делает дело правильно | Делает правильное дело |
На практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже. Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Их основные характеристики находятся в разных измерениях.
«Не чини то, что работает»,- этот совет прекрасно отражает образ мышления менеджеров. Лидеры верят в другую истину: «Пока нет никаких поломок, у тебя есть редкая возможность все подправить».
Менеджер задается вопросом : «Какие проблемы требуют решения и как лучше добиться желаемых результатов, не нарушив слаженности трудовых процессов?». С этой точки зрения руководство заключается в том, чтобы просто предпринимать практические шаги по урегулированию деловых вопросов. Более того, желая выполнить свою задачу, менеджер требует эффективных действий и от остальных сотрудников, обладающих разным статусом и объемом полномочий. Чтобы быть менеджером, не требуется гениальности или героизма. Нужны лишь настойчивость, трезвость мышления, усердие, аналитические способности, терпение и доброжелательность.
Руководство
есть социальный по своей сущности
феномен, а лидерство – психологический»
Руководитель
всегда назначается на должность, поэтому
его способность влиять на других
людей при осуществлении
В
целом лидерские отношения
3.Как стать успешным менеджером
3.1.Лидерство: врожденное или приобретенное качество
Для достижения успеха в сфере управленческой деятельности, менеджер должен обладать огромным спектром личностных и профессиональных качеств, но поскольку подлинным критерием деятельности руководителя служит конечный результат труда всего коллектива, в котором органически соединены результаты труда и руководителя и исполнителей, он, прежде всего, должен быть лидером, достойным подражания, безупречно руководящим персоналом, знающим его потребности, возможности и особенности.
Следовательно, главная задача менеджера – выполнять работу при помощи других людей, добиваться коллективной работы.
Многим российским предпринимателям первой волны проблема развития лидерских качеств кажется надуманной. По их мнению, лидерство — это дар, дающийся человеку от природы, и либо он есть, либо его нет и никогда не будет. Однако им можно привести по крайней мере три возражения. Во–первых, западные компании уже десятилетиями успешно развивают и воспитывают лидеров. Во–вторых, никто не рождается лидером. Бывают люди с такими задатками, но, чтобы превратиться в настоящих лидеров, им необходимо развивать свой потенциал, и тут не обойтись без специальных знаний и навыков. И в–третьих: если ознакомиться с биографией успешных российских предпринимателей, то станет ясно, что многие из них прошли определенную школу лидерства на комсомольской или партийной работе.
Признав
саму возможность развития лидерства
в компании, нужно понять, какие
лидерские качества необходимо развивать,
как перестроить систему
Конечно,
на разных ступенях карьеры от людей
требуются разные лидерские качества.
На нижних — лидерство подразумевает
умение и желание взять на себя
ответственность, отношение к порученной
работе, как к своему собственному делу,
готовность выйти за рамки задания. По
мере продвижения «вверх» требования
меняются: с повышением уровня ответственности
все более важной чертой становится умение
развивать необходимые качества в других
сотрудниках. На верхних ступенях карьерной
лестницы решающими качествами становятся
видение будущего компании и умение вести
за собой других.
3.2.Характерные черты лидера
Нельзя обозначить лидерство какой-то формулой. Это искусство, мастерство, умение, талант. Некоторые люди обладают этим даром от природы. Другие – специально обучаются этому. А третьи никогда не смогут сталь лидерами.
Но, в конце концов, каждый находит свой стиль. Один динамичен, обаятелен, способен воодушевлять других. Другой – спокоен, сдержан в речи и поведении. Однако они оба могут действовать с равной эффективностью – внушать к себе доверие и добиваться того, чтобы работа выполнялась быстро и качественно.
Каждый менеджер должен стремиться к тому, чтобы стать лидером. Для этого он должен знать общие характерные черты, присущие лидерам[11,с.96]:
1)Лидер предан своей фирме, он не принижает свою фирму в глазах сотрудников и не унижает своих сотрудников в глазах руководства фирмы.
2)Лидер должен быть оптимистом. Ведь оптимист всегда охотно выслушивает других и их идеи, потому что он всегда ждет хороших новостей. Оптимист думает, что люди по преимуществу готовы прийти на помощь друг другу, обладают творческим началом и стремятся к созиданию. 3)Лидер любит людей. Лучшие лидеры заботятся о своих сотрудниках.
4) Хороший лидер доступен и человечен. Он не прячется за дверью кабинета. Лучшие лидеры человечны, они отдают себе отчет в собственных слабостях, что делает их терпимее к слабостям других.
5) Лидер должен быть смелым. Он всегда попытается найти новый способ выполнить задачу только потому, что этот способ лучше.
6) Лидер обладает широтой взглядов. Он никогда не скажет: “Это не мое дело”. Если он ожидает, что его группа сотрудников энергично включится в работу, когда возникнут какие-либо необычные ситуации, он демонстрирует им, что он сам с удовольствием готов взяться за новое дело, когда его об этом попросят. Лидер проявляет большой интерес ко всем аспектам деятельности фирмы.
7)Лидер должен быть решительным. Лидер всегда готов принимать решения. 8)Лидер тактичен и внимателен. Основной принцип: критиковать работу, а не человека, ее выполняющего.
9) Справедливость – также важная черта лидера. Например, если сотрудник получает надбавку, а он ничего не сделал, чтобы ее заслужить, у руководителя, вероятно, появится десяток недовольных.
10) Лидер всегда честен. Быть честным по отношению к руководству – это говорить вышестоящим менеджерам то, что им, возможно, не всегда приятно слышать. Быть честным по отношению к подчиненным – это говорить когда они правы, и когда они неправы. Быть честным – это умение признавать свои ошибки.