Менеджер в качестве лидера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Сегодня тема лидерства очень популярна: проводится масса дискуссий, научных исследований, теме лидерства посвящаются конференции и саммиты.
Вопрос, который в разное время волновал ученых, военных, психологов-практиков и, в конечном, итоге, бизнес-сообщество, это вопрос о том, можно ли «научить лидерству», т.е. развить лидерские навыки или лидерами все-таки рождаются?
В повседневной жизни часто путают термин «менеджер» и «лидер», но это различающиеся понятия.
Менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решения по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях.
Лидерство представляет совокупность свойств и характеристик поведения человека (в том числе руководителя), оцениваемую как его способность оказывать влияние на группу людей для достижения определенных целей. Оно является важным аспектом эффективного руководства группой (организацией), которая трудно поддается исследованиям.
Целью курсовой работы является изучение поведения менеджера в качестве лидера.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1.дать определение менеджеру и лидерству;
2.показать качества, которыми должен обладать менеджер и лидер;
3.дать сравнительную характеристику менеджера и лидера.
4.дать советы менеджеру, который хочет стать цивилизованным и преуспевающим лидером.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… 2
1. Менеджер……………………………………………………………… 3
1.1. Понятие «менеджер»…………………………………………………. 3
1.2. Функции и роли менеджера………………………………………….. 5
1.3. Образ идеального менеджера разных стран………………………… 10
2. Лидер……………..……………………………………………………. 12
2.1. Определение понятия лидерства……………………………………. 12
2.2. Классификация лидерства……………………………………………. 14
2.3. Отличие менеджера от лидера……………………………………… 18
3 Практическая часть…………………………………………………… 21
3.1. Как стать успешным менеджером…………………………………… 21
3.2. Характерные черты лидера…….…………………………………….. 23
3.3. Советы менеджеру……………………………………………………. 25
3.4. Тест на развитие лидерских качеств………………………………… 27
Заключение……………………………………………………………………. 30
Цитированная литература…………………………………………………… 31

Файлы: 1 файл

менедж в кач лидера- вот.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

3)Мотивация. Это процесс стимулирования/пробуждения людей и коллектива в целом к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создаёт наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального «роста». Процесс мотивации предполагает создание для работников условия/возможности для удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнения ими своих обязанностей.

4)Контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организации своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения. 
 
 

Образ идеального менеджера разных стран

     В США принято выделять  следующую  цепочку важных качеств хорошего менеджера: развитость ума, честность, логичность, техниковооруженность, широта познаний, перспективность, коммуникабельность, цельность характера, лидерство, способность делегировать власть, ораторские способности, умение принимать решения, твердость, умение сосредотачиваться, умение воспитывать, чувство юмора, умение слушать, желание слушать, объективность, организаторские способности.

     Национальные  особенности играют важную роль в  формировании идеального образа менеджера.

      Качества, вошедшие в первые две десятки  важнейших в образе идеального менеджера  Англии, отличаются не только своей  последовательностью, но и содержанием. Английская цепочка качеств имеет следующий вид : способность делегировать власть, коммуникабельность, доступность, умение слушать, авторитетность, компетентность, техниковооруженность, честность, твердость, заинтересованность в людях, позитивность, решительность, юмористичность, широта способностей, продуктивность, дружелюбие, прилежание, общительность, знание специальности, отсутствие болтливости.

      Совершенно  иной подход к образу идеального менеджера  во Франции. Проведенная беседа с  менеджерами позволила выделить следующее: 41% считает, что самое важное для менеджера- умение и навыки межличностного общения; 36% опрошенных на первое место поставили неординарность; 10%-жизненный опыт; 8%-техническую компетентность; 4% -авторитет; 1%-внешние данные.

      По  мнению финских специалистов, менеджер должен обладать напористостью, включающую в себя известную агрессивность (в положительном смысле слова), целеустремленность, стремление обязательно добиться достижения поставленных целей, доведения начатого дела до конца.

      Опрос президентов 41 крупной японской компании позволил выделить следующие качества, необходимые менеджеру-президенту: энергичная инициативность и решительность, в том числе в условиях риска (42%), долгосрочное предвидение и  гибкость (34%), широта взглядов, глобальный подход (29%),умение правильной расстановки кадров и справедливых санкций (24%), готовность и способность выслушать мнение других (22%), личное обаяние (22%), использование открытого стиля управления, приветствующего сотрудничество (19%), умение четко формировать цели и установки (17%).

      В книге Е.Е.Вендерова «Психологические проблемы управления» (1969 г.) приведена  российская статистика : 20% опрошенных к основным качествам руководителя относили отзывчивость, внимательность, вежливость, 18%- техническую грамотность, 15 % -волю,настойчивость, 14 %-ум, толковость, сообразительность, 13%-организаторские способности.[10.c.143].

      Проходят  годы, десятилетия, а вопрос : « Каким  должен быть хороший менеджер?»- актуален, как и прежде. Менеджер- это не только профессия, должность, но и прежде всего призвание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Лидер

    2.1.Определение понятия лидерства 

     Вопрос  лидерства вызывал интерес людей  с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со временем Ф.Тейлора. Было проведено очень много исследований, тем не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.

     Лидерство как содержание теории и научных  исследований есть результат исключительно американского творчества. Нет нечего удивительного в том, что понятие “лидерство” привлекает столь большое внимание. Справедливо мнение о том, что не все лидеры становятся менеджерами, все же трудно представить преуспевающего менеджера, который не был бы хорошим лидером.[8,с.136].

     Менеджеры любят говорить о лидерстве, а  исследователи любят его изучать, ибо в значительной мере успех  и выживание определенной организации  зависят от квалификации ее лидеров. Лидерство это искусство, которое должно развиваться.

     Эффективное лидерство представляет уникальную смесь служебного положения и  стиля поведения. Все менеджеры  должны стремиться стать эффективными лидерами.

     Тема  лидерства оказалась более сложным  предметом, чем это казалось большинству исследователей, и эта тема в течении десятилетий занимала многие великие умы в области менеджмента.

     Можно с уверенностью утверждать, что многие менеджеры согласны сегодня с  чрезмерно упрощенным мнением о  том, что лидеры обладают специфическими личными качествами или реагируют соответствующим образом в самых уникальных ситуациях.

     Лидерство- это тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном  для данной ситуации сочетании различных  источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

     Лидерство представляет совокупность свойств  и характеристик поведения человека (в том числе руководителя), оцениваемую  как его способность оказывать  влияние на группу людей для достижения определенных целей. Оно является важным аспектом эффективного руководства группой (организацией), которая трудно поддается исследованиям.

     Лидера  могут назначить (формальный лидер) , а в ряде случаев он сам выделяется внутри группы (становится неформальным лидером). При этом лидер может  оказывать влияние на других людей и за пределами деятельности, определяемой должностными полномочиями. Таким образом, менеджер по определению всегда должен быть лидером (обладать способностями лидера), однако не каждый лидер может иметь способности руководителя. Другими словами – понятие «руководитель»  может быть определено как лидер, обладающий определенными организационными полномочиями. В свою очередь , полномочия тесно связаны с понятием власти.[4,с.499]. 

       Лидерство, как и власть,- это  потенциал, имеющийся у человека.

     В ходе изучения проблемы лидерства учеными  было предложено много различных  определений данного понятия. Согласно Дж.Терри, лидерсто- это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Р.Танненбаум, И.Вэшлер и Ф.Массарик определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели . В практике управления лидерство- это способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для превращения созданного для других видения в реальность. Лидеры используют власть как средство в достижении целей группы или организации.  

Классификация лидерства

     Наиболее  простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов[10,с.47]:

1. Деловое  лидерство. Оно характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п.

2. Эмоциональное  лидерство. Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта.

3. Ситуативное  лидерство. По своей природе оно может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара.

     Имеются и другие классификации лидерства  в зависимости от типов лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера:

  1. лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции);
  2. лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи);
  3. лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы);
  4. лидер-эрудит (отличается обширностью знаний);
  5. лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом);
  6. лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).

В основу  типологии лидерства, предложенной проф. Б. Д. Прыгиным положены три различных критерия: во-первых, по содержанию; во-вторых, по стилю; в-третьих, по характеру деятельности лидера.

1)По содержанию различают:

  1. лидеров-вдохновителей, разрабатывающих и предлагающих программу поведения;
  2. лидеров-исполнителей, организаторов выполнения уже заданной программы;
  3. лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами.

2)По стилю различают:

  1. Авторитарный. Это лидер, требующий монопольной власти. Он единолично определяет и формулирует цели и способы их достижения. Связи между членами группы сведены до минимума и проходят через лидера или под его контролем. Авторитарный лидер пытается повысить активность подчиненных административными методами. Его главное оружие – «железная требовательность», угроза наказания, чувство страха. Авторитарный стиль экономит время и дает возможность предсказать результат, но при его использовании подавляется инициатива последователей, и они превращаются в пассивных исполнителей.
  2. Демократический. Этот стиль, по мнению большинства исследователей, оказывается более предпочтительным. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении с членами группы. Социально-пространственное положение лидера – внутри группы. Такие лидеры инициируют максимальное участие каждого в деятельности группы, не концентрируют ответственность, а стараются распределить ее среди всех членов группы, создают атмосферу сотрудничества. При данном стиле усиливаются личные обязательства последователей по выполнению работы через участие в управлении, однако, для принятия решений требуется намного больше времени, чем при авторитарном стиле.
  3. Пассивный. Такого лидера характеризует отсутствие похвалы, порицаний, предложений. Он старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. Установка подобного лидера – по возможности незаметное пребывание в стороне. Лидер избегает конфликтов с людьми и устраняется от разбора конфликтных дел, передавая их своим заместителям и другим людям, старается не вмешиваться в ход деятельности группы. Многие исследователи не выделяют этот стиль как особый, ограничиваясь противопоставлением авторитарного и демократического стилей, так как пассивного лидера трудно назвать лидером.

3)По характеру деятельности  лидера различают:

  1. универсальный тип, т. е. постоянно проявляющий качества лидера;
  2. ситуативный, проявляющий качества лидера лишь в определенной ситуации.

Помимо  названных, нередко используется классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой. Согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров:

1) «один  из нас». Лидер этого типа особо не выделяется среди членов группы. Он воспринимается как «первый среди равных» в определенной сфере, наиболее удачливый или волею случая оказавшийся на руководящей должности. В целом же он, по мнению группы, живет, радуется, страдает, принимает правильные решения, делает ошибки и т.п., как и все другие члены коллектива;

Информация о работе Менеджер в качестве лидера