Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:22, курсовая работа
Цель данной работы – основные направления деятельности менеджера в современной организации.
В связи с поставленной в данной работе целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности профессии менеджера;
- определить профессиональные и личностные качества менеджера;
- проанализировать содержание труда менеджеров в различных сферах жеятельности.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Менеджер как профессия……………………………………………..5
1.1 Профессия менеджера в современном бизнесе…………………………...5
1.2 Возрастание роли менеджера в современном бизнесе……………………7
Глава 2. Профессиональные и личностные качества менеджера……………12
2.1 Структура профессиональных и личностных качеств менеджера………12
2.2 Содержание труда и функции менеджера…………………………………17
Глава 3. Особенности труда менеджера в различных сферах
деятельности……………………………………………………………………28
3.1 Менеджер в сфере туризма………………………………………………..28
3.2 Менеджер в сфере торговли……………………………………………….29
3.3 Менеджер по персоналу…………………………………………………....31
3.4 Менеджер в сфере производства………………………………………….34
3.5 Менеджер в сфере сервиса и услуг……………………………………….36
Заключение……………………………………………………………………..37
Список использованной литературы………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Менеджер как профессия……………………………………………
1.1 Профессия менеджера в
1.2 Возрастание роли менеджера в современном бизнесе……………………7
Глава 2. Профессиональные и личностные качества менеджера……………12
2.1 Структура профессиональных
и личностных качеств
2.2 Содержание труда и функции менеджера…………………………………17
Глава 3. Особенности труда менеджера в различных сферах
деятельности………………………………………………
3.1 Менеджер в сфере туризма………………………………………………..28
3.2 Менеджер в сфере торговли……………………………………………….29
3.3 Менеджер по персоналу…………………………………………………..
3.4 Менеджер в сфере производства………………………………………….
3.5 Менеджер в сфере
сервиса и услуг………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….38
Правильные принципы организации производства, оптимальные системы и процедуры играют важную роль. Однако производственный успех зависит от конкретных людей, их знаний, компетентности, квалификации, дисциплины, мотиваций, способности решать проблемы, восприимчивости к обучению. С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины «менеджмент» и «менеджер», быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как «управление», «управленческая деятельность», «руководитель», «директор». Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин «управление» имеет более широкий смысл. Вообще, «управление» – это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.
Актуальность темы данной работы заключается в том, что совершенствование менеджмента меняет задачи управления, функции и структуру соответствующих служб на предприятии. Так, одной из важнейших функций управления персоналом в связи с возросшей ролью человеческого фактора в современном производстве становится развитие нового поколения менеджеров, способных к эффективному управлению кадрами.
Для того чтобы предприятие работало эффективно, менеджеру необходимо правильно организовать труд работников, при этом постоянно контролируя деятельность работников, используя различные методы управления персоналом. Быть лидером, способным увлечь и повести за собой других.
Цель данной работы – основные направления деятельности менеджера в современной организации.
В связи с поставленной в данной работе целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности профессии менеджера;
- определить профессиональные
и личностные качества
- проанализировать содержание труда менеджеров в различных сферах жеятельности.
Глава 1. Менеджер как профессия
1.1 Профессия менеджера в современном бизнесе
Прежде чем говорить о менеджере и его функциях, надо ввести понятие «менеджмента». Этот термин произошел от американского «management» – управление. Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Это понятие более узкое и применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций.
Если немного раскрыть определение “менеджмента”, то мы увидим, что в него входит:
- изучение рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг и прогнозирование;
- производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью;
- управление персоналом,
следовательно, знание
По мнению многих специалистов, основная функция менеджмента – это умение достигать поставленных целей. В мелких фирмах эту роль выполняет сам директор, а в крупных – менеджер (организатор, управляющий, руководитель). С одной стороны, в связи с многоуровневой системой управления директор не может довести свои решения сам и контролировать их выполнение на более низких ступенях, к тому же, у него много других дел, более глобальных задач и проблем. С другой стороны, профессиональный менеджер решит многие проблемы зачастую лучше директора. Так что менеджер порой является важнейшим человеком на фирме. Можно привести следующий пример:
В 1981г. компания “Крайслер” пригласила на должность высшего управляющего известного профессионала-менеджера Ли Яккоку. Суть сделки состояла в том, что “Крайслер” в 1980г. понес убытки в размере 1,1 млрд. долл., оказавшись на гране банкротства. Ли Яккока в то время занимал 1-ое место в списке наиболее преуспевающих бизнесменов. Переговоры не ладились, т. к. Ли Яккока никак не соглашался на переход в «Крайслер» несмотря на фантастическую зарплату, предложенную ему. Разногласия состояли в правах его управления на «Крайслере». Пока эти права не были гарантированы, Ли Яккока слышать не хотел о переходе. В конце концов на «Крайслере» согласились с тем, что лучше дать неограниченные права человеку, знающему, как вывести компанию из кризиса, чем потерять престиж, а затем и компанию. И что же? За три года после упадка “Крайслер” достиг наивысшего уровня производства и качества автомобилей за всю историю своего существования, а с 1985г. от года к году стал отвоевывать дополнительную долю американского и мирового рынка.
Этот пример показывает, насколько важна профессия менеджера, и что может сделать профессионал в этом деле. Но чтобы достичь высокого уровня в управлении, надо четко знать свои функции и что под ними подразумевается.
Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:
- организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
- руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
- руководителю по отношению к подчиненным;
- администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др.
1.2 Возрастание роли
менеджера в современном
В настоящее время менеджеры являются одними из самых распространенных профессий. Причем, не только в нашей стране, но и во многих странах мира.
Менеджеры есть и в крупных компаниях, в магазинах, автосалонах и так далее. Возможно, еще несколько десятков лет назад профессии, которые теперь называются «менеджерами», назывались немного по-другому.
А это связано с несколькими причинами, одна из них – это новый уровень развития современного общества, развития бизнеса. Роль менеджера в современном мире очень важна. Причем важна роль не только этого специалиста, но и звена в целом.
Тема управленческой роли менеджера является актуальной и для современной науки управления и бизнеса. Считается, что в группе существуют три потребности – потребность в выполнении задачи, потребность в сохранении коллектива и индивидуальные потребности отдельных членов группы. Таким образом, образуются три плотности для исследования: деятельность организации, группа и личность. Все существующие подходы к описанию личности менеджера можно сформировать вокруг этих трех направлений.
Традиционным подходом, возникшим раннее других, является личностно-психологический. Он сформировался вокруг описания личностных черт управляющего, или лидера. Работы на эту тему можно встретить еще в начале ХХ века. В 70-х годах Ральфом Стогдиллом был выпущен справочник, в котором дается подробное описание психолого-личностных представлений о менеджере.
В организационно-психологическом подходе исследования фокусируются на деятельности и на управленческой роли менеджера. Так Е.Емельянов и С.Поварницына («Психология бизнеса») рассматривают роли менеджера в развивающейся организации. Подход, предложенный авторами, состоит в том, что существует цикличность развития организации. В развивающейся организации каждая из четырех ролей: предприниматель, менеджер, инвестор и лидер, постепенно и последовательно актуализируются как некий набор ролей, обязательно встречающихся в бизнес-процессе.
В социально-психологическом
подходе исследования фокусируются
на группе и групповых процессах.
Здесь возникает представление
о профессионально-
Роль управленца возникает при анализе управленческой ситуации. Что значит проанализировать ситуацию?
Во-первых, определить границы каждой ситуации. Границы ситуации задаются событием, которое ограничивает одну ситуацию от другой. Появление следующего события задает следующую границу и ситуацию.
Во-вторых, ситуация может быть описана в виде процессов. Проанализировать ситуацию – значит увидеть процессы в ситуации и определить их исходы.
Управленческие роли менеджера – это роль аналитика, проникающего в суть окружающих его процессов. Человек, владеющий этой ролью, определяет стратегические направления развития организации через прогноз процессов вовне и внутри организации.
Инструментом управленца является программирование.
Программирование – это умение многовероятностно формулировать возможное развитие событий. Среди ключевых компетентностей управленца, есть такие, как гибкость и нестандартность мышления, стратегичность, мотивация достижения, готовность к изменениям.
Многим известна история, когда путешественники, возвращаясь из джунглей в Европу, наблюдали маленького зверька – мангуста. Они описывали его странное поведение - мангуст по многу часов в день проводил на лужайке, выделывая различные пируэты и кувырки. Путешественники не могли понять, чем же этот зверек занимается.
Норберт Виннер, основатель кибернетики, впоследствии дал свою интерпретацию тому, что называлось «танцем мангуста». Он предположил, что зверек таким образом ведет бой с воображаемой коброй. Причем ведет его так, что всегда побеждает. Встреча с настоящей коброй для него лишь один из частных случаев того, что им было проиграно раньше. Поэтому мангуст всегда выигрывает.
Итогом анализа является представление о различного рода исходах в ситуациях. Следующий шаг - это определение того, что из этого можно рассматривать как цели, принятие решение об их достижении. В управленческой роли менеджера появляется целеопределение, целеполагание. Управленец отвечает на ключевой вопрос: «Что?»
Носители роли управленца – люди, которые способны через развитие креативности, через развитие особых свойств интуиции и импровизации, предвидеть будущие события. Люди аналитичные, процессуальные, они оказываются лучше подготовленными к будущему, чем другие.
Вот как отзываются такого рода управленцы о финансовом кризисе в России девяносто восьмого года. Еще задолго до начала кризиса они проигрывали разные варианты событий и спрашивали себя, как они будут готовы к ним. Когда управленцев такого рода спросили уже после августовских событий: «Это наверно как ушат ледяной воды на голову?», они ответили «Да пожалуй, но…после выхода из парной». Те, у кого не было этой парной, могли серьезно и надолго заболеть.
После определения управленческой роли менеджера, возникает вторая его роль – роль организатора. Что делает носитель этой роли?
Перед ним имеется набор тех или иных целей, которые должны быть превращены в результат. С точки зрения особенностей мыслительных процессов он движется в обратную сторону: от представления о будущем результате к сегодняшнему состоянию. То есть организатор представляет, как должен выглядеть результат, после этого определяется с помощью каких шагов, средств и способов он может получить его. Ключевой вопрос роли организатора – это вопрос: «Как?». После ответа на этот вопрос, он может сказать, реализация какой функции приведет к какой структуре организации.
Инструментом организатора является проектирование, структурирование, как описание пошагового движения к результату. Структурируя ситуацию, организаторы создают паттерны, гештальты из имеющихся и не существовавших ранее элементов.
Ключевые компетенции организатора - динамичность мышления, ориентация на результат, фасилитирование групповых процессов, эффективность взаимодействия с людьми, гибкость в общении.
Следующая роль, в структуре
управленческих ролей менеджера
– это роль администратора. Цель
администратора – оперативное управление,
поддержание бизнес-процессов
Ведущая деятельность – контроль, администрирование, распределение ресурсов и определение сроков. Необходимым для роли носителя роли администратора является умение контролировать и вести административный вид управленческой деятельности.
Для администратора все абсолютно вещественно. Есть ресурсы и ими можно распоряжаться. Эмоции здесь не в счет. В этом смысле понимание такой умственной собственности, как распоряжение является ключевым для администратора. Ключевые компетенции носителя роли администратора: системность мышления, способность планировать, ориентация на конкретный результат, способность вести переговоры и ответственность важны для процесса администрирования.
Деятельность администратора по функции напоминает посадочные огни для самолета. Самолет садится в темное время, и пилот видит только эти огни. Если их не будет, то вряд ли самолет вовремя и в нужном месте безопасно приземлится.