Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:22, курсовая работа
Цель данной работы – основные направления деятельности менеджера в современной организации.
В связи с поставленной в данной работе целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности профессии менеджера;
- определить профессиональные и личностные качества менеджера;
- проанализировать содержание труда менеджеров в различных сферах жеятельности.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Менеджер как профессия……………………………………………..5
1.1 Профессия менеджера в современном бизнесе…………………………...5
1.2 Возрастание роли менеджера в современном бизнесе……………………7
Глава 2. Профессиональные и личностные качества менеджера……………12
2.1 Структура профессиональных и личностных качеств менеджера………12
2.2 Содержание труда и функции менеджера…………………………………17
Глава 3. Особенности труда менеджера в различных сферах
деятельности……………………………………………………………………28
3.1 Менеджер в сфере туризма………………………………………………..28
3.2 Менеджер в сфере торговли……………………………………………….29
3.3 Менеджер по персоналу…………………………………………………....31
3.4 Менеджер в сфере производства………………………………………….34
3.5 Менеджер в сфере сервиса и услуг……………………………………….36
Заключение……………………………………………………………………..37
Список использованной литературы………………………………
Четвертая управленческая роль менеджера – это роль руководителя, или лидера. Его задача в сценировании реализовать конкретную идею.
Для него ведущей деятельностью
является мотивация других людей. Руководитель
объединяет ресурсы в рамках целей
посредством организации
Эффективность взаимодействия с людьми - отличающая особенность тех компетентностей, которые являются ключевыми. Для руководителя также важны инициативность, энергичность, способность эмоционально воздействовать на людей и руководить группой. Инструментом руководителя является сценирование. По сути, он работает через создание событий.
Глава 2. Профессиональные и личностные качества менеджера
2.1 Структура профессиональных и личностных качеств менеджера
К менеджеру любого уровня
предъявляются высокие
Менеджер-дипломат.
Среди навыков и умений
менеджера – способность
Менеджер-инноватор.
Производительность труда гораздо проще повысить на базе новой техники и технологий, чем постоянно ремонтировать старое оборудование.
Менеджер-управляющий.
От него в частности требуется:
- наличие общих знаний
в области управления
- компетентность в
вопросе технологии
- владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
- принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении.
Все же важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Что значит управлять людьми? Чтобы быть хорошим менеджером вам надо быть психологом. Быть психологом – значит знать, понимать людей и отвечать им взаимностью. В этом во многом поможет язык жестов и телодвижений. Изучив этот язык менеджер сможет лучше понимать людей, их действия, чем они обоснованы, сможет добиться взаимного согласия, доверия людей, а это самое главное. Это способствует заключению выгодных сделок и многому другому.
Кроме того, хороший менеджер должен быть и организатором, и другом, и учителем, и экспертом в постановке задач, и лидером, и человеком, умеющим слушать других... и все это только для начала. Он должен знать в совершенстве своих прямых подчиненных, их способности и возможности выполнения конкретной поручаемой им работы. Менеджер должен знать условия, связывающие предприятие и работников, защищать интересы тех и других на справедливой основе, устранять неспособных с целью удержания единства и правильности функционирования фирмы.
Но несмотря на почти идеальные качества, которыми должен обладать менеджер, он прежде всего человек. Со всеми его особенностями, особенностями его характера, формой взаимоотношения с другими людьми. Как всякому человеку, ему присущи характер и темперамент. От этого в большинстве случаев и зависит его стиль, метод, тип руководства.
1.Диктатор. Стиль управления, полностью ориентирован на производство и уделяющий мало внимания людям. Это жесткий курс администратора. Работа в таких условиях не приносит удовлетворения. Каждый пытается уйти из подчинения.
2.Демократ. Производительность труда у такого менеджера стоит на последнем месте. Принцип: «Надо быть всегда самим собой». Работнику обстановка нравится, но польза небольшая, весь пыл – в дебаты.
3.Пессимист. Девиз
«Не вмешиваться в ход событий»
4.Организатор. Самый продуктивный тип, учитывающий нужды производства, а также людей. Важнейшая характеристика – устремленность к инновациям, нацеленность на развитие организации. Предприятие при таком менеджере процветает. Но такое практически не реально.
5.Манипулятор. Менеджера этого типа удовлетворяет средняя производительность. Девиз: «Не хватать звезд с неба». Манипулирование людьми.
В зависимости от характера
работ к менеджеру
Исследуя политические,
социальные, экономические и психологически
Эти обобщения позволили авторам книги «Раскрепощенный менеджер» М. Вудкоку и Д. Фрэнсису предсказать те способности и умения, которые требуются от умелого менеджера в настоящее время и в будущем.
Их исследование позволило выделить одиннадцать отчетливых факторов, которые, очевидно, будут влиять на управленческую деятельность в ближайшие десятилетия:
1.Стрессы, давление
и неопределенность во все
большей мере присутствуют в
большинстве форм жизни
2.Эрозия традиционных ценностей привела к серьезному расстройству личных убеждений и ценностей. Поэтому от современных менеджеров требуется способность прояснить свои личные ценности.
3.Имеется широкая возможность
выбора. Поэтому от менеджеров
требуется четко определить
4.Организационные системы
не в состоянии обеспечить
все возможности для обучения,
требующиеся современному
5.Проблем становится все больше, и они все сложнее, в то время как средства их решения – зачастую более ограничены. Поэтому способность решать проблемы быстро и эффективно становится все более важной чертой управленческих навыков.
6.Постоянная борьба за рынки сбыта, энергетические ресурсы и прибыльность делают необходимыми выдвижение новых идей и постоянное приспосабливание. Поэтому руководители должны быть изобретательны и способны гибко реагировать на изменения ситуации.
7.Традиционные иерархические отношения затрудняются. Поэтому эффективное управление призывает к использованию навыков влияния на окружающих, не прибегая к прямым приказам.
8.Многие традиционные
школы и методы управления
исчерпали свои возможности и
не отвечают вызовам
9.Большие затраты и
трудности связаны ныне с
10.Возрастающие масштабы
изменений требуют развития
11.Сложные проблем
во все большей мере требуют
объединения усилий нескольких
людей, совместно
Этим одиннадцати пунктам должны придерживаться менеджеры, если они хотят, уцелеть и добиться успеха в грядущее десятилетие.
Рабочее определение способности эффективно управлять необходимо дать до того, как будут выявлены другие роли менеджера. Основываясь на данных ранее одиннадцати факторах это:
- способность управлять собой;
- четкие личные цели;
- упор на постоянный личный рост;
- навык решать проблемы;
- изобретательность и способность к инновациям;
- высокая способность влиять на окружающих;
- знание современных управленческих подходов;
- способность руководить;
- умение обучать и развивать подчиненных;
- способность формировать
и развивать эффективные
Поскольку каждая управленческая задача предъявляет те или иные конкретные требования, неправильно было бы считать, что каждый из вышеупомянутых факторов в равной мере относится к любой ситуации. Однако они действительно обеспечивают основу для оценки каждым работником своих возможностей по отношению к требованиям их работы. Когда какие-либо из этих навыков и способностей отсутствуют у менеджера, возникает ограничение.
Но в любом случае,
как было отмечено выше, к менеджеру
предъявляются большие
Хотя признание личного ограничения – это сама по себе движущая сила для перемен, но часто требуются и другие опыт и обучение, чтобы углубить свое понимание, приобрести новые навыки и подходы. Значительные изменения личности предполагают уверенность в себе, умение, поддержку и в первую очередь развитие умения делать все по-новому. Задача менеджера – найти способ проанализировать свои подходы и способности, проверить потенциал, научиться действовать по-иному. Каждому приходится учиться на собственном опыте; мало в чем можно убедить с помощью описаний, пока человек не почувствует и не познает это самостоятельно. Можно составить личный план действий, состоящий из нескольких основных этапов:
1.Выявить ограничения.
2.Оценить и обсудить их.
3.Преодолеть препятствия.
4.Приобрести новые умения.
5.Внедрить новые методы работы.
6.Проанализировать свое продвижение вперед.
В прошлом десятилетии люди, занимающиеся подготовкой и повышением квалификации менеджеров, разработали много практических методов, помогающих им развить и опробовать собственный стиль и способности. Почти всегда при этом руководители овладевают новыми навыками, углубляют понимание своей профессии, обнаруживают ранее скрытые способности. А непосредственное личное участие менеджера и обучение на собственном опыте – это самый плодотворный путь приобретения и успешного применения новых навыков.
2.2 Содержание труда и функции менеджера
Всю работу менеджера по управлению можно разделить на две части:
- управление деятельностью фирмы;
- управление людьми (персоналом),
В повседневной работе менеджер должен постоянно (а не случайно) получать результаты, иметь личный план работы, четко планировать деятельность подчиненных, делегировать им необходимые нрава и ответственность, обеспечивать четкую оценку деятельности подчиненных» обеспечить работу подразделения независимо от себя (например, подготовив заместителя), гордиться собой и подчиненными, желать сотрудничать, разрешать конфликты и т. д.
Во многом работа менеджера зависит от того, какому стилю руководства он отдает предпочтение. Слово «стиль» греческого происхождения. Первоначальное его значение — «стержень для писания на восковой доске», а позднее употреблялось в значении «почерк». Отсюда можно считать, что стиль руководства — это своего рода почерк в действиях менеджера.
Все определения стиля управления сводятся к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, то есть стиль — это система постоянно применяемых методов руководства.
Единство методов и
стиля руководства состоит в
том, что стиль служит формой реализации
метода. Менеджер с присущим только
ему стилем руководства в своей
деятельности может использовать различные методы управления (экономические,
организационно-
Однако стиль руководства — явление строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личностью. Регламентируется стиль личными качествами менеджера.
Выбор стиля руководства во многом зависит от того, какую задачу ставит перед собой менеджер;
- управлять — руководитель дает точные указания подчиненным и следит за выполнением его заданий;
- направлять — менеджер
управляет и наблюдает за
- поддерживать — менеджер оказывает сотрудникам помощь при исполнении ими заданий, разделяет с ними ответственность за правильное принятие решений;
- делегировать полномочия — менеджер передает пасть своих полномочий исполнителям» возлагает на них ответственность за принятие частных решений и достижение цели предприятия.
Формирование и развитие конкретного стиля руководства обусловлены рядом факторов.