Менеджер в современной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – основные направления деятельности менеджера в современной организации.
В связи с поставленной в данной работе целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности профессии менеджера;
- определить профессиональные и личностные качества менеджера;
- проанализировать содержание труда менеджеров в различных сферах жеятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Менеджер как профессия……………………………………………..5
1.1 Профессия менеджера в современном бизнесе…………………………...5
1.2 Возрастание роли менеджера в современном бизнесе……………………7
Глава 2. Профессиональные и личностные качества менеджера……………12
2.1 Структура профессиональных и личностных качеств менеджера………12
2.2 Содержание труда и функции менеджера…………………………………17
Глава 3. Особенности труда менеджера в различных сферах
деятельности……………………………………………………………………28
3.1 Менеджер в сфере туризма………………………………………………..28
3.2 Менеджер в сфере торговли……………………………………………….29
3.3 Менеджер по персоналу…………………………………………………....31
3.4 Менеджер в сфере производства………………………………………….34
3.5 Менеджер в сфере сервиса и услуг……………………………………….36
Заключение……………………………………………………………………..37
Список использованной литературы………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая профессия менеджера Катя (1).doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Четвертая управленческая роль менеджера – это роль руководителя, или лидера. Его задача в сценировании реализовать конкретную идею.

Для него ведущей деятельностью  является мотивация других людей. Руководитель объединяет ресурсы в рамках целей  посредством организации совместной деятельности людей. Часто носитель данной роли выступает в качестве некоего эталона, примера того, как может что-то делаться.

Эффективность взаимодействия с людьми - отличающая особенность  тех компетентностей, которые являются ключевыми. Для руководителя также  важны инициативность, энергичность, способность эмоционально воздействовать на людей и руководить группой. Инструментом руководителя является сценирование. По сути, он работает через создание событий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Профессиональные и личностные качества менеджера

 

2.1 Структура профессиональных  и личностных качеств менеджера

 

К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования. Можно выделить несколько ролей, в которых выступает менеджер:

Менеджер-дипломат.

Среди навыков и умений менеджера – способность ведения  переговоров выступает как значимое свойство. Сейчас менеджеры высшего звена тратят большую часть своего  времени  на  установление контактов.

Менеджер-инноватор.

Производительность труда  гораздо проще повысить на базе новой  техники и технологий, чем постоянно  ремонтировать старое оборудование.

Менеджер-управляющий.

От него в частности  требуется:

- наличие общих знаний  в области управления предприятием;

- компетентность в  вопросе технологии производства  в той отрасли производства, к  которой относится фирма по  виду и характеру своей деятельности;

- владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;

- принятие обоснованных  и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении.

Все же важнейшим требованием  к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Что значит управлять людьми? Чтобы быть хорошим  менеджером вам надо быть психологом. Быть психологом – значит знать, понимать людей и отвечать им взаимностью. В этом во многом поможет язык жестов и телодвижений. Изучив этот язык менеджер сможет лучше понимать людей, их действия, чем они обоснованы, сможет добиться взаимного согласия, доверия людей, а это самое главное. Это способствует заключению выгодных сделок и многому другому.

Кроме того,  хороший  менеджер должен быть и организатором, и другом, и учителем, и экспертом  в постановке задач, и лидером, и  человеком, умеющим слушать других... и все это только для начала. Он должен знать в совершенстве своих прямых подчиненных, их способности и возможности выполнения конкретной поручаемой им работы. Менеджер должен знать условия,  связывающие предприятие и работников, защищать интересы тех и других на справедливой основе, устранять неспособных с целью удержания единства и правильности функционирования фирмы.

Но несмотря на почти  идеальные качества, которыми должен обладать менеджер, он прежде всего  человек. Со всеми его особенностями, особенностями его характера, формой взаимоотношения с другими людьми. Как всякому человеку, ему присущи характер и темперамент. От этого в большинстве случаев и зависит его стиль, метод, тип руководства.

1.Диктатор. Стиль управления, полностью ориентирован на производство и уделяющий мало внимания людям. Это жесткий курс администратора. Работа в таких условиях не приносит удовлетворения. Каждый пытается уйти из подчинения.

2.Демократ. Производительность  труда у такого менеджера стоит на последнем месте. Принцип: «Надо быть всегда самим собой». Работнику обстановка нравится, но польза небольшая, весь пыл – в дебаты.

3.Пессимист. Девиз  «Не вмешиваться в ход событий». Случайные люди, назначенные кем-то.

4.Организатор. Самый  продуктивный тип, учитывающий нужды производства, а также людей. Важнейшая характеристика – устремленность к инновациям, нацеленность на развитие организации. Предприятие при таком менеджере процветает. Но такое практически не реально.

5.Манипулятор. Менеджера  этого типа удовлетворяет средняя производительность. Девиз: «Не хватать звезд с неба». Манипулирование людьми.

В зависимости от характера  работ к менеджеру предъявляются  различные требования.

Исследуя политические, социальные, экономические и психологические силы, действующие в странах, и изучая влияние этих сил на тех, кто занимает управленческие посты, можно прийти к полезным обобщениям об изменяющемся содержании работы руководителя.

Эти обобщения позволили авторам книги «Раскрепощенный менеджер» М. Вудкоку и Д. Фрэнсису предсказать те способности и умения, которые требуются от умелого менеджера в настоящее время и в будущем.

Их исследование позволило  выделить одиннадцать отчетливых факторов, которые, очевидно, будут влиять на управленческую деятельность в ближайшие десятилетия:

1.Стрессы, давление  и неопределенность во все  большей мере присутствуют в  большинстве форм жизни организаций.  Поэтому от умелых менеджеров  требуется способность эффективно  управлять собой и своим временем.

2.Эрозия традиционных  ценностей привела к серьезному расстройству личных убеждений и ценностей. Поэтому от современных менеджеров требуется способность прояснить свои личные ценности.

3.Имеется широкая возможность  выбора. Поэтому от менеджеров  требуется четко определить как  цели выполняемой работы, так и собственные цели.

4.Организационные системы  не в состоянии обеспечить  все возможности для обучения, требующиеся современному руководителю. Поэтому каждый менеджер должен  сам поддерживать постоянный  собственный рост и развитие.

5.Проблем становится все больше, и они все сложнее, в то время как средства их решения – зачастую более ограничены. Поэтому способность решать проблемы быстро и эффективно становится все более важной чертой управленческих навыков.

6.Постоянная борьба  за рынки сбыта, энергетические ресурсы и прибыльность делают необходимыми выдвижение новых идей и постоянное приспосабливание. Поэтому руководители должны быть изобретательны и способны гибко реагировать на изменения ситуации.

7.Традиционные иерархические  отношения затрудняются. Поэтому эффективное управление призывает к использованию навыков влияния на окружающих, не прибегая к прямым приказам.

8.Многие традиционные  школы и методы управления  исчерпали свои возможности и  не отвечают вызовам настоящего  и будущего. Поэтому требуются новые, более современные управленческие приемы, и многие менеджеры должны освоить иные подходы в отношении своих подчиненных.

9.Большие затраты и  трудности связаны ныне с использованием  наемных работников. Поэтому от  каждого руководителя требуется более умелое использование людских ресурсов.

10.Возрастающие масштабы  изменений требуют развития новых  подходов и борьбы с возможностью  собственного “устаревания”. Поэтому  менеджерам требуется умение  помочь другим в быстром изучении  новых методов и освоении практических навыков.

11.Сложные проблем  во все большей мере требуют  объединения усилий нескольких  людей, совместно осуществляющих  их решение. Поэтому менеджер  должен уметь создавать и совершенствовать  группы, способные быстро становиться  изобретательными и результативными в работе.

Этим одиннадцати пунктам  должны придерживаться менеджеры, если они хотят, уцелеть и добиться успеха в грядущее десятилетие.

Рабочее определение  способности эффективно управлять  необходимо дать до того, как будут выявлены другие роли менеджера. Основываясь на данных ранее одиннадцати факторах это:

- способность управлять  собой;

- четкие личные цели;

- упор на постоянный  личный рост;

- навык решать проблемы;

- изобретательность и  способность к инновациям;

- высокая способность влиять на окружающих;

- знание современных  управленческих подходов;

- способность руководить;

- умение обучать и  развивать подчиненных;

- способность формировать  и развивать эффективные рабочие  группы.

Поскольку каждая управленческая задача предъявляет те или иные конкретные требования, неправильно было бы считать, что каждый из вышеупомянутых факторов в равной мере относится к любой ситуации. Однако они действительно обеспечивают основу для оценки каждым работником своих возможностей по отношению к требованиям их работы. Когда какие-либо из этих навыков и способностей отсутствуют у менеджера, возникает ограничение.

Но в любом случае, как было отмечено выше, к менеджеру  предъявляются большие требования, которые хороший менеджер сможет удовлетворить только, если он будет постоянно совершенствоваться, ведь нет пределов мастерству.

Хотя признание личного  ограничения – это сама по себе движущая сила для перемен, но часто требуются и другие опыт и обучение, чтобы углубить свое понимание,  приобрести новые навыки и подходы. Значительные изменения личности предполагают уверенность в себе, умение, поддержку и в первую очередь развитие умения делать все по-новому. Задача менеджера – найти способ проанализировать свои подходы и способности, проверить потенциал, научиться действовать по-иному. Каждому приходится учиться на собственном опыте; мало в чем можно убедить с помощью описаний, пока человек не почувствует и не познает это самостоятельно. Можно составить личный план действий, состоящий из нескольких основных этапов:

1.Выявить ограничения.

2.Оценить и обсудить  их.

3.Преодолеть препятствия.

4.Приобрести новые умения.

5.Внедрить новые методы  работы.

6.Проанализировать свое  продвижение вперед.

В прошлом десятилетии  люди, занимающиеся подготовкой и  повышением квалификации менеджеров, разработали много практических методов, помогающих им развить и опробовать собственный стиль и способности. Почти всегда при этом руководители овладевают новыми навыками, углубляют понимание своей профессии, обнаруживают ранее скрытые способности. А  непосредственное личное участие менеджера и обучение на собственном опыте – это самый плодотворный путь приобретения и успешного применения новых навыков.

 

         2.2 Содержание труда и функции менеджера

 

Всю работу менеджера по управлению можно разделить на две части:

- управление деятельностью  фирмы;

- управление людьми (персоналом),

В повседневной работе менеджер должен постоянно (а не случайно) получать результаты, иметь личный план работы, четко планировать деятельность подчиненных, делегировать им необходимые нрава и ответственность, обеспечивать четкую оценку деятельности подчиненных» обеспечить работу подразделения независимо от себя (например, подготовив заместителя), гордиться собой и подчиненными, желать сотрудничать, разрешать конфликты и т. д.

Во многом работа менеджера  зависит от того, какому стилю руководства он отдает предпочтение. Слово «стиль» греческого происхождения. Первоначальное его значение — «стержень для писания на восковой доске», а позднее употреблялось в значении «почерк». Отсюда можно считать, что стиль руководства — это своего рода почерк в действиях менеджера.

Все определения стиля  управления сводятся к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, то есть стиль — это система постоянно применяемых методов руководства.

Единство методов и  стиля руководства состоит в  том, что стиль служит формой реализации метода. Менеджер с присущим только ему стилем руководства в своей  деятельности может использовать различные методы управления (экономические, организационно-административные, социально-психологические).

Однако стиль руководства  — явление строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личностью. Регламентируется стиль личными качествами менеджера.

Выбор стиля руководства  во многом зависит от того, какую  задачу ставит перед собой менеджер;

- управлять — руководитель  дает точные указания подчиненным и следит за выполнением его заданий;

- направлять — менеджер  управляет и наблюдает за выполнением  заданий, но обсуждает решения  с сотрудниками, просит их вносить предложения и поддерживает их инициативу;

- поддерживать — менеджер оказывает сотрудникам помощь при исполнении ими заданий, разделяет с ними ответственность за правильное принятие решений;

- делегировать полномочия  — менеджер передает пасть  своих полномочий исполнителям» возлагает на них ответственность за принятие частных решений и достижение цели предприятия.

Формирование и развитие конкретного стиля руководства обусловлены рядом факторов.

Информация о работе Менеджер в современной организации